Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

IMPLEMENTATION OF THE CONTEXT APPROACH TO TRAINING OF STUDENTS OF THE DIRECTION «MARKETING» THROUGH THE METHOD OF TRAININGS

Klyueva M.I. 1 Korneeva I.V. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod
The article actualizes the problem of implementing the contextual approach in teaching. The author considers the effectiveness of the contextual approach in vocational training of students studying in the direction of "Marketing". Analysis of the educational potential of the contextual approach is given by the author in comparison with the competence orientation of education in the conditions of higher education. The article analyzes the principles of both approaches, compared their essential characteristics. Also, the article presents ways of implementing a contextual approach based on the use of active teaching methods. The method of training is considered by the author from the standpoint of modern innovative educational tools that allow integrating the principles of contextual learning into a professionally oriented educational environment. In the article fragments of trainings for students studying in the direction "Marketing" are presented. The current realities of the development of higher professional education are oriented towards the account of the growing demands of the productive sphere of social relations. The change in the qualitative and quantitative characteristics of the competitive environment of the professions makes demands on the correspondence of future specialists to the framework of dynamic models of professional activity. The author analyzes the imperatives of implementing the contextual approach, showing that this approach as the basic one in training a new type of specialist maximally promotes the development of subjectivity and is realized through active teaching methods.
contextual approach to training
students
direction «marketing»
competence approach
principles
training
active methods
integration into the simulated field of the profession
dynamic model of professional activity
professionally-oriented environment

Еще недавно компетентностно-ориентированная образовательная парадигма обозначила возрастающую роль профессиональных компетенций, актуализирующих деятельностный потенциал личности студента посредством его деятельностного познавательного проявления в собственном творческом опыте, позволяющем сохранить и преумножить эффективность начального этапа профессиональной самореализации. Тем не менее совершенствование профессионального образования шагнуло сегодня к подготовке специалиста нового типа, включенного в образовательную среду, реализующую освоение профессионального поля будущего специалиста, учитывающего субъектный характер деятельности [1].

Традиционные подходы в образовании, основанные на передаче готового знания обучающимся, на сегодняшний день не удовлетворяют требованиям конкурентоориентированной профессиональной среды, предписывающей высшему образованию формирование высококвалифицированного специалиста, способного к самостоятельному синтезу нового знания, а также включенного в образовательный процесс в контексте субъект-субъектных отношений.

Цель. В связи с этим считаем, что для решения задач, связанных с данной проблематикой, необходимо обратиться к инновационному педагогическому опыту в рамках высшего профессионального образования, оперирующему достаточно большим количеством разнообразных подходов, среди которых в настоящее время особое внимание приковано к таким, как компетентностный, ситуационный, полипарадигмальный, контекстный, субъектно-деятельностный и др. [2].

Материалы и методы исследования. Согласно мнению многих ученых, смещение знаниевого акцента на компетентностно-ориентированный предвосхищает оформление в методологии принципов, регулирующих формирование компетенций будущего профессионала, удовлетворяющих современным требованиям профессиональных стандартов [3].

Тем не менее тенденции развития профессионального образования продолжают и по сей день быть направленными на постоянное совершенствование активизации образовательного процесса, в ходе которого становится возможной наиболее эффективная реализация предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности, характера социальных отношений внутри ее системы, а также внедрение инновационной методологии на основе включения будущих специалистов в профессиональное поле за счет субъектного характера деятельности.

Такая концепция получила название концепции контекстного обучения, реализующего принципы так называемого погружения в моделируемое профессиональное поле, при котором образовательная среда вуза начинает уже регулироваться иными принципами, рассмотренными нами в контексте образовательного направления «Маркетинг» (табл.).

Несомненна важность принципов контекстного подхода для обучающихся по направлению «Маркетинг». Так, например, принцип формирования познавательной активности на основе самостоятельного творческого подхода и включенности в доступный образовательный контент будет отражать особенности организации коммуникативной профессиональной среды для обучающихся по данному направлению, специфическая особенность контекстного подхода в рамках которой состоит в коммуникативно-профессиональных связях (в том числе и иноязычных) практически со всеми профессиональными областями.

Принципы компетентностного и контекстного подходов в образовании и их взаимодействие

№ п/п

Принципы

Чем дополняют друг друга

Компетентностный подход

Контекстный подход

1.

- развития творческого (креативного) начала личности, подразумевающего самоактуализацию и самореализацию личностного потенциала в творческом опыте

- принцип психолого-педагогического обеспечения включенности студента в профессионально ориентированное образовательное поле;

-принцип формирования познавательной активности на основе самостоятельного творческого подхода и включенности в доступный образовательный контент

Императив творческой направленности дополнен в рамках контекстного подхода расширением спектра моделирования ситуаций, отражающих профессиональный контекст, за счет инновационной методологии

2.

