Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

SYSTEMATIC STRUCTURAL STUDY OF THE RELATION «MAN - SPORT» IN THE VIEW OF THE INDIVIDUAL RELATIONS OF V. N. MYASISHCHEV’S THEORY

Niyasova N.S. 1 Kulmameteva E.S. 1 Buluchevskaya O.A. 2
1 Omsk State Pedagogical University
2 BEI of the city of Omsk «Comprehensive high school No. 48»
В современных условиях теория отношения личности В.Н. Мясищева продолжает свое развитие на качественно новом, междисциплинарном уровне. Актуализируется интеграция накопленных междисциплинарных знаний в изучении связи «человек – спорт», где проявление природных двигательных способностей человека предопределено воздействием социальной среды спорта. Предметом статьи является теоретическое обоснование системно-структурной природы ценностного отношения личности к занятиям спортом. В спортивной науке до сих пор остаются дискуссионными вопросы о природе ценностного отношения личности к занятиям спортом, обосновать которые с использованием сложившихся исследовательских парадигм сложно по причинам разрозненности ключевых терминов, используемых в его описании, и неопределенности взаимодействия структурных элементов в целостной системе «человек – спорт». В процессе многолетней подготовки спортсменов конструирование связи «человек – спорт» пока еще малоэффективно: отсев начинающих спортсменов ДЮСШ и СДЮСШОР после первого года занятий избранным видом спорта достигает 90%, то есть только у 10% занимающихся возникает ценностное отношение к занятиям спортом, а управление процессом его формирования растянуто во времени, составляя в среднем 8 лет. К новым результатам исследования относится обращение автора к системно-структурному направлению исследования как к детальному способу уточнения природы ценностного отношения к занятиям спортом, раскрывающему перспективы построения синтетической концепции в решении вопросов спортивной практики: «Что человеку нужно, в чем он заинтересован и ради чего он занимается спортом?»
In modern conditions the theory of the relationship of personality of V. N. Myasishcheva continues its development at a qualitatively new, interdisciplinary level. The integration of the accumulated interdisciplinary knowledge in the study of the "man – sport" connection is actualized, where the manifestation of natural motor abilities of a person is predetermined by the influence of the social environment of sport. The subject of the article is the theoretical argumentation of the system-structural nature of the axiological relationship of the individual to sports. In sports science, there are still debatable questions about the nature of the axiological relationship of the individual to sports, which cannot be explained with the help of the previously established research paradigms due to the fragmentation of the key terms used in its description and the uncertainty of the interaction of structural elements in the integral system of "man - sport". In the process of long-term training of athletes, the construction of the "man - sport" connection is still ineffective: the dropout rate of those involved in specialized children's and youth sports schools after the first year of sports activity reaches 90%, that is, the value attitude to sports arises only in 10% of novice athletes and the management of this process is unreasonably prolonged in time, on average, is 8 years. The new results of the study include the author's appeal to the system-structural direction of the study as a detailed way to clarify the nature of the value attitude to sports, revealing the prospects of building a synthetic concept in addressing the issues of sports practice: "what does a person need, what he is interested in and what he does sports for? »
personality
sport
axiological attitude
system-structural research

Состояние научной теории отношений человека к объективной действительности оценивается современными учеными как этап ускоренного ее развития. В течение последнего времени увеличивается количество исследований данной проблематики, зарождаются новые научные направления, расширяется круг проблемных вопросов, что сказывается на изменении понятийного аппарата.

Теория отношений углубляется новыми фактическими данными, создаются инновационные гипотезы и концепции, обновляются методики ее исследования. В формировании современного состояния фактуальных знаний и методологии исследования междисциплинарного феномена «отношение человека к окружающему миру» сохраняются преемственность социальной теории и классификация отношений А.Ф. Лазурского [1], идеальная конструкция отношений личности В.Н. Мясищева [2], но вместе с тем инициируется диалог между сторонниками разных теоретических парадигм [3-5].

Следует отметить, что теоретические концепции, схемы и парадигмы, сформировавшиеся к началу ХХI века [6-8], оказались сейчас перед необходимостью обосновывать этот уникальный феномен, в котором специфическим образом проявляется единство законов природы и общества, и решать практические задачи, связанные с перспективой развития связи «человек – спорт». При этом по причине развития общества (в том числе и спортивной науки) некоторые из них обнаруживают свою ограниченность, «неконструктивность», а иногда и просто несостоятельность.

В современных исследованиях проблемы ценностного отношения личности к занятиям спортом до конца еще не раскрыты:

1) многоуровневая сущность связи «человек – спорт», объясняющая способы взаимодействия структурных элементов в целостной системе;

2) педагогические условия управления процессами возникновения, конструирования и сохранения ценностного отношения к занятиям спортом в системе многолетней подготовки.

