Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

A SYSTEMATIC ANALYSIS OF WAYS OF INTRODUCING YOUNG PEOPLE TO THE CULTURAL VALUES BY MEANS OF CINEMA

Moiseeva M.V. 1 Tikhonova A.Yu. 1 Soldatov P.A. 1
1 Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov
A systematic analysis of the means of education and engage young people through the cinema to the cultural values of the region, the countries, the world is presented. The necessity and possibility of formation of universal cultural knowledge and practical skills in the younger generation through participation in the work of various film associations - film workshops, film clubs and studios – are shown. To study the real situation in the Russian province, a survey was conducted using the Internet. The results of the survey organized in the social networks and aimed at the study of interests, needs to engage in filmmaking, knowledge of the possibilities of self-realization in the film industry residents of the city of Ulyanovsk are analyzed. Answers to the questions revealed positive and negative aspects in the organization and operation of cinemas, youth film workshops, studios, film clubs on the example of a provincial city, identified the main problems of cultural education of young people by means of cinema (home – after receiving education and work experience in this profession, young people seek to leave the region for self-realization), reflected the preferences of citizens in the field of film repertoire (foreign films), confirmed the demand for author's content, in the revitalization of existing in the city and region film schools, film clubs, in obtaining reliable information about professional education in the field of film professions in the city, confirmed our interest in getting professional education in the field of cinema and the desire to continue working in the specialty.
personality education
film industry
youth film projects
provincial city culture
formation of positive creative interests
creative activity
spiritual and moral values

Одной из важнейших задач образования молодежи сегодня является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Решение этой задачи связано в том числе с приобщением молодежи к мировой и отечественной художественной культуре, развитием способности видеть красоту окружающего мира, прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства, оценивать их с позиции эстетического содержания, а также с формированием умений реализации приобретенного художественно-эстетического опыта в различных видах собственной художественной деятельности, в частности в сфере киноискусства. Эта задача реализовывается через эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Эстетическое воспитание молодежи начинается с развития мотивационной, эмоциональной сфер [1, 2]. В первую очередь у молодых людей необходимо формировать эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Эстетический интерес к киноискусству представляет особую форму потребности в прекрасном и связан со стремлением создавать новое, преобразовывать окружающий мир на основе эмоционально-чувственного опыта и представлений о добре, истине, красоте [3, 4]. В силу этого в основе формирования эстетической потребности лежит свойственное человеку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному, степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность [5]. Возникла необходимость выяснения вопроса: насколько эта задача в целом и отдельные ее аспекты осознаются обществом и самими молодыми людьми.

Цель проведенного исследования: осуществление системного анализа специфики приобщения к культурным ценностям средствами киноискусства для определения познавательного, художественно-эстетического, дидактического потенциала киноискусства как средства эстетического воспитания молодежи.

Для реализации поставленной цели мы поставили перед собой конкретные задачи:

– выявить кинопредпочтения жителей г. Ульяновска;

– проанализировать заинтересованность горожан в репертуаре кинотеатров и авторских показов г. Ульяновска;

– рассмотреть обусловленность и взаимосвязь воспитания молодежи с предпочитаемым ею кинорепертуаром;

– осуществить анализ количественных и качественных данных по молодежным кинопроектам г. Ульяновска;

– изучить участие молодых горожан в молодежных киношколах г. Ульяновска;

– выявить и исследовать особенности усвоения молодежью опыта национальной и мировой художественной культуры в процессе восприятия киноискусства;

– обосновать необходимые дидактические условия, определить содержание системы мероприятий, способствующих эстетическому воспитанию молодежи в процессе кинотворчества;

– обосновать потребность в конкретных профессиональных кадрах в сфере кинообразования анализируемого региона;

– акцентировать постановкой проблемных вопросов внимание молодежи на усвоении нравственных эстетических понятий путем анализа произведений кино.

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели был использован комплекс методов изучения такого коллективного явления, как активное отношение горожан к культурным ценностям через реализацию себя в кинотворчестве: опрос (для получения первичной информации), методы математической статистики, шкалирование и ранжирование (для выявления предпочтений анкетируемых, выстраивания иерархической последовательности выборов и т.п.), прогностические методы (для определения перспективы дальнейшей деятельности по приобщению к культурным ценностям средствами киноискусства).

