Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ATTITUDE OF TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE TO VARIOUS INNOVATIVE PROGRAMS, TECHNOLOGIES AND METHODS

Firsin S.A. 1 Lipskiy E.V. 2
1 Academy of Social Management (ASOU)
2 Russian University of Transport (MIIT)
The study is devoted to the use of new modern methods of physical education by teachers in physical education and sports. In the article numerous author's researches on studying of the attitude of teachers of physical training to various innovative programs, technologies, techniques are resulted. The results of the research made it possible to form a special point of view for the innovative activity of teachers of physical culture among the teachers of the Russian University of Transport (MIIT). Researchers for the organization of monitoring the health of students during the entire period of physical training was introduced method Mediskrin. The authors of the article developed and introduced into the practice of the Russian University of Transport (MIIT) the projects of humanistic programs for health improvement, education, integral development of the individual, organization of leisure for students under the name "Spartian Games", "Multicreative games", allowed the development of the project "Game rationalization of the TRP complex in physical education and the socialization of schoolchildren "which in 2016 became the winner of Internet voting in the direction "Programs, projects and activities in the field of popularization and development of mass sports, physical culture of recreational leisure and active recreation for children." After approbation of the humanistic program, the authors of the article developed a new project "GTO-NIKA", which was based on the advanced development of domestic and foreign schools of science in gaming technology.
innovative forms
humanistic education
physical culture and sport.

В современном мире в области физического воспитания и спорта за последний период произошли значительные перемены, которые способствовали пересмотру отечественной теории и методики физического воспитания.

Придуманный и организованный допинговый политизированный скандал, повлекший к многочисленным отстранениям российских спортсменов от соревновательной деятельности, способствовал переоценке современных методов подготовки спортсменов. С введением Федерального государственного образовательного стандарта разрабатываются и внедряются в практику инновационные проекты и программы физического воспитания [1].

В современном мире, с учетом политизированного отношения к нашим спортсменам зарубежных партнеров, необходимо пересмотреть формы и методы физического воспитания в России и обратить внимание не только на развитие основных физических качеств и формирование спортивной культуры, но также на развитие гуманистических ценностей с использованием новых форм соревновательной деятельности.

Еще начиная с дошкольного, школьного возраста, необходимо закладывать детям гуманистическое воспитание на занятиях физической культурой и спортом. Научить детей не только правильно выигрывать, но и правильно проигрывать. Ведь любое поражение, если правильно проанализировать его результаты, помогает разобрать ключевые моменты поражения, исправить ошибки, сформировать интерес подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Кто должен закладывать эти правильные знания выигрыша и проигрыша? В первую очередь инструктор, учитель, преподаватель физической культуры с помощью различных физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий, в которых игровое соперничество направлено на сотрудничество и имеет гуманистический, культурный потенциал этой деятельности.

Успешность освоения любой специализации напрямую зависит от наличия интереса, который субъект испытывает по отношению к выбранной деятельности. Профессиональный интерес является основополагающим мотивом, стимулирующим индивида к эффективной работе.

О важности, глубине и качестве профессионального интереса к спортивно-педагогической деятельности узнавать одинаково необходимо как преподавателям, которые занимаются профориентационной деятельностью в школах; так и студентам, которые проходят обучение в физкультурных вузах, а также молодым специалистам, так как в первые годы выпускникам высших учебных заведений необходимо найти правильные ориентиры во взаимоотношениях со своей работой.

Отсутствие знаний о таком важном и многоструктурном образовании, как профессиональный интерес, может привести к трудностям в виде неэффективного обучения, смены специализации или ухода с места работы. Возникшие сложности не только наносят урон производству, но и отрицательно сказываются на моральном благополучии человека.

Чтобы разобраться в сложном и специфическом устройстве профессионального интереса и в дальнейшем использовать методы управления его компонентами для достижения результата, необходимо учитывать психические механизмы, лежащие в основе возникновения и формирования у субъекта заинтересованности к спортивно-педагогической деятельности.

Поэтому значительную важность для преподавателей физической культуры имеет отношение их к преподаваемому предмету. В исследовании мы попытались ответить на разнообразные вопросы:

  1. Какие условия создают преподаватели для развития мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и спортом?
  2. Какие программы, инновационные технологии и методики они используют для освоения предмета?
  3. Как подготовлены преподаватели в области инновационных технологий на занятиях физической культурой?
  4. Какие факторы препятствуют регулярным занятиям физической культурой и спортом?

Основная цель исследования: изучение отношения преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам.

В исследовании была поставлена основная задача: определить подготовленность преподавателей в области инновационных технологий на занятиях физической культурой и спортом в вузе.

В начале исследований были взяты за основу показатели ранних исследований авторов, в период 2013–2014 гг., которые показали, что более половины преподавателей физической культуры «затруднились» оценить возможность или необходимость использования в своей работе инновационных программ, технологий, методик.

