Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MOTIVATION OF TEACHER AS ONE OF THE MAIN FACTORS OF MOTIVATION OF SELF-EDUCATIONAL ACTIVITY OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF FOREIGN LANGUAGE)

Mingazheva E.A. 1
1 Chelyabinsk State University
This article reveals the understanding of motivation as an essential factor influencing the increase in the level of self-education students. Self-education must be learned. To be able to set goals and define tasks. After that, it's all at the first stage of training at the University. It also defines the role of the teacher in the education process, both at the stage of determining the relationship of the teacher and the learner, and at the stage of independent work. The most relevant approach to quality management of teaching staff in Universities - accounting of the formal criteria of professional correspondence teachers. The quality of education is the main criterion for assessing the work of the teacher, who checks the level of education of students. This also takes into account, it considered the personal and professional qualities of the teacher. Determine the forms and methods of teaching, which helps the interaction of the teacher and student in the educational trajectory. The paper presents the types of self-educational activities of students of the University through the language that should be used in the implementation of the work. The key criteria of motivational activity of the teacher, influencing the quality of the educational result, and as a consequence, and affect the level of self-education of students. Figure 1 shows the interaction of students and teachers.
self-education of students
motivation
personal qualities
teacher
quality of students
quality of education
Self-educational competence
students
competence

В настоящее время социальный заказ общества диктует нам готовить обучающихся, умеющих самостоятельно учиться в течение всей своей жизни, а также без посторонней помощи уметь решать задачи и достигать поставленных целей. Внедрение компетентностного подхода в образовательную систему вуза требует от профессорско-преподавательского состава создать условия, необходимые для всестороннего развития личности обучающегося. Эффективное решение данной задачи зависит от многих факторов: содержание РПД (рабочей программы дисциплины), организация процесса образования и контроль его результатов, политика управления вузом, технологии и методы обучения студенческой молодежи, материально-техническое обеспечение процесса образования, четко организованная воспитательная работа в вузе, уровень квалификации и мотивации профессионально-преподавательского состава, а также требования работодателей к выпускникам вуза. Самообразование в вузе - это комплексное личностное образование будущего специалиста, механизмом которого является развитие диалектического мышления, которое позволяет перерабатывать информацию из разных дисциплин, обобщать ее, систематизировать и классифицировать для решения профессиональных задач и овладения общекультурными и общепрофессиональными компетенциями (организационная, коммуникативная, рефлексивная, специально-профессиональная, социально-профессиональная) [1, c. 39]. Самообразование – это очень хорошо, но само собой разумеется, что и самообразованию надо учиться. Уметь ставить цели и определять задачи. Но на первом этапе обучения в вузе самим обучающимся это сделать достаточно трудно. И конечно, на помощь им в этом приходит преподаватель. Каждый преподаватель или нет сможет правильно научить обучающихся учиться? Исходя из этого, стоит острая необходимость оценки качества преподавателей вузов, это и ставим основным в исследовании. Несомненно, важную роль здесь играет взаимодействие преподавателя и студента, так называемая обратная связь. Необходимо рассмотреть понятие «преподаватель» - это работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу [2]. Преподаватель проводит обучение на профессиональном методическом, научном уровне, постоянно формируя у обучающихся профессиональные умения и навыки, которые помогут им в их практической деятельности. Для данного процесса обучения и формирования преподавателю в работе необходимо использовать наиболее эффективные методы, формы и средства обучения. В своей работе преподаватель обязан знать: принципы организации образовательного процесса по преподаваемому предмету, содержание тем данной дисциплины, базовые приемы работы, технологические процессы, а также законодательные и нормативные документы, связанные с вопросами образования, методику профессионального обучения, педагогику, физиологию, психологию.

Профессиональными качествами преподавателя (а также и преподавателя – лингвиста, для преподавания дисциплины «Иностранный язык») считаем: коммуникативную компетентность, аналитическое мышление, оперативную память, способность организовать образовательный процесс, воображение, внимание, эрудицию. Также не менее важными качествами преподавателя являются: дисциплинированность, пунктуальность, ответственность, толерантность, организованность, работоспособность, трудолюбие, умение ставить цели и решать задачи, настойчивость, систематическое повышение своего профессионального уровня, постоянное стремление повышать уровень качества своего труда и т.д. Однако особо важны человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе [3], такие как доброта, сострадание, оптимизм, жизнерадостность, чуткость, толерантность, ответственность, настойчивость, стремление к лучшему результату касаемо каждого обучающегося и т.д.

Цель исследования: определить факторы, влияющие на мотивацию самообразовательной деятельности обучающихся (на примере иностранного языка). Иностранный язык выбран здесь как дисциплина, которую ведет преподаватель.