Организации опроса предшествовала значительная работа по изучению деятельности кинообъединений в г. Ульяновске и Ульяновской области как средства воспитания личности в условиях провинциального города [6, 7]. Проведение опроса в социальных сетях позволило в достаточно короткий срок получить информацию о реальной картине в регионе по использованию познавательного, художественно-эстетического, дидактического потенциала киноискусства как средства эстетического воспитания молодежи, узнать субъективное мнение молодежи о возможности самореализации в городских кинообъединениях. Интернет-опрос был ориентирован на искренность ответов опрашиваемых.

Всего респондентам было предложено 33 вопроса, из которых 6 ставили целью получить информацию о возрасте, поле, уровне образования, семейном положении респондентов, большинство были направлены на анализ особенностей приобщения молодежи провинциального города к культурным ценностям средствами киноискусства.

Результаты исследования и их обсуждение. Был опрошен 141 респондент из г. Ульяновска. Анкета находилась в открытом доступе в социальных сетях. По итогам опроса были проанализированы количественные и качественные данные.

Было выявлено более активное участие девушек и женщин – 67,4%. Доля участия молодых людей и мужчин составила 32,6%.

Опрос в основном был направлен на молодежь города. Однако им заинтересовались и члены семей. Всего было проанкетировано 80,1% молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет, 9,2% респондентов от 26 до 35 лет и 7,1% от 36 до 45 лет.

В основном в опросе участвовали студенты высших и средних (гуманитарных и технических) учебных заведений: 52,5% опрошенных имеют незаконченное высшее образование, 26,2% – среднее (общее, техническое и специальное) образование, 21,3% – высшее.

У 56,2% респондентов есть семья, у 13,9% есть дети. Было выявлено, что наличие детей активно влияет на выбор репертуара и частоту посещения кинотеатров.

Большая часть опрошенных посещают кинопоказы всего несколько раз в год – 47,5%, 26,2% бывают в кинотеатрах хотя бы раз в месяц, 14,9% – несколько раз в месяц.

При этом процентное соотношение просмотренных отечественных и зарубежных фильмов, к сожалению, не в пользу наших картин. Лидирует ответ: 30% отечественных к 70% зарубежных – 14 респондентов. На втором месте ответ: 10% отечественных к 90% зарубежных – 12 респондентов. В то же время следует отметить, что у 16 респондентов просмотр отечественных кинокартин составляет 60% от всего репертуара и более.

Было выявлено, что репертуар ульяновских кинотеатров устраивает более половины опрошенных – 53,9%. Необходимо, однако, отметить, что при этом есть достаточно большая группа зрителей (13,5%) с более глубокими вкусам и запросами, которую ассортимент кинотеатров не устраивает.

Несмотря на то что респонденты активно посещают почти все кинотеатры города, однако предпочитают расположенные в центре города или рядом с домом, а также более современные, с качественным оборудованием. При этом стоимость билетов устраивает 63,8% ответивших, для 31,9% респондентов она представляется высокой. Нам видится, что это является причиной того, что самым популярным, к сожалению, оказался ответ: «Смотрю фильмы дома (через Интернет)». По количеству желающих смотреть кинокартины в кинотеатрах оказались лишь на втором месте, телепрограммы – на третьем.

Проведенный анализ ответов участников опроса продемонстрировал, что выбор посещения кинотеатров определен качеством изображения в первую очередь, затем – репертуаром, и наконец – удобством времени и места не только для просмотра фильмов, но для общения с родными, друзьями и коллегами.

Многие респонденты заявили о необходимости проведения кинопоказов с авторским контентом – 60,3%. Часть опрошенных указали, что такие показы нужны, но недорогие, качественные, с фильмами редких жанров, недалеко от дома, с комментариями специалиста до или после показа. В качестве любимых жанров респонденты называли: драму/мелодраму – 47 человек, фантастику/фэнтези – 22 человека, триллер – 21 человек, комедию – 19 человек, детективы – 9 человек. 6 респондентов указали, что хотели бы смотреть документальные фильмы, 5 опрошенных упомянули исторические картины.

