Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

VIKTIMOLOGICHESKI THE FOCUSED PREVENTION OF THREATS IN THE SYSTEM OF ENSURING SOCIAL SAFETY OF THE ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Kamerilova G.S. 1 Birina E.A. 1 Volkova I.Y. 1 Tarabarina I.E. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
In the center of research attention there is a current problem of viktimologichesky prevention of threats when ensuring social safety of the educational environment of school. Approaches to determination of essence and value of concepts of a viktimnost, viktimny behavior, the educational environment reveal; the growing role of viktimologichesky prevention as decisive condition of prevention of illegal acts in the educational organization. The research objective consisted in designing of model of a viktimologicheska of the focused prevention of social threats and development of a concrete technique of its approbation in practice of training of health and safety. The methodology of a research reveals in the sequence of activity and justification of the basic theoretical provisions. Achievement of the goal was carried out in three stages: 1) search and theoretical; 2) skilled and experimental; 3) obobshchayushche-reflexive. The theoretical base of work including provisions of the theory of the personality and formation of its subjectivity, the concept of the educational environment and system and environmental approach in education is proved; the doctrine about social safety of the personality; ideas of a viktimologiya and viktimologichesky prevention; approaches to designing of the school course «Basics of life safety». The structure of methodical level of model represents unity of target, substantial, procedural, technological, diagnostic components. The experimental technique is based on technology of situation analysis which is implemented in educational activity at lessons; after-hour work and additional education; organizations of work with parents and network resources. Results of a pedagogical experiment confirmed provisions of a hypothesis of a research and revealed positive dynamics in decrease in level of a viktimnost at students that allows to draw a conclusion on efficiency of a viktimologicheska to the focused prevention of threats in the system of ensuring social safety in the educational organization when training health and safety.
viktimologichesky prevention
viktimnost
educational environment
health and safety

Растущая значимость вопросов обеспечения социальной безопасности детей и подростков в образовательном учреждении определяется негативными процессами криминальных проявлений, наркотизации, национального экстремизма. Социальные риски делают небезопасной образовательную среду и требуют реализации эффективных мер по ее оптимизации. В числе первоочередных задач – виктимологическая профилактика, способствующая преодолению склонности обучающихся к виктимному поведению (поведению жертвы), вопросы которой недостаточно изучены в теории и методике обучения безопасности жизнедеятельности. Проблема обеспечения социальной безопасности обучающихся как состояния их защищенности от угроз насилия и нарушения жизненно важных интересов нашла свое отражение в психолого-педагогической литературе (Д.В. Зеркалов, П.А. Кисляков, Л.А. Михайлов, С.В. Петров, М.М. Плоткин, Р.Я. Рахматулин, Г.Г. Силласте, Л.И. Шершнев) [1; 2]. Актуальность данной проблемы подчеркивается и в «Национальной стратегии действий в интересах детей», которая рассчитана на развитие дружественных к ребенку педагогических систем, исключающих какие-либо проявления физического и психологического насилия.

Среди ведущих направлений разрешения проблемы предлагается виктимологическая профилактика социальных опасностей (Т.Н. Баширова, А.Г. Ищук, В.И. Загвязинский, Т.Н. Матанцева, Л.Е. Тарасов, В.А. Туляков, Л.Ф. Франк) [3; 4], связанная с понятием виктимности, веденным Л.В. Франком, как «предрасположенность» становится жертвой преступления, насилия со стороны более агрессивных людей. А.В. Мудрик характеризует виктимность как «предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств» [5, с. 290]. При этом обращается внимание на то, что виктимность объективно присуща подростку в силу его психологических особенностей (В.Я. Рыбальская, В.С. Устинов, А.Н. Щеголева). К основным факторам виктимности Т.Н. Матанцева относит: а) ситуативные факторы виктимного характера (конфликт); индивидуально-психологические особенности личности (агрессивность или, наоборот, неуверенность); б) особенности психоэмоционального состояния (эмоциональная неустойчивость); в) виктимологическое поведение (демонстрация неуверенности или противоположное – провокация конфликтных ситуаций) [6].