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; обосновать влияние преподавателя на мотивацию обучающихся к самообразовательной деятельности; раскрыть методы и приемы образовательной деятельности.

Материал и методы исследования

Сегодня при управлении качеством обучения в вузах наиболее актуальным является контроль формально установленных профессиональных критериев соответствия преподавателей, а именно: наличие у него профильного образования, допустимый педагогический стаж, ученая степень (звание), наличие сертификата о повышении квалификации за последние 3 года, публикационная активность (минимум 2 статьи в год: ВАК, Web of Science, Scopus), научные изыскания, учебные пособия, монографии и др. Приоритетом является научная деятельность преподавателя, зачастую невидимая студентами. Но в действительности научная работа преподавателя говорит о его высокой квалификации и качественном и актуальном применении своих знаний в науке и практике. В самом общем понимании «качество – это совокупность свойств, признаков товаров и услуг, позволяющих соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям, обусловливающих способность удовлетворять потребности и запросы людей. Такая мера соответствия определяется на основе стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей» [4]. Качество образования – это соответствие образования (как результата, как процесса, как социальной системы) многообразным потребностям, интересам личности, общества, государства; это системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) образования (как результата, как процесса, как социальной системы) [5, с. 44].

Несомненно, приведенные выше показатели являются истинными ориентирами при комплектовании ППС (профессорско-преподавательского состава) как для вузов, так и для самих преподавателей, с позиции определенных результатов профессионализма. Но для комплексного управления качеством образования данных критериев явно недостаточно, также принимая во внимание развитие личностно-профессиональных качеств преподавателей. В настоящий момент, в период становления человеческой личности, к педагогу предъявляется ряд основополагающих требований, которые, в свою очередь, нацелены развивать определенные личностные качества педагога, как профессионально значимые и обязательные. Именно личностно-профессиональные качества сегодняшних преподавателей – это интерес в получении высококачественного образовательного результата (качественная отдача знаний обучающихся), предметно-содержательная компетентность и способность наиболее эффективно и уместно применять данную компетентность, используя современные формы и методы обучения и воспитания вовне, являются основными факторами для успешного повышении качества обучения в вузе [6]. В настоящее время существуют попытки Минобрнауки 18 сентября 2017 года оценки ППС вузов, применяемые при оценки качества обучения [7], в основном являются формальными и не отождествляют реальный профессионально-педагогический опыт преподавателей и другие их качества, оказывающие прямое влияние на уровень подготовки выпускников (в соответствии с положениями статьи 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») образовательных организаций высшего образования) [8]. Более актуальным становится этот вопрос при подготовке бакалавров и специалистов по направлениям подготовки, с которыми работают преподаватели в вузе. Так как именно на этом этапе образовательной траектории закладывается база специальных умений, которые найдут свое применение на будущих рабочих местах.

В настоящее время большую, но не учитываемую аттестацией, роль играют личностные качества преподавателя, его статус в педагогическом сообществе, в образовательной среде (в глазах обучающихся), а также в сообществе экспертных групп. Минорной определяющей является то, что данные личные качества нигде не учитываются в документации, при прохождении по конкурсу [9, c. 3]. Основой формирования таких качеств является профессиональная мотивация преподавателя и его готовность к постоянному личностно-профессиональному развитию (самообразованию в течение всей жизни), ориентация на подготовку студентов к самостоятельному решению профориентационных задач. Все это сделало актуальным оценку профессорско-преподавательского состава, которая определяет новые ориентиры для наличия личностно-профессиональных качеств преподавателей, требуемых современным образовательным процессом.

Основными качествами преподавателя, которые необходимо развивать и поддерживать, являются: 1) высокая мотивационная активность преподавателя к эффективной работе (повышение самообразовательной активности обучающихся и применение на практике) и личному профессиональному развитию для постоянного и систематического роста качества образовательного результата, путем изменения и добавления методов и приемов, при применении которых это возможно; 2) способность преподавателя прививать любовь обучающихся к преподаваемой им дисциплине – предметно-содержательная компетентность преподавателя; 3) способность преподавателя вовлекать обучающихся в образовательный процесс, применяя в работе большое количество современных форм и методов обучения – педагогическая компетентность преподавателя [1, с. 84].

