Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF CIVIL QUALITIES OF THE PERSONALITY OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIETY

Chernova O.V. 1 Chernov S.A. 1
1 Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University
The article discusses the theoretical foundation and structural components of pedagogical activity of the educational psychologist on the formation of the foundations of civil culture in pupils. The article deals with the theoretical foundations and pedagogical structural components of the educational psychologist on the formation of the foundations of civil culture in students. In the course of experimental work, we have studied the experience of teachers of rural and urban schools of the Chuvash Republic, analyzed the actual system of training of educational psychologists to perform their social functions, analyzed the legal materials. We developed a theoretical model of training of t educational psychologists to perform their professionally conditioned social functions, developed and implemented at the stage of the experiment special course «Social and professional activities of the teacher», conducted control sections to test the effectiveness of the system developed. The study of the opinion of teachers about the need to perform their social and professional activities and the difficulties encountered in the process of its implementation, showed that the teacher in modern society is ready to assume many social functions, but they are not sufficiently prepared for them. In order to correct the content of professional training a special course «Social and professional activities of the teacher» was developed and implemented. The results indicate an increase in the level of readiness of students to perform professionally conditioned social functions in the experimental group. Therefore, it can be argued that these differences in the level of readiness of students is achieved thanks to introduced in the educational process of the experimental group special training of a psychologist to the implementation of activities on the formation of civil qualities of the personality of students in the context of modern society.
socio-professional activity of the teacher
civil education
multicultural education
citizenship
patriotic education

За последние годы в обществе сложилась тенденция, вызывающая опасения. Исследования социологов и демографов говорят о резком снижении возможностей вклада молодежи в экономическое развитие страны. Доля молодых людей среди безработных стремится перевалить за пятьдесят процентов. По заявлениям официальных лиц, почти половину безработных в Российской Федерации представляют молодые люди возрастной категории от 20 лет и старше, замыкают лица до 34 лет. Самый высокий уровень безработицы в России был продиагностирован среди выпускников школ, составивших возрастную категорию от шестнадцати лет и старше (29,2%), и среди сельской молодежи (25,6%). Уровень безработицы среди молодежи 20-24 лет составляет 12,4-15%. Самый низкий уровень диагностировался среди сорокалетних, у них безработица составляет 2,5% среди городского населения и 5,5% среди сельских жителей. Безработица среди молодежи 15-24 лет превышает уровень, диагностированный среди лиц среднего возраста (30-49 лет), в 3,7 раза. Вселяет надежду то, что безработных молодых людей в Чувашской Республике меньше, чем в среднем по России [1]. По мнению опрошенных нами представителей молодежи, проблема занятости стоит первой в списке проблем, требующих безотлагательного решения. В средствах массовой информации и на страницах научных журналов отмечается, что в силу комплексных причин значимая часть высококвалифицированных специалистов склонна покинуть страну. По данным социологов, одна пятая часть молодых специалистов и одна четверть выпускников вузов намерены выехать за границу при условии, что они найдут там рабочие места. Цифры миграции лиц трудоспособного возраста называются в пределах 200 000 человек в год. Это специалисты в таких областях, как физика, математика, биология, ученые всех специальностей, программисты, творческая молодая интеллигенция. Масштабы такой миграции составляют около 30% ежегодного выпуска всех специалистов. Эффективное влияние на сложившуюся в настоящее время ситуацию значительно затруднено, так как главной причиной 80% опрошенных нами студентов называют неуважительное отношение государства к специалистам, занятым научным трудом. Но, по нашему мнению, средняя школа может помочь улучшить состояние системы ценностей в обществе.

Цель нашего исследования заключается в том, чтобы, проанализировав возможности выполнения школьными психологами социально обусловленных дополнительных профессиональных функций и выделив трудности, возникающие в процессе их выполнения, апробировать эффективность методов подготовки школьного психолога к выполнению деятельности по формированию гражданских качеств личности у учащихся в условиях современного общества.

Материал и методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы нами был использован набор следующих методов исследования: теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы, изучение передового опыта деятельности педагогов и его последующая трансформация, констатирующее и формирующее экспериментальное воздействие, полевое педагогическое наблюдение, анкетирование обучающихся, тестирование студентов, анализ действующих учебных планов и программ, контент-анализ продуктов творческой деятельности обучающихся. Базой реализации исследования являлись психолого-педагогический факультет и факультет иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева.

