Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PREREQUISITES OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL TRAINING FOR COMMUNICATIVE ACTIVITY ORGANIZING IN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Kostikova N.A. 1
1 Herzen University St. Petersburg
Prerequisites of teachers’ training for communicative activity organizing in the electronic educational environment are under discussion in this article. The analyses scientific sources of information, documents as well as the results of teachers’ and school students’ interviewing has been carried out. Several groups of prerequisites have been suggested including communicative and IT, implying the peculiarities of modern state and perspective development of electronic educational environment, educational technologies in the electronic environment and peculiarities of communication in the electronic educational environment, psychological and pedagogical, based on the necessity of renewal of professional activity of a teacher taking into account the new abilities, educational demand an request of modern school students in the electronic educational environment, the peculiarities of their personal development; socio-economical and subjected to law, according to new requirements for a modern person able to adapt for new digital community as well as new requirements for teachers’ professional training based on the State programs and curricular and the last group of the prerequisites is the scientific and methodological ones, based on scientific and methodological approaches to teachers’ training. These prerequisites are to be taken into consideration while designing the system of future teachers’ professional training for communication organizing. According to the results obtained it has been stated that it is necessary to train future teachers for communicative activity organizing in the electronic educational environment taking into consideration the prerequisites discussed.
communicative activity
communicative competence
professional tasks
professional training
professional activity of a teacher
electronic educational environment

Одним из стратегических направлений модернизации образования в нашей стране является создание «современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [1], что предполагает увеличение доли применяемых в образовательном процессе технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и в свою очередь приводит к изменению форм и видов образовательного взаимодействия. Обновлению подвержены все компоненты коммуникативной деятельности: коммуникативные цели и задачи, содержание образовательной информации, роли учителя и обучающихся, результаты и эффекты коммуникации, обратная связь и в целом модели коммуникации и т.д. [2].

Педагогу приходится по-новому осуществлять профессиональную деятельность в изменяющихся условиях, решать новые профессиональные задачи, поэтому возникает необходимость обновления содержания и процесса подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности в электронной образовательной среде, в первую очередь к организации коммуникативного взаимодействия, претерпевающего значительные изменения под влиянием среды. В связи с вышесказанным возникает проблема выявления предпосылок подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как исходных условий, отправных точек проектирования системы профессионального педагогического образования.

Цель исследования. Изучение предпосылок подготовки будущих учителей к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде как важное и необходимое условие для планирования и проектирования системы и процесса профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды.

Материалы и методы исследования. На основе анализа научной литературы по данной проблеме, нормативных документов, результатов проведенного анкетирования школьников и педагогов в данной статье будут рассмотрены предпосылки подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Результаты исследования и их обсуждение. Целесообразно выделить несколько групп предпосылок: коммуникативные и информационно-технологические, психолого-педагогические, нормативно-правовые, социально-экономические, научно-методологические.

К первой группе можно отнести коммуникативные и информационно-технологические предпосылки, связанные с особенностями современного состояния и перспектив развития электронной информационно-образовательной среды, ее технико-технологической составляющей, технологий электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с особенностями коммуникативного взаимодействия в электронной среде.

Электронной информационно-образовательной среде как специализированной информационной образовательной среде, включающей такие компоненты, как нормативно-правовая база организации образовательного процесса, программно-аппаратный компонент, компоненты, обеспечивающие учебно-методическое наполнение информационных ресурсов, и организация педагогической деятельности в самой среде, коммуникативный компонент образовательного процесса [2], присущи особенности [3]: опосредованность и специфичность канала связи, пространственная и временная дистантность партнеров по взаимодействию, интерактивность, преобладание визуально-текстового контакта, информационного аспекта взаимодействия над личностным, неформальное, нерегламентированное общение. Благодаря указанным особенностям обеспечивается возможность реализации новых видов деятельности и взаимодействия в электронной среде для решения нового класса задач, создания персональной среды информационной деятельности [4].

Как показывают исследования, современная молодежь проявляет высокую активность и инициативность во взаимодействии в электронной среде [5]. Современные школьники достаточное количество времени проводят в электронной среде. Анализ результатов проведенного нами анкетирования, в котором принимали участие школьники в возрасте от 12 до 15 лет (48 человек), показывает, что 85% опрошенных проводят в сети Интернет 2 часа в день и более с целью общения с одноклассниками (друзьями) – 74%, поиска информации для учебы – 35%, выполнения проектных заданий – 10%. Школьники прежде всего используют социальные сети – 79%, обучающие программы – 10%, к поисковым системам обращаются 26% респондентов. Возможность написать сообщение в любое время в сети Интернет привлекает 65% опрошенных, найти новых друзей – 13%, остальные 22% школьников не смогли сформулировать цели своего посещения Сети.