Более частными показателями оценки преподавателей являются: наличие необходимых знаний в области менеджмента в целом (для управления образовательным процессом); имеющийся у преподавателя собственный управленческий, консультационный и практико-ориентированный опыт (умение общаться с разными типами личности, найти подход к каждому обучающемуся; понимать аудиторию: как распределить подтемы согласно рабочему графику и времени, отведенному на занятие); знание своего предмета и постоянное саморазвитие в течение всей жизни. При реализации работы самообразовательной деятельности обучающихся вуза посредством языка необходимо использовать следующие типы работ: работа в малых (2-4 человека) и больших (5-10 человек) группах, творческие интеллектуальные задания, обучающие игры (деловые, ролевые и образовательные), изучение и закрепление нового материала (интерактивные занятия, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами), проектная деятельность (индивидуальная и групповая), дискуссии сложных насущных вопросов и проблем, брифинги, дебаты. Данные виды работ используются для понимания правильной организации самостоятельного процесса получения знаний обучающимися. Все это позволяет обучающемуся определить уровень теоретической и практической грамотности преподавателя, его адекватность в общении и проанализировать потенциальную взаимосвязанную деятельность в процессе образования [10; 11]. Какие методы использовались в работе преподавателя? При реализации работы самообразовательной деятельности обучающихся посредством языка основным методом был метод проектов. В работе над проектами обучающиеся выбирали тему исследования, анализировали литературу, необходимую для исследования, проводили соц. опросы на английском языке, систематизировали результаты соц. опросов в кругограммах, подводили итоги всей работы. Данный метод был выбран не случайно. Сегодня метод проектной деятельности все больше находит отражение в работах обучающихся. Именно он способствует разностороннему развитию личности обучающегося. В данной работе преподаватель играл роль куратора проекта, который контролировал каждый пункт работы над проектом (своевременно регулируя его аспекты), указывал на плюсы и недочеты проекта, оценивал защиту проекта.

Что мотивирует преподавателя к высокоорганизованной и результативной работе в вузе?

Факторы мотивации преподавателя: энтузиазм; целеустремленность; работа на результат, желание взрастить образованную личность; гранты; карьерный рост. Несомненно, не каждый преподаватель придерживается сразу всех данных факторов. У одного есть желание взаимодействовать и давать знания, получая в ответ навыки обучающихся и слова благодарности за то, что он делает. Другой – каждую практическую деятельности с обучающимися проводит в процессе подтверждения своей теории или открытия и, как результат, получения гранта на данную работу. Каждый придерживается своих факторов. Но, несмотря на это, у всего преподавательского состава стоит цель – научить. Именно такая образовательная компетенция есть в каждом государственном стандарте каждой дисциплины.

Ежедневно преподаватель демонстрирует свою компетентность на практических и лекционных занятиях. Обучающиеся отмечают данное рвение и усилие при подаче материала более доступным и легко усваиваемым способом. Такое ежедневное общение преподавателя и студента дает понимание деятельности друг друга, что влечет за собой уважение как первого, так и второго. Именно уважение и желание посещать занятия преподавателя, его опыт и авторитет мотивируют обучающего к достижению тех или иных результатов своей работы. Рассмотрим понятие «самообразовательная компетентность», что поможет сделать выводы о готовности обучающихся к самообразовательной деятельности, под которой понимаем личностное качество студента, обеспечивающее готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способствующее овладению комплексом компетенций, которые помогают продуктивному выполнению профессиональной деятельности и определяют конкурентоспособность будущего специалиста на рынке труда [1, c. 86]. Таким образом, можно сформулировать понятие самообразовательной деятельности обучающихся, под которой будем понимать сформированность самообразовательной компетентности обучающихся в определенной образовательной сфере.

Рассмотрим ключевые критерии мотивационной активности обучающихся (рисунок 1), оказывающие влияние на качество образовательного результата, а как следствие, и влияют на уровень самообразования обучающихся.

Рис. 1. Критерии мотивационной активности обучающихся, влияющие на самообразование

Как можно увидеть из рисунка, преподаватель и обучающийся определенно взаимодействуют, они являются цельным звеном структуры процесса образования в вузе. Каждый из которых стремится к эффективному образовательному процессу за счет мотивации к самообразованию. На каждом этапе жизни разные люди дают разные понятия мотивации. Что такое мотивация и зачем она нужна? Мотивация (фр. – побудитель) – система причин (факторов, условий), побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности. Мотивация включает в себя: потребности и инстинкты, определяющие степень активности деятельности; цели и задачи, характеризующие ее направленность; стремления, желания и установки, придающие деятельности эмоционально-чувственную окраску и силу. Мотивация – это одновременно и процесс формирования мотивов какой-либо деятельности, например учебной, педагогической и др.
[11]. Как видно из определения, мотивация может быть как внутренней (личностные качества обучающегося, личностный интерес к обучению), так и внешней (личностные качества преподавателя, авторитет преподавателя, опыт работы, мотивация преподавателя к эффективности результата обучения). В основном каждым обучающимся, как и преподавателем, движет мотивация к тому или иному действию. Она является первой ступенью в достижении цели, которую ставит перед собой каждый человек. И наоборот, каждый человек ставит перед собой цель в зависимости от его мотивации на данном отрезке жизни. Таким образом, невозможно не оценить роль преподавателя в процессе образования обучающихся в вузе [13, c. 52].

