Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Lyutova N.P. 1
1 GBOU Gymnasium № 272 Admiralty district of St. Petersburg.
The article presents a model of developing educational environment that contributes to the successful socialization of students. The relevance of this article is not in doubt, since it is due to the social order of society for the development of the personality of students, the formation of their creative potential, allowing to master, transform and create new ways of organizing their activities and generate new ideas, creating conditions for their successful socialization. The article presents the role of developing educational environment from the position of its functions and principles of construction: organizing, educating, developing. The goals, functions and principles of developing educational environment are described. Special attention is paid to the detailed description of the characteristics of the developing educational environment. According to the author, the developing educational environment should be variable, rich, psychologically safe, socially comfortable. The article lists its basic components: democratization of school, social partnership of school and community, volunteerism. The main principles of the developing educational environment - social partnership, the center of which is the individual development of each child. The criteria necessary for the formation of developing educational environment - social activity, choice, awareness of choice, personal meanings, saturation, mobility-are highlighted. The article describes the organizational and content basis of the developing educational environment, represented by the components-modules: axiological, innovation and management, professional competence, social and pedagogical, monitoring, integration. Criteria of efficiency of the developing educational environment are presented: social comfort, variability, saturation, psychological safety, satisfaction with the environment, each of which confirms the effectiveness of the implemented model of the developing educational environment in practice.
socialization
successful socialization
model of developing educational environment
educational environment
developing educational environment

Изменения во всех сферах жизни, столкновение с новыми реалиями, ценностями и моделями поведения меняют смыслы деятельности человека, требуют от него творческой интерпретации повседневности. Особая роль в решении этой задачи принадлежит образованию как институту социализации, что обязывает педагогов к осмыслению и пониманию социальности как сущностной характеристики образования. Значимость процесса социализации актуализирована в современных программных документах об образовании наличием соответствующей терминологии из области социологии и социальной философии: «социальный заказ», «субъекты социализации», «социальный опыт», «социальное партнерство», «социальный мир», «социальная справедливость», «социальная компетентность», «социальный лифт», «социальная защита» и многие другие [1].

Каждое из приведенных понятий требует не только содержательного анализа при организации педагогической деятельности, но и определения способов работы для достижения целей воспитания в разных аспектах социализации учащихся, уже обозначенных в «Примерной основной образовательной программе» Стандартов второго поколения. Основной целью Стандартов второго поколения является не предметный, а личностный и социальный результаты, достижение которых наиболее продуктивно обеспечивает созданная в образовательном учреждении такая среда, которая бы решала определенные задачи для развития обучающихся, отвечала их запросам и интересам. Среда воздействует всесторонне и естественно на приобретение тех или иных способностей, формирует те или иные стороны психического облика обучающихся, но в ответ на это воздействие возникает встречный запрос на ее усовершенствование. Необходимо создать условия для формирования в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самоопределению, самоорганизации, саморегуляции, самоконтролю и самооценке. «Способность к субъектному, автономному действию и поведению – сущностная основа становления многообразных способностей и качеств человека на разных ступенях образования» [2]. Общественными, социально-педагогическими, психолого-педагогическими условиями становления субъектности человека являются свобода действия, возможность выбора, ответственность за последствия своих действий и поступков [2].

Цель нашего исследования – в качестве модели развивающей образовательной среды представить целенаправленно сформированную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений в образовательной организации, обеспечивающих решение разнообразных задач развития обучающихся основной школы, которые реализуются в следующих «…практических подходах:

– переход от предметного к спóсобному освоению материала;

– конструирование надпредметного содержания по значимым видам деятельности;

– создание событийного ряда смыслообразующих видов деятельности;

– расширение пространства социальной деятельности уча­щихся;

– организация мотивированной, самостоятельной, практи­ко-ориентированной учебы;

– изменения в структуре деятельности и на ее основе фор­мирование личностных свойств, установок, ценностей;

– множественность видов деятельности и множественность пространств деятельности;

– использование деятельности в качестве сдерживающего ме­ханизма разрушающих воздействий;

– передача учащимся технологий успешного действия в различных жизненных ситуациях;

– становление способностей к самоопределению, самоорга­низации;

– развитие способности делать собственную жизнедеятель­ность предметом своих преобразований: осмысливать свои обра­зовательные (жизненные) перспективы, вырабатывать стратегии жизненного пути, ставить перед собой собственные жизненные задачи, задачи саморазвития» [3].

