Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST OF SCHOOL STUDENTS TO STUDYING OF THE SUBJECT "BASICS OF LIFE SAFETY"

Chernyavskaya N.M. 1 Aybazova L.B. 1 Inglik T.N. 1
1 FGBOU VO "Amur Humanitarian and Pedagogical State University"
Results of a research of formation of cognitive interest of school students to studying of the subject "Basics of life safety" (BLS) are presented in article. Questioning has shown that the BLS for most of school students are a little significant subject. The cognitive interest to studying of BLS is created at school students at the low or average level. Formation of the identity of safe type requires increase in cognitive interest to studying of safety issues. In article various incentives of formation of cognitive interest are considered: use at lessons of local history and regional maintenance of a training material, use of technologies of active training, including imitating games and a method of the analysis of concrete situations. Local history and regional material can be used for an illustration of theoretical provisions, development of tasks for group and individual work, the solution of situational tasks. By preparation for actions in dangerous situations the case method is of particular importance. Increase in level of cognitive interest to BLS is also promoted by application of imitating games. For studying of opportunities of formation of cognitive interest to studying of BLS the pedagogical experiment has been made. In an experimental class in the course of training local history and regional material, a method of the analysis of concrete situations, game technologies, practical methods of training was widely used. At lessons mainly group forms of the organization of work of pupils were applied. Results of an experiment have confirmed efficiency of formation of cognitive interest to BLS by means of active forms and methods of work.
school students
cognitive interest
basics of life safety

Вопросы безопасности населения в настоящее время являются приоритетными. Действующими нормативно-правовыми документами для учащихся общеобразовательных учреждений в целях формирования знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения личной и общественной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях, предусмотрено изучение курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Эффективность формирования культуры безопасности в процессе изучения ОБЖ зависит от ряда факторов, среди которых немаловажную роль играет сформированность у школьников познавательного интереса. Значимость познавательного интереса как движущей силы обучения подчеркивается в работах К.Д. Ушинского, Г.И. Щукиной, Н.Р. Морозовой и ряда других. В трудах Г.И. Щукиной понятие познавательного интереса является центральным и трактуется как избирательная направленность личности на процесс познания, обращенная к конкретной предметной области [1]. Выделяют три группы стимулов познавательного интереса, в том числе содержание учебного материала, формы организации деятельности учащихся на уроке, а также характер отношений между участниками образовательного процесса [2; 3].

Специфика предмета изучения в курсе ОБЖ требует подбора определенных методов и форм работы с учащимися, позволяющих повысить познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, мотивировать к более активной работе на уроке. Формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ является необходимым условием повышения эффективности обучения, воспитания культуры безопасности и качеств личности безопасного типа в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Целью данной работы является изучение познавательного интереса школьников к изучению ОБЖ, а также выявление эффективных методов и форм работы с учащимися, способствующих формированию познавательного интереса.

Материал и методы исследования. Исследование основано на изучении психолого-педагогической и методической литературы. При проведении эмпирического исследования были использованы следующие методы: педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование с помощью опросника Дубовицкой Т.Д. [4], методы математической обработки полученных данных, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное в рамках исследования анкетирование 201 учащегося восьмых-десятых классов показало, что для большинства опрошенных школьников ОБЖ, несмотря на серьезность и очевидную важность рассматриваемых вопросов, является малозначимым предметом. В иерархии значимости 13 учебных предметов, предложенных для ранжирования школьникам, ОБЖ, по мнению учащихся 8-9 классов, располагается на 11 месте, а по определению учащихся 10 класса – на 10 месте. На рисунке 1 показано обобщенное по выборке место ОБЖ в иерархии важности учебных предметов.

Рис. 1. Иерархия значимости учебных предметов для испытуемых (места)

Как следует из диаграммы, на первом месте по значимости для школьников стоят математика и русский язык. Далее следуют обществознание и иностранный язык. В следующую группу значимости вошли физическая культура, биология, история и физика. ОБЖ в обобщенном рейтинге значимости предметов располагается на 11 месте. Менее значимыми, чем «Основы безопасности жизнедеятельности», для школьников являются лишь литература и технология. Среди факторов, определяющих значимость того или иного предмета, учащимися были названы необходимость сдачи в будущем единого государственного экзамена для поступления в высшие учебные заведения, потребность в знаниях для приобретения профессии, интерес к конкретной предметной области, профессиональные и личностные качества педагогов.

Поскольку ЕГЭ и внутривузовские вступительные испытания по ОБЖ не проводятся, важность данного предмета для школьников может определяться почти исключительно познавательным интересом к изучению вопросов безопасности. Вместе с тем анкетирование показало, что большая часть школьников (63,68%) к изучению ОБЖ относятся равнодушно. 76,12% опрошенных отметило, что им достаточно тех знаний по ОБЖ, которые они получают на уроках. Для 73,13% школьников оценки по данному предмету важнее, чем получаемые знания. Только 37,31% учащихся указало, что ОБЖ им интересен и они хотели бы получать по данному предмету больше знаний.

