Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PECULIARITIES OF HIGH MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS CADETS’ CULTURAL UPBRINGING

Yumasheva E.V. 1 Timonov D.A. 1 Zadvornaya E.V. 2 Yumashev D.V. 1 Korzhan D.E. 1
1 Krasnodar Higher Military School
2 The Kuban state university
The article substantiates the need of high cultural level of official relationship in military institutions. The authors have clarified the peculiarities of military work, connected with special activity regulation, the specifics of the male military team, its multinational composition, complexity and danger of military service. The culture system upbringing elements in a military team are considered. One of the educational features in high military institutions is a simultaneous following of military duties together with educational process. An important place in cultural education in military professional activity belongs to officers. The commander’s behavior is the example for cadets. The primary task of the any rank commander is the military team successful education. The article gives a culture education system of official relationship analysis, identifies the main problems and offers measures to increase this process efficiency. The authors have developed a model of high culture relations forming in high military educational institution, where there are target, management, organizational, procedure and effective modules. A modern officer must possess military professional competence, moral and psychological stability, a high level of influence and interaction, taking into account compliance with the statutory and ethical standards of behavior.
military education system
education of a serviceman
culture of service relations
integrated officer qualities
methods of education and interaction

В современном обществе на фоне возрастания напряженности политических отношений в мире особое внимание уделяется вопросам национальной безопасности Российского государства. К армии, как к инструменту власти, сегодня предъявляются более высокие требования с учетом политической нестабильности, усиления внешних угроз, расширения позиций НАТО. Современное вооружение и военная техника предусматривают слаженную работу боевых расчетов, экипажей, отделений на боевом посту, умение работать в команде, эффективно решая задачи по обеспечению суверенитета и безопасности государства. В этой связи в системе военного образования ставятся задачи подготовки квалифицированных кадровых офицеров с высокой культурой служебных отношений.

Цель исследования. Изучить особенности воспитания культуры служебных отношений курсантов военных вузов и разработать эффективную модель этого процесса.

Материал и методы исследования. Объектом исследования работы послужил коллектив курсантов военного училища. В ходе исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнения, аналогии, обобщения; с курсантами проводились беседы.

Результаты исследования и их обсуждение. Военная служба носит преимущественно коллективный характер, проявляющийся в сплоченности и коллективной готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач. Формирование у курсантов профессиональных и морально-боевых качеств применительно к новым условиям предполагает совершенствование системы воспитания. Военная культура служебных отношений является необходимым профессиональным качеством офицера Российской армии, призванного быть не только руководителем подчиненных, воспитателем, а в первую очередь – гарантом, воплощающим в себе понятие чести, и являться носителем ценностей офицерского корпуса.

Современная молодежь не отличается высокими ценностными ориентирами, нравственностью и моральными качествами. Не исключением, к сожалению, являются и лица, выбравшие профессию военного. Сегодня руководители военных вузов серьезно обеспокоены увеличением количества правонарушений и преступлений среди своих воспитанников. Политика нашего государства направлена на формирование офицерского корпуса, отличающегося высоким уровнем профессионализма, воспитания, воинской чести, нравственности, обладающего высокими патриотическими качествами. Этому способствуют: «Программа перехода Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания», утвержденная Президентом Российской Федерации 22 августа 2002 г., «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации» Приложение № 3 к Приказу Министра обороны РФ от 11 марта 2004 г. № 70, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, Приказ Министра обороны РФ «Об организации работы с личным составом в Вооруженных силах Российской Федерации» от 12 октября 2016 года № 655.

Под содержанием воспитания военнослужащих понимается система основных видов и направлений воспитания, элементами которой являются: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое и экологическое воспитание [1].

Методами воспитания применительно к воинскому коллективу являются: убеждение, упражнение, пример, поощрение и принуждение. Совокупность всех методов представляет собой систему воздействия: как индивидуальную, так и коллективную. Причем вторую можно делить по различным основаниям: по штату (отделение, взвод, рота), по должности (курсант, командир отделения, заместитель командира взвода), по воинскому званию (рядовой, сержант), по роду деятельности до поступления в военный вуз (обучение, трудовая деятельность, военная служба), по семейному положению, социальному происхождению и т.д. [2].