В распоряжении педагога имеется достаточное количество разнообразных ресурсов, которые могут использоваться для организации образовательного процесса. Наряду с традиционно применяемыми интернет-ресурсами (электронная почта, чат-программы и т.д.), сервисами веб 2.0 педагог может использовать автоматизированные системы дистанционного обучения (например, LMS Moodle и др.), а также предусматривать и исследовать возможности и перспективы развития и появления новых систем электронного обучения. Данные системы позволяют включать обучающихся в разные схемы электронного взаимодействия [4], для обеспечения эффективности которого в электронной образовательной среде педагогу необходимо знать особенности коммуникативного взаимодействия, особенности электронной среды, особенности организации коммуникативного взаимодействия в электронной образовательной среде, а также уметь применять технологии, стратегии и тактики организации коммуникативного взаимодействия.

Педагогу необходимо также учитывать сложности и ограничения применения электронной образовательной среды для организации коммуникативного взаимодействия. 67% опрошенных отмечают, что при общении с друзьями (одноклассниками) в сети Интернет испытывают трудности, связанные с восприятием собеседника, поскольку не видят друг друга, не видят реакции собеседника.

Несмотря на значительное развитие электронных ресурсов и возрастание интереса к технологиям электронного обучения, в настоящее время можно выделить противоречия между возможностями дистанционных технологий, технологий электронного обучения, соответствующих новым коммуникативным и образовательным потребностям обучающихся, и недостаточным использованием педагогами возможностей электронной образовательной среды для организации эффективного взаимодействия, в том числе связанным с невысоким уровнем осведомленности об особенностях и коммуникативном потенциале среды.

Вторая группа предпосылок – психолого-педагогические предпосылки, обусловленные необходимостью организовывать профессиональную деятельность педагога по-новому с учетом особенностей и новых способностей обучающихся, их образовательных потребностей и запросов в электронной образовательной среде, особенностей личностного развития.

Электронная образовательная среда оказывает значительное влияние на личность современных школьников. У обучающихся формируются сетевая коммуникативная компетенция [6], новая коммуникативная культура, новое информационное поведение, особенности мышления («клиповое мышление»), изменяется восприятие информации и иного в условиях электронной среды. Обедненность невербальной компоненты взаимодействия, а также тот факт, что собеседники, как правило, не видят друг друга, приводят к анонимности, применению псевдонимов, ников как способов самопрезентации личности для привлечения внимания к своей персоне со стороны других пользователей Сети. При этом пользователи сетевых ресурсов и социальных сетей могут примерять любые социальные статусы, любые социальные роли, выбирать любые варианты социального поведения. Образ собеседника, представленный в Сети, может значительно отличаться от реального, возможно также и манипулирование собеседником [7].

Для организации эффективного общения педагогу на основе педагогической диагностики и анализа психолого-педагогических основ взаимодействия и закономерностей поведения участников общения в электронной образовательной среде необходимо выявлять указанные особенности ребенка как ученика. При этом у школьников достаточно высокая мотивация к использованию электронной среды в образовательной деятельности. Данные анкетирования свидетельствуют о том, что у обучающихся имеется достаточно высокий интерес использовать электронную среду в образовательной (учебной) деятельности. Благодаря ресурсам электронной образовательной среды возможно изучение иностранных языков, обсуждение выполняемых заданий проектной деятельности с одноклассниками, сложных вопросов с учителем и одноклассниками. Таким образом, потребность в организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде является очевидной.

Однако, согласно мнению исследователей, в настоящее время в полной мере «не задействован новый информационный и коммуникационный запрос» [4]. Учителю необходимо обеспечить индивидуализацию коммуникативной деятельности обучающегося за счет выбора задач, возможности включения в разные схемы электронного взаимодействия. Педагогу в целом предстоит решать новые профессиональные задачи при организации коммуникативного взаимодействия. Так, предложенные учеными РГПУ им. А. И. Герцена Г.А. Бордовским Н.Ф. Радионовой, В.А. Козыревым, А.П. Тряпицыной и иными [8] в контексте разработки концепции компетентностного подхода к организации профессионального педагогического образования группы профессиональных задач педагога были обновлены и дополнены применительно к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде [9]: понимать ученика в образовательном процессе при реализации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; строить образовательный процесс с учетом особенностей организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса в электронной образовательной среде; создавать и использовать образовательную среду для организации коммуникативной деятельности; проектировать и осуществлять профессиональное самообразование в области организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде; управлять коммуникативной деятельностью участников педагогического общения в электронной образовательной среде; организовать работу с информацией при осуществлении коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде.

Анализ научной литературы и опыта практической педагогической деятельности учителей [10] показывает, что педагоги зачастую испытывают определенные трудности в организации сетевой образовательной коммуникации, связанные с неумением выделить и организовать этапы педагогического взаимодействия в электронной образовательной среде, что в значительной степени снижает эффективность формирования коммуникативной компетенции, включая сетевую коммуникативную компетенцию.

