В настоящее время в учебных планах вузов редко встречаются отдельные дисциплины, предназначенные для развития личности, а именно для формирования исследовательских компетенций в процессе образования, что необходимо для современного общества во всех сферах жизнедеятельности. Потребность в активных и инициативных специалистах, обладающих исследовательскими компетенциями, знающих специфику исследовательской и инновационной деятельности, постоянно возрастает. Хотя существует большое количество работ, посвященных отдельным аспектам исследовательской деятельности, была проведена экспериментальная работа по формированию исследовательских компетенций, начальная база которой изложена в трудах [1, 2].
Цель исследования: проведение констатирующего и формирующего экспериментов на разных этапах вузовской подготовки для оценки эффективности непрерывного профессионального образования.
Проведенный эксперимент на трех этапах непрерывного образования показал, что произошедшие изменения в степени сформированности исследовательских компетенций будущих специалистов достигнуты благодаря разработке структурно-содержательной модели и методики с использованием инновационных методов и форм обучения, а также при постепенном увеличении элементов исследовательской деятельности в процессе непрерывного образования.
Экспериментальная работа проводилась в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова». Для проведения эксперимента в университете был разработан образовательный портал [3].
Проведение экспериментальной работы было направлено в первую очередь на проверку состояния исследовательской деятельности в вузе и прогнозирование деятельности обучающихся, на дальнейшее обучение и продвижение их в научно-исследовательской деятельности. Также совместная инновационная деятельность преподавателей и обучающихся не только способствует развитию творческих способностей студентов, но и делает их востребованными специалистами на рынке труда.
В процессе экспериментальной работы перед будущими специалистами ставится задача не только освоить программу университета, но и внести вклад в научную деятельность, усовершенствовать свои навыки, развить их и внедрить в профессиональную деятельность.
Материалы и методы исследования
Для проведения анализа экспериментальных данных и выявления уровня сформированности на заключительном этапе экспериментальной работы была создана модель формирования исследовательских компетенций обучающихся, которая включала в себя элементы разных уровней непрерывного профессионального образования. Основные компоненты модели представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные компоненты модели формирования исследовательских компетенций
В процессе разработки модели большое внимание уделялось реализации педагогических условий (ПУ) именно в процессе непрерывного профессионального образования. Выделенные ПУ были разработаны с целью повышения эффективности профессионального образования. Причем ПУ оказывают влияние на конечный результат не каждый по отдельности, а все вместе, комплексно. Таким образом, был разработан комплекс ПУ, взаимосвязанных и дополняющих друг друга, представленный на рисунке 2.
Рис. 2. Педагогические условия эффективного формирования исследовательских компетенций
Следует отметить, что система задач и заданий на разных этапах обучения строится с учетом определенных принципов и требований обучения, представленных на рисунке 3.
Рис. 3. Принципы и требования обучения
В процессе разработки методики на каждом этапе непрерывного образования были выделены задачи и задания, направленные на определенный результат, а именно на повышение уровня сформированности исследовательских компетенций у будущих специалистов. Для каждого этапа были разработаны задания разного типа для обучающихся в основном с применением мультимедийных технологий в образовательном процессе высшего учебного заведения [4]. Главными достоинствами мультимедийных технологий при проведении эксперимента являются доступность и содержательность предоставляемого материала, удобная подача и восприятие информации. Максимальное удобство и комфорт при работе с мультимедийными технологиями испытывают не только обучающиеся, но и преподаватели. В связи с этим улучшилась информационная образовательная среда в процессе непрерывного профессионального образования [5].
Соответствие задач и заданий каждому этапу непрерывного обучения приведено в таблице.
Соответствие задач и заданий каждому этапу непрерывного обучения
Этап |
Уровень подготовки |
Типология задач и заданий |
Средства и методы обучения |
Адаптационный |
Довузовская профессиональная подготовка и 1-й, 2-й курсы вузовской подготовки |
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать; - восприятие информации |
- задачи динамического характера; - автоматизированные обучающие системы; - эвристические вопросы; - учебная дискуссия |
Поисково-творческий |
3-й, 4-й, 5-й курсы вузовской подготовки |
- умение ориентироваться при поиске новой информации, отбирать и классифицировать информацию по заданной теме; - применение эффективных методов при сборе и обработке информации; - разработка собственного алгоритма для решения задач; - доказательство и отстаивание собственной точки зрения при защите выполненной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы; - оценка эффективности проделанной работы; - планирование эксперимента и проведение обработки экспериментальных данных |
- задачи, основанные на алгоритмическом предписании; - творческие задачи; - деловые игры; - индивидуальные задания в процессе производственной практики по получению научных исследовательских умений и навыков; - индивидуальные задания в процессе производственной преддипломной практики; - учебно-исследовательская работа студентов; - научно-исследовательская работа студентов |
Этап самореализации |
Магистратура и аспирантура |
При выполнении диссертационного исследования перед обучающимися ставятся следующие задачи: - систематизация, обработка и применение ранее полученных знаний; - закрепление теоретических знаний на практике и расширение практических знаний по специальности при выполнении работы; - развитие умений и навыков ведения самостоятельной работы; - овладение методиками научного исследования и экспериментирования |
- выполнение диссертационного исследования; - публикация собственных работ обучающегося в научных изданиях по теме научной работы; - публикация научных статей в Scopus и Web of Science |
Результаты исследования
При организации и проведении экспериментальной работы учитывались принципы, отражающие основные элементы исследовательской деятельности (рис. 4) [6, 7].
