Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TEACHERS’ TRAINING FOR THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF WEB-PORTFOLIO IN THE CONDITIONS OF WEB-PROJECT

Gaydamak E.S. 1 Kotenko V.V. 1 Fedorova G.A. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article presents the experience of the Omsk State Pedagogical University in the implementation of a web-project with the aim of preparing teachers for the web-portfolio development. The study was conducted on the Omsk State Pedagogical University’s online resource «The School» portal, where the project website was placed. The relevance of the study is due to the lack of willingness of teachers in the city of Omsk and the Omsk Region to present the results of their professional activities in a Web-portfolio. The result of the project is the web-portfolio creation using Internet services to improve the ergonomics, informativeness and interactivity of the teacher's portfolio. The web-project “Developing a Web Portfolio” allows teachers to develop modern tools of Internet technologies, to know the educational portfolio technology and use it to track their professional development. The study involved teachers of the city of Omsk and the Omsk region, as well as Omsk State Pedagogical University’s students. The study examined the possibility and proved the effectiveness of the web-project in training teachers to develop their own Web-portfolio.
web-project
teacher's web-portfolio
Internet services
moodle

Интернет стал неотъемлемой частью профессиональной жизни современного педагога. В Сети имеется возможность представить коллегам результаты своей профессиональной педагогической деятельности с помощью web-портфолио. Web-портфолио является разновидностью электронного портфолио, представленного в виде веб-сайта, блога, wiki-страницы. Основная направленность данного ресурса заключается в систематизации педагогом авторских учебно-методических материалов, в анализе и оценке продуктивности педагогической деятельности. Данная форма представления результатов профессиональных достижений обеспечивает накопление информации, необходимой для повышения квалификации, создает условия для реализации индивидуальной стратегии профессионального развития педагогов и позволяет представить достижения педагога широкой общественности. На современном этапе информатизации образования владение технологией создания и сопровождения web-портфолио педагога является важным  направлением профессионального развития [1].

Спектр современных средств создания web-портфолио достаточно широк (социальные сервисы, системы управления контентом и др.), они позволяют не только повысить наглядность и эстетическую привлекательность информации, представленной в портфолио, но и применять новые способы обработки, систематизации информации, включать интерактивные элементы, такие как форумы, чаты, системы голосований, взаимное рецензирование и др. Необходимо создание условий для освоения педагогом всего спектра современных инструментов, представленных в сети Интернет. Такие условия могут быть эффективно созданы с помощью погружения педагога в среду телекоммуникационного проекта.

Целью исследования является развитие компетентности педагогов в аспекте разработки и сопровождения web-портфолио в условиях телекоммуникационного проекта, включающего обучающий компонент, активное взаимодействие участников проекта в интернет-среде. Результат работы в проекте – web-портфолио, характеризующийся высокой степенью интерактивности, информативности, эргономичности.

Форма телекоммуникационного проекта позволяет поставить педагога в позицию активного освоения, переосмысления собственного опыта и организовать среду для взаимного оценивания, взаимообогащения, акцентирования внимания на информативности, интерактивности и эргономичности web-портфолио. Телекоммуникационный проект ориентирует педагога на систематизацию, обобщение и расширение знаний об информационной образовательной технологии представления результатов профессионального развития в виде web-портфолио. В качестве среды для проведения проекта был выбран функционал системы дистанционного обучения MOODLE, дополненный использованием социальных интернет-сервисов для расширения возможностей интерактивного взаимодействия, коммуникации и организации групповой работы участников. Интернет-сервисы выступают в проекте, с одной стороны, в виде удобных инструментов, средств обучения, с другой – объекта изучения, что позволяет учителям на практике продемонстрировать преимущества тех или иных сервисов.

Материал и методы исследования

Основные методы, которые использовались при проведении исследования: анализ психолого-педагогической, методической и научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы, статистическая обработка экспериментальных данных.

