Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS AS A RESOURCE FOR THE FORMATION THE ENTREPRENEURIAL COMPETENCES OF STUDENTS PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Nagimova N.I. 1 Fakhretdinova M.A. 1
1 FGBOU VO "Ulyanovsk state pedagogical University. named after I. N. Ulyanov
Одним из ведущих инновационных направлений современного экономического развития страны является опережающее технологическое развитие, системным элементом которого выступает предпринимательство. Именно предпринимательство считается сегодня значимым ресурсом, инициирующим инновации, изменения в различных отраслях экономики. В связи с этим авторы предлагают рассмотреть возможности развития предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ. Предметом анализа выступает ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» ФГОС СПО по ТОП-50. В качестве ресурса предложена авторская модель soft skills, отдельным пунктом приведены ее классификация и спецификация. Структурно представленная модель напоминает трехслойный овал, состоящий из трех зон: «ядерная зона», «пластичная зона», «перспективная» зона. Отдельным пунктом в статье рассматривается опыт Ульяновской области по реализации приоритетного регионального проекта «Развитие инновационного кластера Ульяновской области», в котором заявлены меры по развитию школьного и студенческого предпринимательства через реализацию образовательных проектов «Лига школьного и студенческого предпринимательства». В статье авторы также дают характеристику отдельным направлениям образовательной деятельности ПОО по развитию soft skills как условиям формирования предпринимательских компетенций обучающихся.
¬One of the leading innovative directions of modern economic development of the country is advanced technological development, the system element of which is entrepreneurship. It is entrepreneurship that is considered today to be a significant resource that initiates innovations and changes in various sectors of the economy. In this regard, the authors propose to consider the possibility of development of entrepreneurial competencies of students of professional educational organizations in the development of basic professional educational programs. The subject of the analysis is OK 11. «To plan business activities in the professional sphere» of the top-50 states educational standards professional education. The author's soft skills model is offered as a resource, their classification and specification is given as a separate point. The structurally presented model resembles a «three layer oval» consisting of three zones: «nuclear zone», «plastic zone», «perspective zone». A separate item in the article discusses the experience of the Ulyanovsk region on the implementation of the priority regional project «development of the innovation cluster of the Ulyanovsk region «in which measures are announced for the development of school and student entrepreneurship, through the implementation of educational projects «League of school and student entrepreneurship». In the article, the authors also give a description of certain areas of educational activities of VET in the development of soft skills as a condition of the formation of entrepreneurial competencies of students.
soft skills
entrepreneurial competencies
core (key) competencies
professional educational organizations
environments it vocational education
professional educational programmes.

В соответствии с тезисами, озвученными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 6 марта 2018 года в рамках совещания по вопросу развития среднего профессионального образования (далее – СПО), развитие данной системы, внедрение передовых подходов к подготовке рабочих, инженеров является одним из ключевых вопросов, базовых для технологического, экономического прорыва страны, повышения качества жизни и реальных доходов граждан [1].

По итогам совещания в апреле 2018 года появилась «Программа модернизации образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в целях устранения дефицита квалифицированных рабочих кадров в субъектах Российской Федерации». Авторы программы в обеспечение соответствия компетенций выпускников профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) текущим и перспективным требованиям работодателей делают акцент на подготовку кадров, обладающих мультидисциплинарными компетенциями и минимальной потребностью в адаптационном периоде при трудоустройстве [1].

Наряду с этой программой на федеральном и региональном уровнях уже реализуется целый ряд проектов, направленных на обеспечение качества подготовки кадров, сближение интересов профессионального образования и бизнеса.

Например, целью проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» является создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями. Это даст возможность увеличить к концу 2020 года до 50 тыс. человек численность выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам Ворлдскиллс Россия. [2]. Такая амбициозная цель, безусловно, определяет стратегию развития и профессиональных образовательных организаций.

Цель исследования: рассмотреть аспекты, условия и модель развития soft skills как ресурса формирования предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО.

