Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

CHILDREN AND ADULT PARTNERSHIP AS A NEW FORMAT TEAM COOPERATION IN A EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Matchina S.V. 1 Fefelova O.E. 2
1 MBEI Gymnasium № 14, Vyksa, Nizhny Novgorod region
2 State budget educational institution of continuing professional education “Nizhny Novgorod Institute of Education Development"
В данной статье осуществляется попытка охарактеризовать понятие «детско-взрослое партнерство» в качестве нового формата взаимодействия педагогов, обучающихся, их родителей и социальных партнеров в МБОУ «Гимназия № 14» г. Выкса Нижегородской области на этапе диссеминации опыта как образовательной организации-участника федеральной инновационной площадки «Проектно-сетевой институт инновационного образования» на период 2012-2017 уч. года. В материалах актуализируется важность подготовки проектных команд и командное взаимодействие участников образовательных отношений в системе образования разного уровня как показатель возможности качественного инновационного преобразования практики в конкретной общеобразовательной организации и образовательном пространстве региона, поскольку любая работа по повышению эффективности образовательного процесса в школе, которая выполняется проектными командами педагогов, считается сегодня инновационной и прорывной. Теоретико-методологическим основанием разработки категории «детско-взрослое партнерство» в рамках инновационной деятельности образовательной организации определена проектно-преобразующая парадигма, опирающаяся на такие подходы, как системно-деятельностный, проектный, антропологический, событийный. Результатом проектно-ресурсного управления инновационной деятельностью образовательной организации стало построение модели детско-взрослого партнерства как «методологической рамки» ее инновационного развития, включающей совокупность аспектов инновационного развития образовательной организации. Реализацию модели детско-взрослого партнерства авторы связывают с проектированием цифровых образовательных форматов, применяемых в ходе реализации разнообразных образовательных учебно-исследовательских проектов как результат взаимодействия детей и взрослых.
This article attempts to characterize the concept of "child-adult partnership" as a new format of interaction between teachers, students, their parents and social partners in the construction of the practice of innovative education in a particular educational organization on the example of dissemination of the experience of MBEI Gymnasium № 14 of Vyksa Nizhny Novgorod region - a member of the Federal innovation platform "Design and network Institute of innovative education" (2012-2017 years). The materials actualize the importance of training project teams and team interaction of participants of educational relations in the education system of different levels as an indicator of the possibility of high-quality innovative transformation of practice in a particular educational organization and educational space of the region, as any work to improve the efficiency of the educational process in the school, which is carried out by the project teams of teachers, is considered today innovative and breakthrough. The theoretical and methodological basis for the development of the category "child-adult partnership" in the framework of innovative activities of the educational organization is determined by the design-transforming paradigm, based on such approaches as system-activity, project, anthropological, event. The result of project and resource management of innovative activities of educational organizations was the construction of a model of child-adult partnership as a" methodological framework " of its innovative development, including a set of aspects of innovative development of educational organizations. The authors associate the implementation of the model of child-adult partnership with the design of digital educational formats used in the implementation of a variety of educational research projects as a result of interaction between children and adults.
partnership
children and adult partnership
project-transforming paradigm
community event
project team
digital educational formats

Обращение к определению категории «партнерство» и включение понятия «детско-взрослое партнерство» в число одного из важнейших направлений общей и профессиональной педагогики нового времени явилось результатом постоянно возрастающего интереса к проблеме цифрового общества и разработки образовательных технологий, ориентированных на становление Человека возможного. Это подтверждается и инициативами государственной политики в области образования. Так, одной из профессиональных компетенций профессионального стандарта «Педагог», которая должна быть сформирована у современного учителя, является его умение «создавать разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников» [1]. Необходимые условия для организации детско-взрослого партнерства могут быть созданы в рамках реализации таких национальных проектов в сфере образования, как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Современные родители» и «Цифровая школа» [2], поскольку дети, учителя, родители и социальные партнеры сегодня являются равноценными участниками образовательных отношений. Успешное и продуктивное взаимодействие детей и взрослых, основанное на взаимовыгодном партнерстве, является условием выполнения стратегической задачи, обозначенной в «Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2035 года», связанной с «развитием системы школьного образования как современного института социализации и формирования личности» [3, с. 13].

