Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE DIRECTION OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT

Shamigulova O.A. 1 Yangirova V.M. 1
1 1Federal Autonomous Educational Institution of Higher Education Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla
The purpose of the study was to determine the essence of pedagogical management to ensure the quality of the result of education in the conditions of the development of the knowledge economy. In the process of research, tasks related to the analysis of the categorical apparatus of research in modern pedagogical science and management theory, the definition of innovative tools for pedagogical management and approaches to managing the learning process were gradually solved. At the same time, the process of training and education in the system of general education is considered as a launching pad in the development of the human intellectual potential, and the level of professional training of teachers as a condition for the provision and realization of human capabilities. Research methods included a comparative analysis and systematization of the results of scientific research in the field of philosophy, pedagogy, management theory, inductive-deductive analysis, specification and synthesis, analysis of documents and synthesis of experience in training teachers in higher education under bachelor and master programs. The materials presented in the article contain the substantiation of the innovative orientation of pedagogical management in ensuring the quality of education, reflecting the connection between the quality of general education and the quality of pedagogical education, the conceptual continuity of the federal state educational standards of general and higher education; a description of the principle of continuity in designing a system for monitoring educational achievements in the professional training of future teachers as one of the tools of pedagogical management.
pedagogical management
pedagogical investment
Monitoring in education
training of teaching staff.

В современный период становления экономики знаний одним из главных векторов развития образования является модернизация процесса управления с целью формирования человеческого капитала. Необходимость «накопления» и развития человеческого капитала обусловлена переориентировкой экономик ведущих стран мира, в том числе России, на инновационные модели, для эффективного функционирования которых важен высокий интеллектуальный потенциал человека. Поэтому решение проблемы развития человеческого капитала как ресурса современной экономики связано с поиском новых подходов к организации менеджмента в сфере образования и обеспечения инновационной направленности педагогического менеджмента для реализации ресурсных возможностей образования.

Цель исследования заключается в определении сущности педагогического менеджмента для обеспечения качества результата образования в условиях становления экономики знаний. Для реализации поставленной цели в процессе исследования поэтапно решались задачи, связанные с анализом категориального аппарата исследования в современной педагогической науке и теории управления, определением инновационных инструментов педагогического менеджмента в управлении процессом обучения, направленным на развитие интеллектуального потенциала человека как условия эффективности решения ресурсной проблемы в экономике знаний.

Материал и методы исследования. Реализация поставленной цели исследования осуществлялась с помощью таких методов, как сравнительный анализ и систематизация результатов научных изысканий в области философии, педагогики, теории управления, индуктивно-дедуктивный анализ, конкретизация и обобщение, анализ нормативных документов и обобщение опыта подготовки педагогических кадров в высшей школе в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам бакалавриата и магистратуры и профессиональных стандартов.

Результаты исследования и их обсуждение

Применяя понятие «менеджмент» в теории управления, исследователи по-разному его квалифицируют. При этом ряд отечественных ученых придерживаются точки зрения о синонимичности понятий «менеджмент» и «управление», объясняя менеджмент как комплексный процесс обеспечения целенаправленной деятельности организации, связанный с эффективным использованием ресурсов, базирующийся на системе принципов и методов управления, адекватно соответствующих условиям и требованиям внешней и внутренней среды, включая нормативно-правовые требования [1; 2]. Различают два уровня менеджмента: системный, связанный с управлением организацией и относящийся к деятельности руководителя организации, и функциональный, определяющий управление человеческими ресурсами на каждом отдельном участке системы (организации) в направлении достижения общих стратегических задач системы [2]. Обращаясь к понятию педагогического менеджмента, исследователи выделяют следующие уровни управленческих функций: первый уровень отражает функции руководителя образовательной организации, второй уровень определяет управленческую деятельность педагогов, третий уровень характеризует управление деятельностью обучающихся [3]. В данном понимании особенность педагогического менеджмента заключается в оптимальном сочетании вертикального и горизонтального управления, определяемого ситуационным подходом к принятию решений, применения технологий централизации и децентрализации. Функции педагога-менеджера на каждом уровне различны. Основу деятельности руководителя образовательной организации, по мнению исследователей, составляет комплекс управленческих приемов, направленных на создание условий для эффективного функционирования и развития всей педагогической системы образовательной организации. Роль педагога-менеджера заключается в проектировании образовательного процесса для конкретной учебной группы с целью развития личности каждого ее члена. При этом исследователи отмечают, что важнейшими функциями педагогического менеджмента в образовательном процессе являются стимулирование обеспечения достижения качества и контроль обеспечения «нужного качества» [3].

