Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

WORKBOOK AS MEANS OF THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF FOREIGN CADETS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elagina V.S. 1 Khayrulin S.S. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
One of the aspects of professional training of foreign cadets of the military University is the formation and development of their skills and abilities of independent work with educational material. The organization of independent work is associated with a number of objective difficulties faced by foreign students in the study of Humanities. According to the author, overcoming the difficulties associated with the assimilation of educational material, independent search for the necessary information, the practical application of theoretical knowledge in the performance of tasks is possible through the use of a workbook in the process of studying the discipline. The use of the workbook helps to optimize the process of training of foreign students, activates their cognitive activity, develops interest in the academic discipline. The purpose of this article is to theoretically substantiate the use of a workbook in the course of studying the discipline "Psychology and pedagogy" by foreign cadets in a military University. The methodological basis for the organization of cadets ' activities using a workbook in the study of the course "Psychology and pedagogy" are competence, activity, individual and differentiated approaches. The article presents the experience of developing the structure and content of the workbook is printed on the basis of the developed methodology of organization of independent work of foreign students in the classroom and extracurricular time, using a workbook, contributing to the formation of General educational skills and methods of organization of independent activity of students, development of theoretical thinking and creative abilities and skills of self-education. The pedagogical conditions providing efficiency of educational process by means of the workbook are defined.
workbook
organization of independent work
independence
foreign cadets
military higher education institution

Самостоятельная работа курсантов военного вуза в соответствии с требованиями ФГОС ВО и Приказа Министра обороны Российской Федерации является «частью учебной деятельности обучающихся по освоению основной профессиональной образовательной программы и организуется в целях закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, а также выполнения учебных заданий, подготовки к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам» [1, с. 10]. Самостоятельная работа включается в общую трудоемкость учебной нагрузки обучающегося и составляет 50% учебной нагрузки.

Самостоятельную работу мы рассматриваем как планируемый, организованный и осуществляемый под методическим руководством преподавателя, но без его непосредственного участия процесс выполнения курсантами комплекса заданий различного уровня сложности. Для самостоятельной работы характерны следующие признаки: 1) выполнение самостоятельной работы без непосредственной помощи преподавателя; 2) опора на собственные знания и умения, убеждения и субъектный (жизненный) опыт, мировоззрение; выражение личного отношения и высказывание собственной аргументации; проявление инициативы и творчества; 3) напряжение мышления, его развитие, воспитание воли и целеустремленности курсанта, вызванные содержанием самостоятельной работы [2].

Следует отметить, что, развивая познавательную самостоятельность курсантов, навыки самостоятельного овладения знаниями, умениями, компетенциями и применения их в жизни и профессиональной деятельности, можно подготовить высокопрофессиональных военных специалистов, инициативных, творческих, самостоятельных и ответственных, способных учиться на протяжении всей жизни. На наш взгляд, в качестве дидактического средства организации самостоятельной работы на аудиторных и внеаудиторных учебных занятиях с иностранными курсантами может выступать рабочая тетрадь на печатной основе. Рабочая тетрадь, являясь достаточно эффективным дидактическим средством, способствует оптимизации самостоятельной работы курсантов военного вуза. Её использование в учебном процессе помогает иностранным курсантам разобраться в достаточно трудном для них учебном материале, повторить и закрепить новые знания и умения, проверить свои знания и умения на практике. Рабочая тетрадь позволяет активизировать познавательную деятельность курсантов, развивать их творческое мышление, познавательные способности, интерес к психологии и педагогике.  

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании использования рабочей тетради в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» иностранными курсантами в военном вузе.

Материал и методы исследования. В исследовании проблемы организации самостоятельной работы обучающихся с использованием рабочей тетради как дидактического средства были проанализированы нормативные документы, федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. В научных статьях, посвященных проблеме разработки и использования рабочих тетрадей в процессе обучения учащихся и студентов, понятие «рабочая тетрадь» определяется, как «новая дидактическая единица, направленная на оптимизацию работы студентов» [3], «важнейшая составляющая образовательного процесса в современном вузе» [4], «средство повышения эффективности самостоятельной работы студента» [5], «средство формирования профессиональной мобильности студентов» [6], «средство активизации познавательной деятельности студентов» [7]. Далеко не полный анализ различных подходов к определению дидактического статуса данного понятия убеждает нас в актуальности использования рабочей тетради в образовательном процессе, её роли в оптимизации и повышении его эффективности.

Методологической основой организации самостоятельной деятельности курсантов при изучении курса «Психология и педагогика» с использованием рабочей тетради являются компетентностный, деятельностный, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Компетентностный подход [8; 9] усиливает практико-ориентированность образования, подчеркивает необходимость приобретения опыта деятельности, развития способности специалиста действовать в различных ситуациях, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения. Особенностью компетентностного подхода является организация образовательного процесса, в значительной степени ориентированного на процесс учения, активного и самостоятельного овладения курсантами теоретических и прикладных знаний, что влечет за собой большую ответственность за результаты собственной познавательной деятельности.

