Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MODEL OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL AND AESTHETIC READINESS OF FUTURE TEACHERS OF FINE ART

Ordasheva M.Z. 1
1 Kostanay State Pedagogical University
Подходы к организации учебного процесса в учреждениях высшего образования определены модернизацией всей системы образования. Модернизация образования сегодня не столько направлена на получение новых знаний, сколько призвана эстетически культивировать личность студента. В связи с этим актуальным видится создание модели организации учебной деятельности, где акцент будет делаться на развитие эстетической культуры будущего специалиста. В статье освещены вопросы, связанные с формированием профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Представлена модель формирования рассматриваемого феномена с учетом специфики работы учителя изобразительного искусства. Значительное внимание уделяется раскрытию информационного насыщения ее компонентов. Основные компоненты специфики – целевой, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный и аналитическо-результативный, каждый из них имеет несколько блоков воздействия на эффективное формирование профессионально-эстетической готовности будущих учителей. Проанализированы функции каждого компонента. Модель строится на исходных положениях нескольких методологических подходов: синергетического, аксиологического, праксеологического. Рассматриваются продуктивные методы учебной деятельности, которые основаны на различных видах эстетической деятельности, объединяющих эстетическую деятельность с действительной жизнью. Также представлены уровни сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. В данной статье акцент делается на личность студента.
Approaches to the organization of the educational process in higher education institutions are determined by the modernization of the entire education system. Modernization of education today is aimed not so much at obtaining new knowledge as it is aesthetically cultivating the student’s personality. In this regard, it seems relevant to create a model for the organization of educational activities where the emphasis will be placed on the development of the future specialist's aesthetic culture. The article examines issues related to the formation of professional and aesthetic readiness of future teachers of visual art. A model of the formation of the phenomenon under consideration is presented, taking into account the specifics of the teacher of visual arts. Considerable interest is given to the disclosure of information saturation of its components. The main components of the target, incentive-motivational, analytical and indicative, substantive-procedural and analytical-productive, each component has several blocks of influence on promoting the effective formation of the professional and aesthetic readiness of future teachers. The functions of each component are analyzed. We consider the productive methods of educational activities, which are based on various types of aesthetic activities, to combine aesthetic activities with real life. Also presented are the levels of professional and aesthetic readiness of future teachers of the visual arts.
professional and aesthetic readiness
teachers of fine arts
model of formation of professional and aesthetic readiness of future teachers of fine arts.

Изменение трудовых функций педагога в современном образовательном пространстве предъявляет новые требования к его профессиональной подготовке в условиях вуза. Особое значение в свете новых требований приобретает подготовка компетентного, творческого специалиста в области изобразительного искусства с ярко выраженной эстетической диспозицией и развитым художественным вкусом. Вместе с тем современные выпускники педвузов по профилю «Изобразительное искусство», хотя и владеют введенными теоретическими познаниями в области эстетики, но не имеют опыта применения эстетического опыта на практике. В связи с этим мы полагаем, что улучшение профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства должно рассматриваться через формирование их профессионально-эстетической готовности как возможности использовать на практике не только педагогическую составляющую их профессиональной деятельности, но и практикоориентированный опыт эстетической деятельности.

Изобразительная деятельность специфична, в которую погружаются будущие учителя изобразительного искусства, состоит в том, что в ней как в никакой другой занятии сосредоточивается эстетическое начало. Возможность творить «по законам красоты» вырабатывает мироощущение, устанавливает ценностные ориентиры, формирует креативность и художественное мышление, учит эстетически воспринимать и оценивать искусство и действительность. От формирования эстетического чутья в целом, чувства созвучия зависит качество развития профессионализма учителя изобразительного искусства, призванного выполнять эстетическое формирование учеников. Педагог орудиями изобразительного искусства должен не только воспитывать эстетическое чувство у учеников, но и осуществлять духовно-нравственное воспитание растущего поколения – такова заявка современного общества к предметам эстетического цикла.

В соответствии с данными целями у будущих учителей изобразительного искусства должны быть выработаны четкие нравственно-эстетические ориентиры, критерии оценки красивого в искусстве и охватывающего мира, заложены основы педагогического мастерства. Поэтому эстетическая подготовка будущих учителей нуждается в точном понимании того, что представляет собой профессионально-эстетическая готовность личности выпускника и каковы возможности ее формирования средствами изобразительного искусства [1].

Цель исследованияописание структурно-функциональной модели формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвузов к профессиональной деятельности.

