Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INTEGRATION OF EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL PROCESSES AS A FACTOR OF SOCIAL EVOLUTION

Popovich A.P. 1 Moiseeva L.V. 2
1 Ural state forestry engineering University
2 Ural State Pedagogical University
В работе названы особенности модернизации российского образования и преимущества перехода на компетентно-ориентированное образование в условиях современных требований к соискателям рабочих мест, таких как готовность специалистов к самообразованию, коммуникациям, навыки работы с информационными источниками. Названа роль психоэмоциональных качеств, проявляемых через деятельность, включая интеллектуальную, двигательную, трудовую и физическую. Показано влияние физической культуры на формирование личностных качеств выпускника университета, востребованных на любом этапе его карьеры. Обоснованы важность изменения содержания гуманитарного цикла в современной программе обучения технического вуза и необходимость введения курса коррекции нравственной стороны личности студента. Показаны пути преодоления дисбаланса между высшей школой и требованиями работодателя, которые определены как способность к активной интеллектуальной деятельности, основанной на обучаемости и восприимчивости новых знаний и соответственно освоении умений и навыков. Дается сравнительный анализ приоритетных требований к руководителю в разные периоды развития общества, таких как лидерство, предприимчивость, техническая грамотность. Рассматривается роль гуманизации образования как фактора формирования инженера – генератора собственных творческих идей. Обсуждается необходимость развития эмоциональной устойчивости, уверенности в собственных силах и знаниях, способности к социальной адаптации, обеспечивающих возможность добиваться успехов в профессиональной деятельности. Значение такого профессионально значимого личностного качества, как психоустойчивость, выражено как способ защиты и умение преодолевать стрессовые ситуации, сохраняя при этом уравновешенность центральной нервной системы, то есть здоровье. Даны методические рекомендации построения процесса образования, включая и воспитательную составляющую этого процесса, для формирования гармонично развитой личности.
The paper describes the features of the modernization of Russian education and the advantages of the transition to a competently-oriented education in the conditions of modern requirements for job seekers, such as the readiness of specialists for self-education, communications, skills to work with information sources. Called the role of the «emotional» qualities, shown through activities, including intellectual, physical, labor and physical cal. Influence of physical culture on formation of personal qualities of the graduate of University demanded at any stage of his career is shown. Proves the importance of changes in the content of Humanities subjects in the modern curriculum of a technical College and the need of a course correction moral side of the individual student. The ways of overcoming the imbalance between the higher school and the requirements of the employer, which are defined as the ability to active intellectual activity based on the «learning» and «receptivity» of new knowledge, and, accordingly, the development of «skills» and «skills». The comparative analysis of priority requirements to the head in different periods of development of society – leadership, enterprising, technical literacy is given. The role of humanization of education as a factor in the formation of the engineer-generator of their own creative ideas is considered. Discusses the need of development of emotional stability, confidence in their own abilities and knowledge, ability of social adaptation, providing an opportunity to achieve success in their professional activities. The importance of such professionally significant personal qualities as mental stability is expressed as a way of protection and the ability to overcome stressful situations, while maintaining the balance of the Central nervous system, that is, health. Methodical recommendations of formation process construction, including educational component of this process, for formation of harmoniously developed personality are given.
education
competences
personal qualities
ethics
education
professionalism
emotional stability
motivation.

Изменения и реформация российской педагогической науки являются отражением процессов и перемен, происходящих в стране. 1990-е годы и начало 2000-х годов были непростыми для образовательной системы. «Болонский процесс» и иные нововведения заставляют педагогов крайне требовательно и критически относиться как к традиционным педагогическим идеям, так и к инновациям. При этом двадцать первое столетие выдвигает новые требования, которым должны соответствовать образование и профессиональная подготовка выпускников университетов, а именно:

– способствовать трудоустройству специалистов;

– способствовать повышению социального статуса;

– повышать производственную эффективность работников;

– повышать конкурентоспособность европейской высшей школы.