Деятельностный подход [10; 11] определяется всеобщим законом психологии о единстве деятельности и развития личности. Курсанты, выступая субъектами образовательного процесса, активно участвуют в определении целей, конструировании содержания, планировании деятельности, её организации и регулировании, в рефлексивном анализе результатов, в диалоге с преподавателем как способе критического осмысления своей деятельности и её результатов.

Индивидуальный и дифференцированный подход [12; 13] предполагает выявление и учёт психологических, социальных, национальных особенностей, жизненного опыта и менталитета иностранных курсантов в процессе профессиональной подготовки в военном вузе. Индивидуальный подход позволяет своевременно устанавливать трудности в усвоении предметных знаний и навыков, выявлять причины их возникновения, определять форму индивидуальной помощи курсантам. Идеи уровневой дифференциации воплощаются в содержании рабочей тетради через предъявление курсантам разноуровневых заданий в соответствии с характером их познавательной деятельности.

С целью изучения отношения иностранных курсантов к работе в рабочей тетради, их удовлетворенности данным видом учебной деятельности были использованы анкетирование, беседы с курсантами и изучение продуктов деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработка рабочей тетради по дисциплине «Психология и педагогика» обусловлена необходимостью совершенствования учебного процесса, создания максимально комфортных условий для усвоения психолого-педагогических знаний и умений, формирования общекультурных компетенций иностранными курсантами. Опыт работы с иностранными курсантами показывает, что курсанты, прибывшие из разных стран, имеют разный уровень подготовки в школе, способности к обучению, владения русским языком, ограниченный активный и пассивный словарь русских слов, темп работы на лекциях и семинарах. У некоторых курсантов недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности, умения рационально распределить время на занятии. Перечисленные трудности обуславливают актуальность дифференцированного подхода к организации учебной деятельности курсантов на лекционных и семинарских занятиях, организации самостоятельной работы во внеаудиторное время.

Дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности иностранных курсантов позволяет, во-первых, сделать более вариативным содержание заданий для самостоятельной работы, во-вторых, включить в содержание рабочей тетради компетентностно ориентированные задания; в-третьих, осуществить контроль и самоконтроль усвоения знаний и умений. Разрабатывая рабочую тетрадь, мы учитывали характер деятельности и уровень мотивации курсантов, их профессиональные запросы и интересы, ориентацию на формируемые общекультурные компетенции.

Дисциплина «Психология и педагогика», которую иностранные курсанты изучают на 2 курсе, является достаточно трудной, что связано не только со сложной и незнакомой терминологией, но и низким уровнем владения русской лексикой и грамматикой. Основная деятельность курсантов в процессе её изучения направлена на осмысление и понимание новой для них информации, работу с категориальным аппаратом, выполнение заданий репродуктивного характера.

Каждая тема дисциплины «Психология и педагогика» представлена в рабочей тетради системой разнохарактерных и разноуровневых учебных заданий, таких как: 1) задания, направленные на изучение и понимание сущности основных психолого-педагогических понятий; 2) задания на развитие мыслительной деятельности (сравнение, классификация и др.); 3) задания, требующие понимания текста, составления плана, сравнения и сопоставления фактов, ответов на вопросы; 4) задания на установление соответствия и последовательности фактов и событий; 5) задания с использованием иллюстраций; 6) задания на составление таблиц и схем; 7) задания, направленные на решение проблемной задачи или ситуации; 8) тестовые задания; 9) задания для самоконтроля.

Разрабатывая рабочую тетрадь, мы учитывали особенности восприятия курсантами учебной информации, поэтому в её содержание включены иллюстрации, помогающие лучше разобраться в психологической сущности некоторых понятий. Для развития познавательного интереса, эрудиции и научного кругозора в рабочей тетради приводятся отрывки из художественных произведений и работ отечественных и зарубежных учёных. Курсантам предоставляется право самостоятельно выбрать задание в соответствии с уровнем своей подготовки и характером познавательной деятельности. Результаты выполнения заданий курсантами оцениваются преподавателем по 5-балльной системе.

Постепенное усложнение заданий способствует не только овладению учебными знаниями по дисциплине и умениями применять теоретические знания при выполнении заданий, но и развитию личности курсанта, его речи, мышления, познавательного интереса, познавательных и творческих способностей.

Следует отметить, что работа курсантов в рабочей тетради позволяет преподавателю своевременно оказывать помощь, выявлять трудности, исправлять допущенные ошибки, разъяснять трудные вопросы изучаемых тем. Совместная деятельность иностранных курсантов и преподавателя, их взаимодействие повышает эффективность образовательного процесса, объединяет интересы, способствует развитию коммуникативных умений курсантов.

Изучение дисциплины «Психология и педагогика» требует установления междисциплинарных связей, а, следовательно, формирования умений осуществлять перенос психологических знаний на изучение педагогических процессов и явлений, объяснения их сущности, обоснования применения тех или иных форм и методов обучения с учетом психологических особенностей курсантов. Задания, ориентированные на установление междисциплинарных связей, способствуют развитию мышления, расширяют границы понимания целостности психолого-педагогических явлений и процессов.