Интерес к подготовке проектных команд и командному взаимодействию в системе образования разного уровня в настоящее время стал настолько тотальным [3, с. 19], что любая работа по повышению эффективности образовательного процесса в школе, которая выполняется проектными командами педагогов, считается сегодня инновационной и прорывной. Поэтому целью нашего исследования мы определили поиск ответа на вопросы: почему при таком количестве проектных команд и интересных идей, инновационных образовательных и IT-технологий, разработанных в сфере образования, мы не видим ощутимого прогресса в инновационном развитии как в конкретных общеобразовательных организациях, так и в образовательной практике в целом.

Именно поэтому проблема изучения специфики организации и развития детско-взрослого партнерства в современной школе имеет высокую практическую, научную и социокультурную значимость и может рассматриваться как показатель возможности качественного инновационного преобразования практики в конкретной общеобразовательной организации и образовательном пространстве региона.

Материал и методы исследования. Проведенный анализ инновационной действительности нашей гимназии как инновационной площадки кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» показал, что тиражировать разработанные в проектной группе образовательные продукты в одиночку невозможно. Даже становясь обладателями уникального результата и новой идеи преобразования и успешно осуществляя изменения в одной школе, «педагогам не всегда удается грамотно "упаковать" имеющийся образовательный продукт для профессионального сообщества, умно выстроить процедуру его отчуждения, чтобы облегчить его использование в новых условиях образовательной деятельности педагогов» [4, с. 60].

Представление идеи исследования и изучение феномена детско-взрослого партнерства как в условиях общего образования, так и в целом партнерства, ориентированного на построение практики коллективного взаимодействия, должно начаться с обсуждения вопросов, определенных нами в рамках организации проектного эксперимента под руководством кафедры педагогики и андрагогики ГБОУ ДПО «НИРО» [5, с. 92]: что такое партнерство и детско-взрослое партнерство в педагогике, а также в других научных областях? Какова концептуальная модель нового формата коллективного взаимодействия и т.д.? Каковы условия организации детско-взрослого партнерства в общеобразовательной организации? Какие форматы и направления взаимодействия взрослых и детей могут быть организованы в урочной и внеурочной деятельности? Какие социальные эффекты могут быть получены в результате организованного коллективного взаимодействия в рамках детско-взрослого партнерства?

В рамках исследования было определено, что понятие «партнерство» было привнесено из теории управления и экономики в сферу образования через психолого-педагогическую литературу в контексте раскрытия некоторых возможностей командного взаимодействия в условиях проектирования инновационного общего образования и реализации образовательной программы.

С экономической точки зрения, «партнерство принято рассматривать как взаимовыгодное сотрудничество сторон, которые являются субъектами предпринимательства и имеют определённые цели, достичь которых можно только в результате партнёрства» [6], поэтому в сфере бизнес-партнерства (или делового партнерства) определяют партнерство как «договор о совместном сотрудничестве двух предпринимателей, составленный в устной или письменной форме» [6]. Исследователи Р. Чалдини, Б. Трейси, О. Мандино считают, что основой качественно высокого уровня партнерских отношений является готовность к активной деятельности, целеустремленность, выход из «зоны комфорта», вера в свои собственные силы и понимание нужд другого. В конфликтологии партнерство рассматривается как «один из подходов к переговорам, основанный на равноправных взаимоотношениях и реализующийся путем совместного анализа проблемы и нахождения удовлетворяющего все стороны решения» [6].

Актуальной и практически неразработанной в пространстве современного образования становится идея детско-взрослого партнерства, под которым мы понимаем сотрудничество детей и взрослых, основанное на принципах взаимоуважения и доверия, предусматривающее вовлечение педагогами, родителями и социальными партнерами школьников в рамках участия в различных цифровых образовательных форматах в проектную, конструкторскую и учебно-исследовательскую деятельность с целью формирования у них компетенций, необходимых для успешной реализации себя во взрослой жизни.

Теоретико-методологическим основанием разработки категории «детско-взрослое партнерство» и построения модели детско-взрослого партнерства является проектно-преобразующая парадигма, включающая такие подходы, как системно-деятельностный (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), проектный подход (Н.Г. Алексеев, Г.А. Игнатьева, О.Г. Прикот, В.В. Рубцов, В.К. Рябцев, В.И. Слободчиков и др.); антропологический (Г.В.Ф. Гегель, Ф. Лерш, К.Д. Ушинский и др.), событийный (М.М. Бахтин, М. Мамардашвили, В.И. Слободчиков, М. Хайдеггер и др.) подходы.