На первом этапе исследования проводился сбор и анализ информации по проблеме готовности педагогов, как практикующих так и будущих, к использованию технологии web-портфолио в своей профессиональной деятельности, с одной стороны, с другой -  систематизация информации по использованию интернет-сервисов в образовании. Изучался опыт освоения технологии web-портфолио в системе вузовского обучения [1; 2] и постдипломного образования [3]. Далее были выявлены условия и выдвинута гипотеза относительно эффективности телекоммуникационного проекта для подготовки педагогов к разработке web-портфолио, разработана структура и содержание проекта, реализован электронный контент проекта. Проект проводится Омским государственным педагогическим университетом ежегодно с 2015 г., продолжительность – 2 месяца. Ежегодно в проекте принимают участие около 100 человек.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование проводилось на базе ресурса Омского государственного педагогического университета - портале «Школа», созданного для развития социального партнерства педагогов, методистов, обучающихся ОмГПУ и образовательных организаций г. Омска и Омской области [4, c. 308]. Телекоммуникационный проект был разработан авторами, в поддержку подготовлен сайт проекта [5], а также созданы интерактивные элементы контента, необходимые заготовки ресурсов для организации групповой работы, взаимодействия участников проекта в социальных интернет-сервисах.

Задачи проекта:

· изучение теоретических основ web-портфолио (понятие, назначение и функции, принципы создания, компонентный состав, типология);

· освоение практических умений и навыков разработки информативных, интерактивных, дизайн-эргономичных web-портфолио с применением интернет-сервисов.

В результате изучения материалов проекта участник должен:

знать: определение понятия «портфолио», специфику электронного и web-портфолио; типологию и компонентный состав электронного портфолио учителя; основные интернет-сервисы для размещения материалов портфолио; специализированные сайты и среды для создания web-портфолио;

уметь: ориентироваться в основных характеристиках интернет-сервисов для представления материалов портфолио и повышения его коммуникативности и интерактивности; выбирать оптимальный набор интернет-сервисов с целью улучшения наглядных, презентационных качеств информации, размещенной в портфолио; разрабатывать сайт в поддержку web-портфолио и размещать его в Сети;

владеть: технологиями представления индивидуальных профессиональных достижений с помощью web-портфолио; навыками сопровождения работы творческой группы педагогов по проектированию и разработке web-портфолио.

Участниками проекта могут быть студенты педагогических вузов, учителя, преподаватели, при этом отсутствуют ограничения по возрастному критерию и стажу профессиональной деятельности. В ходе проекта участникам предлагается самостоятельно изучить теоретический материал, представленный в виде интерактивных лекций, обучающих электронных образовательных ресурсов, выполнить практические задания (индивидуальные и групповые) и разработать (или доработать) web-портфолио.

На первом этапе после изучения теоретического материала, представленного в виде гипертекстового ресурса «Web-портфолио в профессиональном развитии учителя», участники выполняют рефлексивное задание: в виде синквейна представить ключевые характеристики понятия «web-портфолио», разместить синквейн на коллективной онлайн-доске и прокомментировать ответы других участников. Для организации совместной работы использованы интернет-сервисы, которые относятся к типу онлайн-доски (lino.it), документы Google. Для закрепления знаний теоретического материала участникам предлагается выполнить интерактивные задания, реализованные с помощью стандартных ресурсов системы MOODLE: тест с автоматизированной проверкой ответов, база данных для размещения работ. Специально для проекта также были разработаны интерактивные задания, созданные в learningapps.org, позволяющие оптимизировать процесс усвоения теоретического материала (рисунок 1).

Рис. 1. Пример интерактивного задания в learningapps.org

 

С целью обобщения результатов первого этапа проекта используется технология создания облака тегов, которое размещается на центральной странице сайта проекта. Этот прием позволяет систематизировать информацию, собранную участниками, и акцентировать еще раз внимание на важных моментах. Далее участникам необходимо принять участие в дискуссии, организованной в виде форума на тему «Какую роль портфолио Вы считаете основной?».