Результаты исследования и их обсуждение

Мы считаем, что господствовавший не так давно ценностный нигилизм был связан не только со снижением престижа страны, социально-экономическим кризисом, который вызвал снижение уровня развития экономики и переоценку ценностей, но и с отсутствием четко сформулированной национальной идеи. В решении этой задачи может помочь специально организованная работа по формированию у школьников гражданских качеств личности. Формировать гражданские качества личности означает, в русле нашего исследования, формирование таких качеств личности человека, которые проявляются в повседневной деятельности и отношениях человека, выполняющего базовые социально-ролевые функции, такие как осознанная законопослушность, патриотическая преданность Родине и защита интересов своей страны, ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности, включающая производительный труд, семейно-бытовые, межнациональные и межличностные отношения [2]. Г.Я. Гревцева пишет, что к гражданскому образованию относится вся образовательная среда и атмосфера школы, реальное участие в общественной жизни населенного пункта. Суть осуществления педагогом своей гражданской функции заключается в выполнении им своих гражданских обязанностей, а также в посильном формировании основ гражданственности учеников и родителей. По Н.М. Таланчуку, целью осуществления своей граждановедческой деятельности учитель в современном обществе должен видеть готовность возложить на себя дополнительные социальные функции [3; 4]. Однако педагоги и школьные психологи оказываются недостаточно к этому подготовленными. По нашим опросам, только 3% учителей не испытывают трудностей в осуществлении социальной гражданской функции. Вместе с этим педагоги, имеющие небольшой стаж работы, также испытывают трудности в осуществлении культурно-досуговой и семейной функций. Проанализировав результаты опросов педагогов и школьных психологов, работающих в городских и сельских школах, мы пришли к выводу о необходимости модернизации содержания профессиональной подготовки. Задача может быть решена через введение в учебный план элективной образовательной дисциплины, которая имеет целью подготовку педагогов к выполнению дополнительных социальных функций, обусловленных их социальным статусом. Данные функции, по нашему мнению, лежат в основе гражданской социальной функции педагога и проявляются в воспитании личности ученика как гражданина и в формировании его гражданской культуры. Вслед за Н.М. Таланчуком мы считаем, что задачи познавательного характера решаются педагогом в ходе процесса обучения различным учебным дисциплинам. Но базовая задача формирования зачатков гражданской культуры должна решаться в ходе осуществления внеучебной деятельности. Ведь только в реальной общественной деятельности может формироваться у учащегося основа гражданской культуры. И если обучающиеся не включены в гражданскую жизнь общества и отсутствует педагогическое регулирование, это может привести к формированию деструктивной антигражданской ориентированности личности молодого человека. Социальное становление личности обеспечивается организацией граждановедческой деятельности педагога-психолога во внеучебное время [5]. В русле нашего исследования гражданская функция педагога включает в себя правовую составляющую, а также патриотическую, политическую, национальную и поликультурную. Во время осуществления гражданской функции педагог-психолог должен вести организаторскую, просветительскую и мобилизационную работу по следующим направлениям.

Правовая составляющая граждановедческой функции должна включать в себя:

- правовые знания;

- правовую культуру;

- основы правовой защиты.

Политическая составляющая:

- ориентировка в политической ситуации;

- политическая активность.

Патриотическая составляющая:

- любовь к Родине;

- готовность действенным образом реализовать это чувство;

- интеграция усилий различных организаций по патриотическому воспитанию.

Поликультурная составляющая:

- знания о родной культуре;

- владение элементами этой культуры;

- знания о многообразии других культур;

- уважение к другим культурам и их представителям.

Для осуществления граждановедческой и других функций в нашей теоретической модели используются многообразные формы внеклассной и внешкольной деятельности, как индивидуальные (объяснения, беседы, консультации), так и групповые (клубы, общества, секции, мастер-классы), а также и массовые (лекции, доклады, турниры, конкурсы, выставки, соревнования, праздники, встречи). Проблема поликультурного образования органически взаимосвязана с проблемой гражданского образования. На нее сейчас обращает свое пристальное внимание и общество, и, следовательно, школа как главный институт социализации. Политика по этому вопросу нашла свое отражение во многих законодательных документах. В них говорится, что система образования должна обеспечить формирование патриотов России, граждан демократического государства и формирование у молодежи элементов культуры межэтнических отношений. В основные задачи государства в сфере образования, по нашему мнению, входит:

- развитие национальных и этнокультурных отношений и связей;

- сохранение и поддержка этнической самобытности народов России, гуманистических традиций культур, входящих в Российскую Федерацию;

- сохранение и поддержка национальных языков народов Российской Федерации.

В настоящее время актуальной задачей является выработка новой образовательной стратегии с учетом возникающих социокультурных реалий. Документы ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы в последнее десятилетие основной задачей видят подготовку молодежи к жизни в поликультурном мире. Одна из важнейших функций школы в этих условиях заключается в преобразовании существующей взаимозависимости государств и этносов в созидательную солидарность. В решении этой задачи образование призвано способствовать тому, чтобы человек осознал свои культурно-исторические корни и смог определить место, которое он занимает в мире, и вместе с этим проявлял уважение к другим культурам.

Изучение результатов, полученных при проведении глубинных интервью учителей, которые работают в сельских и городских школах, побудило нас к работе по изменению содержания планов профессиональной подготовки педагогов путем дополнительного введения элективной образовательной дисциплины, направленной на подготовку будущих педагогов и школьных психологов к выполнению социальных функций, обусловленных профессиональным статусом.

В целях апробации эффективности предложенной методической модели нами были отобраны четыре подгруппы студентов психолого-педагогического факультета и факультета иностранных языков Чувашского педагогического университета, две подгруппы из которых являлись контрольными. Всего в исследовании принимали участие 112 студентов третьего и четвертого годов обучения. Соответственно, экспериментальная группа студентов составила 58 человек, контрольная группа составила 56 человек.