Материал и методы исследования. Ключевую роль в достижении поставленной цели играют Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям, разработанные с учетом профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills International (далее – ФГОС СПО по ТОП-50), реализация которых началась с 1 сентября 2017 года. Внедрение ФГОС СПО по ТОП-50 требует от ПОО значительных изменений в формировании содержания и структуры образовательных программ, в подходах к организации образовательной деятельности в ПОО, так как существенно обновился перечень формируемых образовательных результатов: общих и профессиональных компетенций.

Среди новых образовательных результатов ФГОС СПО по ТОП-50 заявлена ОК 11. «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере». Данный образовательный результат соотносится с современными трендами развития экономики России. Среди инновационных направлений экономического развития страны упор делается на технологическое развитие, одним из драйверов которого является предпринимательство. Именно предпринимательство сегодня считается значимым ресурсом, инициирующим инновации и изменения в различных отраслях экономики. В совокупности данные предпосылки позволили сформулировать предмет и методы исследования.

Предмет исследования: развитие soft skills – общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций как ресурс формирования предпринимательских компетенций в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ СПО.

В качестве ключевых методов исследования применяются: анализ и осмысление нормативной и открытой источниковой базы по проблеме исследования; изучение специфики регионального опыта «взращивания предпринимателей со школьной, студенческой скамьи» в Ульяновской области в региональной системе СПО; дефиниции понятий «soft skills», «предпринимательская деятельность», «предпринимательские компетенции»; моделирование и комплексный подход к классификации «soft skills», в соответствии с которыми рекомендована организация образовательной деятельности по формированию предпринимательских компетенций обучающихся ПОО по различным профилям профессионального образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Как констатируют специалисты и исследователи, занимающиеся данной проблемой, предпринимательская культура, образовательная среда, которая бы «взращивала предпринимателей», сегодня только зарождается. В одном из своих интервью об этом же говорит и Ю.А. Удальцов, заместитель председателя правления «РОСНАНО»: «Выращивать предпринимателей надо со школьной скамьи, с института» [3].

Необходимость развития предпринимательства осознается и принимается всеми уровнями власти. Так, в Ульяновской области в контексте реализации приоритетного проекта «Развитие инновационного кластера Ульяновской области» заявлены и реализуются меры по развитию школьного и студенческого предпринимательства. Правительством Ульяновской области ключевым элементом проекта заявлена «радикальная смена образовательной модели в регионе с целью подготовки поколения выпускников, прошедших полностью по новой образовательной траектории и обладающих новыми компетенциями, необходимыми для технологического и социального предпринимательства, которые станут основателями и “драйверами” новых отраслей в регионе» [4].

Лига школьного предпринимательства – инновационный образовательный проект, благодаря которому учащиеся школ могут обучиться основам предпринимательской деятельности, на практике ознакомиться с работой действующих предприятий и проработать свой первый бизнес-проект. В рамках проекта проходят 2 модуля обучения. 1-й модуль включает в себя выбор бизнес-идеи и ее обоснование участниками проекта. Обучение проходит в форме деловых игр и тренингов, заочных вебинаров и встреч с ульяновскими предпринимателями, а также организуются экскурсии на предприятия малого бизнеса. 2-й модуль включает в себя курс обучения по истории симбирского предпринимательства, в том числе олимпиады, конкурсы эссе на данную тему, детальную проработку бизнес-идеи и подготовку к защите проектов.

Лига студенческого предпринимательства – инновационный образовательный проект, позволяющий студентам не только ближе познакомиться с предпринимательством, но и получить поддержку в создании своих бизнес-проектов. Формат проведения: реалити-шоу «Бизнес-поединки», благодаря которому студенты совместно с действующими предпринимателями за три месяца смогут запустить несколько бизнесов с нуля. Проект включает серию интенсивных тренингов от сертифицированных бизнес-тренеров и успешных предпринимателей региона. По итогам образовательной программы участники смогут составить готовый к реализации бизнес-план. Для самых амбициозных участников реалити-шоу «Бизнес-поединки» предоставит возможность совместно с действующими предпринимателями воплотить в жизнь свою бизнес-идею.    