Особенность военной службы состоит в строгой регламентации деятельности нормативно-правовыми актами, воинскими уставами, приказами. При выполнении служебных обязанностей от военнослужащих требуется полная профессиональная самоотдача, ответственность за выполнение поставленных приказов и распоряжений. Военная служба необходима для обеспечения высокой боевой готовности Вооруженных сил в целях сохранения суверенитета и территориальной целостности государства. Социально-экономические, политические, нравственные проблемы в стране накладывают свой отпечаток на нелегкий труд военнослужащего.

Отличительными качествами военной службы являются ее сложность, опасность и трудность. Курсанты, проходя обучение в военном вузе, одновременно выполняют задачи профессиональной деятельности, связанные с особыми служебными и личными отношениями. В процессе обучения будущие офицеры овладевают определенными индивидуальными ценностями, которые усиливаются в случае согласования ценностного содержания воинской деятельности с личными ценностными приоритетами.

Служебные отношения – взаимодействия людей при выполнении профессиональных задач, связанных с повседневной и боевой служебной деятельностью. Система отношений определена соответствующими руководящими документами и организационной структурой военной организации, предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных и трудовых обязанностей [3, с. 17].

Культура отношений заключается в культуре поведения человека во взаимодействии с другими людьми. Культура служебных отношений проявляется в профессиональной, политической, правовой, физической, нравственной, эстетической, интеллектуальной, культуре человека [4].

Культура военно-профессиональной деятельности в курсантской среде определяется спецификой мужского воинского коллектива и его многонациональным составом. Стабильность офицерского состава оказывает существенное воздействие на служебные отношения и поведение курсантов военных вузов. Строгая регламентация жизни и деятельности определяет содержание и формы культуры служебных отношений, накладывая на них жесткий отпечаток. Отсутствие конфликтов на национальной почве способствует развитию здоровой культуры служебных отношений и благоприятному морально-психологическому климату.

К сожалению, реальная жизнь наполнена многообразием межнациональных конфликтов, проявлением шовинизма и национализма, неуважением к человеку и личности, неумением вести цивилизованную дискуссию и т.д., что свидетельствует об отсутствии культуры общения.

Выполнение служебных задач невозможно без социального общения. Служебные отношения должны быть безличностными, что обусловлено характером социальных связей и спецификой военной службы. Вместе с тем в реальности они принимают межличностную окраску ввиду взаимодействия конкретных людей с их чувствами, эмоциями и т.п. В связи с чем служебные отношения неотделимы от личностных.

Во взаимоотношениях курсантов проявляется общая культура личности с преобладанием отдельных ее элементов в зависимости от конкретных условий. В решении служебных задач необходим высокий уровень военно-профессиональной культуры всех участников процесса, причем ее отсутствие не приведет к желаемому результату. В свободное от занятий и служебной деятельности время в большей степени проявляются элементы политической, нравственной и эстетической культуры личности.

Служба в Вооруженных силах РФ неотделима от политической культуры, которая формируется в семье, школе, средствами массовой информации. Процесс образования в военном вузе направлен на политическое обучение и воспитание военных кадров. При этом важная роль отводится изучению гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, позволяющих курсантам овладевать политическими знаниями и культурными ценностями, нормами морали и принципами поведения, ориентироваться в непростом мире политической культуры.

В процессе обучения взаимоотношения в курсантской среде характеризуются многогранностью, противоречивостью и изменчивостью. В общении возможно взаимное познание людей, их взаимопонимание, на основе которого возникают доверительные отношения, симпатии. В случае их отсутствия складываются противоположные отношения. Общение в курсантском коллективе в процессе обучения и выполнения служебных обязанностей накладывает свой отпечаток на формирование характера, жизненных ценностей.

Систему служебных отношений можно рассматривать в двух аспектах:

– межличностные контакты по горизонтали (подчиненный – подчиненный, руководитель – руководитель);

– межличностные контакты по вертикали (подчиненный – руководитель).

Вторая группа отношений предполагает признание самого права руководителя отдавать распоряжения в соответствии с функциональными обязанностями [5].

Военная служба регламентирована требованиями общевоинских уставов, которые определяют служебные взаимоотношения в строгой субординации, подчинение командирам, проявление товарищества и взаимовыручки. Однако неукоснительное выполнение уставов не исключает чуткого и уважительного отношения офицеров к военнослужащим и подчиненных к командирам. Командиры должны уважать личное достоинство военнослужащих, проявляя справедливую требовательность и доброжелательность, заботиться о них.

Воинские уставы не допускают высокомерного, пренебрежительного, грубого, отношения командира к подчиненному. Уставные отношения командиров способствуют формированию культуры служебных отношений у курсантов военных вузов. Культура офицера во взаимоотношениях с подчиненными способствует положительному отношению к нему как к начальнику и как к человеку.