Особое значение среди них приобретает событийный подход, поэтому культивирование со-бытийных детско-взрослых образовательных общностей сегодня является особенно актуальным, так как они являются важнейшим инструментом общественного развития школьного образования. Основными характеристиками со-бытийной детско-взрослой общности, по В.И. Слободчикову, являются устойчивая духовная связь между его участниками (обучающимися, педагогами, родителями, социальными партнерами), которая выступает исходной нормой, обеспечивающей понимание одного индивида другим; непрерывное общение, диалог, взаимное доверие и сопереживание, выступающие необходимой основой выстраивания гармоничных взаимоотношений взрослых и детей; смыслы общения и взаимодействия, совместные ценности и цели, общечеловеческие нормы общения, которые привносятся в пространство «встречи» самими ее участниками. «Подлинная со-бытийная общность одновременно несет в себе и целевые ориентиры совместной деятельности, и ценностные основания своего единства как ее коллективного субъекта» [7, с. 8].

Событие в данном контексте рассматривается как ситуация развития, на фоне которой формируются человеческие способности, позволяющие человеку стать самобытным субъектом собственной деятельности через участие в «образовательном событии». Пространством совместной деятельности обучающих и обучающихся в образовательном процессе, ориентированном на развитие человеческого потенциала, становится, по Г.А. Игнатьевой, «ситуация развития как ситуация неопределенности, в которой способы действий, нормы не заданы, а должны быть выстроены самим человеком, оказавшимся перед проблемой выбора» [8].

Именно педагог как знаток и носитель культурных образцов организует в рамках совместно распределенной учебной деятельности личностно значимую проблемную ситуацию образовательного напряжения, заставляющую каждого обучающегося проявить собственную инициативу, определить свою позицию, сделать личностный выбор. Как носитель важнейших жизненных ценностей и смыслов учитель работает на возникновение и удержание детско-взрослой общности равноправных партнеров, в основе которой лежат общие ценности и цели образованной команды, способствующие позиционному самоопределению каждого своего участника. Ведущей технологией организации «образовательных событий» выступает проектно-деятельностная кооперация, позволяющая рассматривать складывающуюся со-бытийную общность как деятельностную кооперативную систему с управленческой позицией, которая «формируется в процессе прохождения педагога через зону образовательного коворкинга» [9, с. 144].

Таким образом, партнерство в образовательном процессе рассматривается нами как способ развития потенциала обучающегося, позволяющего ему и осуществлять программу собственного развития через специально организованное взрослыми взаимодействие, и вносить свой вклад в развитие детско-взрослой со-бытийной образовательной общности.

Результаты исследования и их обсуждение. Предварительным итогом научно-методической деятельности команды, объединившей коллектив гимназии, стала разработка модели детско-взрослого партнерства, выступающая в качестве антропопрактики инновационного образования [10, с. 163], включающей следующие аспекты инновационного развития нашей образовательной организации:

  1. Субъект инновационной деятельности как участник детско-взрослого партнерства формируется в рамках концепции развития поликультурного образования, в основе которого лежит формирование одной из глобальных компетенций современности, а именно способности обучающегося вступать в цивилизованный диалог и сотрудничество со сверстниками и взрослыми во имя развития и продвижения собственных идей.
  2. Возрастно-ориентированная система педагогической деятельности, предполагающая учет и проектирование ситуаций развития обучающихся, в которую погружены участники детско-взрослого партнерства, способствует становлению субъекта учебной деятельности на каждой ступени образования в таких видах деятельности, как экспериментальная, исследовательская, организационно-управленческая, проектная, конструкторская и инновационная.
  3. Возрастно-нормативная модель развития обучающихся, разработанная в рамках инновационной деятельности образовательной организации, является сегодня важнейшим инструментом проектирования успешной и продуктивной практики взаимодействия педагогов, обучающихся, их родителей и социальных партнеров, основанной на знании психологии, законов и норм развития растущего человека.
  4. Объединение усилий общего (начального, основного и среднего) образования и продолжение его во внеурочной деятельности, обусловленное необходимостью погружения обучающихся в их содержание, направлено на формирование условий для всестороннего развития личности обучающихся и создание особого «уклада жизни» гимназии как инновационного социокультурного ресурсного центра.
  5. Использование современных информационных технологий как фактор становления опыта работы в различных командах связано с организацией детско-взрослого образовательного партнерства, а также с продвижением творческой инициативы ученика в качестве ресурса его развития.
  6. Инновационная система проектно-ресурсного управления, включающая работу с педагогическими кадрами, с учащимися, их родителями, и в целом ориентированная на повышение качества связей с окружающей средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей участников детско-взрослого партнерства.

