Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN TRENDS OF DEVELOPMENT OF BACHELOR'S AND MASTER’S EDUCATIONAL PROGRAMS FOR THE DIRECTION OF TRAINING "DECORATIVE AND APPLIED ART AND CRAFTS"

Fedorovskaya N.A. 1 Chernova A.V. 1
1 Far Eastern Federal University
The article discusses the current trends in the development of undergraduate and graduate educational programs in Russia in the «Decorative and Applied Arts and Crafts» field of study. At present, higher educational institutions are becoming not only an educational environment, but also a center of attraction for masters, both professionals and amateurs, as a platform for independent discussion of direction issues. An analysis of the territorial distribution and profile specialization of educational programs of the undergraduate and graduate programs in the area under consideration in the 2018–2019 years reveals the current trends in the industry.Comparative and statistical research methods allow us to objectively show the current situation in this direction. The results of this study were major modern trends in the development of master’s and bachelor’s educational programs in Decorative and Applied Arts and Crafts: localization of direction in universities in the Central, Northwestern and Siberian Federal Districts; the reduction of educational programs and profiles of undergraduate and graduate education, carrying out a budget set, the high cost of a commercial set; a significant predominance of undergraduate programs over graduate programs; the desire of higher educational institutions to maintain programs within the framework of general profiles, the rarity of unique educational programs, and the development of trends in the field of ceramics and metal processing, which are closely related to design (jewelry, souvenirs, interior design etc.). The research results will be in demand when planning the development of educational programs in higher education institutions, as well as drawing up regional industry development programs.
education trends
bachelor
master
decorative and applied arts
crafts
training profiles
educational programs

Отечественное декоративно-прикладное искусство имеет многовековую традицию, его сохранение и развитие является важной задачей для мастеров-практиков и искусствоведов. В то же время современный художественный рынок наполнен изделиями, большая часть которых произведена за пределами нашего отчества, в частности в Китае. Потребитель вынужден покупать декоративную керамику, хохлому, матрешек, павловопосадские платки и прочие «русские» сувениры из Поднебесной.

Кроме проблем развития отрасли, связанных с невозможностью отечественным мастерам противостоять массовой, более дешевой штамповке, с недостаточной или полностью отсутствующей государственной поддержкой, актуальной проблемой становится подготовка профессиональных кадров. В последние десятилетия сформировался стереотип, что создание изделий декоративно-прикладного искусства – это хобби, для обучения которому достаточно кратких курсов и мастер-классов. Сокращение числа специальных учебных заведений среднего звена сделало вузы важным поставщиком профессиональных кадров. Высшие учебные заведения становятся не только образовательной средой, но и центром притяжения мастеров, как профессионалов, так и любителей, площадкой для независимого обсуждения проблем направления. В России подготовка бакалавров и магистрантов в рассматриваемой области осуществляется в рамках направления 54.03.02 / 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», внимание акцентируется не на педагогической, а на искусствоведческой составляющей.

Несмотря на работы О.А. Соломенниковой [1], В.Ф. Максимович [2], Н.В. Бычковой [3], Е.В. Сайфулиной [4], Ю.И. Мазиной [5], О.В. Федотовой [6], Е.Н. Гузеватовой [7], В.Б. Дрягиной [8], Л.В. Шокоровой [9], Н.В. Тертышник [10], Н.А. Федоровской [11] и иных авторов, рассматривающих разные аспекты обучения декоративно-прикладному искусству, исследований в этой области все еще недостаточно. В статье на примере территориального распространения и профильной специализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в 2018–2019 учебном году прослеживаются современные тенденции развития направления.

Региональное распространение образовательных программ на территории России

В процессе исследования было выявлено 44 российских вуза, которые в 2018–2019 учебном году осуществляют набор по программам бакалавриата, и 14 – по программам магистратуры по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. В связи с малым количеством магистерских программ большая часть выпускников бакалавриата не имеет возможности продолжить обучение в рамках своего направления, вынуждена менять специальность и завершать образование в рамках других программ магистратуры, в частности в близкой по шифру (54.04.01) магистратуре по дизайну. Отметим, что в дизайнерском направлении соотношение между бакалавриатом и магистратурой не больше, чем два к одному, и обычно проблем с получением второй ступени высшего образования не возникает.

