Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDENT’S PORTFOLIO AS A FORM OF APPRAISAL OF HIS SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL ACTIVITY

Arzamastseva N.G. 1 Konstantinova V.V. 1
1 The Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education "Mari State University"
In this paper the implementation issue of the portfolio technology in the university education system in order to identify the scientific formation level of future teacher’s methodical training is discussed. For the future teacher this training is necessary to organize the student’s scientific work on current problems of school education. Long-term practice of working at a higher education institution allows us to state that the integration of the educational process with the scientific and methodological preparation of students yields positive results. The modern student the only a recipient of knowledge ceases to be. He is actively and keenly engaged in self-development and self-improvement. The student, future pedagogue in his own portfolio presents the result of vocational training. The one of the student’s high-quality professional training indicators for future pedagogical activity is the individual high level of scientific and methodological competence development. The results of senior courses student’s diagnostics shows the need to use the portfolio technology in the university. The modern student understands that only independent and persistent work on self-improvement will bring positive results in future professional activities. When applying for work in educational institutions the student achievements, presented in the portfolio, will allow him to present himself to the employer competently.
technology
portfolio
student
scientific and methodological activity
the result

Смена парадигмы российского образования привела к существенным изменениям в подготовке будущих педагогов. Это, во-первых, связано с реализацией компетентностного подхода, во-вторых, традиционную технологию, которая реализовывалась десятилетиями, заменили инновационные, соответствующие требованиям нового времени. Компетенции, представленные в стандартах высшей школы, ориентируют деятельность преподавателей на формирование у студентов, будущих педагогов, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Общекультурная компетенция «способность к самоорганизации и самообразованию» требует от студента умения ставить цели близкие и далекие, планировать свою деятельность в соответствии с ними. Общепрофессиональная компетенция «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности» ориентирует будущего педагога к пониманию того, что школе сегодня нужен учитель с новым мышлением, с пониманием того, что он перестает быть транслятором готовых знаний. Современный учитель должен готовить обучающихся к самостоятельности, к активному участию в познавательной деятельности. Вышесказанное ставит перед высшим образованием задачу подготовки будущих педагогов к выполнению профессионально-педагогических функций в контексте требований новой нормативно-правовой базы. Решение поставленной задачи видится нами в повышении уровня научно-методической компетенции в процессе обучения в вузе. Уровень профессиональной подготовки студентов и качество развития их научно-методической деятельности позволяет определить технология портфолио, которая рассматривается нами как средство, направленное на оценивание личностных достижений и результатов деятельности студента в процессе обучения. Вопросы развития научно-методической деятельности будущих педагогов рассматривались в трудах С.К. Бондырева, К.Я. Литкенс, С.Д. Кычкиной, Е.А. Шакуто и др. Ученые убеждены в том, что высокий уровень развития научно-методической компетентности является показателем качественной, профессиональной подготовки студентов к будущей педагогической деятельности. От уровня научно-методической подготовки студентов во многом зависит то, какой педагог придет сегодня в школу.

Анализ педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки студентов и практический опыт организации научно-методической деятельности будущих педагогов в современном вузе позволили нам выделить противоречия между высокими требованиями общества и работодателей к уровню научно-методической компетенции выпускников и недостаточным уровнем сформированности данной компетенции. В связи с вышеперечисленным проблема определения уровня сформированности научно-методической компетентности студентов в ходе обучения в вузе является актуальной.

Цель исследования. Актуальность изучаемой нами проблемы позволила определить цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить важность реализации технологии портфолио в подготовке будущих педагогов с целью определения уровня их научно-методической компетенции.

Материалы и методы исследования. В научно-педагогической литературе нет единого подхода к определению сущностной характеристики понятия «научно-методическая деятельность». Следует отметить, что она рассматривается в основном в контексте реализации профессиональной деятельности преподавателя. Исследователи отмечают, что научно-методическая деятельность педагога должна рассматриваться как некое самостоятельное, научное исследование, в результате которого автор нацелен на получение собственных теоретических и практических выводов и результатов в рамках методики преподавания конкретной дисциплины и в рамках избранной темы [1].

Е.А. Шакуто научно-методическую деятельность педагога определяет как самостоятельную область профессионально-педагогической деятельности педагога, которая направлена на формирование нового знания об организации образовательного и воспитательного процессов [2]. Анализ изученной нами педагогической литературы по теме исследования позволил рассмотреть научно-методическую деятельность студентов как один из компонентов профессиональной подготовки будущих педагогов. Следует отметить, что в ходе теоретической и практической подготовки будущих педагогов начинают закладываться основы научно-методической компетенции личности. От уровня ее сформированности будет зависеть успешность будущей профессиональной педагогической деятельности.