Высокий уровень компетентности специалистов сегодня рассматривается государством как важнейшее конкурентное преимущество над иными странами. Это в совокупности проявляется практически во всех европейских странах, что находит отражение в рамках целевых и общенациональных программ [1]. В России также состоялся переход на компетентно-ориентированное образование, что и было закреплено в 2001 году Правительственной программой модернизации российского образования до 2010 года. О том, насколько был оправдан взятый курс на присоединение к базовым принципам единого Европейского пространства, сегодня можно сделать определенные выводы, и не только положительные [2]. Тем не менее современный рынок труда, который отличается гибкостью, изменчивостью, динамичностью требований к соискателям рабочих мест, среди основных требований выдвигает готовность специалистов к самообразованию, коммуникациям, навыки работы с различными информационными источниками [3].

Наблюдается очевидный дисбаланс между высшей школой и требованиями работодателя, которые определены как способность к активной интеллектуальной деятельности, основанной на обучаемости и восприимчивости новых знаний и соответственно освоении умений и навыков [4].

Исключительная роль сегодня отводится педагогике как науке, в которой основным объектом является форма становления и развития человеческой личности. Изучая и воспитывая человека в своей деятельности, педагог сталкивается с конфликтом интересов: с одной стороны, требуется гармоничное развитие человека, а с другой – работодатель в своих прагматичных целях перед учителями, преподавателями ставит задачи формирования тех способностей у потенциального работника, которые принесут ему финансовую прибыль [5]. Гармония и практицизм, высший уровень сочетаемости у индивидуума, но противоречивые понятия относительно друг друга.

Но социально-экономический взгляд на человека и его воспитание как источника и носителя рабочей силы не может быть основополагающим объектом для педагогической науки. На современном этапе развития нашего общества, так же как и образовательного процесса, является сам человек. Посредством учебно-образовательных программ и их реализации формируется личность, индивидуальность студента, происходят рост его самостоятельности, развитие у него адаптационных способностей к окружающей среде и социуму. Морально-нравственный аспект формирования личности, отношение к родной школе, краю, языку, истории страны приобретают особое значение и смысл [6]. Государство также заинтересовано не только в работниках различных сфер производства, но и в гражданах – патриотах своей отчизны.

Эволюционные процессы технологии производства, производительных сил, как правило, сопровождаются активной модернизацией образовательной и профессиональной структур. К этим компонентам необходимо отнести и физическую культуру. Современный человек, стремящийся к карьерному росту, без овладения здоровьесберегающими технологиями не может выполнять свои функциональные обязанности и вести активный полноценный образ жизни [7]. Любая сфера деятельности выдвигает спектр требований к подготовке специалиста того или иного профиля, но мы почему-то сокращаем гуманитарные дисциплины и программы в профессиональной подготовке. А ведь личностные качества выпускника университета очень важны и востребованы на любом этапе его карьеры.

По результатам исследования, проведенного А.В. Пономаревым среди выпускников вузов, работодателей, профессорско-преподавательского состава [8], 78% респондентов к категории основных качеств руководителей относят ответственность, понимание и соблюдение существующих норм и правил, связанных с трудовой деятельностью коллектива и основанных на нормах человеческой морали и этики. Ответственность необходимо воспринимать как психоэмоциональное качество, проявляемое через деятельность, включая интеллектуальную, двигательную, трудовую и физическую. На второе место по значимости 68% опрошенных ставят толерантность. При всем многообразии формулировок, раскрывающих содержание данного понятия, адаптационные способности человека жить и конструктивно действовать исключительно востребованы социумом. В последнее время толерантность становится наиболее популярным и значимым качеством, входящим в список компетенций, которым придается особое значение в профессиональном образовании [8]. Толерантность сегодня – это высокая потребность общества к уважению прав других быть такими, какие они есть.

Гуманитарный цикл в современной программе обучения технического вуза изменился [9]. На смену политэкономии, научному коммунизму, истории КПСС пришли психология, культурология, социология, политология, правоведение и другие дисциплины. На их основе можно разработать курс коррекции нравственной стороны личности студента. Безусловно, проблема нравственности касается далеко не каждого молодого человека, переступившего порог университета [10]. Практически нет сомнения в том, что гуманитарные науки вносят весомый вклад в нравственное развитие молодежи, формирование мировоззрения. Гуманитаризация образования противодействует формированию технократа, создает специалиста технического профиля, инженера – генератора собственных творческих идей. Такие предметы, как «язык и культура речи», литература, иностранные языки, основы карьерного роста, психология профессиональной компетентности, история, способствуют адаптации к переобучению, крайне востребованы современной студенческой молодежью с условием применения не только в производственной сфере, но и в личной жизнедеятельности.