Безусловно, обучающиеся ПОО могут принимать участие в этих проектах, но в рамках нашей статьи мы предлагаем рассмотреть возможности развития предпринимательских компетенций в ходе освоения основных профессиональных образовательных программ (далее – ОПОП).

В примерных ОПОП СПО сформулированы показатели сформированности ОК 11. (табл. 1).

Таблица 1

Спецификация ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Наименование

компетенции

Дескрипторы

(показатели

сформированности)

Умения

Знания

ОК 11.

Планировать

предприниматель-

скую деятельность

в профессиональной

сфере

 

 

 

Определять

инвестиционную

привлекательность

коммерческих идей в рамках

профессиональной

деятельности.

Составлять бизнес-план.

Презентовать

бизнес-идею.

Определять

источники

финансирования.

Применять

грамотные

кредитные

продукты для

открытия дела

Выявлять

достоинства и

недостатки

коммерческой

идеи.

Презентовать

идеи открытия

собственного дела

в

профессионально

й деятельности.

Оформлять

бизнес-план.

Рассчитывать

размеры выплат

по процентным

ставкам

кредитования

Основы

предпринимательской

деятельности.

Основы

финансовой

грамотности.

Правила

разработки

бизнес-планов.

Порядок

выстраивания

презентации.

Кредитные

банковские

продукты

 

Анализируя само определение компетенции и показатели ее сформированности, можно констатировать, что этот перечень явно недостаточен, дескрипторы в основном отражают когнитивную составляющую, сущностные характеристики компетенции представлены без должной привязки к современному понятию «предпринимательская деятельность», требуется существенная конкретизация.

Если обратиться к содержанию понятия «предпринимательская деятельность», то можно увидеть, что оно изучается специалистами довольно давно. В литературе имеется множество определений. Несмотря на то что предпринимательская деятельность занимает значительное место в жизни российского общества, все же очень непросто теоретически определить ее точное содержание, поскольку оно тесно связано с экономической, финансовой деятельностью, бизнес-администрированием и другими сферами рыночной системы хозяйствования.

По мнению отдельных российских специалистов, предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует модернизации и реконструкции устаревших. Кроме того, предпринимательская деятельность способствует развитию конкуренции, увеличению открытости национальной экономики, создает механизмы достижения устойчивого развития экономики страны. Предпринимательство является незаменимой силой хозяйственной динамики, конкурентоспособности и общественного процветания [5].

Как писал В.И. Даль, предпринимать – значит затевать, решиться ис­полнить какое-либо новое дело, приступить к совершению чего-либо значительного [6].          

На наш взгляд, заявленный в ФГОС СПО примерных ОПОП образовательный результат ОК 11. «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» необходимо обогатить востребованными современным бизнесом навыками и умениями. Мы понимаем, что «взрастить будущего предпринимателя» в ПОО – это сверхамбициозная задача, но заложить мотивационные основы, пробудить интерес к предпринимательской деятельности, создать условия для приобретения обучающимися комплекса ключевых компетенций, необходимых для продуктивности в профессионально-конкурентной среде и успешного функционирования в обществе, вполне возможно.

В силу возрастных особенностей этот период жизни молодых людей можно считать наиболее благодатным для реализации амбициозных задач. Обучающиеся ПОО отличаются возникновением у них нового уровня личностного самосознания. Главными потребностями юношеского возраста становятся повышенное внимание и интерес к социальным, нравственным, эстетическим жизненным проблемам, к смыслу жизни, желание занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места в жизни. Молодые люди быстрее ощущают противоречия рынка, для них реальнее и ближе перспективы самостоятельной жизни, трудоустройства, взаимоотношения в трудовом коллективе. В отличие от старшеклассников они уже сделали свой выбор в профессиональном самоопределении, многие из них открыты к новому, экспериментам на пути собственного развития, становления, взросления.