Данная тенденция фиксируется уже несколько последних лет и приводит не только к снижению общего профессионального уровня, но и к падению научной и публикационной активности в сфере декоративного искусства, что напрямую связано с развитием в вузах магистерских и аспирантских программ. Например, появление исследований В.Ф. Максимович [2], Н.В. Бычковой [3], О.В. Федотовой [6] и других преподавателей Высшей школы народных искусств во многом обусловлено активным развитием образовательных программ всех уровней. Аналогичная ситуация отмечается с изысканиями в области декоративно-прикладного искусства, выполненными в Алтайском государственном университете, Дальневосточном федеральном университете и других учебных заведениях.

Изучение территориального распространения образовательных программ данного направления свидетельствует о том, что программы бакалавриата присутствуют во всех федеральных округах. Программы магистратуры активно развиваются в Центральном федеральном округе, на втором месте Северо-Западный и Уральский федеральные округа, на третьем месте Сибирский, Южный и Дальневосточный федеральные округа. Обратим внимание на то, что, несмотря на успешные программы бакалавриата в Приволжском и Северо-Кавказском федеральных округах программы магистратуры в них полностью отсутствуют (диаграмма 1).

Сравнение контрольных цифр наборов 2017–2020 гг. свидетельствует о постоянном снижении выделяемых бюджетных мест. Так, например, в Тихоокеанском государственном университете (Хабаровск) на протяжении последних нескольких лет успешно осуществлялась подготовка по программе бакалавриата, профили «Художественная роспись» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». В 2018 г. на сайте приемной комиссии университета контрольные цифры бюджетного приема по этому направлению отсутствуют [12]. В период подготовки статьи стало известно, что в 2019 г. не будет осуществляться бюджетный набор на программу магистратуры 54.04.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Дальневосточном федеральном университете, высокая стоимость договорного обучения не позволяет надеяться, что программа сможет успешно работать на коммерческой основе [13].

Диаграмма 1. Российские вузы с программами бакалавриата и магистратуры в области декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Профильная специализация образовательных программ

Анализ специализации направлений бакалавриата и магистратуры позволил выявить 12 профильных направлений, большая часть которых может быть сгруппирована по материалам, из которых создается изделие (керамика, стекло, металл и т.п.). Установлено, что во многих вузах практикуется так называемый общий профиль без специализации: это Московский государственный областной университет [14], Московский педагогический государственный университет [15], Белгородский государственный институт искусств и культуры [16], Омский государственный педагогический университет [17], Удмуртский государственный университет [18], Алтайский государственный университет [19] и т.д. (диаграмма 2). Общий профиль, несмотря на кажущуюся безликость, удобен как для вуза, предоставляя большую свободу в выборе дисциплин в зависимости от преподавательского состава и материально-технических возможностей учебного заведения, так и для самих обучающихся, которые, знакомясь с разными направлениями декоративно-прикладного искусства, самостоятельно выбирают наиболее близкую к своему таланту творческую сферу.

В то же время высшие учебные заведения России предлагают и специализированные профили. Так, Смольный институт Российской академии образования осуществляет набор на направления «Текстиль и моделирование одежды», «Художественная керамика», «Художественная обработка металла», «Художественное стекло» [20]. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова предлагает профили: «Художественная керамика», «Художественное стекло», «Художественный металл», «Реставрация изделий декоративно-прикладного искусства (металл)» [21], Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – «Художественная керамика», «Художественное стекло», «Художественный металл (архитектурно-декоративная пластика)», «Художественный металл (пластика малых форм)» и т.д. [22].

Диаграмма 2. Тематическое распределение программ магистратуры

Бесспорным лидером является Высшая школа народных искусств, которая вместе со своими филиалами готовит бакалавров декоративно-прикладного искусства по направлениям «Художественный металл (ювелирное искусство)», «Художественная вышивка», «Художественная резьба по кости», «Художественное кружевоплетение», «Декоративная роспись», «Художественная роспись ткани», «Художественная роспись (федоскинская лаковая миниатюрная живопись)», «Лаковая миниатюрная живопись (холуйская)», «Художественная обработка дерева (богородская резьба по дереву)» [23]. Несмотря на то что рассматриваемое учебное заведение является одним из ведущих в направлении, бюджетных мест в магистратуру на 2018 г. в нем не предусмотрено. Ситуацию спасает доступная стоимость заочного и очно-заочного обучения.