В качестве любимых тем участники опроса определили: любовь – 23 человека, поиски себя, смысла жизни, саморазвитие – 17, социально-политическая проблематика – 11, семья, проблемы отцов и детей – 9, творчество – 7 человек.

При этом, несмотря на преимущественную востребованность кинопоказов в центре города (51,8%), все активнее проявляется запрос населения города на кинопоказы в Засвияжском районе – 31,2% и Заволжском районе – 12,8%. На наш взгляд, это может быть связано с возможностью проведения досуга после просмотров, для которых условия в этих районах в последнее время создаются достаточные, в отличие от других районов города.

Вопрос по наиболее запомнившимся фильмам прошлого и этого года выявил отличную осведомленность ульяновцев о репертуаре кинотеатров, как отечественных, так и зарубежных фильмов.

На вопрос о самом неоднозначном фильме, вызвавшем много эмоций и мыслей, лишь 23 респондента указали отечественные фильмы, это второе место после американских работ.

Аналогично в качестве любимого актера и актрисы были указаны американские звезды кино. Среди актеров названы зрителями: американцы – 65 человек, отечественные – 30, англичане – 5, французы – 4, итальянцы – 3, китайцы – 2. Среди актрис: американки – 58, отечественные – 16, француженки – 6, итальянки – 3, англичанки – 2, кореянки – 1.

Так и среди режиссеров названы зрителями: американцы – 34, отечественные – 23, британцы – 5, японцы – 2, французы – 1, итальянцы – 1, немцы – 1, канадцы – 1, шведы – 1, шотландцы – 1, мексиканцы – 1, аргентинцы – 1 человек.

Опрос продемонстрировал, что многие респонденты лично знакомы с ульяновскими режиссерами: 88% – знакомы, 12% – нет. Опрошенные назвали 42 ульяновских режиссера, видеооператора, звукорежиссера, гафера, сценариста. Тематика фильмов разнообразна и отражает общие тенденции отечественного кинематографа.

При этом практически все опрошенные отметили, что фильм может подтолкнуть к действиям, поступкам, может заставить поменять что-либо в жизни. Так, из 141 респондента лишь 6 ответили – «нет», 2 – «редко», 3 – «не знаю», остальные выбрали утвердительный ответ, многие указывали любимые фильмы и рассказывали, как они повлияли на собственную жизнь опрашиваемых.

Однако на вопрос: «Остались ли бы Вы в Ульяновске, будучи профессионалом в сфере кино?», к сожалению, 43,3% ответили «нет», 28,4% – «не знаю» и лишь 19,4% – «да», остальные указали дополнительные условия. Данный вопрос отражает общую тенденцию в стране: многие выпускники вузов, ссузов и школ стремятся попробовать свои силы в столице и других городах.

Тем не менее следует подчеркнуть, что с каждым годом возрастает количество людей, желающих получить профильное образование в сфере кинопрофессий и остаться работать в родном городе. Эту позицию подтвердил и проведенный нами опрос. Из всех респондентов 92,8% хотели бы получить образование в сфере кино и даже знают интересующие их профессии, 5,4% – не хотели бы, 1,8% – не знают.

Из кинопрофессий горожан интересуют: режиссура – 33 человека, операторское дело / монтаж – 25, актерское искусство – 25, сценаристика – 19, продюсирование – 8, художественный цех – 6, свет – 4, звукорежиссура – 3, компьютерные технологии в кино – 1.

Проводимый нами ранее анализ востребованных профессий показал, что рынок кинопрофессий в вузах города на данный момент только формируется [6]. Опрос отразил высокую потребность в его дальнейшем развитии.