Теоретическая актуальность исследования ценностного отношения личности к занятиям спортом определяется проблемным полем исследования, обозначить его границы можно следующими вопросами: «Что спортсмену нужно? В чем он заинтересован? Что для него значимо при занятиях спортом?»

Ответы на поставленные в практике спорта вопросы лежат в обосновании многокомпонентной сущности ценностного отношения личности к занятиям спортом и многоуровневой структурно-функциональной модели формирования связи «человек – спорт», что позволит в теоретическом плане подвести преподавателей-исследователей к изучению психологических механизмов ее возникновения, конструирования и сохранения в процессе спортивной подготовки.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречий между значимостью теоретического обоснования сущности ценностного отношения личности к занятиям спортом, объясняющей динамику роста спортивных достижений, и недостаточностью системно-структурных знаний о природе связи «человек – спорт».

Цель исследования – определение сущности, содержания и структуры связи «человек – спорт» на основе системно-структурного подхода.

Методы теоретического исследования: анализ и синтез научно-методической литературы социальной философии, психологии личности и педагогики спорта по проблеме системно-структурного исследования связи «человек – спорт».

Результаты исследования. Человек, являясь основным компонентом сложноорганизованной социальной системы спорта, развивает свои физические и психические возможности, действуя сообразно своим ценностным ориентациям и стремясь к определенным целям [9, 10].

В этой связи с начала 1990-х годов по настоящее время актуализируется аксиологическая тематика, в которой теория ценностного отношения личности к занятиям спортом предлагает ряд универсальных принципов понимания его природы – и как системы, основанной на ценностях спорта, и как процесса, опирающегося на ценностные приоритеты спортсмена. Вместе с тем при изучении места спорта в жизни современного человека главным в аксиологическом подходе является не ориентация на изменение, а тенденция к сохранению прежних ценностей спорта [11, 12].

Таким образом, если иметь в виду дальнейшее развитие теории отношений в русле системно-структурного подхода, то нужно отметить, что данных, которые накапливаются в исследованиях только ценностных ориентаций спортсмена, для понимания взаимодействия спорта и личности недостаточно.

В определении природы ценностного отношения личности к занятиям спортом мы вынуждены обращаться к действиям, деятельности и поведению личности в социальной среде спорта. Это раскрывает значимость изучения закономерностей функционирования всех систем (точнее, подсистем) человека (ценности, интересы, потребности) в их взаимосвязях.

Изучение процесса превращения занятий спортом в первую жизненную потребность является попыткой специалистов-теоретиков взглянуть на спорт как на состязательную деятельность в тесной связи с внутренним миром человека. Исследуются внутренние связи между человеком и спортом, а именно его мотивация [13], устойчивость спортивных интересов [14], удовлетворенность содержанием и условиями спортивной тренировки [15] и ценностные ориентации спортсмена [16], В том числе, не умаляя роли природных двигательных задатков и наследственно обусловленных физических качеств человека в том, чтобы его физические и психические способности проявлялись и реализовывались, изучаются внешние связи человека со спортом. В этом направлении ведется научно-исследовательская работа по спортивному отбору и спортивной ориентации [16], спортивному долголетию [17]  и спортивному прогнозированию [18-20].

Системно-структурное исследование актуально потому, что, во-первых, развитие теории ценностного отношения личности к занятиям спортом есть прежде всего предмет рефлексии относительно уже добытого знания о социальных связях (система – среда), равно как и осмысления новых знаний, раскрывающих сложное личностное образование (элемент – система) в современной спортивной науке. Во-вторых, системно-структурное направление исследования ориентировано на выяснение содержания связи «человек – спорт», того, что способно вызывать психическую активность спортсмена. Это феноменологический аспект исследования, где ученые в наибольшей мере заняты определением ключевых терминов, применяемых в описании социальной и отражательной природы сложного личностного образования.

Систематизируя феноменологическую, функциональную, онтологическую предпосылки системно-структурного направления исследования природы ценностного отношения к занятиям спортом, мы выявили, что научное содержание междисциплинарного феномена «ценностное отношение личности к занятиям спортом» окончательно еще не сформировано из-за существующей разрозненности исследований его социальной и отражательной природы, затрудняющих представление о системном единстве внешних и внутренних связей «человек – спорт».

Феноменологическая предпосылка изучения природы отношений охватывает данные о содержании связи «человек – спорт», проявляющейся в потребностях, интересах, ценностях и представляющей собой сложное личностное образование [21-23]. В современной литературе термин «отношение» используется как категория, выражающая характер расположения элементов определенной системы и их взаимозависимости [24, 25]. Сущность ценностного отношения к занятиям спортом не составляет исключения и тоже предполагает процесс и закономерности образования системы различной степени сложности из соответствующих элементов.