Результаты исследования и их обсуждение

Для подтверждения того, что мотивация к самообразованию обучающихся со стороны преподавателя является одним из основных факторов, был проведен опрос обучающихся 1 и 2 курса. Для такой категории студенческой молодежи на начальном этапе обучения в вузе аспект мотивации наиболее важен, так как им необходимо понимать «зачем учиться». Также именно в данный момент они имеют возможность обозначить собственную мотивацию к обучению и самообразованию. Для проверки значимости мотивации преподавателя, как одного из факторов, влияющих на мотивацию обучающихся, последним было предложено ответить на вопрос: Что является основным фактором, влияющим на повышение Вашей самообразовательной активности? И даны варианты ответов: 1) личностные качества обучающегося; 2) интерес к предмету (его теоретические аспекты и практическое применение); 3) самосовершенствование и самореализация; 4) личностные качества преподавателя; 5) профессиональные качества преподавателя и его опыт; 6) авторитет преподавателя. Обучающимся 1 и 2 курсов были предложены анкеты с вариантами ответов, в которых обучающиеся должны были выбрать основные факторы, которые являются мотивирующими для них в процессе образования, при взаимодействии с преподавателем. Перед студентами стояла задача выбрать только три фактора, влияющие на их мотивацию, то есть такие факторы, которые они посчитают правильными. Таким образом, они могли выделить от 1 до 3 предложенных факторов. Также ими самостоятельно был выбран объект (преподаватель), которого они считают заслуживающим доверия, с помощью которого учащиеся получают соответствующие и своевременные знания. То есть обучающиеся анонимно заполняли данные анкеты, указывая преподавателя той или иной дисциплины.

Основные факторы, определяющие мотивацию обучающихся к самообразованию

Предложенные варианты ответов

Количество ответов

Ответы (%)

1.

Личностные качества обучающегося

14

7

2.

Интерес к предмету (его теоретические аспекты и практическое применение)

33

17

3.

Самосовершенствование и самореализация

29

15

4.

Личностные качества преподавателя

45

24

5.

Профессиональные качества преподавателя и его опыт

61

32

6.

Авторитет преподавателя

7

4

 

В опросе приняло участие 63 обучающихся 1 и 2 курса физического и математического факультетов Челябинского государственного университета (таблица). Следующие студенты были выбраны исходя из того, что у них велось преподавание языка одним преподавателем. То есть один и тот же преподаватель иностранного языка вел дисциплину и на математическом, и на физическом факультетах. Опрос имел место в конце 1 и 3 семестров. Время было выбрано не случайно. Данный выбор обусловлен достаточным промежутком общения обучающихся и преподавателей для определения уважаемого преподавателя, которого они и выбрали для анкетирования. Таким образом, в течение 1 и 3 семестров обучающиеся каждый день общались со своими преподавателями и могли определить факторы, которые положительно влияли на совместную работу. После проведенного опроса и обработки результатов мы имеем следующие результаты.

Рис. 2. Основные факторы, определяющие мотивацию студентов к самообразованию

Из рисунка 2 видно, что превалируют такие факторы, как «личностные качества» и «профессиональные качества и опыт».

Заключение

Согласно ответам обучающихся (рисунок 2) можно сделать вывод, что для данной категории испытуемых очень важны такие факторы, как личностные (24%) и профессиональные качества преподавателя (32%). Немаловажен для обучающихся и такой фактор, как «интерес к предмету» (17%), что говорит о сознательном выборе специализации испытуемыми. Восторгает, что обучающаяся молодежь заинтересована во взаимной самообразовательной деятельности.

Таким образом, задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; обосновать влияние преподавателя на мотивацию обучающихся к самообразовательной деятельности; раскрыть методы и приемы образовательной деятельности - решены.

Цель: определить факторы, влияющие на мотивацию самообразовательной деятельности обучающихся (на примере иностранного языка) - достигнута.

Все выше сказанное рекомендует оценивать деятельность преподавателя не только по авторитету, а также по личностно-профессиональным качествам, которые, в свою очередь, мотивируют обучающихся к самообразовательной деятельности. А правильная мотивация ведет к правильно организованной деятельности обучающихся.