Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MONITORING STUDY OF PROFESSIONAL INTENTIONS OF GRADUATES IN THE CONDITIONS OF THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Pakhtusova N.A. 1
1 South Ural state humanitarian-pedagogical University
The article presents the results of the monitoring study of the process of professional self-determination of graduates of the professional pedagogical Institute, due to the binary specialty «Teacher of vocational training». The study was conducted over two years and covers the period 2015-2017 academic years. In the process of monitoring, professional intentions and prospects of employment of graduates of professional pedagogical University are revealed. A number of factors that positively and negatively affect the professional self-determination of University graduates, including professional motives that determine their labor trajectory, analyzed the factors preventing the choice of graduates to work in the pedagogical sphere, and identified some trends. It is revealed that over the years the spirit of the stable trend, which determines the fact that the professional motives of the majority of graduates of professional pedagogical University associated with professional self-determination in the sectoral component of the specialty, due to the prestige of industry specialization; personal interests and a tendency to industry specialization; formed at the stage of option; combination of The positive conditions that contribute to the professional self-determination of the majority of graduates in the pedagogical field, can be attributed to the effective organization of pedagogical practice and the prospect of continuing education in the master's Professional pedagogical Institute.
professional self-determination
professional intentions
graduate
teacher training
employment
monitoring research

Начало активной трудовой деятельности для каждого молодого человека является одним из важнейших этапов жизненного пути. Однако выбор профессии и вхождение в нее непросты, так как профессиональное самоопределение можно рассматривать как разрешение проти­воречия между субъективными предпочтениями индивида и внешней по отношению к нему со­циальной ситуации, определяющей возможности реализации этих предпочтений. Нереализованность профессиональных предпочтений имеет многообразные социальные последствия как для индивида, так и для социума, в том числе слабую профессиональную мотивацию и нежелание работать по полученной специальности.

Психолого-педагогическим аспектам данной проблемы уделяется самое пристальное внимание специалистами Института профессионального самоопределения молодежи Российской академии образования. В разработанной ими концепции профессиональное самоопределение анализируется во взаимосвязи различных сторон его проявления: формирования профессиональной карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, области личностной самореализации, а также реально-практического, действенного отношения личности к системе социокультурных и профессиональных факторов ее бытия и саморазвития.

О.В. Ажнина профессиональное самоопределение понимает как выбор молодежью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы и т. д.) и построение профессиональной карьеры и рассматривает его как особую ценность, как морально-нравственную основу выбора, адекватность которого повысит качество дальнейшей жизни [1].

М.Г. Магомедова, Л.В. Махлеева профессиональное самоопределение рассматривают через призму профессиональной направленности как иерархическую систему мотивационных комплексов, определяющих выбор профессии, избирательно-положительное отношение к ней, успешность овладения ею и эффективность ее реализации [2, 3].

 По мнению ряда авторов (Р.Р. Исмагиловой, Д.М. Азаматова, Р.Ф. Гатиятуллина) профессиональное самоопределение учащейся молодежи в современных условиях является важным фактором успешной социальной адаптации и процессом подготовки к ней [4].

Профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения в вузе является одним из этапов профессионального развития. При этом формируются осознанное отношение выпускников к выбранной профессиональной траектории, их индивидуальная позиция к определенной специальности.

Мониторинговое исследование профессиональных намерений выпускников в условиях профессионально-педагогического вуза проводилось на базе Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарного университета. Цель мониторинга: факторный анализ динамики процессов профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников профессионально-педагогиче­ского вуза.

В качестве основных аспектов в рамках исследуемой проблемы оказались следующие:

– выявление профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза и оценка имеющихся перспектив их трудоустройства;

– анализ причин, влияющих на профессиональное самоопределение выпускников, специальность которых носит бипрофессиональный характер.

Материал и методы исследования. Исследование проведено на основе анкетного опроса на выборке студентов четырех специальностей Профессионально-педагогического института: «Профессиональное обучение» (по отраслям), оканчивающих обучение в 2015–2016 и 2016–2017 учебном году. В данной статье частично представлены результаты мониторинга за два года.