Изучение степени знакомства с новинками в области физического воспитания показывает, что многие инновационные проекты не доходят до практиков [2-4].

Исследование проходило в период с сентября 2017 по июнь 2018 года. За основу исследования были взяты используемые ранее исследования автора в период с 2013 по 2016 год, которые показали изменения отношений преподавателей к инновационным программам, технологиям и методикам.

Многие инновационные проекты не доходят до практиков, так как для внедрения инновационных программ преподаватели должны пройти специальный курс обучения, а преподаваемые на базе университета курсы повышения квалификации не содержат таких программ [2-4].

С 2013 г. кафедра «Физическая культура» Института экономики и финансов Московского государственного университета путей сообщения реализует инновационные проекты под названием «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», «ГТО-НИКА». Преподавателями на занятиях физической культурой для подготовки и сдачи нормативов Всероссийского спортивного комплекса ГТО используются разнообразные игры, которые в игровой форме способствуют развитию основных физических качеств.

Социологический опрос, проведенный среди студентов, а также преподавателей физической культуры Российского университета транспорта (МИИТ) в период с сентября 2017 по май 2018 г., выявил следующие результаты по инновационным формам и методам современного физического воспитания на занятиях в вузе.

В практику физического воспитания и спорта студентов в Институте экономики и финансов РУТ (МИИТ) был внедрен метод «Медискрин», который показал, что он одинаково успешно работает как при обследовании студентов, занимающихся массовой физической культурой, так и спортсменов-разрядников. В основе метода лежит цифровая модель состояния здоровья человека, которая может послужить основой для организации мониторинга за состоянием его здоровья в течение всего периода занятий физической культурой.

На вопрос о формах и методах физического воспитания, используемых на занятиях физической культурой, более 88% преподавателей вуза предпочитают в своей деятельности использовать разнообразные игры.

Изучение уровня осведомлённости об инновационных средствах телесного воспитания, известных студентам, показало, что среди мужчин 74% знакомы с шейпингом, 73% - степ-аэробикой, 68% - калланетикой, 67% - пилатесом, 38% - аквааэробикой, 27% - методикой игровой, телесной и танцевальной терапии, 12% - артпедагогическими средствами.

В процессе исследования выяснено, что у женщин 94% знакомы с шейпингом, 89% - пилатесом, 87% - степ-аэробикой, 78% - калланетикой, 53% - аквааэробикой, 37% - методикой игровой, телесной и танцевальной терапии, 23% - артпедагогическими средствами, 4% - релаксационным тренингом, дыхательными упражнения(ми) по системам А.Н. Стрельниковой, Г. Чайлдерс, П.С. Брегга и т.п. [5; 6].

Так, способность видеть и понимать красоту (эстетические способности) очень важной считают 2% мужчины и 24% женщин, важной - 12% мужчин и 56% женщин, второстепенной - 77% мужчин и 17% женщин, не имеет значения для 9% мужчин и 3% женщин. Умение разбираться в технике как очень важное качество считают 28% мужчин и 2% женщин, важное - 41% мужчин и 11% женщин, второстепенное - 27% мужчин и 78% женщин, не имеет значения для 4% мужчин и 9% женщин. Общественную активность как очень важное качество отметили только 4% женщин, важное - 5% мужчин и 8% женщин, второстепенное - 67% мужчин и 64% женщин, не имеет значения для 28% мужчин и 24% женщины. Хорошее телосложение (фигура, осанка) как очень важное отметили 17% мужчин и 11% женщин, важное - 33% мужчин и 38% женщин, второстепенное - 28% мужчин и 26% женщин, не имеет значения для 22% мужчин и 25% женщин.

Здоровье считают как очень важное 58% мужчин и 62% женщин, важное 39% мужчин и 37% женщин, второстепенное 3% мужчин и 1% женщин, не имеет значения - никто не отметил. Интеллект (творческие способности): очень важное 38% мужчин и 27% женщин, важное 45% мужчин и 58% женщин, второстепенное 10% мужчин и 8% женщин, не имеет значения 7% мужчин и женщин. Хорошее физическое развитие (сила, ловкость и т.п.): очень важное 45% мужчин и 12% женщин, важное 41% мужчин и 49% женщин, второстепенное 12% мужчин и 38% женщин, не имеет значения 2% мужчин и 1% женщин. Общительность, коммуникабельность как очень важное для преподавателей качество отметили 12% мужчин и 16% женщин, важное 32% мужчин и 58% женщин, второстепенное 47% мужчин и 22% женщин, не имеет значения 9% мужчин и 4% женщин. Красота и выразительность движений: очень важное 17% мужчин и 63% женщин, важное 39% мужчин и 26% женщин, второстепенное 29% мужчин и 9% женщин, не имеет значения 25% мужчин и 2% женщин. Честность, благородство, доброта: очень важное 3% мужчин и 8% женщин, важное 29% мужчин и 37% женщин, второстепенное 62% мужчин и 51% женщин, не имеет значения 6% мужчин и 4% женщин. Умение показывать высокие результаты в спорте: очень важное 5% мужчин и 2% женщин, важное 14% мужчин и 6% женщин, второстепенное 69% мужчин и 74% женщин, не имеет значения 12% мужчин и 18% женщин. Всестороннее и гармоничное развитие личности: очень важное 8% мужчин и 6% женщин, важное 27% мужчин и 34% женщин, второстепенное 62% мужчин и 58% женщин [7].