Рис. 4. Принципы организации и проведения экспериментальной работы
Для проведения экспериментальной работы на каждом этапе непрерывного образования были разработаны критерии, опираясь на которые, студенты шли к поставленной цели. Более подробно критерии рассмотрены ранее [8].
На протяжении всей экспериментальной работы исследовательские компетенции оценивались по четырем уровням: нижний, ниже среднего, средний и высокий. Следует заметить, что для достижения конечных результатов в процессе исследования было уделено внимание отдельным аспектам, которые входят в состав исследовательских элементов. Так, на адаптационном этапе были оценены по отдельности исследовательские умения и личностно-мотивационная направленность обучающихся, которые в большей степени влияют на формирование исследовательских компетенций в период довузовской профессиональной подготовки и вузовской подготовки младших курсов, где обучающиеся изучают в основном общеобразовательные дисциплины и частично дисциплины по выбранной специальности.
Отдельное внимание на поисково-творческом этапе непрерывного образования было уделено профессиональным исследовательским знаниям, полученным при решении исследовательских задач и заданий. Именно на это ориентирована методика формирования исследовательских компетенций обучающихся на втором этапе обучения, поскольку важными показателями сформированности на данном этапе являются не только активные действия обучающихся, но и правильность и быстрота выполнения представленных в экспериментальной работе задач и заданий.
На этапе самореализации большое внимание уделяется таким элементам исследовательской работы, как отношение обучающегося к исследовательской деятельности, его заинтересованность и интерес к будущей профессии и ее развитию. При этом не меньшее внимание уделяется и качеству выполнения исследовательских заданий при создании магистерской диссертации или написании аспирантом диссертационной работы.
Помимо этого, при организации и проведении экспериментальной работы по формированию исследовательских компетенций обучающихся на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» был проведен тщательный отбор участников эксперимента на каждом этапе обучения, где выделялись контрольные и экспериментальные группы и применялись стандартные методы и средства обучения и разработанная методика с использованием инновационных средств и методов обучения [9, 10].
Состояние сформированности исследовательских компетенций в ходе формирующего эксперимента у обучающихся экспериментальной и контрольной групп представлено на рисунке 5.
Рис. 5. Состояние сформированности исследовательских компетенций обучающихся экспериментальной и контрольной групп в ходе эксперимента
Выводы
Таким образом, по завершении экспериментальной работы видно, что результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах, заметно отличаются именно в степени сформированности исследовательских компетенций обучающихся. В первую очередь изменился высокий уровень сформированности исследовательских компетенций именно в экспериментальной группе. Уровень сформированности исследовательских компетенций у обучающихся экспериментальной группы возрос на 45%, тогда как в контрольной группе – на 10%. Также видны изменения и на низком уровне сформированности исследовательских компетенций. В экспериментальной группе с низким уровнем оказалось на 17% меньше обучающихся, а с уровнем ниже среднего – на 37%. В контрольной группе с низким уровнем обучения стало на 9% меньше обучающихся, а с уровнем ниже среднего – на 32%.
Таким образом, были наглядно представлены произошедшие изменения в степени сформированности исследовательских компетенций будущих специалистов, тем самым – повышение эффективности непрерывного профессионального образования. При формировании исследовательских компетенций в процессе непрерывного профессионального образования главную роль сыграли креативная организация учебного процесса и постепенное внедрение элементов исследовательской деятельности в процесс обучения, что развило интерес к научной работе у обучающихся. Также этому способствовала разработанная методика с использованием инновационных средств и методов обучения, соответствующих каждому этапу формирования исследовательских компетенций, что повлияло на эффективность проведенной экспериментальной работы.