Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION

Somova Y.V. 1 Gladysheva M.M. 1 Valyaeva G.G. 1 Degodya V.A. 2 Rebezov M.B. 3, 4, 5
1 NMSTU Nosov Magnitogorsk state technical university
2 Ural State Law University
3 Ural State Agricultural University
4 Russian Academy of Staffing of Agro-Industrial Complex
5 FGAOU VO "South Ural State University (National Research University)"
This article presents the results of the study, which was conducted on the basis of the Nosov Magnitogorsk State Technical University. The theoretical foundations of the formation of research competencies of students in the process of continuing professional education are outlined. In the process of conducting experimental work, a model was developed for the formation of students' research competencies, the requirements for the development of which are presented in the article. The pedagogical conditions for the effective formation of students' research competencies, the stages of continuing education are given and thoroughly substantiated. The proposed methodology was developed taking into account the selected principles and levels of research competencies of students, given in the article and corresponds to different stages of training. At the same time, the methodology for the formation of research competencies of students in the process of continuous professional education has a certain structure: the goal, the participants (teachers and students), the learning process in the NGO process and the result. Studies show that distance learning is of the greatest interest for professional development. Therefore, the article pays special attention to distance learning and innovative teaching methods that affect the final result of the experiment, which is given in the form of tabular data.
research competence
professional education
experimental work
forming an experiment
pedagogical conditions

Развитие исследовательской деятельности во всех сферах жизни влияет и на потребность в активных, самостоятельно мыслящих специалистах, которые, наряду с возможностью адаптироваться к возникающим условиям, могли бы изменять их с учетом новой ситуации профессиональной деятельности, умели бы адекватно оценивать произошедшие изменения, владели бы опытом самовосполнения исследовательской компетентности [1]. Это ведёт к усложнению механизмов образования и, соответственно, деятельности людей, занятых в этой сфере [2]. Начальная база исследования по формированию исследовательских компетенций обучающихся (далее по тексту ИКО) в процессе непрерывного профессионального образования (далее по тексту НПО) изложена в трудах М.М. Гладышевой [3; 4].

В качестве цели мы определили формирование исследовательских компетенций обучающихся (в дальнейшем ИКО) в процессе непрерывного профессионального образования (в дальнейшем НПО).

Важным для формирования ИКО является деятельность преподавателя. Преподаватель с помощью разработанной методики и личного взаимодействия с обучаемым помогает добиться наивысшего результата при формировании ИК и личности будущего специалиста. При этом результатом исследовательской работы должен стать определенный уровень сформированности ИКО в процессе НПО.

Материал и методы исследования: анализ, сравнение, принцип объективности, выдвижение и проверка гипотез, констатирующий и формирующий эксперименты.

В процессе проведения экспериментальной работы разработана модель формирования ИКО в процессе НПО. При проектировании модели были выделены уровни формирования ИК и этапы непрерывного образования. Также каждому уровню ИК соответствовал определенный прогнозируемый результат.

При разработке модели были учтены следующие требования:

1) качество подготовки обучающихся должно удовлетворять современным запросам общества;

2) уровни и этапы формирования ИКО в процессе НПО;

3) результаты констатирующего и формирующего эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективное функционирование модели формирования ИКО в процессе НПО определяется реализацией педагогических условий, которые влияют на организацию учебного процесса, делают его более интересным и насыщенным творческими ситуациями. Непрерывный процесс обучения позволяет подготовить специалистов, способных применять полученные знания и умения на практике на разноуровневых этапах обучения [5; 6].

При выявлении и обосновании педагогических условий были учтены условия, приведенные на рисунке 1.

Рис. 1. Педагогические условия

Методика формирования ИКО разрабатывалась комплексно в процессе НПО и раскрывается в пределах разработанной модели, которая является примером структурно-содержательного типа и выделенных выше педагогических условий эффективного формирования ИК. При этом методика формирования ИКО в процессе НПО содержит определенную структуру, куда включены преподаватели и обучающиеся, которые в процессе непрерывного образования идут к достижению поставленной цели.

Мы формировали ИКО в соответствии со следующими этапами, принципами и требованиями, представленными на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы, принципы и требования формирования ИКО

В процессе разработки модели учитывалась взаимосвязанность и целостность всех компонентов. Все составляющие данной модели реализовывают заданную функцию комплексно, в зависимости от других компонентов, входящих в данную модель. При этом конечным результатом является степень сформированности ИКО, к которому стремятся все компоненты модели в процессе НПО. Формирование ИК зависит не только от разработанной модели, но и от методики, различной на каждом этапе непрерывного образования, а также педагогических условий, принципов и требований, предъявляемых к будущим специалистам.

Методика формирования ИК разрабатывалась поэтапно с учетом выделенных принципов и требований (рисунок 3).

Важным на этапе самореализации является повышение квалификации уже состоявшихся специалистов, работающих на предприятии. Как показывают исследования, наибольший интерес для повышения квалификации специалистов вызывает дистанционное обучение.