К следующей группе предпосылок можно отнести нормативно-правовые и социально-экономические предпосылки, связанные с новыми требованиями к современному человеку, способному адаптироваться к условиям цифрового общества, к подготовке и личности современных педагогов, с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, реализацией государственных целевых программ развития образования.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в результате подготовки на разных ступенях общего образования обучающиеся должны овладеть познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями, которые предполагают использование средств информационных и коммуникационных технологий «для решения коммуникативных и познавательных задач» [11]; а также развить способность общаться и сотрудничать с разными участниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [12, 13]. ФГОС предусматривает необходимость обеспечения возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме «взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет» [11–13]. Таким образом, выпускник на разных ступенях современной школы должен уметь активно действовать в электронной среде для решения различных задач.

Новые требования должны предъявляться и к подготовке будущих педагогов. В ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» на уровнях бакалавриата и магистратуры в качестве результатов освоения образовательных программ указаны компетенции, непосредственно связанные как с коммуникативной деятельностью педагога, так и с организацией коммуникативной деятельности. В качестве одной из задач в области педагогической деятельности будущего педагога в ФГОС ВО обозначено формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий [14, 15], поэтому требования к результатам подготовки будущих педагогов предусматривают организацию коммуникативной деятельности, а также использование возможностей электронной образовательной среды. Согласно квалификационным требованиям, предъявляемым к современному педагогу, учитель должен использовать современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы [16].

В профессиональном стандарте педагога коммуникативной составляющей профессиональной деятельности учителя уделяется особое внимание [17]. В рамках реализации общепедагогической функции – обучения – учитель должен уметь разрабатывать и применять современные психолого-педагогические технологии на основе «законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде» [17]. Профстандартом предусмотрены такие виды деятельности, как дистанционное консультирование учащихся, поддержка взаимодействия обучающегося с тьютором. Педагог должен уметь организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы обучающиеся систематически в соответствии с целями образования могли вести деятельность и достигать результатов в открытом контролируемом информационном пространстве; обеспечивать подготовку и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде; обеспечивать организацию и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде [17].

В федеральных целевых программах и проектах, посвященных развитию образования, также значительное внимание уделяется применению технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [1] на различных ступенях образования.

Вместе с тем в настоящее время существует серьезное противоречие между изменяющимися требованиями и возрастающей потребностью к коммуникативному аспекту профессиональной подготовки будущих учителей, способных организовывать коммуникативное взаимодействие в электронной образовательной среде, и традиционными технологиями, формами, методами и приемами подготовки к педагогическому общению. Вопросы, связанные с профессиональной подготовкой будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в условиях электронной образовательной среды, оказываются недостаточно изученными и требуют всестороннего комплексного и системного исследования. В связи с этим можно выделить еще одну группу предпосылок – научно-методологические предпосылки.

Вопросам коммуникации и коммуникативной деятельности педагога уделялось значительное внимание в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: В.А. Кан-Калика, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, К. Коугла, Ш.А. Амонашвили, А.А. Леонтьева, А.В. Мудрика и др. Большая часть исследований посвящена традиционным формам коммуникации, однако очевидно, что психолого-педагогические теории и методы обучения в электронной образовательной среде существенно отличаются от методов, применяемых при традиционном контактном обучении.

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований следует отметить, что, несмотря на достаточное количество работ в области коммуникативного аспекта педагогической деятельности учителя, вопросы подготовки будущих педагогов к организации коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде требуют дальнейшего изучения. Существует нехватка общетеоретических и методологических знаний по педагогической коммуникации в электронной образовательной среде, а также по проблеме подготовки будущих педагогов к коммуникативной деятельности в электронной образовательной среде, что говорит о бессистемности и недостаточности междисциплинарных проблемно-ориентированных коммуникативных исследований в перспективе развития и распространения сетевых образовательных технологий.

Заключение. В настоящее время несомненны актуальность, важность и необходимость внесения изменений в систему профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды, чтобы современный педагог в результате освоения основных профессиональных образовательных программ обладал соответствующими компетенциями, позволяющими организовать эффективное коммуникативное взаимодействие участников образовательного процесса в электронной образовательной среде. Указанные изменения обусловлены особенностями и перспективами развития электронной образовательной среды, спецификой организации и реализации коммуникативного образовательного взаимодействия, возрастными и психологическими особенностями и образовательными потребностями обучающихся, спецификой организации профессиональной деятельности педагога, новыми требованиями к педагогу и, соответственно, потребностью в разработке новых подходов, методов и технологий к подготовке студентов педагогических вузов. Рассмотренные в данной статье группы предпосылок необходимо учитывать при планировании и проектировании всех компонентов системы профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях электронной образовательной среды.