Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MUSICAL DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN IN THE GAME ACTIVITY

Krasova T.D. 1 Martynova L.N. 1
1 FGBOU IN "Yelets State University I.A. Bunin"
The article reveals the influence of the game on the musical development of children of preschool age. The article highlights the relevance and importance of the development of senior preschoolers in the game as part of the overall development of preschoolers. Based on the results of the research N.. Vetlugina, R.I. Zhukovskaya, L.N. Komissarova, E.P., Kostina, N.Y. Mikhailenko, N.F. Tarlovsky, V.I. Turchenko, A.P. Usova and others, the complexity of games and designated activities for preschool children are emphasized. The principles that create the possibility of effective musical development of older preschoolers in the game, their features of development are defined. The aim of the study is to develop and implement pedagogical conditions aimed at improving the level of musical development of children at the age of six playing in preschool educational institutions. The results of the study showed that the developed pedagogical conditions allowed to ensure the effectiveness of musical development of children of preschool age in the game. In the process of research only classical music works or their extracts and folk music of different Nations were used. Ninety eight children of senior preschool age from six preschool educational institutions of the Lipetsk region took part in experiment. The used methods of conversation, questioning, expert evaluation and the others allowed to reveal the attitude of children of preschool age, music managers and teachers of preschool institutions to using of the game in musical activity. The significance of the experimental work is determined by the results and the main conclusions. The researchers have found that there is a significant correlation between the selected pedagogical conditions and the level of musical development of older preschoolers (0.421 at p≤0.05, Pearson's correlation coefficient).
preschool education
pedagogical conditions
musical development
music
game
children of the advanced preschool age

Актуальность исследования обусловлена активными инновационными процессами обновления качества системы дошкольного образования. Одной из центральных проблем современной психолого-педагогической науки является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 г. особо подчеркивается важность усвоения ребенком не только определенной суммы знаний, но и развития его личности. В отечественной и зарубежной педагогической науке практически стала аксиомой мысль о том, что становление личности ребенка-дошкольника происходит прежде всего в игре.

Задачи творческого развития и формирование творческой самореализации детей определены как приоритетные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Проблема музыкального развития детей в игровой деятельности в дошкольной педагогике продолжает оставаться актуальной, особенно в связи с разработкой и реализацией в образовательном процессе дошкольных организаций требований федеральных государственных документов в области образования [1].

Г.А. Праслова отмечает, что музыкальное воспитание всегда останется особым, уникальным средством развития детей дошкольного возраста, процессом передачи и освоения знаний, умений и способов действий, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности [2].

Как показывает в своем исследовании Т.Е. Райцева, в основе музыкальной деятельности лежат социально-психологические и организационно-педагогические принципы успешности, удовольствия, синкретизма, элементарности, диалогизма, коммуникативной направленности, поликультурности, толерантности, сотворчества, импровизации, персонификации, создающие целостность системы и обеспечивающие возможность эффективного музыкального развития старших дошкольников [3].

Музыка стимулирует проявление творческого отношения к действительности, оказывая при этом прямое воздействие на духовно-нравственное развитие личности в целом. Наиболее благоприятным средством музыкального развития детей, формирования музыкального опыта и воспитания ценностного отношения к музыкальной культуре является игра.

Игра для дошкольника имеет особое значение, поэтому выделение особенностей взаимосвязи игры и музыкального развития целесообразно начать с определения того, что с педагогической точки зрения может быть названо игрой.

По словам Л.С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка [4, с. 7].

Во ФГОС ДО игровая и музыкальная деятельности обозначены как основные [1]. Они являются комфортными, интересными и дающими ребенку дошкольного возраста возможность личностного и познавательного развития. В основе большинства концепций музыкального развития ребенка лежит убеждение в том, что обеспечить эффективное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста возможно с помощью игры и при создании особых педагогических условий [1, 2, 5].

Исследования Н.А. Ветлугиной, Р.И. Жуковской, Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной, Н. Я. Михайленко, Н. Ф. Тарловской, В. И. Турченко, А. П. Усовой, посвященные изучению различных проблем детской игры, подчеркивают значимость игры в музыкальной деятельности. Указанные авторы считают, что структурные компоненты игр (содержание, правила и действия) подчиняются задачам последовательного развития музыкального восприятия, ритмическим движениям, моторным способностям детей дошкольного возраста, т.е. имеют развивающий характер.