Виктимность включает ряд компонентов, влияющих на состав направлений виктимологически ориентированной профилактики образовательной среды школы: 1) физико-биологический (наследственный); 2) эмоционально-установочный; 3) ситуационный социально-ролевой; 4) интеллектуально-волевой; 5) аксиологический; 6) деятельностно-практический [7]. Выделяются различные подходы к определению видового разнообразия виктимности. В контексте нашей работы интерес представляет индивидуальный вид виктимности, связанный с личностными качествами и ситуацией, означающий состояние уязвимости отдельного школьника, возникшее в результате его взаимодействия с факторами образовательной среды. Считается, что лучшая профилактика обеспечения социальной безопасности образовательной среды состоит в целенаправленной педагогической работе, имеющей целостный и непрерывный характер, объединяющей учебную и внеучебную деятельность, разнообразные формы, методы и технологии обучения, консолидацию всех заинтересованных лиц (самих учащихся, их родителей, учителей безопасности жизнедеятельности, сотрудников полиции, педагогов дополнительного образования). Рядом образовательных организаций наработаны положительные практики применения форм и методов воспитательного и профилактического воздействия. Однако существует потребность в специально разработанной и обоснованной системе виктимологической профилактики от криминальных опасностей в образовательных организациях в курсе безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования заключается в разработке и апробации модели виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности жизнедеятельности.

Материал и методы исследования. Исследование проходило при выполнении выпускных квалификационных работ магистрантов в Нижегородском государственном педагогическом университета им. К. Минина (Мининский университет) на основе методологических принципов системности, единства теории и методики развивающего обучения, осуществляемого в контексте современного культурно-исторического этапа социального развития. Соблюдение логики научного исследования потребовало обращения к методам анализа, обобщения, сравнения, оценки, моделирования социально-педагогических ситуаций, конкретных методов опытно-экспериментальной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Достижение целевых результатов образования требует создания оптимальных условий для социального, личностного, познавательного, коммуникативного развития обучающихся. В психолого-педагогических исследованиях в качестве важнейшего условия рассматривается образовательная среда (Н.В. Крылова, А.В. Мудрик, З.А. Галагузов, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков), которая наряду с эмоционально-чувственной, ценностно-целевой, социализирующей, информационно-познавательной, коммуникативной, креативной функциями обеспечивает социальную безопасность обучающихся [8]. Cоздание модели виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности жизнедеятельности направлено на снижение негативных воздействий на школьника, а также коррекцию его поведения, повышение адаптивности и созидательной креативности в образовательной среде.

Виктимологический фактор, наблюдаемый в школьной жизни, свидетельствует о том, что часто младшие учащиеся становятся «жертвами» старшеклассников, а агрессивные одноклассники оказывают давление не только на отдельные личности, но и на весь класс. Показательно, что стать жертвой криминальных угроз в школе можно на основе характерного для подростка вызывающего поведения. Учащиеся часто сами провоцируют риски криминальных опасностей, демонстрируя излишнюю агрессию к окружающим, независимое поведение, стремление казаться взрослым и «крутым». С другой стороны, подвергнуться криминальным опасностям могут дети с заниженной самооценкой, слабые физически и морально («ботаники»). С целью снижения уровня предрасположенности стать жертвой преступления необходимо учитывать следующие факторы: безнадзорность и недостаток должного внимания к обучающимся; неблагополучие в семье, неразборчивость подростков в знакомствах, вызывающее поведение; отрицание сложившихся в образовательной среде ценностей и ориентаций; недостаточный уровень работы по формированию комфортной образовательной среды.