Поведение командира является примером для курсанта, который наблюдает за ним, начиная от его умения держаться перед строем, перед старшим начальником, при проведении индивидуально-воспитательной работы, в коллективе других командиров, в семье, в обществе в целом.

Важное место в культуре служебных отношений отводится культуре речи, которая является отражением духовной культуры личности. В Вооруженных силах РФ за норму общения принят литературный язык. К большому сожалению, во всех сферах коммуникативной практики наблюдается резкое снижение речевой культуры, что наглядно проявляется в армейской среде. Культура общения в коллективе курсантов характеризуется крайне низкой речевой коммуникацией, проблемами профессионального общения, низким словарным запасом, преобладанием жаргонизмов, сленга и нелитературных оборотов. Важной задачей военной педагогики является коренное изменение ситуации. Культура речи, являясь основой профессионально-коммуникативной компетенции, входящей в перечень ключевых компетенций выпускников, позволяет оценить качество подготовки современного офицера и его общий уровень культуры.

Воспитание культуры служебных отношений в военных вузах способствует развитию у курсантов взаимовыручки, ответственности, добросовестности, дисциплинированности, воинскому сплочению, влияющих на качество обучения и необходимых для дальнейшей службы. Достижение высокого уровня культуры служебных отношений, безусловно, является серьезной задачей для каждого командира любого уровня, выполнимой в процессе воспитания курсантского коллектива. Однако в этой сфере имеется ряд проблем:

– недостаточный уровень подготовленности командного звена;

– отсутствие должной ответственности за исполнение служебных обязанностей;

– дефицит выделяемого времени на воспитательный процесс;

– неполноценный учет специфики профессиональной деятельности и др.

Система планирования мероприятий, направленных на воспитание культуры служебных отношений, способствует своевременному решению воспитательных задач, проведению мониторинга морально-психологического состояния коллектива и нивелированию проблемных вопросов. Перспективное планирование воспитания военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации позволяет применять инструментарий воспитательного воздействия с учетом дифференцированности и индивидуального подхода к конкретному курсанту. Однако применяемая система не лишена недостатков:

– нечеткая направленность мероприятий воспитательного характера на формирование высоких нравственных и культурных качеств военнослужащих;

– недостаточная координация действий и мероприятий по культуре воспитания курсантов, недолжное внимание процессу на старших курсах;

– слабая эффективность превентивных мероприятий воспитательного характера командного состава, направленная на предупреждение негативных ситуаций.

Воспитание культуры служебных отношений будущих офицеров зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить организаторские качества командиров, курсовых офицеров, их способность применять инновационные формы и методы воспитания личного состава.

На рисунке представлена модель эффективного формирования культуры служебных отношений курсантов военного вуза. Модель позволяет описать технологию процесса формирования культуры служебных отношений в соответствии с современными требованиями Вооруженных сил РФ, позитивные способы коммуникаций субъектов и

объектов процесса. Структура модели обоснована тесной связью всех элементов системы педагогического и воспитательного воздействия. Система модулей направлена на конечный результат реализуемой структурной модели, воздействующий на эффективность образовательного процесса военного вуза и необходимый в дальнейшей служебной деятельности.

Процесс воспитания культуры служебных отношений нуждается в определенной корректировке:

– укрепление органического единства процессов обучения и воспитания в контексте культурной среды;

– ориентация воспитания культуры служебных отношений на традициях советской и Российской армии;

– строгое выполнение общевоинских уставов в учебной и служебной деятельности;

– воспитание культуры служебных отношений на личном примере командиров (начальников).

Выводы. Неотъемлемым профессиональным качеством российского офицера является высокая культура служебных отношений. Система воспитания военного вуза направлена на формирование высокоинтеллектуального офицерского корпуса, проявления высокой культуры, гражданственности, ответственности, патриотизма, готовности к защите Отечества. Нелегкий труд военнослужащего, экономические и политические проблемы должны сглаживаться чуткой заботой командира о своих подчиненных. А.В. Суворов в отдельных положениях «Полкового учреждения» обращал внимание, что ротный командир к своим подчиненным относится с истинной любовью. Воспитание культуры служебных отношений у курсантов в стенах военных вузов позволит достигнуть здоровых, правильных, основанных на авторитете командира служебных отношений в Вооруженных силах, что позволит укрепить позиции в контексте суверенитета и безопасности государства.