По мнению Н. А. Ветлугиной, интерес к игре можно усилить включением в реализацию игрового действия эмоционально насыщенного сюжета, поскольку «фабульный элемент, соотнесенный с эмоционально-образным и смысловым содержанием музыкального произведения, облегчает ребенку процесс постижения музыкального образа и средств его художественного воплощения» [6, с. 68]. Полноценного развития детская игра достигает лишь тогда, когда воспитатель регулярно и систематически формирует эту деятельность, отрабатывая вместе с детьми все ее компоненты и наполняя ее эстетически ценным содержанием.

В своих работах белорусский исследователь Л.С. Ходонович делает акцент на использовании целых игровых комплексов, направленных на развитие музыкально-творческих способностей дошкольников. В игровых комплексах игры объединены единым сюжетом и задачами, что значительно усиливает эффективность воздействия сюжетных музыкальных игр на проявление музыкального творчества.

Многие исследователи (Т.С. Бабаджан, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, В.А. Петрова, А.Н. Зимина и др.) пришли к мнению, что использование игр в музыкальной деятельности влияет на проявление интереса к музыке, развитие сенсорных способностей, духовно-нравственной сферы и т.д. [7].

Изучение и интерпретация взглядов названных авторов в ракурсе задач нашего исследования дали возможность обозначить и научно обосновать наиболее перспективные пути их решения. Избранная методология позволила раскрыть содержание, установить взаимосвязь и выработать комплексное понимание следующих понятий: «музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста», «музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре». Анализ существующих определений подвел нас к следующему пониманию изучаемого процесса: под музыкальным развитием старших дошкольников мы понимаем индивидуальные достижения детей старшего дошкольного возраста, новообразования, связанные с развитием восприятия, исполнительства, творчества и иного в процессе активной музыкальной деятельности. А диалогичный стиль общения педагога и ребенка, авторские педагогические условия, разработанные с учетом требований ФГОС ДО, обеспечат эффективное, полноценное музыкальное развитие каждого дошкольника.

Музыкальное развитие старших дошкольников в игре – это процесс направленного комплексного воздействия на развитие музыкального восприятия, исполнительства и творчества посредством использования игровых технологий.

Понятие «педагогические условия» трактуется по-разному такими исследователями, как С.А. Дынина, М.В. Зверева, Н.В. Ипполитова, А.Я. Найн и др. [8–12].

Педагогические условия музыкального развития дошкольников базируются на принципах развивающего и воспитывающего характера, профессионального сотрудничества и сотворчества, системности и последовательности в овладении опытом деятельности, доступности, поддержки и положительной оценки, что является залогом успешного музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

Анализ специальной литературы и открытых источников позволил провести экспериментальную работу по музыкальному развитию старших дошкольников в игре в дошкольных образовательных организациях. Основой при прогнозировании и проектировании результатов экспериментальной работы послужили исследования В.И. Андреева, Г.А.Прасловой, Н.В. Ипполитовой, Н.М. Яковлевой и иных авторов, были разработаны педагогические условия, обеспечивающие эффективное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре.

Базами для проведения экспериментальной работы стали МДОУ № 127 (г. Липецк), МБДОУ «Детский сад № 39» и МБДОУ «Детский сад № 4» (г. Елец), МБДОУ детский сад п. Елецкий Елецкого района Липецкой области, МБДОУ детский сад с. Воронец Елецкого Муниципального района Липецкой области и МБДОУ детский сад с. Гнилуша Задонского района Липецкой области.

В эксперименте приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста. Мы предположили, что успешное музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста в игре может быть осуществлено при разработке специальных педагогических условий. Учитывая требования ФГОС ДО, мы разработали и реализовали следующие педагогические условия: активное использование игр с музыкальным сопровождением; соблюдение старшими дошкольниками правил игры; создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением. Обозначенные педагогические условия мы реализовывали одновременно. Объясняется этот момент тесной интеграцией и взаимосвязанностью педагогических условий, невозможностью отделения одного педагогического условия от другого.

Материалы и методы исследования. В процессе экспериментальной работы были использованы методы беседы, анкетирования, диагностические задания, экспертная оценка.

В начале эксперимента была определена цель, которая заключалась в выявлении уровней музыкального развития детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим экспериментальная работа началась с выявления отношения детей старшего дошкольного возраста к музыкальной деятельности.

В процессе проведения 7 диагностических заданий (авторы Н.А. Ветлугина, А.Г. Гогоберидзе, О.А. Ногина, Т.В. Чередникова) использовалось музыкальное сопровождение. Это музыкальные произведения П.И. Чайковского «Марш оловянных солдатиков», «Полька»; В. Салманова «Голодная кошка и сытый кот», Д.Б. Кабалевского «Клоуны», Т. Ломовой «Тема с вариациями», Д. Львова-Компанейца «Великаны и гномы», «Хороводный шаг»; Г. Струве «Песенка о гамме»; Е. Тиличеевой «Лошадки»; В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже», а также русские народные песни «Во поле береза стояла», «Ах ты, береза», румынская народная песня «Кап-кап» и многие другие.