Необходимо отметить, что особенностью профессии, приобретаемой студентами Профессионально-педагогического института, является то, что она носит бипрофессиональный характер. С одной стороны, она относится к пе­дагогической профессии («Педагог профессионального обучения»), с другой – в ней присутствует отраслевая составляющая (декоративно-прикладное искусство и дизайн, информатика и вычислительная техника, транспорт, экономика и управление и др.). Это означает, что профессиональная мобильность выпускников профессионально-педагогического вуза в определенной степени расширяется, т.е. выпускник может работать как преподавателем общетехнических и специальных дисцип­лин, мастером производственного обучения, так и техником-технологом в отрасли. Поэтому показателен тот факт, что некоторую часть выпускников интересует в специальности только отраслевая составляющая [5].

Результаты исследования и их обсуждение. Выявление профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза и оценка имеющихся перспектив их трудоустройства показали, что только небольшая их часть имеют намерение после окончания вуза строить свою профессио­нальную карьеру на педагогическом поприще. По данным 2015–2016 учебного года таких выпускников немногим больше 14%. А в 2016–2017 учебном году этот показатель несколько возрос (до 18,4%), но, безусловно, остается недостаточным. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Намерения выпускников относительно профессионального

самоопределения по окончании вуза

 

Намерения выпускников

% от числа ответивших респондентов

2015–2016 уч. год

2016–2017 уч. год

Собираются работать по специальности «Педагог профессионального обучения»

14,3

18,4

Не собираются трудоустраиваться по специальности согласно квалификации

62,5

60,6

Еще не определились

 

23,1

21,0

 

Уточняя причину принятия такого решения, мы выявили: 8,9% из них нравится профессия педагога. В 2016–2017 учебном году таких студентов стало значительно больше. Уже 20,4% выпускников продемонстрировали желание и интерес к профессионально-педагогической деятельности. При этом 15,2% из них указывают на хорошую организацию пе­дагогической практики, в результате чего им понравилось работать с обучающимися СПО, и, соответственно, их выбор имеет осмысленный и мотивированный характер.

Кроме означенных факторов, стимулирующим условием при выборе педагогической деятельности для 13,3% выпускников 2015–2016 учебного года и 21,0% студентов 2016–2017 учебного года является желание продолжить обучение в магистратуре. Таким образом, данные тенденции мы рассматриваем как положительные.

Продолжая анализ данных, размещенных в таблице 1, следует отметить, что 62,5% выпускников 2016 года и 60,6% выпускников 2017 года не собираются трудоустраиваться по специальности согласно квалификации «Педагог профессионального обучения».

Следует отметить, что на данный момент у многих студентов отсутствуют целевые установки по поводу своего будущего профессионального развития: цели достаточно абстрактны либо формулируются, но не связываются со специальностью согласно приобретаемой квалификации (по данным исследования 23,1% выпускников 2016 года и 21,0% выпускников 2017 года еще не определились со своим выбором).

Процесс профессионального самоопределения будет более эффективным, если в период обучения в образовательной организации стимулировать интерес в развитии понимания социальной значимости выбранной профессии; выявить совокупность условий, определяющих профессиональную готовность студентов вуза.

Причинами, влияющими на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой составляющей их специальности, являются: исходный мотив строить профессиональную карьеру в отраслевой сфере, транзитивная (временная) работа в отрасли, интерес к изучению отраслевых дисциплин (предметов) во время учебы и собственные усилия, направленные на овладение знаниями и умениями в области отраслевой подготовки, организация технологической практики. Именно отраслевая составляющая в профессии является наиболее привлекательной для 34,6% выпускников этого учебного года, и вероятнее всего именно эти выпускники ориентированы на построение профессиональной карьеры в отраслевой сфере.

Несмотря на то что на вузовском этапе профессионального становления должна формироваться предрасположенность индивида к реализации намеченного пути профессионального развития, складываться положительная установка на педагогическую деятельность, на некоторую часть студентов учеба в вузе оказала обратный эффект и способствовала разочарованию в педагогической профессии. Данный вывод подтверждается следующими данными исследования: на разочарование в педагогической профессии во время учебы указали 5,2% выпускников, на слабую организацию педагогической практики – 3,9% респондентов. Положительная оценка организации технологической практики со стороны студентов, обеспечившей им изучение документации, основных процессов управления предприятием с учетом отраслевой специфики, техники и технологических процессов, а также условия для закрепления профессионально важных знаний и умений практической работы по профессии соответствующего профиля, еще раз подтвердила ее значительное влияние на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой сфере и принятие решения не работать в педагогической сфере.

