Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE HELP OF THE UNIVERSITY IN THE ORGANIZATION OF THE CHOICE OF FUTURE PROFESSION OF SCHOOL STUDENTS

Zaytseva S.A. 1 Kiselev V.S. 1
1 Shuya branch of Ivanovo State University
The main thesis of the article is that: the success of students studying at the university, the quality of training graduates of the university and their further employment in accordance with their profession depends a lot on the readiness of school graduates to make a conscious choice of profession and the interest of applicants in the chosen direction and profile of training. Work in the field of professional self-determination of students is traditionally carried out within the school and is a prerequisite for the preparation of graduates in accordance with the requirements of the federal educational standard of secondary general education. Despite this, universities, as interested structures for attracting applicants with high academic achievements, carry out advertising, educational, scientific, leisure and other types of work with schoolchildren, thereby implementing the career guidance of future applicants. This article presents a model of the organization of a professional orientation activity by a higher education institution, its directions and mechanisms of implementation are described; characterized by the contribution of the administration, teachers and students in this type of activity; A performance evaluation system is proposed; confirms the feasibility of the implementation of the proposed model based on the analysis of statistical data. The organization of high school interaction with potential applicants cannot be successful without the active use of modern information and communication technologies: educational website, social groups, online competitions, virtual museums and laboratories, forums, distance courses, etc.
career guidance
applicant
university
student
success
information and communication technology

Среди семи показателей эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, мониторинг которых осуществляется ежегодно, выделены средний балл ЕГЭ поступивших в вуз абитуриентов и процент трудоустроенных выпускников вузов. Для подтверждения своей эффективности и повышения рейтинга вузу необходимо принимать во внимание эти показатели. Значительная работа в данном направлении реализуется в провинциальных вузах, так как им приходится привлекать к себе успешных выпускников школ, участвуя в соревновании с ведущими столичными и национально-исследовательскими вузами. Многолетнее наблюдение за учебными достижениями студентов и их дальнейшей профессиональной деятельностью позволило нам выдвинуть гипотезу, согласно которой успешность обучения студентов в вузе, качество подготовки выпускников вуза и их дальнейшее трудоустройство в соответствии с полученной профессией во многом зависят не только от успешности обучения абитуриентов в школе, но и от готовности выпускников школы к осознанному выбору профессии и заинтересованности абитуриентов выбранным вузом, направлением и профилем подготовки. Важным направлением деятельности вуза как заинтересованной структуры по привлечению абитуриентов с высокими учебными достижениями (баллами ЕГЭ) становится реализация профориентационной работы со школьниками.

Цель исследования: разработать и реализовать модель организации вузом профориентационной деятельности, экспериментальным путем подтвердить результативность предложенной модели.

Материал и методы исследования: изучение и анализ нормативных и законодательных документов, научно-методической, технической и педагогической литературы по проблеме исследования, моделирование, проведение и статистическая обработка результатов педагогического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Под профориентационной работой в рамках данного исследования будем понимать целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у выпускника школы готовности к осознанному и обоснованному выбору общественно необходимой профессии, не входящей в противоречие с индивидуальными возможностями, интересами, мотивами и потребностями личности выпускника, способность выпускника школы наметить реализуемые маршруты по получению выбранной профессии [1]. Работа в области профессионального самоопределения учащихся традиционно осуществляется в рамках школы и является обязательным условием подготовки выпускников согласно требованиям Федерального образовательного стандарта среднего общего образования [2]. Показателями результативной профориентационной работы школы являются сформированные умения у выпускников школы делать самостоятельный осознанный выбор профессии. Педагогический коллектив школы должен помочь выпускнику выявить и проанализировать мотивы выбора им профессии; условия и перспективы востребованности данной профессии на рынке труда; спрогнозировать и оценивать возможность получения им данной профессии [3].

Управление профориентационной работой носит, с одной стороны, психолого-педагогический характер (учет индивидуальных особенностей, потребностей и приоритетов личности выпускника), а с другой – социально-экономический характер (сбалансированность молодых кадров на рынке труда, социальная удовлетворенность молодежи, плановое и эффективное вложение средств в подготовку молодых кадров). Недостаточная информированность выпускников школы о предстоящей профессиональной деятельности, ее особенностях, негативных издержках и профессиональных требованиях к исполнителю часто приводит к выбору выпускником не направления подготовки и образовательной программы (как основы будущей профессии), а предпочитаемого учебного заведения либо образа жизни. Иногда место учебы для выпускников воспринимается как средство достижения материальных благ, а на практике приобретенное образование не оправдывает ожиданий молодых специалистов [4].