На основе разработанных авторами критериев и показателей: интерес (внимание и увлечение музыкальной деятельностью, адекватное реагирование на характер музыки; наличие музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника; активное участие в разных видах музыкальной деятельности); самостоятельность (наличие музыкального опыта, готовность старших дошкольников самостоятельно определять жанр и характер музыкального произведения; передача музыкального образа (стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку; музыкальный кругозор ребенка и элементарная музыкальная эрудиция) были определены уровни музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.

По результатам проведения диагностических заданий были зафиксированы уровни музыкального развития старших дошкольников. Низкий уровень музыкального развития показали 56% старших дошкольников; средний уровень музыкального развития детей обнаружен у 22% детей, и 22% детей старшего дошкольного возраста показали высокий уровень музыкального развития.

56% старших дошкольников с низким уровнем музыкального развития не предпочитали музыкальную деятельность, не проявляли интереса к предлагаемым играм, не знали и не называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, отдавали предпочтение другим видам деятельности; дидактический материал к играм детьми практически не был использован, иногда дошкольники не знали, как можно им воспользоваться. Дети совершенно не соблюдали и не выполняли правила игры, не запоминали, потому не соблюдали сюжет, хотя были с ним знакомы. Они постоянно отвлекались, не использовали дидактический материал и нуждались в помощи взрослого или сверстников.

22% детей показали средний уровень музыкального развития. Они проявляли переменный, ситуативный интерес к предлагаемым играм, но часто путали музыкальное сопровождение, путали авторов, иногда нуждались в помощи взрослого или сверстников, периодически отказывались участвовать. Они эпизодически соблюдали правила игры, часто отвлекались. Временами дети безошибочно называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, принимали участие и отвечали на вопросы, давали однозначные ответы, но в отборе дидактического материала допускали ошибки. Иногда дети не выполняли правила игры, не всегда запоминали сюжет. Отвечали на вопросы с осторожностью, ожидая наводящих вопросов взрослого или подсказки со стороны сверстников.

У 22% детей старшего дошкольного возраста был отмечен высокий уровень музыкального развития потому, что они проявляли постоянный интерес к играм, просили поиграть несколько раз, всегда соблюдали правила игры и сюжет, обращались к взрослым за разрешением поиграть в них, сопровождая разрешение взрослого бурными адекватными яркими эмоциями (радостью, восторгом). Дети безошибочно называли музыкальное сопровождение, авторов музыки, активно отвечали на вопросы, не раздумывая, давали четкие развернутые ответы, в помощи взрослых не нуждались. Они стремились вовлечь в игры других детей, помогали сверстникам.

Для подтверждения полученных данных мы провели беседы с музыкальными руководителями и педагогами дошкольных образовательных организаций.

В ходе бесед обнаружилось, что все музыкальные руководители и педагоги отмечали влияние игры на музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста (100%); большое значение педагоги ДОО отводят формированию у детей старшего дошкольного возраста специальных представлений о композиторах, их жизни, музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности (о мелодии, высоте, ритме, аккомпанементе) – 85%.

В процессе анкетирования были получены следующие результаты. По вопросу использования игр под музыкальное сопровождение 60% педагогов дошкольных организаций дали положительный развернутый ответ. Они называли возможные игры, знали временные рамки их проведения, учитывали возрастные особенности дошкольников. К тому же 20% педагогов детских садов пояснили, что игры под музыку могут повлиять на повышение музыкального развития старших дошкольников, соблюдение ими правил и условий игр, получение специальных знаний. 20% респондентов указали на то, что музыкальное развитие должно осуществляться совместно с другими видами деятельности, т.е. основываться на принципе интеграции.

Полученные результаты показали необходимость проведения формирующего этапа эксперимента, целью которого являлись разработка и внедрение педагогических условий музыкального развития детей в процессе игровой деятельности.

В процессе проведения формирующего этапа эксперимента детям предлагались игры под высокохудожественную музыку разных стилей, направлений и эпох: П.И. Чайковского, Р. Шумана, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова и иных с яркой, выразительной мелодией, эталонных с точки зрения содержащихся в них художественных образов. Были реализованы педагогические условия музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в игре.