На втором этапе проекта участникам предлагается познакомиться с инструментальными средствами и средами для разработки web-портфолио учителя с помощью специально созданного на сайте проекта навигатора ресурсов. Далее необходимо сформулировать направления использования интернет-сервисов для представления материалов портфолио педагога в процессе проведения мозгового штурма с помощью сервиса для построения ментальных карт MindMeister. Для систематизации полученных знаний участникам проекта  предлагается выполнить два практических задания: «Анализ web-портфолио учителя» по предложенным критериям и анализ сред для разработки web-портфолио на основе заполнения интерактивной анкеты. Авторами проведен мониторинг инструментальных сред создания web-портфолио учителя и отобраны примеры эффективных портфолио учителей, представленных в сети Интернет, разработанных с помощью данных средств: cоциальные сети для учителей - Openclass, Nsportal и др.; конструкторы сайтов: Wix, Nethouse, GoogleSites; специальные среды 4portfolio, Uchportfolio; с помощью блогов, в wiki-средах. Аналитическая работа, предложенная авторами проекта, позволяет учителю глубже понять и на практике применить  полученные знания и умения, познакомиться с примерами реализации эффективных портфолио педагогов, представленных на разных сайтах и средах в сети Интернет, оценить их преимущества и недостатки.

Третий этап проекта посвящен моделированию структуры собственного web-портфолио, представлению его с помощью схемы, выполненной в интернет-сервисе cacoo.com, и реализации портфолио педагога в одной из изученных в проекте сред. Обязательным условием является использование сервисов Web 2.0 для представления материалов портфолио. Далее участникам необходимо обменяться ссылками на созданные web-портфолио и принять участие в групповом рецензировании полученных продуктов (рисунок 2).

Рис. 2. Организация взаимного оценивания работ участников

 

В проведенном исследовании вывод об эффективности предложенного подхода позволил сделать анализ мотивации участников проекта к использованию web-портфолио и образовательных продуктов в виде разработанных сайтов-портфолио. Для оценки основных продуктов проекта использовались критерии, представленные в работе Е.Ю. Гирба [6]:  

· информативность (логичность структуры сайта, понятность навигации, соответствие содержания страниц их заголовкам, достоверное и наглядное представление основных результатов деятельности педагога и др.);

· интерактивность (применение интернет-сервисов для презентации контента портфолио, организации обратной связи, учета активности пользователей, взаимодействия и др.);

·  дизайн-эргономичность (оптимальное сочетание текста и графики, гармоничный подбор цвета, шрифтов, корректный выбор стиля оформления и макетов страницы, наличие содержательных заголовков, достаточная степень наглядности в представлении материалов и др.).

По итогам оценки образовательных продуктов, разработанных участниками проекта в 2018 г., были получены следующие результаты (рисунок 3).

Рис. 3. Результаты оценки web-портфолио учителей до начала и после окончания проекта

В исследовании в 2018 г. приняли участие 86 человек (27 студентов ОмГПУ и 59 педагогов). Среди студентов web-портфолио не было ни у одного участника, среди педагогов электронный портфолио имели 40% (электронные папки документов на диске или в облачном хранилище), у 20% педагогов на момент проведения проекта были собственные сайты. Предварительный анализ сайтов педагогов, на которых были размещены портфолио участников проекта, показал низкий уровень коммуникативности, наглядности и информативности материалов. Кроме того, подавляющее большинство сайтов характеризовалось низким уровнем дизайн-эргономических характеристик (беспорядочный выбор цвета, шрифта, отсутствие единого стиля, хаотичное размещение графических элементов). По результатам анализа в проект была добавлена еще одна теоретическая тема, связанная с дизайн-эргономикой web-ресурсов.

Анализ представленных результатов исследования (рисунок 3) свидетельствует о возросшем общем качестве web-портфолио участников проекта, а также о положительной динамике соответствующих компонентов профессиональной компетентности участников.

Выводы. Телекоммуникационный проект выступает эффективной формой развития профессиональной компетентности педагогов, так как позволяет поставить учителя в активную позицию освоения нового материала, практического применения умений; за счет использования различных интернет-инструментов позволяет реализовать интерактивную среду, в которой происходит эффективное дистанционное сотрудничество участников (учителей, студентов, преподавателей), в процессе чего происходит взаимное обогащение новой информацией, обсуждение педагогического опыта, взаимное оценивание, консультирование по проблемным вопросам.