Если недавно вузы не задумывались об организации планомерной профориентационной работы с потенциальными абитуриентами, то возникший в провинциальных вузах недостаток абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и низкий конкурс на бюджетные места заставили вузы искать пути своего позиционирования на рынке образовательных услуг [5]. При этом задача вуза заключается не только в том, чтобы просто агитировать, организовывать дни открытых дверей, но и привлекать косвенно, через участие школьников в вузовской жизни (конкурсы, научные конференции, дополнительное образование и т.д.), студентов и преподавателей вуза – в проведении школьных мероприятий (студенческая практика, школьные научные мероприятия, мастер-классы и др.) [6]. Целью данных мероприятий являются вовлечение школьников в студенческую жизнь, установление эмоциональной связи между студентами вуза и потенциальными абитуриентами, привлечение внимания целевой аудитории к определенным направлениям подготовки вуза [7].

Показателями качества профориентационной работы с точки зрения внешнего к школе эксперта нами выбраны достигнутые и специальным образом измеренные результаты выпускников школ:

1) на этапе окончания школы (степень готовности обучающегося к профессиональному самоопределению): информированность о разнообразии профессией, их востребованности, перспективности и профессиональных требованиях к соискателям; способность к самооценке своих склонностей, возможностей в плане получения образования и работе по выбранной специальности; способность к построению реализуемого образовательного маршрута получения образования;

2) на этапе обучения в вузе (качество уже совершенного студентом выбора вуза, направления и профиля подготовки): самостоятельность выбора, удовлетворенность студента выбранной программой подготовки, вузом, видение им перспектив дальнейшего образования или трудоустройства по профессии и др.;

3) на этапе трудоустройства (приобретенная профессия и качество полученного образования): удовлетворенность молодого специалиста работой по полученной специальности; оценка своей готовности к выполнению профессиональных функций, наличие перспектив профессионально-карьерного роста и др.

Результаты каждого из этапов могут быть использованы для оценки результативности профессионального самоопределения школьника. При этом каждый из последующих этапов делает оценку профориентационной работы более объективной. В нашем исследовании качество профориентационной работы оценивалось на основании первых двух этапов.

Рассмотрим некоторые формы взаимодействия между школой и вузом на примере Шуйского филиала ИвГУ, представленные в модели на рисунке 1. Главной задачей такого взаимодействия в первую очередь является профориентация, направленная на выбор выпускниками школ будущей профессии. Сюда относятся различные мероприятия, проводимые вузом (дни отрытых дверей, конкурсы, олимпиады, квесты и др.).

Для информирования школьников о различных мероприятиях, об актуальной информации по направлениям подготовки, условиях приема в Шуйском филиале ИвГУ ежедневно обновляется официальный сайт вуза, созданы группы в социальных сетях. Школьники имеют возможность подписаться на новостную рассылку, на сайте вуза содержится форма обратной связи, где все желающие могут написать пожелания по работе и оптимизации сайта и групп в социальных сетях, а также предложить свои варианты информирования и взаимодействия.

Несколько раз в год проводятся дни открытых дверей, на которых, в том числе в интерактивной форме с использованием информационных технологий, будущим студентам демонстрируются возможности обучения в вузе, на встречах с представителями факультетов и актива студентов раскрываются особенности реализуемых направлений подготовки, перспективность дальнейшего трудоустройства. На ежегодные студенческие ярмарки вакансий в вузе мы приглашаем не только выпускников вузов, но и заинтересованных выпускников школ города. Для многих выпускников школ эти встречи являются решающими в выборе дальнейшей профессии и нашего вуза.

Рис. 1. Модель профориентационной деятельности вуза со школьниками

Ежегодными в стенах вуза стали предметные олимпиады, в организации которых принимают участие представители работодателя и студенты, а их результаты учитываются при поступлении в вуз. Это дает возможность школьникам – будущим абитуриентам проверить свой уровень подготовки, получить опыт олимпиадной деятельности, приобщиться к студенческой жизни на консультациях перед олимпиадой, на награждении и на встречах по разбору решений олимпиадных заданий.