Визуально данные отве­тов респондентов на вопрос, почему они не собираются работать педагогами, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Причины, влияющие на профессиональное самоопределение выпускников в отраслевой сфере

 

Причины

% от числа ответивших респондентов

2015–2016 уч. год

2016–2017 уч. год

При поступлении на учебу в Профессионально-педагогический институт в специальности привлекла только отраслевая составляющая

34,6

47,4

Во время учебы больше усилий было затрачено на овладение знаниями и умениями по отраслевой составляющей специальности

5,2

5,0

Транзитивная работа в отраслевой сфере и необходимость получения диплома о высшем образовании

0

13,1

Разочарование в профессии педагога во время учебы

 

5,2

3,5

Невысокая зарплата у педагога, лучше устроиться на высокооплачиваемую работу в отрасли

32,0

34,3

Хорошо организованная технологическая практика, оказавшая влияние на решение работать не в педагогической сфере

5,2

6,1

Желание строить карьеру специалиста в отраслевой сфере

33,3

47,4

Слабая организация педагогической практики

 

3,9

3,5

Недостаточная практическая база обучения

 

0

3,5

 

Судя по данным таблицы, основной причиной, объясняющей нежелание студентов заниматься педагогической деятельностью, является тот факт, что изначально они видели свой трудовой путь в отрасли, связанной с выбранным технологическим образованием. Кроме этого, влияние на их выбор оказали внешние обстоятельства – транзитивная работа в отрасли, хорошо организованная технологическая практика, низкий уровень заработной платы и др. И данные о состоянии трудовой занятости (табл. 3) и сфере трудовой деятельности студентов (табл. 4) во время обучения в вузе также являются подтверждением указанного факта.

Таблица 3

Состояние трудовой занятости студентов (в%)

Вариант ответа

Учебный год

2015–2016

2016–2017

Да, у Вас есть постоянное место работы

24,7

26,3

Нет, Вы только учитесь

29,9

40,5

Вы иногда подрабатываете

27,3

21,0

Нет ответа

18,1

12,2

 

Анализируя приведенные выше факты, следует обратить внимание на то, что 24,7% выпускников 2015–2016 учебного года совмещают работу и учебу (у них есть постоянное место работы), выпускников 2016–2017 учебного года – 26,3%; иногда подрабатывают 21,0% и 27,3% соответственно. 29,9 % студентов не работают, только обучаются (по данным 2015–2016 учебного года). Немногим большее значение имеет показатель, демонстрирующий количество студентов, которые не совмещают учебу и работу в 2016–2017 учебном году (40,5%). В целом просматривается тенденция распределения трудовой занятости респондентов.

При этом из тех, кто работает или подрабатывает, более 1/3 имеют место работы в отраслевой сфере, и около 1/7 выпускников – в педагогической. Сферу постоянной работы респондентов можно проследить, анализируя данные, размещенные в таблице 4.

Таблица 4

Сфера постоянной профессиональной деятельности респондентов (в%)

Вариант ответа

Учебный год

2015–2016

2016–2017

В педагогической

14,3

12,2

В отраслевой

37,7

39,5

Нет данных

48,0

48,3

 

Выводы. В данной статье представлен фрагмент мониторингового исследования. В целом по результатам двухлетнего наблюдения были выявлены следующие тенденции.

  1. Профессиональные мотивы большинства выпускников бинарных специальностей профессионально-педагогического вуза связаны с профессиональным самоопределением в отраслевой составляющей специальности, и данная тенденция сохраняется.
  2. Основными факторами, влияющими на отраслевую ориентированность выпускников, являются следующие: престижность отраслевой специализации; личные интересы и склонности к профессиональной деятельности в соответствующей отрасли, сформированные на этапе оптации; низкая оплата труда педагога; высокие требования к педагогу, предъявляемые со стороны общества, а также совмещение учебы в вузе и работы по отраслевым специальностям, т.е. транзитивная работа в отрасли.
  3. Намечается положительная тенденция роста выпускников, демонстрирующих интерес к профессионально-педагогической деятельности и желание работать по полученной специальности после окончания вуза. Стимулирующими факторами являются эффективная организация и положительное влияние процесса прохождения педагогической практики в организациях СПО и перспектива продолжить обучение в магистратуре. 

Исследование выявило ряд проблем содержательного и организационного характера, требующих оперативного разрешения. Для их решения разработаны рекомендации субъектам, участвующим в подготовке и трудоустройстве выпускников профессионально-педагогического института.