Научно-методическая деятельность студентов формируется в процессе участия студентов в учебной, научно-исследовательской и методической деятельности, которые целенаправленно организуются в вузе. Целями научно-методической деятельности будущих педагогов являются непрерывное совершенствование уровня профессионального мастерства и развитие научно-методической компетенции.

В настоящее время научная деятельность студентов включает в себя:

– работу в студенческих научных кружках;

– выступление с докладами, сообщениями на научных конференциях, форумах, организуемых как в вузе, так и за его пределами;

– участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

– создание рефератов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ и т.д.

Методические компетенции студентов формируются в ходе изучения дисциплин, связанных с вопросами методики преподавания отдельных учебных предметов, а также в ходе производственных (педагогических) практик в школах города, района.

Показателями развития уровня научно-методической деятельности студентов могут стать:

– личная заинтересованность в участии в мероприятиях научно-методического характера;

– сформированность научно-исследовательских умений и навыков;

– владение исследовательскими умениями в ходе решения практических задач.

Опыт работы в вузе убеждает нас в том, что для определения уровня развития научно-методической деятельности будущих педагогов может быть использована технология портфолио.

Портфолио как педагогическая технология выступает средством оценки личностных достижений студента в ходе вузовского обучения. Сегодня в вузе все чаще говорят об электронном портфолио (е-портфолио). Основной целью его создания является мониторинг личностного роста студента [3].

Среди принципов построения портфолио выделяют:

– многоаспектность предоставления достигнутых достижений;

– возможность фиксировать изменения в развитии личности студента;

– открытость и ясность в ходе построения целей и задач;

– рефлексию или оценку своей работы.

Использование технологии портфолио в вузе позволяет решать следующие дидактические задачи:

– непрерывно осуществлять педагогическое наблюдение за самостоятельным и индивидуальным развитием студента и уровнем сформированности у него необходимых профессиональных компетенций;

– развивать высокую мотивацию к участию в научной и методической деятельности;

– дополнительно поощрять и оценивать студента за проявление активности и самостоятельности в ходе учебы в вузе;

– развивать у будущих педагогов навыки рефлексии собственной научно-методической, общественной деятельности;

– совершенствовать практические умения планирования учебной, научной, воспитательной деятельности, а также анализа собственного уровня методической подготовки.

Преподавателям вуза – наставникам, кураторам студенческих групп – технология портфолио позволяет:

– осуществлять в течение всех лет обучения мониторинг уровня компетентности будущего педагога во всех видах деятельности, организуемых в вузе, в том числе и его научно-методической деятельности;

– вносить коррективы в процесс организации учебной, научной, творческой деятельности студента;

– представлять студента к поощрению за достижения в учебе, научной деятельности;

– своевременно выявлять возникающие проблемы в ходе обучения будущих педагогов и определять пути их решения [4].

При запуске технологии портфолио в вузе следует учитывать ряд принципиальных положений:

– в основе работы с технологией портфолио всегда лежит правило добровольности;

– студент должен понимать, как работать с данной технологией;

– необходимо определить вид портфолио, его структуру;

– определить критерии и способы оценивания портфолио.

В педагогической литературе рассматриваются различные варианты портфолио, но вуз может установить свой по решению студенческого самоуправления или других управленческих структур. В ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» портфолио студента включает в себя следующие разделы:

– раздел «О себе»;

– раздел «Мои достижения до поступления в вуз» (копии дипломов, грамот, благодарностей и др.);

– раздел «Достижения в научно-методической и научно-исследовательской деятельности»;

– раздел «Достижения в воспитательной и общественной деятельности» [5].

Рассмотрим разделы портфолио:

«О себе» как раздел портфолио включает в себя описание автобиографии студента, которая пишется им в свободной форме и от руки. В этом разделе портфолио осуществляется анализ событий и эпизодов из жизни студента, описываются события или личности, повлиявшие на его развитие и выбор жизненного пути. Особое внимание при заполнении данного раздела необходимо уделить самостоятельному анализу, умению выразить собственное отношение к перечисленным фактам.

«Мои достижения до поступления в вуз». В данном разделе будущие педагоги могут представить те личные достижения, которые были ими достигнуты до момента поступления в вуз. Практика показывает, что это могут быть документы, подтверждающие получение образования в школе, техникуме, колледже, в учреждениях дополнительного образования; сертификаты об участии в олимпиадах, конкурсах и др. Студенты по желанию могут представить фото- и видеодокументы, которые тоже подтверждают их успехи. Содержание данного раздела дает представление о динамике научной, учебной и воспитательной деятельности студента, а также об уровне развития познавательного интереса.