На начальном этапе исследования нами выявлялся стартовый уровень готовности студентов к профессионально обусловленной граждановедческой деятельности посредством анкетного метода и входного тестирования. Содержание ответов на вопросы анкеты позволило нам зафиксировать стартовый уровень готовности студентов по таким показателям, как эмоционально-ценностное отношение к исполняемым функциям и потребностно-мотивационная направленность в осуществлении этих функций. В целях диагностики стартового уровня знаний и умений проводилось контрольное тестирование, задания которого отражали  конкретные факты для определения объема наличных знаний гуманитарной, общественной и социально-экономической направленности, а также практические кейсы, требующие соответствующих компетенций.

На основном этапе проводился формирующий эксперимент, ведущей задачей которого являлась апробация эффективности разработанной нами методической системы подготовки будущих учителей и школьных психологов к выполнению социальных функций, обусловленных профессиональным статусом. В ходе исследовательской работы был проведен  созданный нами курс «социально-профессиональная деятельность педагога». Целью курса было интегрировать и систематизировать многообразные знания и умения, полученные в ходе освоения других академических курсов. Базой интеграции являлась формируемая компетентность в осуществлении педагогом граждановедческой социальной деятельности.

По окончании проведения курса мы провели повторное педагогическое обследование, которое имело целью диагностику изменений уровня формируемых компетенций, эмоционально-ценностного отношения, потребностно-мотивационного отношения, а также контрольные тесты для определения финального уровня знаний.

Анализ и интерпретация полученных диагностических данных подтвердили эффективность предложенной методической модели системы подготовки педагогов и психологов к выполнению социальных функций, которые обусловлены их профессиональным статусом.

Чувашские школьники, особенно обучающиеся в сельских школах, тесно связаны с народной культурой и обычаями. Родившиеся в глубине веков обряды, песни, обычаи и легенды до сих пор сохранились и живут в сельской местности нашей республики. В них отражаются исторические события разного масштаба. В них присутствует значительный воспитательный потенциал, имеющий гражданскую направленность. Работа по гражданскому и национальному воспитанию может приобрести целенаправленный характер под руководством специально подготовленного педагога или школьного психолога. Целые деревни принимают участие в проведении традиционных чувашских праздников. Для проведения подобных мероприятий компетентные специалисты разрабатывают сценарии на основе древних традиций чувашей. Для многих сельских и городских школ стало уже традиционным проведение фестивалей народных песен и танцев, где принимают участие фольклорные группы Чувашской Республики. Перед проведением фестиваля организаторы проводят целенаправленную научно-исследовательскую работу по сбору и изучению чувашских народных песен, частушек, считалок, скороговорок и игр, характерных для определенной местности нашей республики.

Целенаправленная работа по изучению своих исторических корней способствует формированию чувства любви к культурному наследию чувашского народа и воспитанию национальной гордости [6].

Практически в каждой школе Чувашской Республики учащимися совместно с родителями проводится работа по составлению семейных родословных, оформляются альбомы с фотографиями и воспоминаниями близких и дальних родственников об исторических событиях разного масштаба. Учениками совместно с педагогами ведется поисковая исследовательская работа с целью фиксации и сохранения местной истории. Учителями школ ведутся летописи современной истории, составляемые по итогам ежегодных собраний населения. Это важно для осознания важности сегодняшнего исторического момента. Такая работа, безусловно, вносит вклад в процесс формирования гражданских качеств личности учащихся.

Выводы

В ходе проведения психолого-педагогических исследований мы изучили имеющийся опыт педагогов сельских и городских школ Чувашской Республики. Была тщательно проанализирована существующая система подготовки педагогов-психологов к выполнению социальных функций, обусловленных их профессиональным статусом. Нами был проведен контент-анализ нормативно-правовых материалов, разработана методическая модель системы подготовки учителей иностранного языка и школьных психологов к выполнению социальных функций, обусловленных профессиональным статусом, разработан, апробирован и внедрен элективный курс «Социально-профессиональная деятельность педагога», проведены педагогические мониторинговые мероприятия с целью проверки эффективности разработанной нами методической системы. Изучение экспертного мнения о необходимости выполнения педагогами граждановедческой деятельности и необходимости формирования гражданских качеств личности у школьников показало, что педагог в современном обществе готов брать на себя многие социальные функции, однако он часто оказывается недостаточно подготовлен к такой деятельности. С целью совершенствования содержания профессиональной подготовки нами был разработан и внедрен курс «Социально-профессиональная деятельность педагога».

Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о повышении уровня готовности будущих педагогов и школьных психологов к выполнению социальных функций по формированию гражданских качеств личности учащихся в экспериментальной группе. Следовательно, мы можем утверждать, что полученные различия в уровне готовности студентов достигнуты благодаря введенной в учебный процесс экспериментальной группы методической модели системы подготовки педагога-психолога к выполнению деятельности по формированию гражданских качеств личности у учащихся в условиях современного общества.