В данной связи проблема эффективного менеджмента, в частности педагогического менеджмента, требует обращения к категории качества образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования квалифицировано как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4]. В.А. Болотов отмечает, что качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. При этом качество образования – это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям [5]. Современные подходы к пониманию качества образования отражают смысл понятия через результат образования, его соответствие потребностям личности, общества, государства, отмечая роль социально-экономических и культурно-исторических факторов [5; 6]. Ориентированность современного образования на результат четко выражена в федеральных государственных образовательных стандартах любого уровня, отражена в концептуальном единстве и преемственности ФГОС нового поколения и обусловливает обеспечение инновационного подхода в их реализации.

Таким образом, инновационная направленность педагогического менеджмента заключается в переориентировке и усилении вектора управления качеством образования от процесса к результату, в частности к организации комплексного мониторинга образовательных результатов как одного из современных инструментов педагогического менеджмента, включая организацию мониторинга индивидуального прогресса в сфере личностного, духовного и социального развития. Внедрение комплексного мониторинга образовательных результатов позволит обеспечить тесную взаимосвязь триады качества (условий, процесса и результата), своевременно и точечно корректировать образовательный процесс и условия его реализации.

В данном контексте целесообразно рассматривать понятие обеспечения качества образования в совокупности с экономическими категориями «человеческий капитал» и «интеллектуальные ресурсы», обращаясь к проблеме развития человеческого капитала, поскольку желаемым результатом, который должна обеспечить современная система образования для экономики знаний, являются интеллектуальные ресурсы.

Обратимся к понятию «человеческий капитал» в научных исследованиях. Т. Шульц, заложивший теоретические основы данного направления в экономике, утверждал, что «благосостояние людей зависит не от земли, техники или их усилий, а скорее от знаний». Описанное экономическое явление он определил, как «человеческий капитал». Исследователи проблемы человеческого капитала рассматривают данное явление как самостоятельную экономическую категорию, которая представляет собой совокупность интеллекта, знаний, умений, опыта, которые человек получает в результате обучения, социальной практики, а также профессиональной деятельности [7]. Характеристиками человеческого капитала являются врожденные способности и таланты (отдельных индивидов, команд, коллективов, социумов), накопленные ими знания и умения, практический опыт, образование, включая общее и профессиональное, умение генерировать информацию, физическое и психическое здоровье, а также духовное богатство личности. Это долгосрочный ресурс, но инвестирование в человеческий капитал необходимо осуществлять задолго до ресурсного применения. Инвестиции в человека можно рассматривать не только с экономической и финансовой стороны, но и с педагогической. Неслучайно А.М. Кондаков в своем диссертационном исследовании рассматривает образовательную сферу в качестве комплекса ресурсов становления: «личности для развития личности»; «личности для развития общества»; «личности для развития государства»; «общества для развития общества»; «общества для развития личности»; «общества для развития государства»; «государства для развития государства»; «государства для развития общества»; «государства для развития личности». Главными составляющими процесса образования, по мнению ученого, в совокупности обеспечивающими условия и предпосылки для реализации ресурсного подхода к сфере образования, являются вариативность образовательных принципов, ценностей, целей и содержания, которая представляет собой важнейшую характеристику образования в качестве ресурса развития личности, общества и государства; модели образовательного выбора и ведущие компетентности; образовательные программы, выступающие процессуальными характеристиками вариативного образования в рамках ресурсного подхода [8, с. 170].

В данном контексте инвестирование в человека с педагогической точки зрения будет представлять собой вложения совокупности педагогических средств (материальных и нематериальных ценностей) в результат образования и развития личности обучающегося. При этом проекция результата должна отражать востребованные в современном социуме и экономике характеристики, влиять на определение и реализацию стратегических и тактических задач управления образованием, выбор инструментов педагогического менеджмента, позволяющих осуществлять вложение педагогических средств на основе анализа и прогнозирования образовательных результатов. Одним из таких инструментов, характеризующих инновационную направленность педагогического менеджмента, становится мониторинг образовательных достижений, обусловливающий выбор и реализацию эффективных средств педагогического инвестирования, направленных на развитие человеческого капитала. Обращаясь к проблеме педагогического менеджмента в инновационном ключе, необходимо остановиться на понятии «мониторинг» и возможностях его применения для удовлетворения современных потребностей системы образования в развитии интеллектуальных ресурсов и накоплении человеческого капитала.