Эксперимент выявил закономерность, что большинство преподавателей имеют хорошее здоровье. По результатам оценивания своего физического потенциала большинство респондентов отметили, что могут заниматься только «щадящими» видами спорта и физической культуры, которые не требуют нагрузки.

В основном преподаватели физической культуры предпочитают заниматься физическими упражнениями на месте основной деятельности. В результате обследования выявилось, что у большинства преподавателей обнаружена заниженная самооценка уровня физической подготовленности.

Вопросы о подготовленности преподавателей в области инновационных технологий в области физического воспитания выявили, что в основном они мало знакомы и не владеют такими технологиями.

Проблема повышения личностного и социального значения спортивного соперничества, методов ее решения – не только наиболее сложная и дискуссионная, но и наименее разработанная проблема спортивного воспитания детей и молодежи.

Ответы, поставленные на вопрос: «Что Вы предпочитаете в жизни?». Полученные результаты показали, что жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент, хотят 67% респондентов, из них 71% мужчин и 63% женщин. 32% направляют все свои усилия на реализацию цели, которую они поставили перед собой, и в связи с этим отказывают себе во многом (28% мужчин и 36% женщин). Затруднились с ответом только 1% мужчин и женщин.

На вопрос о значении размера и массы тела, которые в физическом воспитании являются элементами структуры телесной культуры, «совсем нет» - ответили 95% мужчин и 96% женщин.

На вопрос о значении результатов деятельности по поддержанию в норме и совершенствованию физического состояния ответили «в полной мере» 27% мужчин и 33% женщин.

На вопрос о наличии соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций у преподавателей и т.д. ответили «в полной мере» 38% мужчин и 45% женщин.

На вопрос о значении современных средств телесного воспитания студенты отметили физические упражнения 62,5% (58% мужчин и 67% женщин), 14,5% выбрали спортивную деятельность, 9,5% - естественные силы природы. Туризм выбрали 7,5% респондентов, 2,5% выбрали подвижные игры и 2% - отдых, питание. Рациональный режим труда - 1,5% респондентов.

Больше половины опрошенных специалистов 41% - считают, что основной фактор, препятствующий регулярным занятиям физической культурой и спортом у детей и молодежи, – нехватка денежных средств и материально-технического обеспечения для полноценных занятий (43% мужчин и 39% женщин). У 38% респондентов – нехватка времени (34% мужчин и 42% женщины). 16% считают, что это усталость, лень, нежелание заниматься. У 4% опрошенных - отсутствие навыков и привычки к занятиям. 2% мужчин считают, что другое – плохая информационная пропаганда о занятиях физической культурой и спортом.

Большинство специалистов в области физического воспитания (79%) считают, что улучшение материального положения влияет на занятия физической культурой в системе досуга детей и молодежи (77% мужчин и 81% женщин). 14,5% специалистов считают, что это улучшение жилищных условий (14% мужчин и 15% женщин). 6% ответили, что это смена социального окружения (8% мужчин и 3% женщин). 1% мужчин и женщин считают, что объективным фактором, влияющим на занятия физической культурой в системе досуга детей и молодежи, является хорошая информационная пропаганда физического воспитания.

Выводы

  1. Использование на занятиях физической культуры и спорта разнообразных инновационных форм и методов значительно повышает уровень мотивации к занятиям физкультурой и спортом у студентов.
  2. Применение разнообразных форм и методов современного гуманистического воспитания в вузе таких проектов, как «Спартианские игры», «Мультикреативные игры», «ГТО-НИКА», позволит принять участие в этих увлекательных мероприятиях студентам, отнесенным к различным медицинским группам (основной, подготовительной, специальной). Проекты способствуют формированию интереса студентов к занятиям физической культурой, искусством, увеличению духовно-нравственной ориентации [8-10].
  3. Использование на занятиях тренажёра Агашина способствует приросту основных физических качеств, соответствующих среднему и высокому уровню их развития.
  4. При помощи метода «Медискрин» организация управления процессом физического воспитания на базе информации, связанной с комплексом изучаемых психофизиологических состояний организма студентов, позволила осуществить неинвазивный скрининг состояния основных органов и систем организма человека.

Исследование еще раз подтвердило, что на современном этапе профессиональный рост преподавателя физической культуры невозможен без потребности в самообразовании. Для современного преподавателя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, обязательно идти вперёд. Использование на занятиях физической культуры инновационных программ, технологий, методик с гуманистической направленностью поможет сформировать устойчивый интерес студентов к систематическим занятиям физической культурой и спортом.