Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INNOVATIVE SOCIAL-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION OF ELDERLY PEOPLE

Mosina O.A. 1 Dzhabatyrova B.K. 2
1 Kuban state university
2 Federal State Budget Institution of Higher Education Adyghe State University
Education of elderly people is a new direction in the educational system of Russia, in connection with which the issues of organization of the educational process aimed at the older age group are updated. Without belittling the importance of traditional methods, means and technologies of education for national pedagogy, the authors of this article consider the possibility of using innovative forms of education for the elderly. Studies conducted in the field of gerontology demonstrate the need not only to involve the elderly in educational activities, but also to meet their internal needs for new knowledge and skills, which allowed the authors to focus on the development of new technologies of education of the elderly. Such technologies should solve a number of problems: the formation of subject-subject relations within the educational space, the creation of an atmosphere of trust; assistance in adapting to the educational process and space; reconstruction of skills and abilities of the zone of the nearest development of the elderly person's personality, his involvement in social activities, etc. The presented theoretical analysis of scientific works allows us to isolate the practice-oriented issues of formation of technology of socio-pedagogical support of geront formation and to determine its key objectives that are important for its development and further implementation.
education of the elderly
elderly people education
the technology of socio-pedagogical support

Последние десятилетия развития цивилизации характеризуются существенной трансформацией демографической структуры европейских государств. Тенденция роста продолжительности жизни населения и, как следствие, старения общества, приводит к увеличению в нем доли людей пожилого возраста. При этом наряду с некоторым снижением трудоспособности данной категории населения у них сохраняется потребность в самореализации, стремление и ресурсы быть социально полезными. «Пожилые люди, выйдя на пенсию, хотят быть востребованными и иметь возможность успешно реализовать себя в посттрудовой период. Проблема заключается в том, что поле для самореализации пожилого человека может быть ограничено реально существующими факторами современной действительности» [1].

Одним из способов решения данной проблемы нам видится обеспечение интеграции людей пожилого возраста в образовательное пространство, создание условий для осознанного и компетентного выбора ими области претворения в жизнь социального и профессионального опыта с целью расширения сферы взаимодействия и т.п. Ряд отечественных исследователей подтверждают наличие данного социального и личностного запроса.

Такие ученые, как М.В. Ермолаева, М.А. Зыскина, О.А. Кувшинова, Н.В. Курилович и др., активно поддерживают возможности вовлечения пожилых людей в образовательное пространство современного общества. В частности, М.Э. Елютина и Э.Е. Чеканова в своих исследованиях аргументированно возражают против рассмотрения пожилого возраста как периода эпилога жизни и считают, что процесс развития человека, как комбинационной системы, не может быть ограничен каким-либо «конечным состоянием» [2]. Кроме того, они определяют, что люди старших возрастов обладают хорошей организацией памяти, способностью к верным суждениям относительно неопределенных жизненных ситуаций, что детерминирует наличие возможности обучения в старшем возрасте.

Их исследования подтверждают, что обучение помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения уровня и качества жизни пожилых людей, которое связано не только с материальным благополучием [2].

Отдельного внимания заслуживает точка зрения Н.С. Пряжникова по данному вопросу. Он рассматривает активность в пожилом возрасте и возможности ее реализации в инновационном ракурсе. Двигателем, ведущим пожилого человека вперед, ученый видит его желание «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» среди людей. Большое внимание исследователь уделяет устойчивым связям пожилого человека со сверстниками. «Если у пенсионера сложились устойчивые отношения с другими пенсионерами, то определенная общая деятельность может серьезно увлечь их, и тогда они стараются отдавать себя этой новой деятельности без остатка, особенно если такая деятельность представляется старикам общественно значимой» [3].

Целью представленного исследования является теоретическое обоснование технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования и модели ее реализации.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть теоретическо-методологические основы технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования.
  2. Разработать модель реализации технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования.

Материал и методы исследования. В ходе проведенной работы осуществлялся анализ научной литературы, в ходе которого были аргументированы теоретические основания модели реализации социально-педагогического сопровождения геронтообразования, в том числе этапы ее реализации.