Педагогическая модель – это мысленно представляемая материализуемая система, отражающая и воспроизводящая объект исследования и способная замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [2]. Под педагогическим моделированием Н.О. Яковлева понимает «отражение характеристик существующей педагогической системы в специально созданном объекте, который называется педагогической моделью» и указывает, что «специфика педагогического моделирования состоит в следующем:

  • педагогическое моделирование – это педагогическая деятельность, реализуемая в условиях педагогического процесса;
  • его цель, в отличие от моделирования в традиционном смысле, состоит не столько в получении новой информации, сколько в совершенствовании образовательного процесса;
  • объекты педагогического моделирования не являются материальными;
  • его результат (педагогическая модель) – развивающийся объект» [3].

Материалы и методы исследования. Разрабатываемая нами модель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства строится на основе совокупности нескольких методологических подходов: синергетического, аксиологического, праксеологического [4, 5]. Модель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства является структурно-функциональной по своему строению и содержанию и представляет собой содержание таких компонентов, как: целевой, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный, оценочно-рефлексивный компоненты в их взаимодействии в соответствии с целью, содержанием и результатом.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная нами структурно-функциональная модель отражает содержание образовательной деятельности по формированию профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства в образовательной системе вуза, определяя смысловые связи и содержание компонентов данного процесса. Рассмотрим подробнее основные компоненты модели.

Целевой компонент характеризует цель формирования профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства, которая определена нами следующим образом: формирование целостной системы психолого-педагогических и эстетических знаний, художественно-технологических умений и навыков будущих учителей изобразительного искусства как основы профессиональной компетентности и художественно-педагогической деятельности. Основной функцией данного компонента является целеобеспечивающая, которая направлена на выявление тех мероприятий, ресурсов и показателей, которые позволят достичь запланированного результата.

Основной функцией побудительно-мотивационного компонента является направляющая функция, ориентированная на активизацию потребности студента в саморазвитии, самореализации, побуждение студентов к художественно-педагогической деятельности, когда источником активности студента в профессионально-эстетической деятельности становится его внутренняя потребность. Побудительно-мотивационный компонент модели выделен нами в связи с особым значением мотивов и целей в профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Существенным для формирования профессиональной мотивации выражается в «принятии» лицом специальности и определении индивидуального значения креативной деятельности. При проектировании целевого компонента модели мы апеллировали к определению цели как к одному из «элементов поведения и намеренной действии личности, который описывается предвосхищение в мышлении следствия активности и линии его осуществления с поддержкой установленных средств» [6].

Побудительно-мотивационный компонент модели направлен на решение двух задач: воспитание у будущих специалистов мотива вырабатывания профессионально-эстетической готовности и организацию персонализированных целевых направлений данного процесса. Основным моментом развития мотива в образовательном процессе становится преобразование педагогической проблемной ситуации в психологическую. В течений осознание будущим специалистом указанных педагогических требований как персонально важных, у будущего педагогов эстетического цикла воспитывается постоянные и осмысленная надобность формирования профессионально-эстетической готовности.

В представленной нами модели данный компонент выполняет побудительную, развивающую, воспитательную и координационную функции. Важность мотивационного компонента, его фундаментальная роль в процессе обучения и воспитания подчеркивалась многими учеными, такими как З.С. Левчук, А.К. Макарова, Н.А. Петрова и др. Согласно их точке зрения формировать познавательные интересы, педагогические убеждения, стремление к самосовершенствованию означает укреплять положительное отношение к будущей профессии, где профессионально-педагогическая направленность выступает и как мотив, и как регулятор поведения индивида в реализации им потребностей и интересов.

В нашем исследовании мы связываем профессиональный интерес учителя изобразительного искусства с областью будущей профессии. Это такие виды деятельности, как:

  • образовательная (социально-педагогическая, преподавательская) в различных учебных заведениях;
  • культурно-просветительская (чтение лекций, проведение бесед по искусству, экскурсий в музеи, галереи, к памятникам архитектуры и национальной культуры);
  • производственно-художественная, которая предполагает труд в сфере художественного оформления интерьера, экстерьера, работу в роли художника на предприятии, в качестве художника на полиграфическом производстве;
  • научно-исследовательская и методическая, которая состоит в постановке актуальных вопросов художественной педагогики, психологии формирования студента; разработке свежих подходов к обучению изобразительному искусству, новых методик обучения учащихся; конструировании нового содержания образования по искусству;
  • художественно-творческая, которая полагает устремленность работы учителя изобразительного искусства на творение художественных работ по живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству [7, 8].

Таким образом, формирование профессионально-эстетической готовности включает не только профессиональную направленность вкупе с профессиональными мотивами и интересами, но и нахождение субъективных оснований своего выбора, что активизирует сферу самосознания и профессионального самосознания.

Аналитико-ориентировочный компонент нацелен на реализацию ориентирующей функции и предполагает овладение студентами системой знаний на двух уровнях:

1) сведения, формирующие художественно-эстетический интерес будущего учителя;

2) профессионально-педагогические познания в сфере преподавания дисциплин эстетического цикла.