Первое педагогическое условие – активное использование игр с музыкальным сопровождением – особо влияло на музыкальное развитие старших дошкольников, так как дети играли в процессе звучания музыки. Во время проведения ир дошкольники были очень активными, выразительно передавали эмоции, чувства, настроение, изображали героев, осваивали способы их внешнего выражения, осознавали причины того или иного настроения героя или образа.

В процессе игры под музыку М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки») старшие дошкольники, используя элемент костюмов, показывали неуклюжих, неловких, неповоротливых маленьких птенцов, по окончании игры давали развернутую характеристику музыке, настроению произведения, услышанным эмоциям («Как будто кто-то плачет» и т.д.). У них возникали внемузыкальные ассоциации, образы, целые сюжеты, навеянные музыкой, которые они и реализовывали в игре. Положительным моментом можно считать то, как по окончании игры дошкольники активно обсуждали, делились впечатлениями, соотносили музыкальные образы с собственными эмоциями и давали им подробную, развернутую оценку.

Во время реализации второго педагогического условия – соблюдение старшими дошкольниками правил игры – дошкольники с удовольствием играли, соблюдали правила в соответствии с ролью. Но мы заметили, что иногда дети испытывают определенные трудности. Например, не всеми детьми соблюдались правила, некоторые игры оказались достаточно сложными в реализации сюжета. Так, некоторые дошкольники отказывались принимать участие в играх, у них возникли сложности с исполнением сюжета, выполнением правил игры.

Для того чтобы помочь детям в реализации сюжета игры, были предложены различный дидактический материал, элементы костюмов, детские книги музыковедческого содержания, буклеты, альбомы, репродукции картин. Старшие дошкольники умело пользовались предложенным дидактическим материалом в процессе игровой деятельности.

В процессе реализации третьего педагогического условия – создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением – среда были обогащена музыкальными игрушками-инструментами с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, клавесин, аккордеон, орган, флейта); иллюстрациями по теме «Времена года», выставкой детских рисунков, элементами костюмов. Дети активно включались в сюжетные музыкальные дидактические игры («Музыкальная капель», «Бубенчики», «Лошадки», Лесные шаги», «Дождик» и др.). Нельзя не отметить значение использования наглядного материала, который помогал детям более глубоко прочувствовать музыкальные образы, понять их, передать в движении, изобразить фигуры и т.д.

Как показал контрольный этап экспериментальной работы, высокий уровень музыкального развития обнаружен у 48% детей, средний – у 40% респондентов, низкий уровень показали только 12% дошкольников. Таким образом, игровая деятельность и разработанные педагогические условия оказали эффективное влияние на музыкальное развитие старших дошкольников.

Для проверки выдвинутой нами гипотезы был проведен статистический анализ полученных результатов с помощью t-критерия Стьюдента с целью выявления различий особенностей музыкального развития детей старшего дошкольного возраста до и после проведения формирующего эксперимента (табл. 1).

Таблица 1

Уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста (среднее значение и стандартное отклонение)

Параметр

Констатирующий эксперимент

Контрольный

эксперимент

Уровень музыкального развития

1,61±0,80

2,29±0,68*

Примечание: *– различия уровня музыкального развития детей старшего дошкольного возраста при уровне значимости p≤0,05 (t-критерий Стьюдента).

Выявлено, что уровень музыкального развития старших дошкольников имеет достоверные различия до и после проведения формирующего эксперимента. Показано, что уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возратста на этапе контрольного эксперимента достоверно выше (2,29±0,68 при p≤0,05 по t-критерию Стьюдента), чем на констатирующем этапе исследования (1,61±0,80 при p≤0,05 по t-критерию Стьюдента). Следовательно, разработанная нами программа формирующего эксперимента позволяет эффективно повышать уровень музыкального развития старших дошкольников.

Анализ влияния педагогических условий на уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста представлен в таблице 2.

Таблица 2

Влияние педагогических условий на уровень музыкального развития детей старшего дошкольного возраста

Параметр

Уровень музыкального развития

Педагогические условия

0,421*

Примечание: *– значимая корреляция исследуемых параметров при уровне значимости p≤0,05 (коэффициент корреляции Пирсона).

Нами установлено, что существует значимая корреляция между выделенными нами педагогическими условиями и уровнем музыкального развития старших дошкольников (0,421 при p≤0,05 по коэффициенту корреляции Пирсона).

На основании этого можно сделать вывод, что гипотеза нашего исследования подтвердилась. Реализация разработанных нами педагогических условий, таких как активное использование игр с музыкальным сопровождением, соблюдение старшими дошкольниками правил игры, создание предметно-игровой среды для игр с музыкальным сопровождением, позволяет эффективно повышать уровень музыкального развития старших дошкольников в игровой деятельности.