В соответствии с результатами тестирования по опроснику Т.Д. Дубовицкой у 43,28% школьников установлен средний уровень значимости ОБЖ для развития личности, у остальных учащихся – низкий уровень. В обследованной выборке не выявлено ни одного школьника с высоким уровнем значимости данного учебного предмета. При этом, как следует из ответов испытуемых, как правило, учебная деятельность по ОБЖ определяется не столько внутренними факторами, в том числе познавательным интересом, сколько внешними – направленностью на получение высоких отметок и требовательностью преподавателя. В этой связи вопрос о методах и формах работы на уроке, а также особенностях содержания учебного материала, способствующих формированию познавательного интереса к изучению ОБЖ, весьма актуален.

Широкие возможности для усиления познавательного интереса создает использование на уроках ОБЖ краеведческого и регионального материала, особенно при проведении занятий в рамках раздела «Безопасность в опасных и чрезвычайных ситуациях». Учет региональных особенностей имеет большое значение в подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Каждый регион характеризуется определенными физико-географическими и климатическими условиями, а также размещением промышленных объектов, создающих угрозу возникновения определенных видов ЧС.

Хорошо известно, что примеры «из жизни», рассказы учителя о реальных событиях, которые произошли в родном крае или соседних субъектах Российской Федерации, повышают уровень познавательного интереса и активизируют внимание учащихся на уроках в тех случаях, когда оно начинает ослабевать. Краеведческий и региональный материал можно использовать различными способами, например в качестве примеров, подтверждающих теоретические положения изучаемого материала. При этом возможно не только использование словесного описания событий, но и демонстрация иллюстраций, которые позволят учащимся увидеть и прочувствовать мощь природы и беззащитность человека перед ней.

Однако предпочтительнее использование регионального и краеведческого материала в форме заданий для групповой или индивидуальной работы для более активного включения учащихся в деятельность и предупреждения эффекта пассивного слушания. Например, представляет интерес включение в структуру урока выполнения заданий по местным статистическим материалам. Например, при проживании в пожароопасном регионе учащимся может быть предложено задание с использованием диаграммы, содержащей данные о динамике пожаров за определенный период: «Используя диаграмму, проанализируйте динамику лесных пожаров на данной территории в 1970–2012 годах. Определите периоды, когда количество и площадь лесных пожаров были максимальными. Предположите, какими факторами в эти периоды было обусловлено увеличение площади и количества лесных пожаров». Применение заданий такого типа не только знакомит учащихся с пожароопасной ситуацией в лесах региона проживания, но и способствует формированию универсальных учебных действий, формированию навыков работы с графическими источниками информации, анализа и обобщения сведений.

Применение дополнительных материалов, характеризующих региональные особенности опасных и чрезвычайных ситуаций, позволяет повысить уровень познавательного интереса к изучению учебного предмета, истории, природы края и региона, расширению кругозора и формированию понимания приоритетности вопросов безопасности.

Среди технологий, способствующих активизации мыслительной деятельности и усилению познавательного интереса к изучению ОБЖ, следует назвать метод анализа конкретных ситуаций (МАКС, кейс-метод). МАКС представляет собой педагогическую технологию проблемно-ситуационного типа, предполагающую использование в учебном процессе реальных (или близких к реальным) ситуаций различного характера с последующим их анализом, оценкой, принятием обоснованных решений. При этом под конкретной ситуацией понимается описание реального события, используемое в учебных целях. Рассмотрению технологии МАКС посвящены работы Матохина Д.А. [5], Мастеницы Е.Н. [6] и других. Мастеница Е.Н. классифицирует ситуационные задачи по учебной функции на ситуации-проблемы, ситуации-оценки, ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения [6]. Отдельные типы конкретных ситуаций могут быть использованы на различных этапах урока ОБЖ для достижения определенных дидактических целей, в том числе актуализации проблемы, формирования навыков анализа опасных ситуаций и принятия решения, а также оценки правомерности принятых решений.

Источниками материала для составления задач могут быть художественная и публицистическая литература, оперативная информация из средств массовой информации, интернет-ресурсы, а также статистические и научные публикации. При разработке ситуационных задач также может быть использован краеведческий и региональный материал, в том числе воспоминания очевидцев различных чрезвычайных событий, документальные материалы.

Ситуационные задачи, составленные на основе реальных событий, вызывают наибольший познавательный интерес и эмоциональный отклик учащихся, заставляют их задуматься о хрупкости и ценности человеческой жизни, что дополнительно мотивирует к изучению предмета. Поэтому при использовании ситуационных задач следует отдавать предпочтение именно конкретным, а не обобщенным учебным ситуациям. Кроме того, в такие ситуационные задачи могут быть включены избыточные сведения, способствующие формированию навыков анализа опасных ситуаций и принятия решений в условиях, приближенных к реальным.

