Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO THE QUESTION OF THE PREPARATION OF FUTURE TEACHERS IN THE HIGHER EDUCATION WITH THE REQUIREMENT OF THE PROFESSIONAL STANDARDS

Zotova S.S. 1 Safonova T.V. 2
1 Glazov State Pedagogical Institute by V.G. Korolenko
2 State University of Land Management
Unification of the professional standard «Teacher» with the standard of the worker in the sphere of material production has led to the need to include managerial and economic scientific concepts in the content of students' education. The processes of teaching, educational work, development are expanded to such an understanding as: management of education, management of upbringing, management of development. In market conditions, the teacher becomes a manager (manager) at his level of management - at the level of the classroom, the school. The teacher faces the task of effectively managing the potential, the process, the result of educational activity, as well as the implementation of the stages of the management cycle (forecasting, planning, implementation, motivation, control, analysis). The managerial function of the teacher requires the mastering of managerial and economic concepts. In connection with this, a new special course «Teacher's activity taking into account the requirements of professional standards» was developed. The article is devoted to the peculiarities of theoretical preparation of students for professional and pedagogical activity in the context of the used economic and management concepts and mastering them. The experience of expanding the teaching content of teachers within the walls of the university is presented, taking into account the economic and management components of its activity in the new conditions of standardization of education. The article contains proposals that expand the understanding of the professional competence of students.
professional standard of pedagog
audit
external audit
internal audit
managerial audit
horizontal career
career growth
SWOT-analysis
motivation

Актуальность заявленной темы обусловлена введением профессиональных стандартов педагогов, что ведет к системной корректировке профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры, функций. Произошла унификация профессиональных стандартов педагогической деятельности (далее профстандарт) со стандартом работника сферы материального производства, что привело к необходимости применения междисциплинарных связей, а именно введения управленческих и экономических научных понятий в содержание профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. Несмотря на то что введение стандартов отложено до сентября 2019 года, есть потребность в обновлении концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения на основе изучения предлагаемых документов студентами педагогических вузов.

Целесообразность проведенного исследования в рамках заявленной в статье темы обусловлена необходимостью решить проблему: как в условиях введения стандартов профессиональной деятельности педагога содействовать формированию его управленческой компетентности с помощью корректировки содержания обучения посредством новой дисциплины? 

Изученность данной проблемы отражена в научно-педагогической литературе. Трактовка научных понятий стандартизации образовательной деятельности представлена в словарях управленческих и экономических терминов (О.В. Кожевина, А.В. Шаркова, А.А. Килячков и др.) [1, 2], в работах отечественных исследователей: Т.В. Сафоновой, Е.Р. Баханьковой, П.И. Третьякова и др. [3-5], в работах зарубежных авторов: Брега Стивена, Этрилла Питера и др.  [6, 7].

Научная новизна темы исследования состоит в том, что авторы предлагают решение проблемы приведения в соответствие содержания обучения педагога подготовленным профессиональным стандартам на основе введения в образовательную программу педагогического вуза дисциплины «Трудовая деятельность и функции педагога с учетом требований профессиональных стандартов», содержащей в том числе изучение понятий и терминов экономической науки, ее управленческого компонента применительно к педагогической деятельности.

Цель авторской работы состоит в представлении подхода к изучению экономической (в том числе управленческой) составляющей в содержании обучения будущих педагогов в условиях введения стандартов профессиональной деятельности в контексте применения междисциплинарных связей.

На основе комплексного анализа решены следующие задачи: определено направление корректировки содержания обучения будущего педагога относительно системных изменений профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры, функций, с учетом стандартов профессиональной деятельности; даны трактовка управленческих и экономических терминов и их интерпретация в педагогическом смысле; даны рекомендации по их изучению.

Все профессиональные стандарты разрабатываются по единому шаблону, утвержденному приказом Минтруда России № 147н от 12.04.2013. Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ под профессиональным стандартом принято понимать характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенной деятельности. Иными словами, в этом документе описываются функции, реализуемые в рамках определенной должности, а также требования к уровню знаний, опыту, квалификации сотрудника, занимающего определенную должность. Каждый профстандарт (педагога дошкольного, начального, основного и среднего образования; дополнительного и профессионального образования; педагога-психолога; социального педагога) состоит из разделов, в которых даются общие сведения о профессии; описание трудовых функций; характеристика обобщенных трудовых функций; сведения об организациях-разработчиках.

