Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSTICS OF THE STATE OF SPIRITUAL-MORAL CULTURE IN THE STUDENT ENVIRONMENT

Emelyanova O.Ya. 1 Shershen I.V. 2
1 Voronezh State Pedagogical University
2 Voronezh State University
The problem of the formation of a spiritually-moral culture in the youth environment is one of the most actual and polemic in the current state of Russian society. In its modern history, humanity is experiencing a deep spiritual and moral crisis, burdened by the processes of globalization of all spheres of society. Diagnostics of the state of the spiritual and moral culture in the youth environment will help to identify the life values that are dominant among young people, the range of current problems, the effectiveness of activities and projects already implemented in this context, and similar elements of the spiritual and moral education system. Based on the data of the diagnosis of the spiritual and moral culture, it is possible to develop with greater accuracy the strategy and programs of the spiritual and moral development of the students studying, to organize the integration of educational institutions with interested social institutions. Based on the results of a study of the state of spiritual and moral culture conducted among students of the two leading universities, the military institute and the multidisciplinary college in Voronezh, practical recommendations were developed. Educational organizations and public institutions should intensify their activities aimed at involving young people in charity projects of various profiles that will contribute to the goals of spiritual and moral education, contributing to the harmonious development of the individual and the formation of positive individual characteristics. As the main directions of work in the field of spiritual and moral development of students can also be identified: the formation of intellectual culture, the promotion of a healthy lifestyle, familiarization with aesthetic culture.
spiritual and moral culture
upbringing
value orientations
charity
youth environment
students.

Проблема формирования духовно-нравственной культуры в молодежной среде является одной из наиболее актуальных и полемических в условиях современного состояния российского общества. Пережив период глобальной переоценки ценностно-смысловых ориентиров в стране и на мировой арене в 90-е годы ХХ века, повлекшей духовно-нравственную деградацию общества, затем череду масштабных экономических кризисов, российское население находит утешение в культе демонстративного потребления, провоцируя череду новых социально-психологических, в том числе и духовно-нравственных, проблем. Доступная, благодаря интернет-ресурсам и средствам массовой информации, «жизнь напоказ» катастрофически ухудшает ситуацию, поскольку к трудностям преодоления личных кризисов, обусловленных эффектом ненасытности материальных потребностей и порождаемых им чувств уязвимости, зависти, собственной неполноценности и т.п., добавляются еще и необходимые работы по формированию «лубочного» имиджа, требующие дополнительных затрат человеческих ресурсов и времени. К сожалению, даже самые тщательные и интенсивные заботы по формированию совершенного селфбренда подобны Сизифову труду, поскольку в фундаментальную идею fashion-бизнеса заложен феномен мгновенного устаревания и постоянного обновления вещей и процессов, заставляющий вращаться колеса потребительской корзины. Уровень материального достатка для большей части общества выступает в качестве ограничителя в потребительской гонке, в лучшем случае побуждая инициативных людей к поиску более доступных имитационных ресурсов и построению воображаемой жизни в виртуальном сообществе. Концепция общества потребления предполагает эксплуатацию такой человеческой характеристики, как эмоциональность. Механизм эмоционального потребления позволяет аргументированно отойти от номинальной, обоснованной рынком, стоимости в область правил фиктивного капитала. Причем маркетологи предпочитают работать над развитием эмоционального потребления именно применительно к поколениям Y и Z, то есть молодым людям и детям [1]. Старшие поколения отличает большая рациональность и самостоятельность в выборе, что обусловлено их взрослением в более жестких условиях социально-экономической обстановки в мире и страновом разрезе, иными подходами к их воспитанию и отношением к трудовой деятельности, социальной активности. Для современной молодежи характерно исключительно эмоциональное восприятие картины мира и формирование собственного поведения без попыток предварительной объективизации ситуации. Доминирование идей получать удовольствие немедленно, обойтись минимумом усилий для максимума результата, стремление «жить здесь и сейчас, а после нас - хоть потоп», популяризуемое вследствие искаженной трактовки трудов представителей направления позитивной психологии, в долгосрочной перспективе может привести к весьма негативным последствиям [2].

Изобилие информации по улучшению качества жизни, психологии влияния и самоактуализации, обрушившееся на общественное сознание россиян за последние десятилетия, несет достаточно сильный негативный отпечаток. Активная жизненная позиция, которой свойственны, с нравственной точки зрения, высокие цели, в том числе стремление к участию в общественно значимом труде и социальных благотворительных проектах, подменяется избыточной саморефлексией, поверхностной декларацией альтруистических идей, маскирующих истинные эгоистические намерения.