Мы считаем, что необходимый для этого потенциал заложен в soft skills, так называемых мягких навыках.

О важности этих навыков свидетельствуют результаты опроса работодателей, проведенные на региональных встречах с руководителями предприятий, организаций в период с 2008 по 2016 год. На вопрос: «Что ожидают предприятия от выпускников образовательных учреждений СПО?» были даны следующие ответы: готовность работать с клиентами, партнерами, приверженность (лояльность) к идеям и ценностям рабочего места, умение работать в команде, способность к обучению, наличие коммуникативных навыков, навыков работы с информацией, способность брать на себя ответственность, самостоятельность.

Значимость soft skills подчеркивается также современными исследователями. В исследованиях доктора экономических наук О.Л. Чулановой подчеркивается, что в профессиональной сфере успех человека на 85% зависит от мягких компетенций (общих компетенций) и на 15% – от жестких (профессиональных), поэтому работодатели часто на собеседовании просят пройти тесты или задают вопросы, не имеющие практически ничего общего с профессиональными компетенциями, присущими определенной деятельности. Согласно последним ее исследованиям интерес работодателей к soft skills усиливается и составляет 93% [7]. Аналитики World Economic Forum составили прогноз, в котором обозначили десять ключевых навыков, которые будут востребованы в 2020 году [7]. Согласно прогнозу самым значимым навыком будет умение решать сложные задачи. Вторым по значимости навыком является критическое мышление, а третьим – креативность. После названных навыков следуют навыки управления людьми, навыки координации и взаимодействия, суждения и принятия решений, эмоциональный интеллект, клиентоориентированность, умение вести переговоры и когнитивная гибкость.  

При изучении дефиниций понятия «soft skills», имеющихся в настоящее время в литературе, наше внимание привлекло также определение, сформулированное О.Л. Чулановой. В ее трактовке soft skills – это «…социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, необходимых для успешного выполнения работы, соответствующих требованиям должности и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе» [7].

На основании анализа изученных определений мы предлагаем авторскую модель «soft skills», которая, на наш взгляд, могла бы получить развитие у обучающихся ПОО в рамках формирования предпринимательских компетенций в ходе освоения ОПОП. В связи с тем, что в ФГОС СПО образовательный результат «навык» приравнен к опыту практической деятельности, мы предлагаем рассматривать soft skills с позиции первичного опыта практической деятельности как составляющую предпринимательских компетенций.

Как известно, моделирование относится к ведущему методу познания, поэтому в рамках нашей публикации и продолжающейся дискуссии о «базовых навыках» XXI века мы хотели бы представить наше видение модели soft skills, необходимых выпускникам СПО в новом сложном мире.

Структурно наша модель напоминает трехслойный овал, состоящий из трех зон развития soft skills обучающегося ПОО:

– «ядерная зона»;

– «пластичная зона»;

– «перспективная зона» (рисунок).  

Структурная модель soft skills

 К «ядерной зоне» мы отнесли soft skills, которые даны человеку от природы: темперамент, психический склад личности, модальности восприятия мира (ведущая сенсорная система человека), типы мышления, индивидуальные стили обучения. Врожденные soft skills, обусловленные природой, безусловно, оказывают влияние на развитие человека на протяжении всей жизни. Они от рождения сопровождают его в личностном, социальном, профессиональном становлении, обеспечивая его успешность или мешая ему в достижении поставленных целей. Считаем, что знание наклонностей, задатков, особенностей темперамента, доминирующих каналов восприятия мира, экстравертности и интровертности человека, доминирующего типа мышления, индивидуальных стилей обучения и их учет как самими обучающимся при выстраивании индивидуальной траектории развития, так и педагогами в организации образовательной деятельности играют значимую роль в становлении личности.