«Достижения в научно-методической и научно-исследовательской деятельности». В данном разделе портфолио мы рекомендуем студентам указать темы их научно-исследовательской и методической работы (курсовой работы, рефератов, дипломной работы, научных статей и т.д.). Анализируя представленную тематику работ, педагог-куратор совместно со студентом смогут проанализировать сформированность у обучающихся научного интереса к предмету, проблемы, которые, возможно, предстоит решить в будущем. Предоставляются оригиналы или копии документов, подтверждающих успехи студента (грамот, сертификатов, научных статей и др.). Особое внимание нужно уделять умению студента ранжировать представленные документы по уровню значимости и важности участия в мероприятиях. Важным этапом работы становится анализ студентом уровня его мыслительных способностей и возможностей. Эти размышления помогут учащемуся и его наставнику определить программу дальнейшего развития и совершенствования личности.

«Достижения в воспитательной и общественной деятельности». В данном разделе описывается участие студентов в воспитательных мероприятиях, проводимых как в вузе, так и в городах, районных центрах республики. Представленный материал может быть оформлен студентом в виде текста, фотографий, грамот, сертификатов.

Результаты оценивания портфолио студента позволяют составлять в конце каждого семестра рейтинг студентов. Для фиксации результатов и оценки портфолио чаще всего используется сводная ведомость, рейтинговый балл переводится в отметку по 5-балльной шкале.

Сводная ведомость студента может включать в себя:

– средний балл успеваемости за семестр;

– количество опубликованных научных статей;

– очное или заочное участие в научных конференциях, семинарах, олимпиадах, форумах (подтвержденное дипломами или иными документами);

– наличие свидетельства, акта внедрения, патента;

– уровень участия в научно-исследовательских проектах;

– участие в работе студенческих научных кружков и др.

С целью выявления необходимости использования технологии портфолио в подготовке будущих педагогов и определения уровня научно-методической подготовленности студентов Марийского государственного университета нами был проведен опрос. В исследовании участвовали бакалавры 1–4-х курсов и магистры 1-го и 2-го курсов в количестве 58 человек. На вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением, что использование технологии портфолио в вузе позволит преподавателям и студентам проследить процесс саморазвития каждого студента?» положительно ответили 85% опрашиваемых. На вопрос: «Способствует ли технология портфолио развитию у студентов мотивации к участию в научно-методической деятельности, организуемой в вузе?» положительно ответили 74% опрошенных. Большинство респондентов (79%) ответили положительно на вопрос: «Способствует ли технология портфолио совершенствованию умений и навыков планирования научно-методической деятельности, а также самостоятельному анализу уровня профессиональной подготовки?» 90% опрошенных ответили положительно на вопрос: «Поможет ли технология портфолио в трудоустройстве выпускника вуза?»

Результаты исследования и их обсуждение. Многолетняя практика работы в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» позволяет говорить о необходимости использования технологии портфолио в ходе вузовской подготовки. Ориентируясь на представленный в портфолио материал, мы можем провести анализ уровня теоретической и практической подготовки студентов к ведению будущей профессионально-педагогической деятельности. В условиях модернизации образования и реализации инновационных подходов и технологий актуальность приобретает сформированность научной и методической компетентности будущих педагогов. Современный педагог должен уметь активизировать обучающихся к научной деятельности на уровне общеобразовательной школы. Это важно и для поступления выпускников школ в высшие учебные заведения, так как большинство видов деятельности в вузе требуют сформированности компетенций в научной деятельности.

Выводы. Современная система высшей школы характеризуется своей инновационностью. Это во многом связано с реализацией современных технологий обучения. Использование в ходе вузовского обучения разнообразных педагогических технологий является сегодня необходимостью и основным требованием Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Это связано и с тем, что подготовка студентов к педагогической деятельности должна осуществляться в контексте квазипрофессиональной технологии. Практическую направленность подготовки студентов невозможно осуществлять вне современных педагогических технологий. Подготовка в контексте технологий обучения формирует практические компетенции студентов. Использование в образовательном процессе технологии портфолио позволяет осуществлять мониторинг профессионального развития студента, в том числе и его научно-методической деятельности. Анализ достижений будущих педагогов, представленных в портфолио, поможет разработать индивидуальный образовательный маршрут студента для достижения намеченных образовательных целей.