В нашем вузе практикуются и приветствуются совместные трехсторонние проектные исследования: студент – учитель – учащиеся. Опыт совместной научной деятельности студентов и школьников позволяет студентам приобщиться к будущей педагогической деятельности, а учащимся – получить необходимую помощь от будущих педагогов и узнать о направлениях и особенностях студенческой научной деятельности. Такое взаимодействие стало более массовым и результативным с развитием информационных и коммуникационных технологий.

На базе кафедры информационных систем и технологий совместно с учителями города и района для школьников 5–9-х классов проводятся ежегодные образовательные тематические квесты, для учащихся 9–11-х классов – олимпиады по программированию. Организаторами обозначенных мероприятий являются преподаватели кафедры и учителя информатики, творческими исполнителями – студенты, а участниками – школьники. Аналогичные проекты реализуются и на других кафедрах вуза. Также на базе кафедры информационных систем и технологий проводятся курсы робототехники для школьников разных возрастов. Направление робототехники является в настоящее время одним из самых популярных и востребованных в системе дополнительного образования в вузе. Занятия для школьников проводят наряду с преподавателями и студенты. Это направление деятельности дает возможность и детям, и их родителям не только освоить основы робототехники, попробовать себя в качестве инженера, но и познакомиться с университетом, поработать на современном оборудовании, пообщаться с преподавателями, сотрудниками и студентами.

Все мероприятия происходят с активным использованием информационных технологий. Олимпиады, конкурсы, курсы и квесты имеют сайты, на которых можно получить информацию, зарегистрироваться и задать интересующие вопросы организаторам. Созданы группы и страницы в социальных сетях для быстрого взаимодействия между участниками. Также используются различные платформы дистанционного обучения и площадки для проведения вебинаров. Олимпиады и конкурсы проводятся с применением тестирующих систем, что позволяет быстро подводить итоги независимо от количества участников.

Рассмотрим результаты внедрения представленной модели профориентационной деятельности вуза со школьниками. В исследовании участвовали абитуриенты и студенты 2015–2018 гг. поступления в вуз, мы их условно разделили на экспериментальную и контрольную группы. В контрольную группу включили тех респондентов, которые поступили в вуз до того, как обозначенная модель профориентационной работы вуза со школьниками была реализована в полном объеме.

Оценка результативности реализация модели на практике осуществлялась на основе данных, полученных в результате тестирования и анкетирования абитуриентов и студентов.

Рис. 2. Результаты опроса абитуриентов и студентов экспериментальной и контрольной группы

Представленные на рисунке 2 результаты апробации модели профориентационной деятельности вуза со школьниками говорят о том, что вовлечение школьников в студенческую жизнь, появление взаимодействия между школьниками и студентами, а также включение в профориентационную деятельность вуза информационных технологий значительно повышает удовлетворенность студентов выбором вуза и образовательной программы и видение ими перспективы дальнейшего трудоустройства в соответствии с полученным образованием.

Выводы. Работа в области профессионального самоопределения учащихся традиционно осуществляется в рамках школы и является обязательным условием подготовки выпускников согласно требованиям Федерального образовательного стандарта среднего общего образования. Несмотря на это, вузы как заинтересованные структуры по привлечению абитуриентов с высокими учебными достижениями (баллами ЕГЭ) осуществляют рекламную, образовательную, научную, досуговую и другую работу с учащимися школ, тем самым реализуя профориентацию будущих абитуриентов.

Анализ полученных результатов педагогического исследования и статистическая обработка подтверждают целесообразность реализации предложенной модели организации вузом профориентационной работы. Реализация модели возможна только в случае активного включения в данное направление деятельности не только администрации вуза, но и преподавателей и студентов. Организация взаимодействия вуза с потенциальными абитуриентами не может быть успешной без активного использования современных возможностей информационных и коммуникационных технологий, таких как образовательный сайт, социальные группы, онлайн-олимпиады, виртуальные музеи и лаборатории, форумы, дистанционные курсы и др.