Наиболее мрачным индикатором современного духовно-нравственного кризиса на фоне искусственно формируемой в общественном сознании обстановки культа праздности и довольства жизнью является духовное опустошение и крайняя форма отчаяния людей, влекущие депрессивные расстройства и суициды. В мире ежегодно совершают самоубийства порядка 800 000 человек [3]. Поскольку в официальную статистику самоубийств попадают только очевидные случаи суицида, реальное число самоубийств превышает официальные показатели в 2-4 раза, т.е. де-факто в мире ежегодно лишает себя жизни от 1,6 до 3,2 млн человек. По мнению судебных экспертов, причиной подавляющего большинства смертей от несчастного случая (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т. п.) являются суициды [4].

В России чрезвычайно высок уровень самоубийств среди молодежи: ежегодно убивают себя 16 из 100 тыс. подростков, что почти в три раза превышает среднемировые значения [5]. Диагностика состояния духовно-нравственной культуры в молодежной среде позволит выявить доминирующие у молодых людей жизненные ценности, спектр актуальных в настоящее время проблем, степень эффективности уже реализуемых в данном контексте мероприятий и проектов и подобные элементы системы духовно-нравственного воспитания. На основе данных диагностики духовно-нравственной культуры можно с большей точностью разработать стратегию и программы духовно-нравственного развития обучающейся молодежи, организовать интеграцию образовательных учреждений с заинтересованными социальными институтами [6; 7]. Диагностический инструментарий, предназначенный для оценивания состояния духовно-нравственной культуры, целесообразно составлять из батареи методик, включив стандартизированные (например, изучения ценностных ориентаций М. Рокича, оценки нереализованного нравственного потенциала Л.Д. Кудряшовой, убеждений и ценностных ориентаций Е.Е. Туник и М.О. Янченко [8], определения нравственной мотивации, отношения к жизненным ценностям и др. индивидуальных личностных характеристик [9]) и проективные (тест «незаконченные предложения», рисуночный тест «хозяин своей судьбы» и т. п.) методики, а также уделить внимание интервьюированию.

В исследовании состояния духовно-нравственной культуры, проведенном среди студентов двух ведущих университетов, военного института и многопрофильного колледжа г. Воронежа, можно отметить заслуживающие внимания результаты. В процессе диагностики применялись разработанный авторский опросник-анкета, стандартные перечисленные методики и интервью. Фрагмент аналитической работы, приведенный ниже, подтверждает наличие проблемы. Так, практически никто из опрошенных, за редким исключением, не читает в настоящее время литературные художественные произведения (было опрошено более 300 человек). В ответах на вопрос о любимых произведениях студенты ограничиваются кругом подборки классики из цикла обязательной к прочтению школьной литературы (наиболее упоминаемые «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и трилогия «Властелин колец» Дж. Толкиена), перечислением фамилий авторов (из русской классики А.С. Пушкин, А.П. Чехов и т.д., изредка зарубежные авторы – Дж. Лондон) или просто прочерком в бланке анкеты. На вопрос «Какое литературное произведение художественного жанра Вы прочли в последнее время?» молодежь ответила заголовками научно-популярных книг из области формирования мышления для обретения богатства, основ интернет-маркетинга, модными экранизированными новинками («Пятьдесят оттенков серого» Э.Л. Джеймс), или были названы те же книги из вопроса про избранные; а почти половина отвечавших поставила прочерк в ответе анкеты. Как выяснилось в процессе интервью, чтение художественных книг становится труднодоступной роскошью для молодежи: студенты ссылались на дефицит времени, перегруженность информацией, транслируемой из интернет-ресурсов, дороговизну книг. Однако, на наш взгляд, причина заключается в потере интереса у основной массы молодых людей к чтению, которое подменено кинематографом (за сюжетом сериала «Игра престолов» у учащейся молодежи следить хватает времени, новинки кино они тоже стараются не пропускать). Профиль ценностных ориентаций молодых людей сложился достаточно традиционно (рисунок 1).