Актуальной является сегодня философия образования выдающегося советского педагога, психолога В.В. Давыдова [11]. Процесс становления мышления человека он рассматривал как совокупность человеческой культуры в исторически развитых формах. Воплощенный в культуре разум человека может стать достоянием личности. В организации этой деятельности педагогом проводится процесс обучения и воспитания молодежи в соответствии с программными требованиями.

Необходимо подчеркнуть, что процесс обучения должен быть методически построен таким образом, чтобы он содействовал формированию у студента чувства уверенности в себе как в человеке и как в специалисте-профессионале. При этом в идеале, если воспитание в семье проводилось и ведется по тем же канонам и принципам общечеловеческой морали, отделяя тонкую грань в своем ребенке между «уверенностью» и «самоуверенностью» [12].

Нельзя обойти вниманием и эмоциональную устойчивость [13]. Необходимо воспринимать и понимать данное понятие как стабильность, самообладание, уравновешенность, последовательность требований. По данным педагогов, ученых, эмоциональная устойчивость основывается на жизнерадостности, эрудиции, оптимизме. Уверены, что в повседневной жизни тоже трудно обойтись без этого «багажа» [7].

Буквально несколько слов об эмпатии (от греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство», сопереживание). Существует множество профессий, не только в сфере услуг, работники которых, руководители, должны обладать этими качествами с целью успешного выполнения своих прямых функциональных обязанностей [14]. Современный социум, общество любого возрастного, социального уровня крайне нуждается в людях, обладающих такими высокоморальными чувствами и состояниями.

Наблюдательность, интуицию можно воспринимать как способность концентрироваться на том или ином объекте, замечать детали, исключительно важные для последующего анализа. Без сомнения, велика роль гуманитарных дисциплин, преподаваемых в техническом университете, при формировании интуитивных факторов у будущих руководителей. Необходимо добавить, что интуитивно-прогностические способности формируются только лишь на основе аналитико-профессиональных принципов и знаний функциональных обязанностей специалиста [15].

Гуманизация технического образования и понимание значимости предметов гуманитарного цикла находят довольно широкую поддержку при подготовке руководящих инженерных кадров. Особое внимание хочется обратить на одно из качеств, о котором редко говорят сегодня, но оно исключительно востребовано в современном обществе [16]. Многие руководители, топ-менеджеры пытаются овладеть этими способностями, но обучать методикам владения высоким уровнем психологической устойчивости целесообразно со студенческой скамьи. Итак, «харди» в переводе «смелый», «дерзающий», обладающий силой противостояния, «крепкий орешек», имеет исключительно высокий уровень психоустойчивости, основывающийся на трех частях: обязательность; контроль; вызов [17].

Все это в совокупности является защитой и умением преодолевать стрессовые ситуации, сохраняя при этом уравновешенность центральной нервной системы, то есть здоровье. Текущий контроль позволяет быть готовым к любым производственным проблемам и своевременно находить правильные решения выхода из кризиса или сложных ситуаций. Что касается вызова, то любые сложности и трудности можно воспринять как мотивацию собственного развития, собственных возможностей [18].

При анализе роли профессионально значимых личностных качеств очевидно, что все они связаны друг с другом и находятся в сфере гуманитарных дисциплин, не самых «почитаемых» в техническом вузе. В проведенном опросе среди работников, служащих предприятий Урала о том, какими качествами должен быть наделен руководитель, около 75% назвали честность, справедливость, порядочность, а 24% – знание техники, организаторские способности, деловитость, компетентность [19]. Можно сравнить приоритетные качества руководителя в разные периоды развития нашей страны: в годы застоя были особо значимы личные достижения руководителя; в период «распада» важным было лидерство; перестройка выдвинула руководителя иной формации – приоритетным качеством является предприимчивость.

Гуманитарные дисциплины не только в России, но и во многих странах недооценены, при этом именно российские специалисты добиваются больших карьерных вершин в зарубежных компаниях при условии знания иностранного языка (или нескольких языков). Например, у нас создаются все предпосылки для развития промышленности, экономики, но эффект от вкладываемых финансовых средств низкий. Причина – человеческий фактор. Гуманитарный цикл, включающий в себя философию, право, мораль, мифологию, педагогику, находится в противостоянии с западной технократической идеологией. Нельзя сводить политические, социальные, экономические знания до математических оценок, цифр и «википедии». Многие проблемы общества не существовали бы в современном коллективе при условии стремления человека к высокой морали и духовной нравственности.