При организации и проведении исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ, индукция и дедукция, педагогическое моделирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Существующий зарубежный опыт образования людей пожилого возраста показывает, что его основной вектор опирается на положение о том, что оно должно стать условием как для адаптации, так и для компенсации специфических возрастных трансформаций.
Еще Т. Парсонс утверждал, что успешное функционирование общественной системы может обеспечить только социальная интеграция всех социальных групп, механизмом интеграции, среди прочих, обозначена сфера образования. В европейской науке основные технологии геронтообразования рассматриваются в рамках двух концепций геронтопсихологии: развития интеллекта, когнитивных способностей и степени обучаемости людей пожилого возраста (П.Б. Балтес, X. Гойсс и др.), обусловивших развитие таких технологий, как арт-терапия, технологии групповой работы и пр. А также формирование мотивации у людей третьего возраста к участию в процессе образования (Ф. Карл, Дж. Фишер и др.), детерминирующие технологии социального участия, индивидуального консультирования и др. [4].

Кроме того, на сферу образование возлагается функция формирования нового восприятия пожилого возраста как периода продуктивного и деятельностного (его целевые и содержательные ориентиры, механизмы реализации и т.д.).

Российские научно-теоретические и практические педагогические традиции в отношении образования людей пожилого возраста демонстрируют необходимость не столько вовлечения пожилых в образовательную деятельность, сколько удовлетворение их внутренних потребностей в получении новых знаний и навыков, что, в свою очередь, позволяет авторам данной работы заявить о значимости развития системы педагогического и социально-педагогического сопровождения образования людей старшего возраста. Следовательно, потребность в разработке новой технологии геронтообразования проявляется достаточно рельефно [5-7].

Такая технология должна решить ряд проблем, связанных со спецификой обучения людей пожилого возраста, а именно: формирование субъект-субъектных отношений внутри образовательного пространства, создание атмосферы доверия; оказание помощи в адаптации к образовательному процессу и пространству; реконструкция умений и навыков зоны ближайшего развития личности пожилого человека; активация процесса вторичной социализации за счет формирования навыков и умений, связанных с новыми видами деятельности; распространение знаний и практики здорового образа жизни; вовлечение в социально полезную деятельность и др. В контексте представленного исследования данную технологию возможно обозначить как технологию социально-педагогического сопровождения.

Исходя из теоретического анализа, ведущими ориентирами, на которых должно строиться сопровождение, являются: консультационный характер деятельности сопровождающего; приоритет потребностей сопровождаемого; непрерывность сопровождения и его координация; комплексность сопровождения; индивидуализация сопровождения; направленность на групповые интересы обучающихся.

Вышесказанное санкционирует уточнение основных методов социально-педагогического сопровождения образования людей пожилого возраста: контрольно-диагностические, к которым относятся анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, дискурс-анализ, экспертная оценка; логического поиска: консультирование, беседа; развивающие: тренинг, ролевые игры, метод авизо.

Осмысление социально-педагогического сопровождения позволяет рассматривать его как технологию, которая обладает системной структурой, консолидирующей управленческий потенциал образовательной организации с сопровождаемой группой обучающихся людей пожилого возраста, осуществляемую в основном педагогическими методами и направленную на повышение результативности сферы образования людей пожилого возраста.

Базовыми целе-результативными позициями социально-педагогического сопровождения являются:

  1. Формирование нового образа старости – профилактика и преодоление негативных проявлений психофизиологического старения.
  2. Обеспечение роста социальной значимости людей пожилого возраста посредством активного использования их физической и интеллектуальной активности.
  3. Расширение образовательного пространства в соответствии с запросами стареющего населения.
  4. Вовлечение геронтов в общественно значимую деятельность – участие в группах взаимопомощи, общественных акциях и пр.

Говоря о значимости технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования, необходимо еще раз отметить, что актуальным является не формальное вовлечение пожилых в образовательную деятельность, а удовлетворение их внутренних потребностей в получении новых знаний или навыков, которые зачастую не связаны напрямую с получением образования, а, скорее, с досугом, расширением социальных контактов и пр.