Рабочая тетрадь в учебном процессе выполняет ряд дидактических функций, к которым относятся:

  • обучающая функция, способствующая формированию психолого-педагогических знаний и умений, мировоззрения и способов мышления курсантов;
  • развивающая функция, направленная на развитие психических процессов и свойств личности, а также на развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и самоконтроля;
  • воспитывающая функция, обеспечивающая формирование важных профессиональных качеств курсанта, таких как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость и др.;
  • контролирующая функция, реализующаяся через систему заданий для контроля и самоконтроля сформированности знаний и умений;
  • стимулирующая функция, способствующая развитию познавательного интереса, познавательных способностей, созданию ситуации успеха;
  • организационная функция, способствующая развитию навыков научной организации труда, выработке навыков рационального планирования и использования учебного времени.

Рабочая тетрадь используется нами на всех видах учебных занятий: на лекциях в качестве закрепления изученного материала, на семинарах для контроля и проверки уровня сформированности предметных знаний и умений, развития познавательного интереса, формирования умений применять теоретические знания при выполнении практических заданий. Работа курсантов в рабочей тетради предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, что способствует развитию у них коммуникативных навыков.

С целью изучения удовлетворенности иностранных курсантов учебной деятельностью с использованием рабочих тетрадей было проведено анкетирование. Анкета содержала пять вопросов и предполагаемые варианты ответов к каждому из них. Результаты показали, что всем курсантам, принявшим участие в анкетировании, понравился данный вид самостоятельной работы. По их мнению, рабочую тетрадь следует использовать на всех аудиторных занятиях и в процессе самостоятельной подготовки во внеаудиторное время. Более 90% курсантов отметили повышение интереса к дисциплине «Психология и педагогика», 75% курсантов отметили, что с помощью тетради запомнили много понятий и терминов, научились применять знания при решении проблемных задач и ситуаций. Больше всего иностранным курсантам запомнились задания с рисунками, задания с использованием литературных произведений, практико-ориентированные задания, а также задания на составление схем и таблиц. Следует отметить, что самостоятельная работа на аудиторных занятиях с использованием рабочей тетради получила направленный характер, активизировала деятельность курсантов, повысила их внимание к изучаемым проблемам и успеваемость курсантов по дисциплине.

Следует признать, что эффективность учебного процесса с помощью рабочей тетради во многом зависит от педагогических условий, к которым мы относим следующие:

  1. Соответствие учебного материала познавательным возможностям иностранных курсантов, их навыкам самостоятельной работы, владению русским языком. Любое задание не должно выходить за рамки программного учебного материала, должно быть понятным курсантам не только в содержательной части, но и процессуальной.
  2. Рациональное сочетание самостоятельной работы в рабочей тетради с другими видами деятельности (беседа по вопросам изучаемой темы, работа с учебником, устный опрос, обсуждение сообщений курсантов и др.).
  3. Четкая методическая организация работы курсантов в рабочей тетради. Необходимо определить цель предстоящей работы и сформулировать задачи, предложить курсантам алгоритм выполнения заданий, подобрать и предоставить основную, дополнительную и справочную литературу, видеоматериалы и электронные образовательные ресурсы, которые помогут разобраться в содержании задания, выявить необходимые знания и выполнить задание, определить время выполнения задания в соответствии с его объемом, познакомить курсантов с критериями оценки и методами контроля.
  4. Использование разноуровневых заданий, которые помогут дифференцированно подойти к организации деятельности курсантов и максимально учесть их психологические особенности и познавательные способности.
  5. Согласно компетентностному и деятельностному подходам наряду с традиционными методами использовать активные и интерактивные методы (например, групповые дискуссии, разбор конкретных ситуаций и др.).
  6. Систематическая организация обратной связи. Каждая работа в рабочей тетради должна оцениваться преподавателем, что позволяет определить уровень сформированности знаний и умений курсантов, выяснить, достигнуты ли поставленные цели и задачи учебного занятия, выявить трудности курсантов в усвоении психолого-педагогических знаний и методические недостатки организации процесса изучения дисциплины. Обратная связь позволяет преподавателю скорректировать деятельность курсантов на занятии, применить методы и формы организации познавательной деятельности, более соответствующие цели и задачам учебного процесса, а курсантам получить удовлетворение от своей деятельности.

Заключение. Таким образом, рабочая тетрадь по дисциплине «Психология и педагогика» является одним из эффективных дидактических средств оптимизации учебного процесса в военном вузе. Её использование в учебном процессе способствует активизации учебно-познавательной деятельности иностранных курсантов, развитию познавательных способностей, положительной мотивации к изучению дисциплины, формированию предметных знаний и умений, а также навыков самостоятельной работы. Рабочая тетрадь помогает своевременно выявлять трудности в обучении иностранных курсантов, осуществлять контроль и оказывать методическую помощь в овладении учебным материалом. Совместная деятельность преподавателя и курсантов, их педагогическое взаимодействие способствует развитию коммуникативных навыков и качеств. Результаты изучения отношения иностранных курсантов к работе в рабочих тетрадях свидетельствуют о повышении интереса к изучению дисциплины «Психология и педагогика», уровня усвоения психолого-педагогических знаний и умений.