Анализ показал, что от прежних тарифно-квалификационных справочников и других нормативных документов профстандарт отличается расширенным набором компетенций. В соответствии с ним современный учитель или воспитатель — это универсальный специалист, обладающий навыками методиста и психолога, знакомый с информационными технологиями, способный найти подход к детям с разным уровнем развития в условиях инклюзивного образования. Особо подчеркнем и выделим еще одну составляющую в компетентности педагога – он должен быть управленцем на своем уровне: в группе, в классе, в школе. Следовательно, обучение будущих учителей управленческим понятиям и навыкам жизненно востребовано и должно включаться в содержание их обучения, приводя к формированию соответствующих междисциплинарных связей и более глубокому постижению сущности, структуры, функций профессионально-педагогической деятельности учителя.  

Исходя из этого нами были переосмыслены терминологический аппарат, который вошел в профстандарт, а также те термины и понятия, которые значительно расширяют понимание системных изменений профессионально-педагогической деятельности педагога в контексте реализации им управленческих функций. С учетом полученных результатов составлена программа спецкурса «Трудовая деятельность и функции педагога с учетом требований профессиональных стандартов».

В данной статье представим результаты исследовательской деятельности, проведенной по изучению терминологического аппарата, который следует включить в программу обучения по дисциплине. Нами сделан вывод о том, что унификация деятельности педагога с работником сферы материального производства приводит к необходимости изучения будущими учителями управленческих и экономических понятий. Междисциплинарные связи определяются необходимостью применения методологической базы научных дисциплин, которые используются в нашем спецкурсе: «Основы экономической теории», «Теория управления», «Менеджмент», «Маркетинг». Системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя требуют знания управленческого цикла как основной категории названных научных дисциплин и основы управленческой деятельности современного педагога. В связи с этим педагогические категории «обучение», «воспитательная работа», «развитие» можно расширить до трактовки «управление обучением», «управление воспитанием», «управление развитием». Если принять такой подход, то становится понятным, как изменяются сущность, структура деятельности и функции педагога: педагог выступает в качестве управленца (менеджера). Перед педагогом ставится важная задача – задача эффективного управления в процессе реализации управленческого цикла (прогнозирование, планирование, реализация деятельности, мотивация, контроль, анализ) для получения качественного результата педагогической деятельности, а значит – необходимости дополнительной подготовки в этом направлении.

С точки зрения привнесения в педагогическую деятельность управленческой составляющей педагог становится не только менеджером, но и маркетологом. Педагог реализует образовательную услугу. Понятие образовательной услуги приводит к пониманию роли педагога в современном обществе как производителя образовательной услуги. Общество «заказывает» услугу, которая является товаром, а педагог «выполняет» заказ. Общество желает получить качественную услугу. Но как мотивировать педагога на ее создание и оказание на высоком уровне? Итак, наиболее проблемным этапом управленческого цикла с точки зрения его реализации является этап мотивации, как относительно обучающихся, так и относительно самого педагога. Мотивация педагога в его профессиональной деятельности при отсутствии достойного уровня оплаты труда становится проблемой. Предполагаем, что введение профстандарта содержит потенциал для ее решения.

Нацеленность на реализацию всего спектра трудовых действий прослеживается посредством появления в комментариях к профстандарту управленческих и экономических понятий, отражающих мотивационный и контрольный этапы управленческого цикла. Контроль за деятельностью педагога должен быть своевременным и корректным. В комментариях к профстандарту, судя по используемым терминам («аудит», «карьерный рост», «SWOT-анализ» и др.), предполагается довольно жесткий контроль деятельности педагога. Раскроем смысл обозначенных понятий, выявим возможности их применения относительно педагогической деятельности.

И прежде всего это понятие аудита: «аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности» [4; с. 3]. Выделяются также понятия: «внешний аудит – проводится независимыми аудиторами или аудиторскими организациями на договорной основе с целью выражения объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также консультационных услуг администрации» [4; с. 12]; «внутренний аудит – это деятельность внутри организации по проверке и оценке ее работы в интересах внутренних пользователей: руководителей, менеджеров и т.д.» [4; с. 12].

По мнению П.И. Третьякова, необходимо ввести понятие «педагогический аудит».

 «Педагогический аудит – форма экспертирования, которая является процессом исследования образовательного учреждения научно-практическим сообществом; педагогический аудит – это экспертиза, характеризующаяся процессом исследования образовательной ситуации, прогнозом взаимодействий, вынесением оценочных суждений, оказанием методической поддержки по повышению эффективности деятельности» [5; с. 268]. Остается в употреблении, но изменяется само понятие аудита. Относительно педагогической деятельности становится возможным употреблять следующую трактовку данного научного понятия: «аудит – систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований» [8, с. 9].

Естественно, что в данном процессе коррекции понятий изменяются и понятия внешнего и внутреннего аудита: «внешний аудит – аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей; внутренний аудит – аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям» [8, с. 9].