Представление модели детско-взрослого партнерства авторы связывают с проектированием цифровых образовательных форматов, поскольку в ходе их разработки и организации системного использования проектная команда педагогов гимназии опиралась на принципы: инновационного развития участников образовательных отношений; учета возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся; совместности и коллективного взаимодействия в организации образовательной деятельности гимназии; создания условий физической и психической безопасности образовательной среды. Применение в образовательном процессе цифровых образовательных форматов взаимодействия сегодня чрезвычайно актуально и строится в нашей образовательной организации в логике системно-деятельностного подхода, предполагающего сочетание различных видов образовательной деятельности, направленных на создание условий для развития обучающихся в качестве субъектов собственной деятельности. При этом преобладающим видом деятельности, лежащим в основе применения цифровых образовательных технологий, является совместная проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся и руководителя проектной команды.

Под цифровыми образовательными форматами взаимодействия мы понимаем применяемые в рамках образовательного процесса модели и технологии, направленные на всестороннее развитие интеллекта обучающихся; создание ими творческих продуктов в различных областях, представляющих в плане будущей профессиональной деятельности для них интерес; построение цифровой образовательной среды, ориентированной на формирование компетенций, необходимых для жизни в мире прорывных информационных технологий Будущего.

Цифровые образовательные форматы можно обозначить как узловые точки, являющиеся пространством встречи участников интеллектуального детско-взрослого партнерства: педагогов гимназии, педагогов других школ, учащихся гимназии, учащихся других школ, родителей, представителей социальных партнеров: вузов, учреждений культуры, объектов научно-производственной сферы, гражданских объединений и общественных организаций.

В рамках реализации модели детско-взрослого образовательного партнерства мы используем следующие цифровые образовательные форматы взаимодействия: проведение видеоконференций, интерактивные образовательные игры, обучение ведению блога, разработку и решение цифровых кейсов, обучение безопасному интернет-серфингу, создание WIKI-энциклопедий. Необходимо добавить, что применение цифровых образовательных форматов осуществляется нами с учетом возрастных ограничений на основе техник безопасного нахождения обучающихся в сети Интернет и социальных сетях, и только с образовательной целью. Применение перечисленных цифровых форматов в гимназии происходит в рамках реализации сетевых программ с нашими социальными партнерами в ходе осуществления проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Объединяющим центром цифровой коммуникации выступает ежегодная научно-практическая конференция, на которой в онлайн- и офлайн-режимах проводится конкурс учебно-исследовательских проектов. В качестве экспертов конкурсных работ приглашаются ведущие специалисты в соответствующих предметных областях. Победители в каждой номинации конкурса награждаются стипендией, установленной Советом учреждения гимназии. По итогам конференции ежегодно происходит награждение за осуществление наиболее интересных интеллектуальных творческих проектов и исследований как в личном, так и в командном зачете.

Заключение. Таким образом, образовательная модель детско-взрослого партнерства как новый формат командного взаимодействия обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, социальных партнеров) в условиях общеобразовательной организации представляет собой образовательную систему, ориентированную на применение цифровых образовательных форматов в рамках проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Данный подход предполагает планирование и реализацию крупных и длительных междисциплинарных проектов, в которых все участники смогут действительно глубже узнать себя в своей работе, принять и разделить общее решение проблем, приводящее к видимым результатам, значимым для жизни детей, а также позволяет создать адекватные условия для формирования и развития всех тех компетенций, которые будут необходимы выпускнику гимназии как будущему конкурентоспособному специалисту инновационной экономики и гражданину инновационного государства.