К «пластичной зоне» мы отнесли soft skills, которые определяют качество деятельности человека в различных профессиональных, личностных и социальных видах деятельности (ситуациях): креативное, системное и тактическое мышление, готовность работать в команде, осуществлять эффективную устную и письменную коммуникацию, сотрудничать, самостоятельно решать различные задачи, проявлять при этом творчество, планировать свою деятельность и т.д. Период обучения в ПОО (15–18 лет) для обучающихся является наиболее благоприятным в приобретении ими перечисленных выше soft skills. Педагогические работники со своей стороны создают образовательную среду, направленную на развитие soft skills.

В условиях неопределенности, динамичных изменений, «турбулентности» особое значение приобретает задача развития soft skills, которые мы отнесли к «перспективной зоне». Такие soft skills, как проектное и стратегическое мышление, готовность к решению конкретных профессиональных/социальных задач в условиях изменений, анализу, клиенториентированность, способность к постоянному саморазвитию, самоуправлению, мобильность, владение основами тайм-менеджмента, рефлексии и иные, будут важны и нужны человеку всегда, в течение всей жизни. Сформировать данные soft skills раз и навсегда невозможно, они должны находиться в постоянном совершенствовании и развитии. Вместе с тем за годы учебы в ПОО обучающиеся вполне могут приобрести и развить основы названных soft skills.

Представленные зоны модели взаимосвязаны между собой и в целом дают нам набросок рисунка soft skills, которые в СПО коррелируют с общими компетенциями, зафиксированными в ОПОП.

А также в качестве еще одного эффекта модели мы видим возможность более четко классифицировать описываемые нами soft skills. Данная классификация позволит педагогическим работникам целенаправленно заниматься созданием условий образовательной среды для развития у обучающихся предпринимательских компетенций.

Исходя из основных компонентов структуры личности (интеллектуального, эмоционально-волевого и поведенческого) предлагаем рассматривать в качестве предмета развития у обучающихся ПОО предпринимательских компетенций три группы soft skills (табл. 2).

Таблица 2

Классификация soft skills для развития у обучающихся ПОО предпринимательских компетенций

Зоны развития личности обучающихся ПОО

Soft skills в сфере мышления

Soft skills в сфере

отношений

Soft skills в

поведенческой

сфере

Ядерная

зона

Системное

мышление

Модальности восприятия мира

Темперамент и

типы характера

Логическое

мышление

Психический склад

личности

Индивидуальные стили обучения

Пластичная

зона

Креативное

мышление

Сотрудничество / работа в команде

Саморегуляция

Тактическое мышление

 

Эффективная устная и письменная коммуникация

Самостоятельность

Перспективная

зона

Проектное

мышление

 

Клиентоориентированность

Тайм-менеджмент

Стратегическое мышление

Лидерство

Рефлексия

 

В соответствии с данной классификацией мы предлагаем строить образовательную деятельность по развитию soft skills как условие формирования предпринимательских компетенций обучающихся ПОО.

Эта система работы может быть представлена несколькими направлениями деятельности:

– формирование предпринимательских знаний, умений и первичного опыта практической предпринимательской деятельности в процессе освоения программ учебных дисциплин и профессиональных модулей;

– создание и реальное функционирование объединений обучающихся предпринимательской направленности (учебных фирм, бизнес-инкубаторов и т.д.);

– организация деятельности обучающихся по разработке и реализации реальных проектов в профессиональной и социальной сферах.

В настоящее время в ПОО Ульяновской области реализуется программа учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности». Учебная дисциплина введена за счет часов вариативной части ОПОП, ее объем от 48 часов.   Цель дисциплины – формирование нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики. Практикоориентированность учебной дисциплины составляет 70%, в ходе освоения программы обучающиеся выполняют творческий проект. Этого курса явно недостаточно для формирования soft skills – основ предпринимательских компетенций. В связи с актуальностью задачи ПОО могут рассматривать вопрос о введении в учебный план ОПОП вариативного профессионального модуля, например с наименованием «Планирование и организация предпринимательской деятельности». В этом случае можно будет говорить о создании условий для приобретения обучающимися всего комплекса soft skills. Конечно, в ходе освоения ОПОП обучающиеся изучают еще целый ряд учебных дисциплин, которые могут способствовать развитию soft skills. Это и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Экономические и правовые основы профессиональной деятельности», «Маркетинг», «Экономика отрасли и предприятия». На развитие soft skills, безусловно, направлены все активные методы и формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, различные педагогические технологии, ситуационные (модельные) и деловые игры, с использованием которых проектируются учебные занятия в ПОО.  

