Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

HARMONIOUS DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE AS ACTUAL PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM: THEORETIC-METHODOLOGICAL ASPECT

Andrienko N.K. 1 Tersakova A.A. 1 Pluzhnikova E.A. 1 Kostenko A.A. 1 Tretyakov A.L. 2
1 Armavir State Pedagogical University
2 Moscow State Regional University
In this article, researchers draw the attention of the pedagogical professional community (theorists and practitioners of preschool) to the problem of harmonious development of preschool children in the conditions of innovative development of modern society. The conditions of the child's full-fledged harmonious development are considered in the work. Much attention is paid to the provisions on which the holistic system of harmonious development of preschool children is based and which is the basis for the development of the child's personality from birth to school. The professional need to discuss such issues and consolidate the efforts of various subjects of educational and educational activities for the benefit of development and the identification of giftedness in preschool children is reflected. In addition, the purpose of this article and the methods by which this goal of the study was achieved were given. Great attention is paid to the theoretical and methodological interpretation of the phenomenon of childhood in the conditions of digital realities. Essential features of childhood are revealed, which we must preserve in the conditions of digitalization of society and the informatization of education. Author's psychological and pedagogical organizational and scientific conditions for the full-fledged harmonious development of children of preschool age are covered. The reference points of the development of a modern child in the age of numbers and the era of the Internet are described. There is a clear need for further psychological and pedagogical research in this area.
harmonious development
pre-school child
conditions
giftedness
integration
theoretical and methodological problem

Актуальность исследования

В настоящее время всеми общественными институтами большое внимание уделяется развитию человеческого капитала и строительства инновационной экономики в цифровых реалиях. Важно отметить, что именно XXI век характеризуется быстрой сменой парадигм и процессов. Важно подчеркнуть, что в третьем тысячелетии большое внимание уделяется трансформационным процессами и оперативному выстраиванию различных социально-экономических процессов. В различные времена развитие личности ребёнка проходило в условиях социума. В современных же условиях ребёнок поставлен в ситуацию выбора в условиях хаотичных информационных потоков без наличия некой структуры. Дети нового столетия весьма сильно отличаются от детей, которых характеризовали в своих научно-педагогических трудах учёные-педагоги И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и проч. Социальные преобразования общества привели к изменениям личности людей, в том числе и в психологическом плане. Данный аспект весьма важен в условиях выстраивания нового видения детства и развития человеческого капитала. По мнению ряда психологов и педагогов, современные дошкольники переживают различные кризисы. Данная позиция влечёт за собой пересмотр методологии современного дошкольного образования Российской Федерации [1-3].

Цель исследования

В современном мире дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационно-знаниевого общества. Родившись, дети начинают сталкиваться с достижениями человечества в области информационно-телекоммуникационных технологий, что и определяет своеобразный вектор развития современного дошкольного детства на переломе виртуальной реальности и обычного мира. Важно раскрыть сущностные характеристики содержания гармоничного развития детей дошкольного возраста в условиях перемен. Итак, в настоящее время рядом исследовательских коллективов предпринимаются попытки изучить современного дошкольника с различных полидисциплинарных позиций, принимая во внимание и мнения педагогов-практиков. В этой связи мы рассмотрим феномен детства как социокультурную детерминацию общества знаний.

Материал и методы исследования

Материалом для нашего исследования являются исследования в области педагогики и психологии, направленные на выявление и раскрытие феномена детства с теоретико-методологических позиций.

Методы исследования – анализ практической и теоретической деятельности в области дошкольного детства, синтез, методы дедукции и индукции, методы общефилософского характера и психолого-педагогической направленности.

В основе исследования – теоретико-практический опыт работы с детьми, проведения всероссийских и международных исследований в области оценки качества дошкольного образования, разработка инновационных методологий развития детства в условиях перемен.

Результаты исследования и их обсуждение

Н.А. Горлова, эксперт в сфере раннего развития детей, характеризует современных дошкольников следующими чертами:

  • доминирование системно-смыслового сознания;          
  • повышение тонуса организма;
  • требовательность и чувствительность;
  • эмпатия и эмоциональность;
  • гиперактивность и тревожность;
  • агрессия и проч. [4].

Е.О. Смирнова отмечает, что свыше 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю (данные ЮНЕСКО) [3]. Общеизвестно, что частый просмотр телевизионных передач негативно влияет на психическое развитие детей, среди которых стоит выделить задержку речевого развития. «Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами» [5].

Современных детей можно назвать цифровыми аборигенами – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3-плееров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых инструментов [6].

Всестороннее воспитание детей, включающее умственное, нравственное, трудовое, художественное, физическое и прочее, основывается на явлениях окружающей жизни, произведениях искусства, народного творчества. Иными словами, воспитание детей основывается на всём приобретаемом ребёнком опыте, аккумулирует этот опыт и придаёт ему новое звучание. Благодаря специфике эстетического воспитания, которая заключается в средствах и опоре на разные виды искусства, в том числе в художественно-творческих деятельностях, в процессе которых передаются образы окружающей жизни, что позволяет детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя. Эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребёнка. Именно оно связано со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Особое внимание стоит уделять восприятию, которое включает в себя движение рук, охватывающих предметы, сопровождающееся движением кистей рук, проводящих по направлению частей предметов. О необходимости познания формы и строения частей предметов посредством движения рук, сопровождаемых движением глаз, писал величайший педагог мира в XVII веке Ян Амос Коменский.

Важнейший путь к гуманизации и демократизации педагогического процесса, создающего эмоционально благополучную обстановку для каждого ребёнка и обеспечивающего его духовное развитие – усиление внимания к проявлению способностей у всех детей, эстетическому воспитанию и к формированию художественно-творческих способностей у детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях, посещающих художественные и театральные студии в условиях дополнительного образования.