- профессиональной мобильности, основанной на способности личности к быстрому профессиональному самосовершенствованию в условиях конкуренции и развития квалификационных требований

- принцип реализации взаимодействия кросскультурных контекстов в рамках международного сотрудничества и конкурентоспособности будущих маркетологов на профессиональном рынке

Профессиональная мобильность, которая также регулируется рамками принципов контекстного подхода, обогащена кросскультурным контекстом, направленным на формирование толерантного сознания будущего профессионала, осознания ценности национального самосознания в процессе сотрудничества и самопрезентации на рынке труда и услу

3.

- модульности, моделирования и непрерывности профессионально направленного образования, дающего возможности осуществления целостности образовательных маршрутов и их взаимосвязи с формированием профессионально важных качеств

- принцип непрерывного взаимодействия с информационной средой (в том числе иноязычной);

-принцип партнерства и сотрудничества, отвечающий тенденции поликультурного образования

Расширены границы моделирования, направленного на реализацию возможности контекстного подхода в формировании индивидуальных профессиограмм специалиста, учитывающих его индивидуальные достижения, характерологические качества и свойства, необходимые в данной профессии.

4.

- адаптированности профессионального образования к условиям динамично изменяющихся показателей потребностей социума и экономического рынка

- принцип самопобуждающего и самоорганизуемого действия, показывающего способность будущего маркетолога к плюралистичности решения в зависимости от профессиональной ситуации

Данный принцип позволяет увеличить возможности будущего профессионала за счет высокого уровня адаптации к условиям профессиональной деятельности, стабильность и эффективность которой будет коррелировать со способностью специалиста находить или продуцировать множество истинных и креативных решений для любой профессиональной ситуации

 

Принцип интегративности контекстов позволяет отметить, что для студентов, обучающихся по направлению «Маркетинг», образовательная среда, формируемая на основе методологии контекстного подхода, имеет достаточно специфическое воздействие, так как будущий маркетолог должен проявить профессионализм как в своей профессиональной области, так и в любой другой, для которой маркетинг имеет прикладное и развивающее значение. А, к примеру, принцип последовательного моделирования, обусловливающий методологию обучения в рамках контекстного подхода, позволяет выстраивать индивидуальные образовательные маршруты будущих маркетологов, чем существенно повышает возможности поступательного формирования их профессионального портфолио [4, с. 42].

Таким образом, анализируя императивы реализации контекстного подхода, мы видим, что данный подход как базовый в обучении нового типа специалиста максимально способствует развитию субъектности и реализуется через активные методы обучения (рис. 1).

Рис. 1. Инновационные методы и технологии в рамках контекстного подхода

Данные методы изначально ориентированы на процесс профессионального саморазвития студентов вуза и успешную начальную профессиональную самореализацию, что предполагает использование широкого ряда инновационных методов и технологий, способствующих повышению профессиональной мотивации и формированию необходимых профессиональных компетенций.

Результаты исследования и их обсуждение. Активные методы являются, в определенной части, современными инновациями и продуктивно используются в образовательном процессе высших учебных заведений. Среди активных методов (деловая игра, case-study, проблемные ситуации и пр.) для студентов - будущих маркетологов особое значение имеет метод тренингов, позволяющий не только эффективно обеспечить включенность студентов в профессионально ориентированный контекст, но и способствует активной результативной «отработке» (на основе формируемых навыков и компетенций) широкого спектра различных решений профессиональных ситуаций, правильность которых будет опосредована условиями и факторами моделируемого профессионально ориентированного поля, в которое «погружается» студент. Таким образом, в рамках метода тренингов воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделируется система связей, характерная для данного вида профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что в настоящее время, которое для профессионалов определено требованиями конкурентоспособности на международном рынке труда и услуг, большое внимание уделяется формированию иноязычной профессиональной компетенции, что для будущих маркетологов предопределяет не только конкурентоспособность в их профессиональной сфере, но и знание особенностей предметного и содержательного компонента той профессиональной деятельности, в рамках которой предстоит реализоваться маркетинговому компоненту. Это накладывает определенный отпечаток на методику подготовки таких специалистов, которая объясняется не только собственно реализацией активных методов (в частности, тренингов по данному направлению), но и тщательной разработкой содержания самих тренингов, отражающих специфику различных прикладных профессиональных областей [5].

Так, например, рассмотрим варианты так называемых закрытого и открытого тренинга.

«Маркетинг на конкретном предприятии: владение маркетинговыми инструментами».