В систему сведений первого уровня входят познания об эстетике, мировой художественной культуре, творчество основанная на психологии и художественности, искусствознанию, социологии искусства, культурологии. Особый интерес уделяется взаимосвязи и целостности искусств, уяснению особенности воплощения фигурального содержания в разнообразных обличьях искусства и их тонального родственности, воплощенных в категориях эстетической культуры в постижении окружающего мира, сути творческого воображения и др.

Блок профессионально-педагогических знаний второго уровня предполагает освоение знаний методологических основ художественного воспитания и развития учащихся; психолого-педагогических особенностей художественно-эстетического воспитания школьников; технологий художественного развития школьников, включая авторские и альтернативные программы; методов, адекватных природе художественного искусства и особенностям его восприятия школьниками; теории и методики межпредметных связей в условиях уроков изобразительного искусства. Данные знания представляют собой информацию плюс понимание и составляют фундамент мировоззрения будущего учителя изобразительного искусства.

Содержательно-процессуальный компонент модели определяется операционно-технологической и организационной функциями, нацеленными на реализацию механизма включения студентов в практическую деятельность и получения ими собственного эстетического опыта. Эстетический опыт является необходимым условием педагогической деятельности в области преподавания изобразительного искусства.

Данные компонент включает в себя реализацию следующих этапов:

1) информационно-аксиологического – знакомство будущего специалиста с ценностно-смысловыми особенностями имеющейся профессиональной деятельности;

2) реализационно-осознаваемого – волнение, понимание и принятие профессиональных ценностей студентом в образовательном процессе образовательного учреждения через осуществление эстетических ценностей в поступках и поведении человека;

3) результативно-личностного – формируется общая и профессиональная готовность студента, происходят накопление эстетического опыта в профессиональной сфере и развитие необходимости в самосовершенствовании себя как художника-педагога [9].

Материализация содержательно-процессуального компонента опирается на использование методов проекта, коллективных творческих дел, формального метода построения изображения. Метод проектов привносит необходимые эмоциональные компоненты в осознание различных проблем художественно-эстетического воспитания; обеспечивает применение различных видов эстетической деятельности; дает возможность объединять эстетическую деятельность с действительной жизнью. Использование формального метода построения изображения обеспечивает развитие ассоциативного мышления, умения обобщать, анализировать произведения изобразительного искусства [10].

Содержательно-процессуальный компонент включает такие формы, как посещение персональных выставок, конкурсов, галерей, организация персональных выставок студентов. В ходе организации и проведения студентами персональных выставок формируется их профессиональное самосознание, понимание себя в эмоционально-поведенческих действиях. В этих условиях студент определяется в своих эстетических предпочтениях, увлечениях конкретными видами и формами художественного творчества.

Содержательный составляющий компонент представлен программой спецкурса «Основы воспитания профессионально-эстетической культуры», направленной на освоение художественного опыта в области живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, приобретение основных знаний и профессиональных навыков работы в предметно-пространственной среде.

Оценочно-рефлексивный компонент является заключительным и отражает уровень формирования профессионально-эстетической готовности в условиях образовательного процесса вуза. Основная функция данного компонента контролирующая – реализация контроля приобретенных итогов касательно критериев и уровней сформированности профессионально-эстетической готовности.

Результатом реализации модели является сам учащийся, умеющий находить персональный смысл в профессиональной деятельности, показывающий стабильный результат в профессии, а также умеющий независимо от других планировать и основывать свою профессиональную педагогическую деятельность в сочетании с выбранной специальностью.

Оценочно-рефлексивный компонент модели представлен в виде критериев, показателей и уровней сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства. Данный компонент разделен на две части: аналитическо-результативный и аналитико-коррекционный блоки. Аналитическо-результативный блок направлен на выявление динамики уровня (ситуативно-креативный уровень, стимульно-продуктивный уровень, алгоритмический уровень) сформированности профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства [11] по следующим критериям: эмоционально-ценностный, когнитивный, рефлексивно-конструктивный. Во втором блоке внимание уделяется коррекционной работе.

Выводы. Таким образом, модель формирования профессионально-эстетической готовности студентов педвузов, включающая целевой, вводно-диагностический, побудительно-мотивационный, аналитико-ориентировочный, содержательно-процессуальный и аналитическо-результативный компоненты, будет способствовать эффективному формированию профессионально-эстетической готовности будущих учителей изобразительного искусства как многообразного, комплексного образования личности, владеющей полнотой эстетических знаний, методических умений, способной использовать эстетический багаж в учебно-воспитательном процессе, стремящейся к творческой самореализации в художественно-педагогической деятельности.