Профилактическая система противоправных действий в отношении детей и подростков в школе приведет к сокращению отрицательных влияний в ближайшем окружении обучающегося, формированию у него правильных представлении о допустимости и неотвратимости наказания за преступные действия; психологической устойчивости к возможным подстрекательствам к антиобщественным действиям; принятию стандартов безопасного повседневного поведения без культа насилия, наркотиков, жестокости. Освободившись от страха перед возможным насилием, обучающийся становится более мотивирован на обучение, способен к творческой реализации своих потенциальных возможностей, свободному учебному взаимодействию, открытости к новым перспективам личностного развития.

При разработке модели виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности жизнедеятельности, проводимой в процессе подготовки магистерских диссертаций, мы учитывали, что меры профилактики традиционно разделяются на две категории: общие и индивидуальные. Общая профилактика направлена на обеспечение нормального и гармоничного развития личности каждого ребенка за счет создания безопасной и благоприятной образовательной среды. Индивидуальная профилактика предполагает работу с каждым обучающимся в отдельности посредством педагогического сопровождения. Очевидно, что на любом этапе профилактики должны быть привлечены различные социальные институты, так как только комплексное воздействие может быть эффективным при формировании навыков криминальной безопасности. Педагогический контекст решения проблемы требует системной интеграции урочной и внеурочной работы, активного привлечения родителей, ресурсов дополнительного образования и сетевого взаимодействия. Перед началом деятельности было проведено обследование школьников с помощью педагогического наблюдения, психологических тестов, индивидуальных бесед, позволившее получить общую картину начального уровня виктимного поведения.

Разработка и обоснование модели виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации осуществлялась в три этапа: 1) поисково-теоретический; 2) опытно-экспериментальный; 3) обобщающе-рефлексивный.

На первом поисково-теоретическом этапе в соответствии с определенным объектом и предметом исследования была выдвинута рабочая гипотеза и сформулированы задачи: а) анализ литературы по проблеме исследования с целью выделения основополагающих теоретических подходов и принципов; б) конструирование модели виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности жизнедеятельности; в) разработка и апробация конкретной методики реализации созданной модели в практике обучения безопасности жизнедеятельности с учетом полученных ранее данных о начальном уровне виктимного поведения обучающихся. Совокупность поставленных и решенных задач составляет целостное представление о научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса [9] по виктимологической профилактике социальных опасностей.

Выделенные теоретические положения составили: теории в области исследования личности и становлении ее субъектности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепция образовательной среды и системно-средовый подход в образовании (З.А. Галагузов, А.В. Мудрик, Н.Б. Крылова, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин); учение о социальной безопасности личности (Р.И. Айзман, И.А. Баева, Д.В. Зеркалов, П.А. Кисляков, В.И. Пустовойтов, Ю.В. Репин); идеи виктимологии и виктимологической профилактики (А.А. Гаджиева, Т.В. Варчук, В.И. Загвязинский, В.И. Задорожный, Г.Н. Кудашов, В.Я. Рыбальская, В.П. Коновалова, Л.Е. Тарасов, В.С. Устинов, В.А. Туляков, А.Н. Щеголева, Л.Ф. Франк); подходы к конструированию школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Н.П. Абаскалова, В.В. Гафнер, Л.А. Михайлов, С.В. Петров, А.Т. Смирнов, Л.И. Шершнев) [10].