Предлагаемое задание: разработать и реализовать методики маркетинговых инструментов, адаптировав их к формату тренинга для отдела маркетинга предприятия (для тренера), и осуществить выполнение (для будущих специалистов).

Например,

инструменты стратегического планирования (strategic planning tools):

1-я группа отдела предприятия: SWOT- analysis:

- strength (сильные стороны) – факторы внутренней среды, оказывающие положительное воздействие: market experience (опыт на рынке), strong leadership (уверенное лидерство на рынке), good reputation among customers (хороший имидж среди потребителей);

- weaknesses (слабые стороны) – факторы внутренней среды, оказывающие отрицательное воздействие: a weak brand name (слабо развит бренд), lack of access to key distribution channels (слабый доступ к ключевым каналам распределения), project is very complex (проект очень сложный);

- opportunities (возможности) – факторы внешней среды, оказывающие положительное воздействие: an unfulfilled customer need (неудовлетворенная покупательская потребность), loosening of regulations (послабление административных норм/требований), removal of international trade barriers (устранение барьеров на пути к международному рынку);

- threats (угрозы) – факторы внешней среды, оказывающие отрицательное воздействие: new regulations (новые административные меры регулирования), increasing international trade barriers (растущие барьеры в международной торговле), competitors have a similar product (у конкурентов похожий продукт).

1-я группа отдела предприятия: STEP/PEST- analysis (analysis of environmental factors):

- political (политические): tax policy (налоговая политика), employment laws (трудовое законодательство), political stability (политическая стабильность) и пр.;

- economic (экономические): economic growth (экономическое развитие), exchange rates (курсы обмена валют), inflation rate (индекс инфляции);

- social (социальные): population growth rate (темп роста населения), age distribution (распределение населения по возрасту), law changes affecting social factors (изменения в законодательстве, влияющие на социальные факторы);

- technological (технологические): research funding (финансирование исследований), intellectual property issues (вопросы интеллектуальной собственности), innovation potential (потенциал инноваций).

Варианты закрытых тренингов (для малых специализированных групп специалистов) позволяют реализовывать принципы контекстного обучения на основе поиска креативных решений, партнерства и сотрудничества, погруженности в выполнение конкретной задачи профессионального поля и т.п. Среди таких тренингов можно эффективно использовать «Проведение совещаний», «Исследования в маркетинге», «Действия маркетолога в решении универсальных задач» и т.д.

Однако метод тренингов для будущих маркетологов зачастую относят к той категории методов, посредством которых реализуется достаточно большой объем знаний для большой аудитории (открытый тренинг). Для таких тренингов подходят «Организация работы предприятия», «Управление временем (time management), «Брендинг и ребрендинг» (платформа бренда (описание свойств бренда - a brand platform), партнерство двух брендов - co-branding и др.). В процессе открытых тренингов достаточно наглядно реализуются принципы интеграции контекстов, непрерывности образования и последовательного моделирования среды, профессионального поля, а также самопобуждающего и самоорганизуемого действия, развивающего способность обучающихся к поиску плюралистичности решений в зависимости от прикладного момента профессиональной ситуации или профессиональной области.

Исходя из того что открытые тренинги являются относительно краткосрочными и «собирающими» незнакомых (до начала тренинга) людей, данная разновидность тренингового метода будет эффективно способствовать реализации принципа коммуникативной направленности в формировании стратегической и дискурсивной компетенции, что особенно важно в условиях межкультурной коммуникации, а требования к компактности и простоте в подаче содержания будет обеспечивать учет принципа включенности в доступный образовательный контент и кросскультурности контекста (например, «Поиск потребительского сегмента», «Разработка рекламного сообщения», «Концепция AIDA» и т.д.).

Обобщая потенциал контекстного подхода методом тренингов, используемых в обучении студентов направления «Маркетинг», считаем необходимым отметить, что использование данного подхода имеет свои специфические особенности, созвучные процессам глобализации на современном этапе социально-экономического развития. В ходе формирования профессиональных компетенций будущих маркетологов к таким специфическим особенностям относят компоненты маркетинговой культуры и этики, маркетингового имиджа и маркетинговой стратегии, имеющие в своей основе обращенность к различным целевым объектам (аудитории), от которых прямо или косвенно зависит успешность будущей профессиональной деятельности маркетолога.

Контекстный подход, подразумевающий методологию реализации тренингов, является действенным инструментом включения будущих маркетологов в профессиональное поле на основе той специфики, которая является результатом именно современных тенденций рыночной экономики. Это выражается в освоении таких структурных компонентов профессионального поля, как изучение конкурентной среды, тренды в маркетинге и менеджменте, анализ реакции и поведенческой деятельности потребителей и мн. др. [6].