Облик современного человека будет неполным, если не использовать понятие гармонично развитой личности. Без физической культуры и здорового образа жизни в образовательном и воспитательном процессах, которые с 1994 года входят в перечень обязательных дисциплин гуманитарного компонента государственного стандарта высшего профессионального образования, невозможно вести полноценное анатомо-физиологическое развитие молодежи [20]. Главное предназначение и ценность предмета заключаются в воспитании всесторонне развитой личности.

Модернизация физического воспитания в вузе необходима на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса. Приоритетные ценности, предъявляемые молодым специалистам в условиях высокой конкуренции и рыночных отношений: гармоничное развитие и воспитание, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии. Физическая подготовка и физическое состояние находятся в категории основополагающих для успешной карьеры молодого работника [21]. Теперь вы, уважаемые читатели, спроецируйте все три вышеуказанных понятия на руководителя современного производства. Понимание высокой личной ответственности, культуры имеет наибольший аргумент в эффективности труда на своем рабочем месте как носителя здорового образа жизни. Приобщение студента к ведению здорового образа жизни, изменение его ориентации на основе позитивных процессов, положительная динамика изменения в своем социокультурном развитии во время обучения в университете – главнейшая и приоритетная цель образовательного процесса в вузе [22].

В заключительной части статьи обращаем ваше внимание на многочисленные обсуждения на проводимых конференциях о мотивации к занятиям физическими упражнениями [23]. Многие ученые, описав в своих исследованиях происхождение развития психики человека, показывают, как инстинктивный уровень жизни биологических существ и животных изменился при осознании управления своего поведения на основе единства психики и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Великие теоретики вывели точную аксиому того, что основополагающим является единство психики и деятельности, где в свою очередь деятельность и является мотивационным фактором [9]. Многие авторы отмечают, что важнейшим условием жизнедеятельности человека является мотивация, в данном случае важно, мотивирован ли субъект к выполнению физических упражнений. Более того, высокий уровень требований предъявляется к одному из участников этого двустороннего процесса – тренеру, преподавателю, учителю [6]. Его глубокие знания не только в области теории и методики физического воспитания, а также психологии, педагогики, физиологии, медицины, анатомии являются теоретической основой высокой физической подготовленности, фундаментом карьеры молодежи. Необходимо отметить, что финансовая мотивация у студенчества сегодня понизилась. Это говорит об изменении внутренних ориентиров молодого человека и его понимании и готовности трудиться на перспективу.

Гуманитарные дисциплины в вузе ориентируют молодых людей на понимание и осознание важности самого процесса, а не материальной составляющей [23]. С позиции укрепления и сохранения здоровья важнейшим аргументом в формировании принципов здорового образа жизни является сам по себе процесс систематических занятий, а не достижение каких-то высоких спортивных «вершин» и результатов. Коренное отличие от спортивной и оздоровительной деятельности состоит в целевых установках, задачах и стимулах к деятельности. Например, в исследованиях Р.А. Пилояна [12], А.Д. Суханова [16] говорится о том, что только лишь «адекватная» мотивация несет максимальную пользу в процессе воспитания. «Адекватность» мотивации и есть профессиональный критерий, уровень преподавателя, тренера с точки зрения психологов. «Мотивация – это психическое свойство, характеризующее направленность вектора активности, человека» [4]. Но совпадение ведущих потребностей с предметом их удовлетворения, эти основы жизни человека формируются при воспитании детей в семье, закладываются родными и близкими. В условиях семьи происходит становление нравственных, эстетических, аксиологических характеристик личности, отражающих культуру индивидуума [24]. Но физическая культура в рамках образовательного процесса позитивно влияет на всестороннее развитие молодежи. Многогранное влияние физических упражнений на человека трудно переоценить [19]. Применяя различные методики и средства, преподаватель физической культуры вносит колоссальный вклад в профессионально-прикладную подготовку выпускников университета [25]. При этом учебный процесс в университете только лишь завершает семейное воспитание молодого человека, гармонично развитой личности, сочетающей в себе физическую красоту, интеллект и высокие нравственные идеалы.