Анализ практики показывает, что основными методами развития soft skills в ПОО следует считать:

   – обучение на опыте других и нетворкинг – выделение и изучение моделей успешного поведения того, кто обладает высоким уровнем развития данной компетенции, работа с наставником;

– специальные задания (фоновые тренинги) – самостоятельные упражнения, развивающие определенные компетенции, воспитывающие выбранные личностные качества или, наоборот, утилизирующие вредные привычки;

– решение кейсов – исследование конкретных ситуаций с предложением оптимальных путей решения;

– развитие в процессе работы – поиск и освоение более эффективных моделей поведения при решении задач, входящих в профессиональный функционал;

– самообучение – самостоятельное изучение информации о моделях успешного поведения (чтение литературы, самостоятельное изучение разных материалов (статей, блогов, материалов тренингов), прослушивание вебинаров;

– поиск обратной связи – получение обратной связи от однокурсников, преподавателей, наставников и работодателей об успешности своего поведения в аспекте развития конкретного навыка [8].

     В ряде ПОО региона в образовательной деятельности практикуется технология учебных фирм. Учебная фирма – это форма организации образовательной деятельности обучающихся в режиме имитации реально действующего предприятия. Цели, задачи и принципы ее функционирования хорошо описаны. Данная технология способствует развитию soft skills, предпринимательских способностей и инициатив обучающихся.

Большой потенциал для развития soft skills имеет проектная деятельность. Предпринимательские бизнес-проекты обучающихся по содержанию приближены к реальной предпринимательской деятельности, решают не только образовательные, но и социальные, управленческие задачи, аккумулируя в себе огромные возможности развития soft skills.

Особый интерес в рамках рассматриваемой темы представляет исследовательский проект «Авангард», реализуемый в ОГБПОУ «Ульяновский техникум железнодорожного транспорта». Организация исследовательской деятельности помогает обеспечить активную познавательную деятельность обучающихся, вовлекает их в поиск решения сложных, проблемных вопросов, актуализируя знания, вырабатывая навыки анализа, умение делать выводы, обобщать, стимулирует творческую активность, эмоциональное восприятие, обучает самостоятельному поиску нестандартных решений возникших проблем, тем самым способствует развитию soft skills. Работая в команде, добиваясь поставленной цели, обучающийся одновременно развивает в себе умения излагать информацию перед аудиторией, высказывать и аргу­ментировать свою точку зрения, самостоятельно оценивать собственные результаты и результаты проектно-исследовательской деятельности в целом. У этих обучающихся активно формируются лидерские каче­ства, коммуникабельность, толерантность, стремление к сотрудничеству, самосовершенствованию.

Заключение. В итоге следует отметить, что ориентация на soft skills в развитии предпринимательских компетенций обучающихся ПОО является не данью моде, а объективной необходимостью. В некоторой степени коррелируя с образовательными результатами – общими компетенциями, soft skills существенно дополняют, конкретизируют и содержательно наполняют их. Предлагаемая нами модель вместе с классификацией может содержательно меняться в зависимости от профиля подготовки обучающихся, включать в себя те soft skills, которые соотносятся со спецификой соответствующих профессий и специальностей.

Авторы уверены, что soft skills – это не только один из новых трендов динамично меняющейся экономики и «сложного» мира, а во многом функциональный инструмент, обеспечивающий продуктивное взаимодействие личности с окружающим миром, успешную ее профессиональную и личностную самореализацию.

Представленная публикация выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-413-730019 по теме: «Развитие softskills обучающихся профессиональных образовательных организаций как условие формирования социального и технологического предпринимательства в рамках приоритетного Проекта «Развитие инновационного кластера Ульяновской области».