В настоящее время успешность овладения маркетинговыми стратегиями в контексте реализации обучающих тренингов опосредована такими возможностями контекстного подхода, как совершенствование компетентности в формировании бренда и брендинга, имеющего свои истоки в таких явлениях, как глобализация, а также смещение акцента на сервисную экономику, неопределенность и неустойчивость спроса, непостоянство внешней среды и т.д., что позволяет будущему маркетологу успешно разрабатывать концепцию маркетинга [7].

Все эти особенности лежат в основе современной организации тренингов, реализуемых в рамках контекстного подхода, и являются приоритетными на всех этапах самого процесса:

- разработки маркетинговой стратегии;

- анализа и определения признаков отличия и уникальности маркетинговых приемов;

- разработки идеолого-методологических основ маркетинговой концепции;

- формирования системы признаков, позволяющих дифференцировать методологию маркетинга в профессиональной среде.

На всех этапах освоения профессиональных компетенций, обеспечивающих успешность позиций разрабатываемой маркетинговой стратегии, контекстный подход позволяет процессу обучения быть направленным на формирование максимального соответствия реалиям будущей профессии.

В этой связи к достаточно популярным в настоящее время относятся такие виды тренинга, как маркетинговый театр, который по существу является активным вариантом реализации технологии Case Study. Такой вид тренинга может быть реализован как индивидуально, так и в условиях группы и, как правило, ориентирован на формирование компетенций, обеспечивающих успешность публичных выступлений, спичей, презентаций и т.п.

Например, рассмотрим вариант структуры такого тренинга.

Маркетинговый театр с использованием практико-ориентированных технологий коучинга ICF, включающих освоение профессиональных компетенций методом актерских техник, элементов эвритмии (рис. 2).

Условия организации пространственной среды тренинга: эмоциональная и энергичная атмосфера, максимальная вовлеченность студентов в контекст профессионального поля, обеспечение высокой мотивации и инициативности студентов, готовности к практической деятельности в условиях импровизированной сцены.

Планируемые результаты:

- овладение умением выступать публично;

- формирование потребности быть «на высоте» при любой аудитории;

- овладение умением чувствовать себя свободно и непринужденно в условиях публичных выступлений;

- формирование индивидуального стиля в условиях публичного общения;

- формирование умения руководить настроением аудитории в условиях общения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Рис. 2. Методические приемы в рамках тренинга «Маркетинговый театр»

Разнообразие методологических приемов, погружающих будущего маркетолога в профессиональную среду, позволяет в рамках контекстного подхода удовлетворить требованиям профессии в условиях рынка труда и услуг. Благодаря систематическому включению студентов в контекст профессиональной среды уже на начальном этапе профессиональной самореализации формируются такие структурные компоненты профессиональной компетентности, как:

- компетентность перспективной разработки планов, позволяющих поднимать продажи на процент, который определен в процессе бизнес-планирования;

- прогнозирование сбыта и ценообразования на требуемый период;

- подготовка и реализация рекламной кампании, способной обеспечить увеличение рыночной доли;

- создание лидирующего бренда, ребрендинга;

- обеспечение окупаемости вложений предприятия в рекламно-маркетинговую деятельность, разработку маркетинговой стратегии;

- успешное разрешение проблемных ситуаций (например, связанных с недостаточным или падающим сбытом), коррелирующих с затратами предприятия в пределах рекламного бюджета, и пр. [8, с. 58; 9].

Вывод. Таким образом, методология тренингов, интегрируемая в контекстный подход при обучении студентов, осваивающих образовательные программы по направлению «Маркетинг», является одним из важнейших факторов маркетингового образования, благодаря которой формируется особая структура предмета, предопределяющая гарантированный результат производственных маркетинговых мероприятий. Благодаря этому на этапе обучения в вузе у будущих профессионалов формируется особый тип мышления, который включает несколько составляющих: финансовую (характеризующую способность маркетолога просчитать, предвидеть ситуацию, успешно развить ее в рамках финансовой политики предприятия), стратегическую (обеспечивающую плюралистическое видение при разработке маркетинговой стратегии), а также философскую (характеризующую способность будущего профессионала к разработке глобальных маркетинговых концепций, основанных на понимании философии маркетинга) [10].

Анализируя вышесказанное, можно выявить взаимосвязь между исследуемыми подходами, показав, что, с одной стороны, контекстное обучение является эффективным средством реализации компетентностного подхода, а с другой - рассматривается как самостоятельный концепт методологии, увеличивающий потенциал средств, способов и путей формирования профессиональных компетенций. С таких позиций компетентность будущего специалиста будет являться результатом образовательной деятельности, а контекстный подход – гарантией обеспечения учета и удовлетворения растущим требованиям профессии.