Конструирование модели виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности жизнедеятельности осуществлялось на основе выдвинутых теоретических позиций и структурно представлено интеграцией целевого, содержательного, процессуального, технологического, диагностического компонентов. Целевой компонент формулировался исходя из положения о том, что основное в профилактике – ее направленность на снижение потенциальной виктимности обучающихся путем организации и проведения специальных учебных занятий по основам безопасности жизнедеятельности на уроке и во внеурочное время. Содержание деятельности обучающихся включало аксиологический (ценности безопасности), когнитивный (знания в области обеспечения безопасности), праксиологический (умения и способы защиты) аспекты социальной безопасности школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Процесс снижения потенциальной виктимности обучающихся был организован в три этапа: 1) мотивационно-ориентировочный, включающий позитивный настрой обучающихся на овладение способами социальной безопасности; 2) информационный, содержащий знания в области социальной безопасности; 3) практико-ориентированный, основанный на усвоении способов безопасной жизнедеятельности. Используемые методы и технологии обучения ориентированы на инновационные подходы, обеспечивающие интерактивность межсубъектного взаимодействия (мозговой штурм, групповое обсуждение, анализ конкретных ситуаций), которая определяется образовательной средой [10]. В ходе обучения использовалась диагностика уровня виктимности обучающихся «на старте», в ходе промежуточного контроля и по завершении деятельности.

На втором опытно-экспериментальном этапе на основе сконструированной модели виктимологически ориентированной методики профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности разрабатывалась конкретная методика ее реализации в практике образовательной организации. Проводился педагогический эксперимент. Методика включает следующие формы и методы деятельности, основанные на технологии ситуационного анализа: 1) учебная деятельность на уроках; 2) внеурочная деятельность и дополнительное образование; 3) организация работы с родителями и сетевыми ресурсами. При обучении безопасности жизнедеятельности в процессе ситуационного анализа решались кейс-задачи: «Криминальные опасности в школе», «Безопасность по дороге домой», «Как не стать жертвой насилия?», «Можно ли сформировать качества, защищающие от провокаций?», «Правила социальной безопасности».

Обсуждение ситуации «Опасности по дороге домой» организуется в форме ролевой игры – пресс-конференции с приглашением участкового инспектора и инспектора по делам несовершеннолетних, психолога. Получив предварительный учебный пакет материалов, обучающиеся знакомятся с его содержанием и готовят вопросы для присутствующих инспекторов. Во второй части занятия совместно с психологом осуществлялось моделирование ситуаций криминального характера дома и на улице. Обучающиеся, включившись в предлагаемые обстоятельства, под руководством специалиста усваивали правила и способы безопасного поведения.

Внеурочная деятельность включала решение практических ситуаций по социальной безопасности, а также занятия-тренировки по освоению правил самообороны с инструктором на базе физкультурно-оздоровительного центра. В работе с родителями раскрывались актуальность и замыслы виктимологической профилактики, роль формирования навыков поведения и способов деятельности в ситуациях криминального характера. Привлечение родителей делает более действенной профилактику виктимологического поведения, способствует сближению и тесному общению взрослых и детей, откровенному обсуждению и решению личных проблем социальной безопасности.

На обобщающе-рефлексивном этапе проводился качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных об изменениях в уровне виктимности обучающихся, систематизировались результаты работы в виде схем и таблиц, составлялось заключительное теоретическое обобщение опытно-экспериментальной деятельности по отношению к гипотезе. Итоги исследования показали положительную динамику в снижении уровня виктимности обучающихся, в освоении ими новых ценностей, знаний, способов и правил безопасного поведения. Появилась уверенность в поведении и учебной деятельности, неприятие асоциальных поступков. Виктимологически ориентированная методика доказала свою эффективность.

Выводы. Теоретическое осмысление и анализ образовательной практики позволил установить актуальность и своевременность проблемы виктимологической профилактики социальных опасностей среди обучающихся в образовательной организации. Cозданная нами модель виктимологически ориентированной профилактики социальных угроз в среде образовательной организации при обучении безопасности жизнедеятельности основана на ключевых положениях теории личности и становлении ее субъектности, концепции образовательной среды и системно-средового подхода в образовании; учении о социальной безопасности личности; виктимологии и виктимологической профилактики; подходах к конструированию школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Она и разработанная на ее основе методика направлены на снижение уровня виктимности у обучающихся за счет повышения их самооценки, мотивации, освоения знаний и способов безопасного поведения. Результаты опытно-экспериментальной работы по оценке разработанной методики подтвердили ее эффективность.