Известно, что объектом педагогического мониторинга могут выступать образовательные учреждения, образовательные системы, процессы развития, содержание образования, цели обучения, учебные программы, планы, методики, средства. В качестве предмета педагогического мониторинга выбираются отдельные характеристики объекта, являющиеся наиболее важными с точки зрения постановки цели мониторинга. Системообразующим элементом мониторинга является цель. Основная цель мониторинга в образовательном учреждении - это информационное обеспечение управленческого процесса, накопление, сохранение, структуризация, оценка и предъявление информации. Мониторинг в образовательном учреждении может быть представлен двумя уровнями: мониторинг первого уровня (внутришкольный), который осуществляет руководитель образовательной организации, и мониторинг второго уровня (индивидуальный), который осуществляет педагог [9]. Исходя из ранее обоснованного в статье тезиса о том, что проблема человеческого капитала непосредственно связана с развитием современной системы образования, производящей обществу человека, владеющего набором необходимых компетенций, обозначим главное звено в этой системе - учителя, педагога. Педагог, владеющий инструментарием организации и осуществления мониторинга образовательных достижений, умеющий устанавливать причинно-следственные связи и понимающий преемственность этапов и уровней развития личности в системе образования, владеющий навыками анализа и прогнозирования образовательных достижений, способен осуществлять педагогическое инвестирование на всех уровнях образования и обеспечивать в перспективе необходимые для современной экономики результаты. В данной связи одной из методологических задач управления системой профессиональной подготовки педагога выступает обеспечение преемственности концептуальных положений федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения всех уровней образования и профессионального стандарта педагога. Отражение общей идеологии федеральных государственных образовательных стандартов в проектировании и реализации образовательных программ подготовки педагогических кадров позволит обеспечить эффективность в организации мониторинга образовательных достижений на различных уровнях образования как необходимого инструмента педагогического менеджмента (рис. 1).

Рис. 1. Концептуальные основания проектирования основной профессиональной образовательной программы подготовки педагога

В современной профессиональной деятельности педагога мониторинг образовательных достижений является одной из функциональных задач и составляет содержание профессиональных компетенций, формируемых в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы. Традиционный вариант мониторинга динамики образовательных достижений будет включать несколько этапов. К ним относятся: стартовая диагностика; входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем); текущая диагностика (в ходе изучения программного материала); промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения); итоговая диагностика (в завершении освоения основной образовательной программы по уровням). Однако создание национальной системы оценки качества образования (НСОКО) и развитие механизмов диагностики и контроля достижения образовательных результатов на уровне системы общего образования значительно расширяют направления мониторинговой деятельности в образовании на всех уровнях, предполагая четкую иерархию результатов образования и организацию аналитической деятельности на всех этапах организации мониторинга. Неслучайно одним из элементов национальной системы качества образования, наряду с процедурами государственной итоговой аттестации, международными и национальными исследованиями качества образования (PISA, PIRLS, TIMSS, ICCS и НИКО), всероссийскими проверочными работами (ВПР), стали исследования профессиональных компетенций учителей и развития национальной системы учительского роста (НСУР). В логике данного исследования объектом мониторинга в процессе реализации системы подготовки педагога должны стать личностные и профессиональные достижения выпускника педвуза – будущего педагога. При этом методологической основой организации мониторинга личностного и профессионального развития будущего педагога в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы может стать принцип взаимосвязи элементов НСОКО, обеспечивающий преемственность и взаимообусловленность элементов оценки качества образования на уровне общего и высшего образования (рисунок 2).

Рис. 2. Преемственность в проектировании системы мониторинга образовательных достижений

Заключение

Исходя из вышесказанного, отметим, что в решении управленческих задач обеспечения качества образования одним из определяющих факторов является взаимообусловленность результатов общего образования и уровня профессиональных компетенций учителя, способность педагога к обеспечению образовательных достижений учащихся. Данный факт должен определять стратегию проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки педагогов, уделяя особое внимание проектированию системы мониторинга образовательных достижений как условия обеспечения качества общего образования и качества подготовки педагогических кадров. Введение в систему подготовки педагога комплексного мониторинга образовательных достижений, основанного на преемственности мониторинговых процедур национальной системы оценки качества образования, и создание условий для освоения будущим педагогом умений осуществлять мониторинг образовательных достижений в профессиональной деятельности позволят реализовать инновационную направленность педагогического менеджмента и обеспечить эффективность функционирования системы общего образования как одной из стартовых площадок развития интеллектуального потенциала человека.