Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGULATORY AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CURRICULUM IMPLEMENTATION IN HIGHER EDUCATION WITHIN NETWORK COOPERATION

Tolsteneva A.A. 1 Gruzdeva M.L. 1 Lagunova M.V. 2 Katkova O.V. 1 Prokhorova O.N. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University)
2 The Nizhniy Novgorod State University of Architecture and Construction
The actuality of the research stems from the widespread introduction in the practice of pedagogic massive open online courses (MOOC — Massive Open Onlain Course) both abroad and in Russia. The article provides a brief overview of the history and experiences of the United States, Great Britain MOOC, China. This article discusses the learning experience of students of the University of Mininskogo, using Russian national platform for open education, based on the example of discipline concept of modern natural science. The use of massive open online courses in the educational process required: meet technical requirements; development of normative documents on realization of educational process; implement a series of organizational measures. The structure and content of the work done are reflected in the Organization description the pilot development of online course. Has undergone a change and activity of the teacher. When you use the online course instructor primarily performs the functions of the organizer and consultant-tutor. The article presents the results of approbation. The result was the successful development of the course students. There was revealed high motivation motivation of learners and teachers to use new forms of training and project implementation. In an opinion article asks a problem requiring solution by broadly open online courses in the educational process, namely, the individual needs of students; variability in the volume of the discipline; correction of the personnel policies of the University.
the national platform of open education
online courses
open university-consumer
regulatory and methodological reasons
network communication
satisfaction of trainees

Открытое образование сегодня активно исследуется и является предметом социальной практики, поскольку находит реальное воплощение в придании свойств открытости образовательным учреждениям, традиционным системам образования. Многообразие теоретико-концептуальных, институциональных, технологических форм воплощения открытого образования актуализирует потребность теоретического осмысления и эффективного поиска путей его практического применения. Наряду с интеграционными процессами, способствующими продвижению Российского образования к открытости европейскому сообществу, в Российской Федерации происходит становление информационно открытой системы образования, использующей дистанционные обучающие сетевые технологии, где открытый образовательный процесс строится на иных, нежели при традиционном образовании, правовых, организационных, технологических, методических основаниях. Поэтому в настоящее время остро стоит вопрос исследования нормативно-методических оснований реализации образовательной программы вуза в условиях сетевого взаимодействия с использованием открытых онлайн-курсов.

Цель исследования. В ходе разработки и апробации проекта «Реализация образовательных программ вуза с использованием открытых онлайн-курсов ассоциации «Национальной платформы открытого образования» выявить доминирующие системные характеристики открытого образования на базе Национальной платформы открытого образования, уточнить цели и задачи его реализации в условиях традиционного обучения в Мининском университете, выявить нормативно-методические основания реализации образовательной программы.

Материал и методы исследования. Исследование нормативно-методических оснований реализации образовательных программ вуза с использованием открытых онлайн-курсов на примере курса «Концепции современного образования» проводилось в 2017-2018 учебном году в ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининский университет). В ходе исследования мы опирались на труды, освещающие проблематику открытого образования (Э.Н. Гусинский, А.Н. Дахин, Ю.И. Турчанинов и др.), технологический подход к проектированию открытого образования, базирующегося на внедрении компьютерных дистанционных методов и форм обучения (Л.А. Андреев, Е.С. Полат, В.П. Тихомиров и др.). Что касается комплексного анализа теоретических и практических аспектов реализации образовательной программы вуза в условиях сетевого взаимодействия с использованием открытых онлайн-курсов, то это направление открытого образования пока остается недостаточно разработанным. Теоретические и методические положения по данной проблеме представлены отдельными статьями и выступлениями на научных конференциях, немногочисленны опубликованные материалы, содержащие результаты апробаций в условиях конкретных вузов.

В ходе исследования выявлено, что в последние десятилетия эволюция в области разработки и использования электронных ресурсов для высшего образования сформировала учебные материалы для удаленного доступа в виде массовых открытых онлайн-курсов (MOOC - Massive Open Onlain Course) [1]. Первые массовые проекты в мире появились в 2002 г. Рост электронного обучения подтверждает его востребованность. США составляет больший сегмент рынка электронного обучения (более 50%) [2]. В Китае 40% обучения будет реализовываться в режиме онлайн к 2018 г. [3].

Исследование эффективности современных тенденций онлайн-образования, проведенное в Великобритании [4], показало значительную вовлеченность студентов в освоение онлайн-курса, интегрированного в традиционную систему обучения, что повышает эффективность усвоения нового знания, рост мотивированности за счет неформальных способов оценки, доступность образования.