Среди специализированных программ лидируют профили, связанные с керамикой и обработкой металла. В то же время такие популярные в современном декоративно-прикладном искусстве направления, как стекло и дерево, на данный момент открыты не более чем в трех вузах России (диаграмма 2). Выбор профилей связан со многими факторами, в частности с сохранением в регионах традиций работы с теми или иными материалами. Большое значение приобретает также востребованность выпускников на современном рынке труда в сфере ювелирного дела, художественного оформления среды и сувенирной продукции. Повсеместное распространение изделий из металла и керамики формирует запрос на подготовку специалистов в данной области.

Довольно редко встречаются уникальные названия образовательных программ. Например, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна предлагает магистерскую программу «Изделия декоративно-прикладного искусства» [25], Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица – «Моделирование костюма» [22], Дальневосточный федеральный университет – «Этнокультурное брендирование в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах» [13].

Поднимая вопрос о профильных предпочтениях, нельзя не обратить внимание на то, что керамика, металл, роспись, стекло, текстиль и дерево требуют формирования в высших учебных заведениях специализированных мастерских и закупки профессионального оборудования. Несмотря на известные сложности, возникающие при создании мастерских, они перспективны в плане проведения дополнительной образовательной и коммерческой  деятельности, поднимают престиж вуза, что в определенной степени компенсирует затраты.

Например, в процессе создания творческих мастерских в Дальневосточном федеральном университете авторы столкнулись с общей для направления проблемой: проще осуществить закупку оборудования для работы с деревом, металлом и керамикой, чем обеспечить студентов расходными материалами для создания кукол, игрушек, батика, вышивки, кружевоплетения, изделий керамической флористики и других форм декоративно-прикладного искусства. В настоящее время для централизованной системы закупок заказ большого числа разнородных расходных материалов представляет сложность. Ситуация решается самостоятельным обеспечением учащимися материалами для создания изделий, что во многом ограничивает возможности преподавания дорогостоящих видов творчества, таких как, к примеру, золотное шитье и создание ювелирных изделий.

Заключение

Подводя итог, отметим наиболее значимые тенденции развития высшего образования в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

1. Локализация направления в вузах Центрального, Северо-Западного и Сибирского федеральных округов.

2. Сокращение образовательных программ и профилей подготовки бакалавриата и магистратуры, осуществляющих бюджетный набор, высокая стоимость коммерческого набора.

3. Значительное преобладание программ бакалавриата над программами магистратуры.

4. Стремление высших учебных заведений сохранить программы в рамках общих профилей, редкость уникальных образовательных программ, а также развитие направлений в сфере керамики и обработки металла, которые соприкасаются с дизайном (ювелирное дело, сувенирная продукция, оформление интерьеров и т.д.). Программы магистратуры концептуально продолжают развивать направления бакалаврских программ, лишь в единичных случаях вводятся альтернативные, уникальные образовательные программы.

Перечисленные тенденции свидетельствуют о сокращении подготовки специалистов рассматриваемого направления в вузах, как в магистратуре, так и в бакалавриате, что приводит к дефициту профессиональных кадров, которые в настоящее время заменяются любителями, переводя декоративно-прикладное искусство в разряд хобби. Ситуация усугубляется тем, что в последние годы в разных российских регионах, в том числе и в Дальневосточном федеральном округе, принимаются программы поддержки и развития народных промыслов, возрождения домов творчества в малых городах и сельских поселениях. Федеральные и региональные программы уже в настоящее время сталкиваются с проблемой отсутствия профессиональных кадров на местах.

Обучение специалистов и приглашение выпускников из центральных регионов далеко не всегда имеют положительный результат. В связи с этим сохранение образования в сфере декоративно-прикладного искусства и народных промыслов во всех регионах России представляется не только целесообразным, но и жизненно необходимым, способствует сохранению и развитию отечественной культуры, отстаиванию национальных интересов.