Стоит сказать, что любая художественная деятельность, отражающая впечатления, полученные из окружающей жизни, аккумулирует всё содержание знаний, представлений, приобретённых детьми в процессе всей жизнедеятельности в семье, в детском саду на прогулке, в активной художественной деятельности в системе дополнительного образования, является необходимым сегментом становления личности ребёнка [7].

Применительно к содержанию художественно-творческих деятельностей все вышеназванные компоненты являются важными и необходимыми, и исключать из освоения ребёнком мира нельзя ни один компонент.

Однако в последние десятилетия всё большему сомнению, а то просто и отрицанию, подвергаются два компонента опыта: знания, науки и умения. Высказывается мнение, что технике изображения детей учить не надо, якобы они сами найдут необходимые способы изображения в соответствии с замыслом. Тезис «главное – развивать детское творчество» основан на исследованиях Э. Меймана, Б.Ф. Ломова, Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и других [8].

Не соглашаясь с подобной точной зрения, не разделяя мнения о том, что дети сами найдут нужные способы создания образа предмета и явления, мы в своей концепции формирования художественно-творческих способностей детей основываемся на позициях тех учёных, которые, выделяя в общественно-историческом опыте, подлежащем освоению в процессе обучения и развития детей, придают значение таким важным компонентам, как знания, умения и навыки. Усвоение знаний, умений и навыков оказывает огромное влияние на совершенствование образного сохранения действительности, развитие детского творчества. Без приобретения знаний не может развиваться мышление, а без постоянно развивающегося мышления невозможно формирование творчества. И.Я. Лернер подчёркивает, что творческая деятельность возможна только на базе знаний и умений. Она не пропорциональна знаниям и умениям, но проявление творчества в различных видах деятельности, его масштаб и области прямым образом зависят от знаний, умений и навыков [9; 10].

Итак, определяющим фактором в развитии ребёнка является научно-технический прогресс, компьютеризация и электронизация мирового сообщества. Проблема подготовки подрастающего поколения к изменяющейся социально-экономической ситуации предъявляет целый ряд новых требований, предполагающих переориентацию всего учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях Российской Федерации. Это, прежде всего, связано с необходимостью более раннего самоопределения, критического неоднозначного восприятия поступающей информации, готовности проявить активность в изучении конкретной ситуации и принятии решения.

Глобальные перемены в сознании молодых людей, в частности детей дошкольного и младшего школьного возраста, влияют на их психику, мировоззрение. Тем не менее большое внимание в развитии и воспитании ребёнка уделяется органам чувств (Я.А. Коменский). По мнению великого чешского учёного и педагога, необходимо развивать восприятие детей, включая в процесс знакомства детей с тем или иным объектом и предметом исследования: обведение предмета движением кистей рук, пальцев по форме его основных частей и проч.

Развитие личности с точки зрения художественно-эстетического компонента является первостепенной. Это отмечали многие писатели, педагоги, деятели культуры. Особенно важно это делать в наиболее благоприятном возрасте – дошкольном детстве (3-7 лет). Именно в данном возрастном периоде закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) [16].

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств дошкольника осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание возможно с использованием новых форм и методов обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). И это не только развитие, но и социализация, приобщение маленького человека к современным условиям информационного общества.

Нередко мы наблюдаем картину, когда ребёнок берет в руки планшет и через 10 минут общения умеет им управлять, а именно: находит игры, познавательные сайты, различные детские порталы и занимает себя поисковой работой. С большим удовольствием дети занимаются компьютерной графикой. Многие формы и методы обучения в дошкольной образовательной организации (ДОО) связаны с использованием ИКТ в области компьютерной графики. Особенно актуален в существующих реалиях в ДОО и начальной школе компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн – это метод художественного проектирования отдельных предметов и предметной среды в целом посредством различных компьютерных программ. Современный компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. При создании сложных конструктивных проектов трудно обойтись без программ – AutoCAD, 3D Studio Max, ArchiCAD, Architectural Desktop. Для механически сложных чертежей можно использовать следующие программы: Desctop, Inventor, Solidworcs.

Как показывают исследования и реальная образовательная практика авторов настоящей статьи, во многих ДОО и начальной школе Московской области обучающиеся занимаются издательской деятельностью. Это небольшие газеты, которые освещают жизнь детского сада, отдельной группы, начальной школы в целом или отдельно взятого класса. Печатное издание имеет свою редколлегию, состоящую из воспитателей, учителей начальных классов, родителей и представителей групп. Редколлегия обсуждает новости, которые освещаются в газете, предстоящие праздники, тематические мероприятия.

Итак, компьютерный дизайн формирует: перспективу; композицию; восприятие цвета и оттенка. Естественно, что для того чтобы применять компьютерный дизайн на практике, современный воспитатель и учитель начальных классов должен научиться пользоваться данными компьютерными программами, уметь организовать свой педагогический процесс так, чтобы воплотить задуманный дизайн-проект.

Выводы

Развитие художественно-эстетического вкуса у дошкольников предоставляет широкий спектр познания в старшем возрасте, приобщения к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи в контексте теоретико-методологических позиций.

В заключение хочется отметить, что именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. ДОО призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества дизайнерских способностей является актуальной проблемой современной психолого-педагогической науки и практики, ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве и в жизни ребёнка. В решении данной задачи нам активно могут помогать информационно-коммуникационные технологии, которые предоставляют громадные возможности в теоретическом обосновании и практическом преломлении обозначенных выше целей, стоящих перед образовательной системой Российской Федерации.