Анализ комментариев респондентов к собственным ответам и ответам других участников опроса позволил констатировать, что информации о возможности получить образование в сфере кино в г. Ульяновске явно недостаточно, требуется более активная реклама имеющихся специальностей в вузах, средних специальных учебных заведениях и киномастерских, тем более что 31,4% опрошенных совершенно не знают, где можно обучаться кинопрофессиям. А 68,6% указавших, что знают такие возможности, перечислили всего два вуза и 11 некоммерческих и коммерческих киношкол в Ульяновске. Важно подчеркнуть, что популяризация некоммерческой киношколы «Е-фильм», возглавляемой авторами статьи, постепенно набирает обороты [6]. Из всех киношкол города респонденты осведомлены о деятельности: «Е-фильм» – 14%, «Киношкола 73» – 2,3%, «Синергия» – 1%, «Бенефис» – 1%, «У Лукоморья» – 1%.

Рассмотрение анкет позволило констатировать, что ульяновцы плохо осведомлены о деятельности городских и районных киноклубов: 30% респондентов вообще не знают о существовании таких в родном городе. Однако популяризация нами киноклуба «Катарсис» (сегодня «Джармуш») принесла свои плоды [7]. Из названных опрошенными киноклубов указана следующая статистика посещений: «Катарсис» («Джармуш») – 15,4%, «Люмьер» – 2,6%, «Свеча» – 1,3%, «НеЛитераторы» – 1,3%, «Кинорумс» – 1,3%, «Квартал» – 1,3%.

Было выявлено, что заинтересованность в участии в съемках респонденты также демонстрируют высокую: 93% – хотят участвовать, 5% – нет, 1% – затрудняются ответить, 1% – хотят наблюдать.

Проводимый нами опрос также был нацелен и на определение перспектив развития кинопроизводства в нашем регионе. Участники опроса сформулировали следующие рекомендации по организации молодежных кинопроектов: создавать рабочие места и организовывать съемки в городе, обучать кинопрофессиям в вузах на бюджетных и внебюджетных местах, открывать больше частных киношкол, студий, участвовать в грантах, собирать увлеченных людей в одном месте, создавать больше киноклубов и открытых площадок, лучше информировать о том, что уже делается, популяризировать отечественное кино, устраивать больше фестивалей и конкурсов для студентов и школьников, поощрять таланты. Данные предложения свидетельствуют о наличии у жителей области желания приобщаться к культурным ценностям средствами киноискусства, стремления познавать и развивать культурные традиции своего края, а также готовности обучаться и работать в сфере кинопроизводства.

Результаты исследования обладают валидностью, поскольку были опрошены учащиеся и выпускники школ, студенты училищ, вузов (бакалавры, магистры, аспиранты), а также молодые преподаватели. Опрос охватил различные возрастные группы, жителей различных районов города, людей с разным материальным положением.

Выводы. Новизна исследования состоит в интервьюировании целевой аудитории, анализе регионального кинорепертуара, изучении его воспитательного потенциала, выявлении профессиональных и любительских молодежных киношкол, киностудий на территории г. Ульяновска, изучении существующей в регионе ситуации, исследовании средств и методик, позволяющих создать для молодых отечественных кинематографистов и их аудитории комфортную, продуктивную, профессиональную коммуникативную среду, оказывающую воспитательное воздействие, в повышении кинематографического опыта целевой аудитории.

Подводя итоги, отметим, что проведенное нами социокультурное исследование позволяет констатировать, что на сегодняшний день процесс создания сценария, организации съемки и монтажа видео вызывает значительный интерес у подрастающего поколения. Все большее количество молодежи увлекается созданием собственных кинопроектов. Для поддержания желания молодежи участвовать и работать в киносфере необходимо обучать кинопрофессиям в вузах родного города, особенно на бюджетных местах, открывать больше частных киношкол, студий, предлагая широкий ассортимент кинопрофессий, создавать рабочие места и организовывать съемки в провинциальных городах, проводить на местах больше фестивалей и конкурсов, поддерживающих таланты, наполнять кинотеатры авторским контентом, работами отечественных региональных кинопроизводителей, а также лучше информировать о происходящем молодежь города, используя понятные и близкие для нее методы. Только при соблюдении данных условий возможно формирование у подрастающего поколения универсальных культурологических знаний и практических умений через участие в работе различных кинообъединений: киномастерских, киноклубов, студий.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Фонда Фундаментальных Исследований проект № 17-16-73006, тип проекта: а(р).