Наличие в природе ценностного отношения к занятиям спортом отчетливо различаемых структур и традиций в их терминологическом обозначении, предполагает, во-первых, предварительную расчлененность этого феномена и, во-вторых, поиск того основания, которое определяет характер расположения элементов в единой системе и их взаимодействие. Это заставляет обратиться к системно-структурному направлению исследования как к детальному способу уточнения природы ценностного отношения к занятиям спортом.

Базируясь на трудах отечественных и зарубежных ученых, рассматривающих системно-структурный подход как универсальный способ анализа сложного личностного  образования «ценностное отношение к занятиям спортом» [26-28], следует переосмыслить, как социальная система детерминирует психическую активность спортсмена и за счет каких системных механизмов.

Функциональная предпосылка. Многочисленные попытки упорядочивания и систематического описания природы ценностного отношения к занятиям спортом в последние годы подводят исследователей к изменению парадигм в изучении связи «личность – спорт». Проблема исследования социальных связей (система – среда) должна быть направлена в сторону изучения сложного личностного образования (элемент – система) путем поиска источников внутренней активности в достижении максимальных спортивных результатов и обоснования способов утверждения себя в виде субъекта этих связей.

Онтологическая предпосылка системно-структурного направления исследования разрабатываемой проблематики раскрывает развитие ценностного отношения личности к занятиям спортом. Процесс развития связи «человек – спорт» определяют физкультурные ценности и нормы, присваиваемые личностью в ходе занятий спортом под влиянием условий состязательной деятельности и оказываемых на нее тренером-преподавателем воспитательных воздействий. Данный процесс проходит не линейно, скорее скачнообразно, так как биологические и социальные детерминанты развития связи «человек – спорт» могут находиться в противоречии [29-31].

Заключение. В исследованиях ценностного отношения личности к занятиям спортом разрозненно представлены знания о внешних и внутренних связях «человек – спорт», параллельно изучаются структурные элементы целостной системы. В теории спорта акцентируется внимание  на единичных детерминантах, чаще на ценностных ориентациях, при этом упускаются интересы и нужды спортсмена.

В другом случае, наоборот, при изучении единства потребностей, интересов и ценностей в социальной философии остаются неисследованными механизмы их взаимодействия, так как характеризующие их данные изучаются другой наукой – психологией. Это формирует тенденцию к междисциплинарному изучению ценностного отношения личности к занятиям спортом, что позволяет обратиться к разработке синтетической концепции.

В процессе исследования природы ценностного отношения личности к занятиям спортом на основе системно-структурного подхода разработана концептуальная схема связи «человек – спорт» (рисунок) и определены следующие методологические позиции.

1. Природа ценностного отношения личности к занятиям спортом представляет собой субъект-объектную связь, подчиненную действию законов социальной целостности и механизмов психической активности личности.

2. Руководствуясь учением В.Н. Мясищева об объективных общественных отношениях и их отражении во внутренних субъективных психических отношениях к действительности, субъект-объектная природа ценностного отношения включает внешние связи «система – среда» (социальный уровень) и внутренние связи «элемент – система» (психический уровень). Внешние связи обусловлены объективным развитием социальной среды спорта и материально-технических условий избранной спортивной специализации. Внутренние связи предопределены психической деятельностью спортсмена.

3. Ценностное отношение к занятиям спортом – это сложное личностное образование, выражающееся в потребностях, интересах и ценностях, проявление и взаимопереходы которых обусловлены социальной средой спорта и активностью личности, достигшей определенного уровня психической деятельности, что в целом отражает содержание и форму связи человека со спортом, предопределяющие спортивный результат и динамику его развития.

4. Сущность ценностного отношения к занятиям спортом представляет связанность множества элементов, составляющих единое целое (концепция одновременности В.Н. Мясищева), переходящих друг в друга (концепция последовательности А.Г. Здравомыслова) и проявляющихся одновременно на разных этапах развития связи (концепция единства А.С. Макаренко).

5. В содержании ценностного отношения личности к занятиям спортом установлено сложное многокомпонентное, многогранное и многоуровневое строение, в котором составные элементы, имея свои качественные особенности, функционируют объединенно. Потребности являются причиной возникновения отношения (концепция эмоциональной мотивации В.К. Вилюнаса) и выражают собой источник его структурирования. Интересы отражают процесс конструирования отношения (С.Л. Рубинштейн выделил три типа – созерцательный, познавательный и деятельный) и характеризуют направление движения элементов в структуре. Ценности характеризуют устойчивость связи и раскрывают уровни его развития (неосознаваемый, осознаваемый, самосознания).

6. Структура связи «человек – спорт» изменяется за счет приобретения спортивных знаний и двигательного опыта по мере увеличения стажа занятий спортом и повышения спортивной квалификации.

7. Структурные изменения осуществляются по спирали, обусловливая возникновение отношения на уровне более высокого порядка. Это может происходить в двух направлениях: «сверху вниз» – от ценностей к интересам и потребностям и «снизу вверх» – от удовлетворения одного круга потребностей, реализации интересов и создания системы ценностей.