Возникает вопрос о том, а нет ли в теории управления более подходящего понятия для исследуемого процесса? Например, для управленческой деятельности – аудит управленческой деятельности. «Аудит управленческой деятельности – процесс получения и оценки объективных данных о соответствующей профессиональной деятельности, устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, нормам, стандартам» [1, с. 20].

Следующее понятие, которое обращает на себя внимание, поскольку предлагается к использованию в оценке профессионально-педагогической деятельности педагога, – это SWOT-анализ: «SWOT-анализ – анализ возможностей, которые открываются при реализации проекта, и опасностей, связанных с его осуществлением» [2, с. 34]. SWOT-анализ позволяет «выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также ее потенциальные возможности и угрозы» [9, с. 373].

Полагаем, что студентов следует подготовить к ситуации, когда для диагностики образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов в условиях введения профессионального стандарта педагога может предлагаться проведение SWOT-анализа [10].

Также значимыми для понимания педагога являются понятия карьеры и карьерного роста. Карьера – «это поступательное движение по служебной лестнице, улучшение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника» [1, с. 44]. Заметим, что студентам следует объяснить, что понятие карьеры не сводится к понятию карьерного роста. Карьерный рост – «горизонтальная траектория, предполагающая оценку набора квалификаций с последующим достойным вознаграждением педагога и повышением его статуса» [11, с. 53].  Очевидно, что возможностей вертикального роста у учителя мало, необходимо его компенсировать за счет горизонтального направления в овладении компетенциями. Заметим также, что введение новых должностей педагогов — «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель» – остается проблемой, которая сейчас широко обсуждается педагогической общественностью. Для реализации этой идеи пока не установлено сроков. Особый путь карьерного роста предусматривает система единой федеральной оценки деятельности учителя (система ЕФО). Но сейчас необходимо прийти к карьере, в управленческом смысле которой мы видим прямую зависимость достижений и размера оплаты труда, которая реально отражала бы уровень опыта, личностно-профессиональной компетентности и уровень сформированных компетенций. Следует заметить, что сегодня не каждый учитель стремится к карьере. Но учитель как человек высокой нравственности не может работать «спустя рукава» на любой должности, значит, он работает и будет работать хорошо! Но, кроме этого, он также хочет достойно жить! Как же быть, когда в условиях индикативного управления (такой же подход, как и в промышленном производстве) от учителя постоянно требуется достижение конкретных показателей, да еще и достаточно «особенных»? Необходимо учитывать, что учитель работает не у станка, он «производит» человека, воспитывает, формирует личность. Если «педагогическое производство» отличается от «материального производства», значит, и подход к критериям и показателям работы учителя нужен другой – «педагогический».  Следовательно, и подход к карьере учителя также нужен особый.  

Таким образом, программа спецкурса «Трудовая деятельность и функции педагога с учетом требований профессиональных стандартов» с точки зрения системных изменений профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе ее сущности, структуры, функций, предполагает изучение экономических и управленческих понятий: «педагогический аудит», «аудит управленческой деятельности педагога», «горизонтальная карьера», «SWOT-анализ» и др. Программа касается рассмотрения вопросов реализации этапов управленческого цикла, в том числе этапа мотивации педагога к эффективной педагогической деятельности.

Выводы. Предлагаемый подход использования управленческих и экономических терминов при подготовке будущих педагогов в условиях введения профессионального стандарта обусловлен его унификацией со стандартом работника сферы материального производства, а также фактором появления трех уровней стандартизации профессиональной деятельности педагога: федерального, регионального (в социокультурном контексте), институционального (в контексте реализуемых образовательных программ). Исходя из данного подхода становится очевидной большая самостоятельность управления деятельностью школы как на уровне региона, края, области, так и на институциональном уровне. Все большая ответственность и самостоятельность в принятии решений возлагается на администрацию школы. Школе требуется профессиональный управленец – менеджер от образования на всех уровнях (группа, класс, школа). Сложный процесс унификации профстандарта требует от педагога освоения управленческой и экономической терминологии и ее обдуманного использования в теории и практике педагогической деятельности. Предлагаемый нами спецкурс нацелен на повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов в педагогическом вузе в контексте расширения его управленческой компетентности. Перспектива исследования состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по проверке его эффективности.

Заключение

Итак, в данной статье нами была подчеркнута важность интеграции экономических, в том числе управленческих, знаний с педагогической составляющей в процессе подготовки будущих педагогов к работе в условиях применения профессиональных стандартов; выявлены термины и понятия, которые должны изучаться студентами для повышения их профессионально-педагогической компетентности. В процессе исследования разработан и прочитан курс повышения квалификации для учителей школ г. Глазова по программе «Трудовая деятельность и функции педагога с учетом требований профессиональных стандартов».