Рис. 1. Профиль ценностных ориентаций в студенческой среде г. Воронежа

Приоритетными ценностями выступают семья, друзья, любовь, образование, а наименее значимыми – развлечения, деньги, положение в обществе. Однако в каждой выборке присутствовали несколько респондентов, которые с точностью до наоборот выстраивали собственный профиль, на вершину пирамиды возводя деньги, статус и развлечения. Если же проанализировать характер ответов на другие вопросы, более дискретно иллюстрирующих отношение к дружбе, отношениям в коллективе, то становятся очевидными декларативность 2-го места ценности «друзья» и заниженность ценности «деньги», де-факто превалирующей над ценностями образования, карьеры и религии. В интерпретации значения денег для себя студенты в подавляющем большинстве отметили, что они выполняют роль средства для удовлетворения потребностей, а не выступают самостоятельной целью.

В вопросе выбора жизненного наставника 73% студентов обратятся за поддержкой к родителям или другим членам семьи. Друзьям свои проблемы доверят 20,63% опрошенных и только 4,76% будут искать помощи у сердечного друга (молодого человека или девушки). Удивительно, но ни один опрошенный не выбрал в качестве жизненного наставника священника и педагога, с которым установились доверительные отношения (рисунок 2).

Рис. 2. Предпочтения в выборе жизненного наставника студентами

Возможно, такой разрез обусловлен историческими обстоятельствами утраты институтом церкви наставнической доминанты с начала ХХ века, а также изменением роли личности учителей и представителей профессорско-преподавательского состава в современном образовательном процессе.

Для выяснения, в каких мероприятиях творческого характера студенты изъявили желание принять участие, были предложены несколько вариантов: костюмированные праздники, театральные постановки, ремесленные мастер-классы, проекты инновационной НИР, культурно-эстетические мероприятия life style, туризм и волонтерские проекты различной направленности (помощи детям, пенсионерам, животным) (рисунок 3). При ответах была допустима множественность выбора.

Наибольший энтузиазм у молодежи вызвал туризм и экскурсионные туры, их отметили более половины опрошенных (58,62%). Инновациями заинтересовались лишь 13,79% студентов. Согласны поработать волонтерами всего 34,48% выборки (многие из проголосовавших за волонтерство выбирали сразу несколько его направлений). Обучение ремеслу тоже не вдохновило основную массу молодых людей, только 10,34% выразили желание провести таким образом свой досуг.

Рис. 3. Диагностика предпочтений выбора творческих мероприятий для участия

С целью диагностики текущей активности участия студентов в творческих мероприятиях молодым людям было предложено самостоятельно написать, в каких творческих мероприятиях они участвуют (рисунок 4). Вследствие дефицита подобных занятий в своем расписании некоторые ответили «уборка территории», еще 10,34% не участвуют. 34,48% поставили прочерк в ответе на данный вопрос анкеты.

20,69% опрошенных помогают детям в рамках благотворительных проектов и хозяйственных мероприятий в детских домах, инициируемых Воронежским государственным педагогическим университетом и Воронежским институтом ГПС МЧС России.

Рис. 4. Диагностика активности участия в творческих мероприятиях (открытый вопрос, студенты самостоятельно называли мероприятия)

По собственной инициативе занимают активную социальную позицию только 3,45% студентов (рисунок 5). Высокий уровень духовно-нравственной культуры среды предполагает формирование аргументированной гражданской позиции членов общества, участие в социальной жизни, в частности оказание поддержки наиболее уязвимым группам населения, сохранение природных ресурсов и иную заботу об окружающем мире.

Рис. 5. Уровень социально значимой активности студенческой молодежи г. Воронежа

На диаграмме рис. 5 уже обозначено решение вопроса вовлечения студентов в общественную жизнь – 51,72% молодых людей пассивны, но хотели бы принять участие в общественно значимых мероприятиях.

Таким образом, образовательным организациям и общественным институтам следует усиливать деятельность, направленную на вовлечение молодежи в благотворительные проекты различного профиля, что будет способствовать целям духовно-нравственного воспитания, способствуя гармоничному развитию личности и формированию позитивных индивидуальных характеристик: ответственности, эмпатии, здоровому альтруизму, сотрудничеству, этичному поведению и т. п. [10].

В качестве основных направлений работ в области духовно-нравственного развития студенчества также можно обозначить: формирование интеллектуальной культуры, пропаганду здорового образа жизни, приобщение к эстетической культуре. Торжество гуманистических ценностей над материальными, акценты на развитии нравственных личностных качеств, принятие и соблюдение принципов и категорий нравственной культуры (добра, любви, добродетельности, морали) выступают индикаторами зрелой духовно-нравственной атмосферы общества, на достижение которой следует ориентироваться при работе с молодым поколением.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ № 17-06-00437.