В отечественной системе высшего образования МООС являются недавней инновацией. По инициативе ряда ведущих российских вузов в 2014 году при поддержке Минобрнауки создан Совет по открытому онлайн-образованию, призванный популяризировать этот вид образования в России. Совет объединил ректоров МГУ, МФТИ, МИСиС, СПбГУ, СПбПГУ, ВШЭ, ИТМО, УрФУ, представителей Минобрнауки и Роспотребнадзора. Сегодня Российская национальная платформа открытого образования предлагает более 100 учебных курсов по восьми направлениям подготовки, авторами которых являются ведущие вузы [5].

В 2016 году стартовал приоритетный Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», целью которого является создание «к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы, до 11 млн человек к концу 2025 года» [6].

Результатом реализации Проекта стало создание информационного ресурса (портала), призванного обеспечить доступ пользователей к онлайн-ресурсам, разработанным и реализуемым разными разработчиками на разных платформах. «Национальная платформа открытого образования» выступила базовой площадкой для апробации разрабатываемых в рамках проекта технологических и организационных решений. Первый анализ опыта использования онлайн-ресурсов «Национальная платформа открытого образования» [2] позволяет выделить базовые тренды российского рынка онлайн-образования: ориентация на прикладные знания и навыки; появление новых технологий, что способствует развитию и обеспечивает перспективы; специализация проектов; формирование узнаваемых брендов.

Отмечается рост данного сегмента, чему способствует перенесение лучших практик традиционного обучения, сочетание педагогических методик с уникальными технологическими преимуществами дистанционного обучения в сетевой форме. Исследователи современных тенденций онлайн-обучения единогласно утверждают, что онлайн-обучение эффективно, особенно если является дополнением к традиционной системе обучения или интегрировано в нее.

Результаты исследования и их обсуждение. В 2017-2018 учебном году Мининский университет инициативно выступил вузом-потребителем «Национальной платформы открытого образования» и принял участие в эксперименте по реализации своих образовательных программ бакалавриата в сетевой форме с использованием онлайн-курсов вуза правообладателя ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».

С целью реализации эксперимента Мининским университетом была создана координационная группа по открытому образованию. Координационной группой в соответствии с целью и задачами исследования была проведена конкретизация политики реализации образовательной программы в сетевой форме с использованием онлайн-курсов, позволившая уточнить спектр решаемых при этом задач, а именно интеграция онлайн-курсов в существующую образовательную систему с целью ее дополнения и развития; расширение научно-методического обеспечения учебного процесса; удовлетворение потребности студентов по предоставлению образовательных услуг; расширение форм и методов управления академической самостоятельностью студента; повышение корпоративной культуры профессорско-преподавательского состава. Административно-правовые отношения вуза-потребителя были определены договором о сотрудничестве с ассоциацией «Национальной платформы открытого образования». Вузом был выбран вариант освоения курсов по договору оферты.

В рамках данного договора вуз-потребитель наделен правами: правом на самостоятельное определение перечня используемых онлайн-курсов, подлежащих перезачету; правом на получение информации о студентах, зачисленных для освоения онлайн-курса, сведений о результатах освоения онлайн-курсов и о выданных сертификатах.

Кроме того, вуз-потребитель обязан: разработать локальные нормативные документы, определяющие условия использования открытых курсов национального портала и обеспечивающие возможность перезачета результатов освоения онлайн-курсов при освоении образовательных программ; сформировать перечень рекомендуемых к освоению онлайн-курсов с указанием перечня образовательных программ, дисциплины и ее трудоемкости, сроков онлайн-обучения; разместить перечень рекомендуемых к освоению онлайн-курсов с указанием вуза-разработчика на своем официальном сайте; своевременно информировать ассоциацию «Национальной платформы открытого образования» в случае отклонения от условий договора.

Руководством Мининского университета был заключен договор о сетевой форме реализации образовательных программ с использованием онлайн-курса ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого». В соответствии с договором вуз-потребитель получил следующий регламент онлайн-обучения: из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет; строго по плану-графику, указывающему контрольные «точки» мягкого и жесткого дедлайна, итогового контроля; под руководством администраторов открытого образования как со стороны вуза-потребителя, так и со стороны вуза-разработчика; под руководством тьютора со стороны вуза-потребителя.