Рис. 3. Методика формирования ИК

В процессе формирования ИК на этапе самореализации важным является дистанционное образование. Главные черты дистанционного образования приведены на рисунке 4. При этом в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» создана система дистанционного обучения (СДО), внедренная в образовательный портал вуза [7].

Рис. 4. Дистанционное образование

Данная дистанционная система обучения предполагает следующие категории пользователей и их деятельность (таблица 1).

Таблица 1

Пользователи СДО

Пользователь

Деятельность

Администратор

Регистрирует пользователей в системе, ведет создание и учет учебных групп и курсов, в том числе обучающихся и преподавателей, ассистентов и экзаменаторов. Для защиты данных и информации создает резервные копии курсов и текущего состояния системы

Преподаватель

Разрабатывает лекции, практические и лабораторные работы по определенному курсу, организует и проводит занятия с обучающимися, ведет журнал посещаемости в СДО, проводит тестирование, обсуждает с обучающимися конкретные вопросы по курсу

Обучающиеся

Проходят обучение на курсах, предоставляемых СДО: изучают лекции, выполняют лабораторные и практические работы по курсу, ведут обратную связь с преподавателем, участвуют в процессе обсуждения, проходят тесты, сдают зачеты и экзамены

Ассистент

Является помощником преподавателя, консультирует обучающихся по конкретным вопросам дисциплины, координирует тематику дискуссий и тем для обсуждения

Экзаменатор

Проверяет результаты прохождения лабораторных и практических работ, тестов обучающимися и корректирует оценки, выставляемые СДО

Гость

На сайте СДО есть возможность проходить пробное обучению даже незарегистрированному пользователю, который является гостем

Куратор

Преподаватель, который является куратором группы, имеет дополнительные возможности: общение и контроль с обучающимися курируемой группы, доступ к личным данных обучающихся

 

Инструменты пользователей СДО разработаны как для преподавателя, так и для обучающегося и представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Инструменты пользователей СДО

Помимо этого, включение обучающихся в исследовательскую деятельность подразумевает не только использование инновационных методов и средств в процессе обучения, но и самостоятельную научную деятельность обучающихся. Написание статей, тезисов по научной теме ведется под контролем преподавателя. Обучающиеся участвуют в семинарах и конференциях международного уровня, с выездом по России и за пределы РФ. Международное сотрудничество с другими вузами позволяет анализировать и сравнивать собственные достижения с достижениями других специалистов, взаимодействовать и развивать свои способности и компетенции. Также обучающиеся вместе с преподавателями принимают участие в договорных работах кафедры или вуза с ПАО «ММК» города Магнитогорска и другими крупными предприятиями. Это дает возможность утвердиться обучающемуся не только как личности, но и стать специалистом более высокого уровня.

Эксперимент проводился в г. Магнитогорске на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Участниками эксперимента по формированию ИКО на первом этапе являлись студенты многопрофильного колледжа и обучающиеся 1, 2 курса Института энергетики и автоматизированных систем (ИЭиАС). На втором этапе к экспериментальной работе были привлечены бакалавры и специалисты ИЭиАС 3, 4, 5 курсов. На третьем этапе экспериментальная работа проводилась среди магистров и аспирантов ИЭиАС. В процессе формирующего эксперимента были выделены уровни сформированности ИКО: низкий, ниже среднего, средний, высокий. Каждый уровень сформированности ИК направлен на достижение определенного результата. Состояние сформированности ИКО в экспериментальной и контрольной группах в ходе формирующего эксперимента представлено в таблице 2.

Таблица 2

Состояние сформированности ИКО в ходе формирующего эксперимента

Уровни

До начала ОЭР

В ходе ОЭР

В конце ОЭР

экспер.

контр.

экспер.

контр.

экспер.

контр.

Низкий

17,6

17,5

8,6

19,8

0

8,3

Ниже среднего

45,6

45

19,5

35,4

8,3

12,5

Средний

32

31,7

53,6

39,6

41,7

62,5

Высокий

4,8

5,8

18,3

5,2

50

16,7

Ср

2,4

2,27

2,82

2,3

3,42

2,87

Кэфф

1,057

1,22

1,19

Тнабл

0,263

4,278

8,2

 

Таким образом, видно, что формирование ИК происходило в двух группах: экспериментальной и контрольной. По результатам экспериментальной работы можно сделать вывод, что более эффективное обучение и достижение цели было в экспериментальной группе.

Заключение. Таким образом, педагогические условия, разработанные на каждом этапе обучения, делают процесс обучения более интересным и насыщенным. Методика формирования ИКО разрабатывалась комплексно в процессе НПО с учетом этапов обучения, а также определенных принципов и требований к обучению. Для эффективного формирования ИКО создана система дистанционного обучения, внедренная в образовательный портал ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» По данным экспериментальной работы понятно, что разработанная методика формирования ИК на разных этапах обучения, а также принципы и требования в процессе непрерывного образования играют немаловажную роль и влияют на эффективность формирования ИК обучающихся.