Исходя из вышесказанного, разрабатывая модель реализации социально-педагогического сопровождения геронтообразования, мы базировались на том, что она предназначена для применения в высших учебных заведениях. Заметим, что данное положение обусловливает выделение двух групп субъектов: геронтов, чьи образовательные потребности и жизненные обстоятельства актуализировали создание рассматриваемого вида социально-педагогической деятельности, и представителей образовательной организации (педагогов, студентов), призванных реализовать эту деятельность, но нуждающихся в превентивной предметно-методической подготовке.

В соответствии с сущностью социально-педагогического сопровождения определена следующая цель моделируемой деятельности – научить человека, вступающего в поздний период жизни, преодолевать проблемы, которые приходят вместе с возрастом. В свою очередь, характер наиболее типичных проблем людей пожилого возраста, относящихся к предметной области образования людей пожилого возраста, определяет следующую совокупность задач, детализирующих цель социально-педагогического сопровождения: удовлетворение познавательных потребностей пожилых людей, организация досуга, совершенствование межличностного общения.

Решение поставленных задач и достижение сформулированной цели предполагает этапную дифференциацию деятельности, определение ее содержательных направлений, осуществление градации этапов деятельности с выбором средств и методов этапной деятельности и т.д.

Представляется логичным выделение трех содержательных направлений социально-педагогического сопровождения геронтообразования, соответствующих теоретически обоснованным задачам (рисунок). Этапы реализации технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования: просветительский; развивающий; завершающий.

На просветительском этапе определяются своеобразие, отличие обучающихся, устанавливаются личностные особенности, образовательные и познавательные потребности. Комплект разработанных и апробированных тестов может результативно способствовать поставленным задачам.

Модель реализации социально-педагогического сопровождения геронтообразования

Проводится подготовка педагогического коллектива вуза к проведению образовательных программ для людей пожилого возраста. На вводной лекции-презентации проходит информирование о содержании программы, ее обсуждение. Отдельно проводится информирование представителей обучающейся группы людей пожилого возраста о проводимой программе и ее актуальности.

Развивающий этап является основным этапом в реализации заявленной модели, направлен на создание ситуаций возможности принятия обучающимися новой образовательной среды, а также организацию образовательного взаимодействия между обучающим и обучающимися, а также между самими обучающимися. Этот этап требует наличия стратегического образовательного плана.

На данном этапе проводится:

  • диагностика творческого потенциала обучающихся, их социального самочувствия, образовательных и познавательных потребностей, стремления к реализации социально значимой деятельности, склонности к содержательному проведению досуга;
  • психолого-педагогическая адаптация к новым социально-возрастным условиям и потребностям; ведущим считаем биографический подход по факту совокупности методик, позволяющих в групповой работе постигать, осознавать прошедший жизненный путь конкретного человека;
  • обучение, направленное на освоение новых видов деятельности, таких как основы компьютерной грамотности, основы ЗОЖ в пожилом возрасте и пр.;
  • содержательное проведение досуга, организация мероприятий, посвященных государственным, местным и народным праздникам; проведение праздничных концертов и др.

Завершающий этап является контрольным, позволяющим отследить результаты реализации модели – включает диагностические срезы, а также рефлексию результатов деятельности обучающих и обучающихся. Данный этап предполагает вычленение наиболее характерных проблем, а также возможных путей их устранения, осмысление обучающимися и педагогами результатов самосовершенствования и саморазвития.

Проводится повторная диагностика таких показателей, как желание независимости, творческие способности, социальное самочувствие, образовательные и познавательные потребности, направленность к социальной деятельности, склонность к проведению содержательного досуга.

Заметим, что данный этап является условным, он может служить отправной точкой для нового «образовательного круга». Таким образом, социально-педагогическое сопровождение становится непрерывным процессом, в котором содержание основного этапа деятельности постоянно изменяется в соответствии с изменяющимися (в том числе развивающимися) потребностями и интересами людей пожилого возраста.

Выводы

Проведенное исследование позволило уточнить позицию автора относительно формирования инновационной технологии социально-педагогического сопровождения геронтообразования, а также проектирования модели его реализации, которая выстроена с учетом основных этапов исполнения.

Представленное исследование не претендует на законченность и окончательность сделанных выводов. Оно лишь намечает основные направления дальнейшего экспериментального исследования.