Большим потенциалом в контексте формирования познавательного интереса к изучению ОБЖ обладают игровые технологии. В настоящее время становится популярным термин «геймификация образования», которым обозначают широкое использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания для повышения уровня мотивации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу и предмету, повышения уровня усвоения предлагаемых сведений [7; 8]. Для формирования познавательного интереса к ОБЖ наряду с традиционными викторинами, путешествиями по станциям, различными головоломками необходимо более широко применять имитационные игры, позволяющие обеспечить психологическую готовность учащихся к чрезвычайной ситуации, а также сформировать и закрепить навыки поведения в опасной ситуации. Простейшим примером имитационной игры является игра «Вызов службы спасения по телефону». Имитационные игры могут быть использованы при рассмотрении вопросов безопасности в криминогенных и наркогенных ситуациях, в условиях автономного выживания в природе, при закреплении навыков оказания первой помощи пострадавшим. Такие игры могут рассматриваться как ситуативно-вариативные упражнения, создающие возможности для многократного повторения и отработки навыков поведения в опасной ситуации, максимально приближенной к реальным.

Одним из направлений изменений, происходящих в образовательной среде в настоящее время, является повсеместное применение мультимедиа и компьютерных технологий. В работах ряда авторов отмечается положительное влияние применения мультимедийных средств обучения (МСО) на познавательную активность учащихся и эффективность учебно-воспитательного процесса [9]. Анкетирование 20 педагогов-организаторов ОБЖ показало, что применяет МСО на каждом уроке 15% опрошенных, еще 45% - время от времени, по мере необходимости. Наибольшее число педагогов (55%) применяет МСО для демонстрации учебных фильмов. На втором месте по частоте – использование мультимедиапрезентаций, в которых представлен основной учебный материал урока (45%). 40% педагогов применяет мультимедиаоборудование для демонстрации иллюстративного материала – слайдов, фотографий, рисунков. Однако эффективность применения МСО на занятиях может быть снижена за счет методических ошибок, к числу которых можно отнести недостаточную методическую подготовленность преподавателя; неправильное определение дидактической роли и места МСО в структуре занятия; несоответствие выразительных возможностей МСО их дидактической значимости; бесплановость, случайность их применения; перегруженность занятия демонстрацией.

Анкетирование учащихся свидетельствует о том, что более высокий уровень познавательного интереса к изучению ОБЖ отмечается в тех случаях, когда на уроках рассматриваются чрезвычайные события, произошедшие в стране или регионе, используются метод анализа конкретных ситуаций, игровые технологии, практические методы, МСО, регулярно осуществляется проверка знаний учащихся, в деятельности учителя сочетается требовательность и увлеченность своим предметом, готовность к организации диалога и созданию доверительной атмосферы в классе.

Для изучения возможностей формирования познавательного интереса к изучению ОБЖ на протяжении одного учебного года был проведен педагогический эксперимент с участием двух восьмых классов. В контрольном классе обучение осуществлялось с использованием традиционных форм и методов обучения. В экспериментальном классе в процессе обучения широко использовался краеведческий и региональный материал, метод анализа конкретных ситуаций, игровые технологии, в том числе имитационные игры, практические методы обучения, мультимедийные средства обучения. На уроках применялись преимущественно групповые формы организации работы учащихся как наиболее соответствующие особенностям подросткового возраста. Результаты входного и итогового тестирования учащихся приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Интерес учащихся к изучению ОБЖ по результатам входного (ВХ) и итогового (ИТ) тестирования (%): к – контрольный класс, э – экспериментальный класс

Как показали результаты тестирования учащихся, в начале эксперимента соотношение учащихся с низким и средним уровнем интереса к изучению ОБЖ в контрольном и экспериментальном классах было примерно одинаковым. По окончании эксперимента в контрольном классе соотношение незначительно изменилось, возможно, за счет смены преподавателя. В экспериментальном классе число учащихся с низким уровнем интереса к изучению ОБЖ существенно снизилось, напротив, доля школьников со средним уровнем интереса увеличилась, кроме того, у 29,63% обучающихся данного класса познавательный интерес к ОБЖ повысился до высокого уровня.

Выводы. Для достижения цели по формированию личности безопасного типа необходимо повышение уровня познавательного интереса школьников к изучению ОБЖ, которого можно достичь более широким использованием в обучении технологий активного обучения, в том числе метода анализа конкретных ситуаций, практических методов, игровых технологий, МСО, а также применением учебного материала краеведческого и регионального характера. Занятия с использованием игровых технологий, метода анализа конкретных ситуаций и грамотным использованием МСО вызывают интерес и положительную учебную мотивацию у школьников, что позволит оптимизировать образовательный процесс и положительно повлиять на формирование культуры безопасности у школьников.