В ходе эксперимента было подготовлено и утверждено Положение об использовании открытых курсов в образовательной деятельности Мининского университета. Согласно данному положению, текущий контроль за использованием онлайн-курсов в образовательной деятельности университета осуществляет координационная группа по открытому образованию, основными функциями которой являются:

- первичное формирование перечня рекомендуемых онлайн-курсов;

- создание рабочих групп для оценки качества и перспектив использования онлайн-курсов и руководство их работой;

- оперативное управление перечнем рекомендованных онлайн-курсов, в том числе введение новых курсов, актуализация рекомендаций по использованию входящих в перечень онлайн-курсов, исключение онлайн-курсов из перечня;

- организация информирования участников образовательной деятельности университета о перечне рекомендованных онлайн-курсов;

- анализ эффективности использования онлайн-курсов;

- рассмотрение обращений обучающихся, преподавателей и сотрудников по различным вопросам использования онлайн-курсов;

- организация, осуществление и контроль взаимодействия с организациями-разработчиками онлайн-курсов и администрациями образовательных порталов, включая и национальный портал «Открытое образование».

В ходе исследования выявлено, что в перечень рекомендуемых онлайн-курсов следует включать те онлайн-курсы, которые соответствуют следующим требованиям: онлайн-курс разработан образовательной организацией, имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности; онлайн-курс является общедоступным в сроки, указанные на портале открытого образования; трудоёмкость онлайн-курса, выраженная в зачётных единицах или часах, должна быть не ниже трудоёмкости соответствующей дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом образовательной программы; содержание онлайн-курса согласно его аннотации или общему описанию направлено на формирование компетенций, установленных образовательной программой университета; система оценивания результатов освоения онлайн-курса сопоставима с принятой в университете рейтинговой системой оценки качества подготовки студентов, а итоговый контроль – с формой промежуточной аттестации, предусмотренной учебным планом.

В ходе эксперимента было проведено несколько оперативных совещаний, в ходе которых обсуждались текущие и плановые задачи реализации образовательных программ с использованием онлайн-курса. Администраторы открытых курсов как со стороны вуза-потребителя, так и со стороны вуза-партнера осуществляли координацию вопросов по выполнению условий договора, в частности координацию финансовых вопросов. Своевременное перечисление финансовых средств вузом-потребителем за услуги слушателей, обучающихся за счет федерального бюджета, по использованию онлайн-курсов производятся за счет средств субсидий. Организация обучения проводилась поэтапно (рис.1).

Рис. 1. Этапы организации экспериментального освоения онлайн-курса

Согласно разработанному положению отобранные курсы были предложены для самостоятельного изучения студентам на добровольной основе. Выбор изучать онлайн-курс или посещать традиционные занятия в рамках основной образовательной программы оставался за студентом. Желание изучать онлайн-курс студент должен был выразить в форме заявления.

По окончании обучения после получения итоговой оценки за онлайн-курс, нашедшей свое отражение в сертификате, обучающемуся предоставляется возможность выбора: либо обратиться с заявлением с просьбой зачесть полученный результат, либо пройти промежуточную аттестацию традиционным способом в форме контактной работы с преподавателем.

Апробация данного подхода проводилась при освоении содержания дисциплины «Концепции современного естествознания» исключительно с использованием электронного обучения в виде открытого онлайн-курса 55 студентами первого курса Мининского университета, обучающимися по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профилям «Экономика и управление», «Правоведение и правоохранительная деятельность». На рисунке 2 представлена диаграмма распределения оценки, данной студентами выделенных характеристик изученного онлайн-курса по пятибалльной шкале.

Рис. 2. Результаты оценки онлайн-курса «Концепции современного естествознания» на базе Национальной платформы открытого образования

Результатом апробации явилось успешное освоение курса студентами, поскольку по результатам итогового тестирования все студенты, вышедшие на аттестацию (98% – 54 человека) были аттестованы, а средний рейтинговый балл за курс составил 74,7 (из 100).

Анкетный опрос студентов показал, что 67% респондентов характеризуют сложность курса соответствующей ожиданиям, 27% отметили, что курс оказался сложнее предполагаемого. Уровень освоения содержания дисциплины онлайн-курса «Концепции современного естествознания» на базе Национальной платформы открытого образования не снизился по сравнению с традиционным обучением. В то же время выявлено повышение мотивации обучаемых и преподавателей к использованию новых форм обучения и реализации проекта.

Заключение. В ходе эксперимента определены и оценены характеристики онлайн-курсов, уточнены цели и задачи их реализации в условиях Мининского университета. Показано, что развитие онлайн-курсов и их интеграция в систему традиционного образования позволяет реализовать модель смешанного обучения. Эксперимент выявил направления для анализа и дальнейших научных исследований, связанных с онлайн-обучением на базе Национальной платформы открытого образования:

- необходимо создание условий для ориентации на индивидуальные способности и предпочтения студентов;

- требует решения вопрос приведения в соответствие объёма онлайн-курса курсу учебного плана конкретного вуза;

- требует дальнейшего совершенствования методическая, экономическая, кадровая политика вуза-потребителя.