Роль развивающей образовательной среды раскрывается с позиций ее функций и принципов построения:

– организующая функция, цель которой – создать образовательное пространство для продуктивного взаимодействия ученика со сверстниками, педагогами, включая его в разнообразную личностно значимую для него деятельность на основе его выбора, общения, осмысления происходящего, для полного проживания тех смыслов, к которым он уже готов;

– воспитывающая функция ориентирована на создание педагогических условий, воспитывающих ситуаций, которые будут значимы для учащихся, будут создавать ситуацию успеха для каждого ученика, мотивировать его к социально значимой деятельности, побуждать к субъективной позиции и как следствие – получить свой социальный опыт.

В работах по данной теме мы уже раскрывали понимание развивающей функции, где отталкивались от «...понимания самого развития как результата воспитания и обучения как показателя продвижения человека к совершенству, и от того значения, которое заложил в развитие Л.С. Выготский. Это расстояние от “зоны актуального” к “зоне ближайшего” развития ребенка. Значит, развивающая среда каждого вида деятельности по своему содержанию должна соответствовать “зоне актуального” развития самого слабого (именно в этом виде деятельности) и “зоне ближайшего” развития самого сильного (в этом же виде деятельности) в группе учащихся» [4].

Мы считаем, что развивающая образовательная среда должна быть вариативной, насыщенной, психологически безопасной, социально комфортной, удовлетворяющей потребности учащихся основной школы.

Такой способ организации среды определил сущность и смысл модели развивающей образовательной среды, обеспечивающей успешную социализацию учащихся основной школы в нашем исследовании.

Нами определены следующие составляющие развивающей образовательной среды: пространственно-предметный, содержательный, межличностный, субъектный.

На основании анализа существующих материалов по конструированию образовательных сред нами выделены следующие критерии, необходимые для формирования развивающей образовательной среды в нашем исследовании: социальная активность, возможность выбора, осознанность выбора, личностные смыслы, насыщенность, мобильность.

Главным ориентиром в разработке модели в нашем исследовании служила идея развития социальной активности, включающая переосмысление традиционных подходов к образованию, преодоление репродуктивности образовательного процесса, ориентацию учителя на личность ученика, его потребности и на создание условий воспитания с учетом разносторонних способностей учащихся.

Модель развивающей образовательной среды включает в себя базовые и содержательные компоненты [4].

Базовые компоненты: демократизация школы, социальное партнерство школы и сообщества, добровольчество.

Главным принципом развивающей образовательной среды является социальное партнерство, центр которого – индивидуальное развитие каждого ребенка. Образование в ней понимается как жизнь, а не как подготовка детей к жизни. Главным принципом процесса обучения становится жизнь детей и взрослых, которая реализуется и формируется в разных формах. Все вопросы, возникающие в процессе формирования успешной социализации учащихся основной школы, решаются в условиях сотворчества, сотрудничества, сопереживания; имеется возможность для ученика и учителя самореализоваться в сфере обучения.

Для учащегося это организация образовательного процесса, когда он сам может решить, в какой социально-педагогической нише ему комфортно, где существует возможность постоянного выхода индивида «за свои границы», реализации творческого потенциала.

Относительно педагога это создание возможности выбора профессионально-нравственного, дающего свободу в решении личных целостных подходов и новых идей, и профессионально-технологического, возможного при свободном владении всей широты средств, возможностей, техник в процессе развития и образования.

На рисунке представлена модель развивающей образовательной среды как условия успешной социализации учащихся основной школы.

Модель развивающей образовательной среды

Содержательные компоненты модели «…(горизонтальная ось) показывает взаимную направленность и встречу двух субъектов: социально активной школы (ОАШ) и индивидуальной социальной активности школьника (ИСА) на основе ведущих принципов организации взаимодействия: от самопознания – к самовоспитанию. Вертикальная ось отражает результативность такого взаимодействия – от самодеятельности обучающихся к самореализации личности» [4].

Организационно-содержательную основу деятельности развивающей образовательной среды школы как свободного, развивающегося сообщества в логике разработанной модели составляют следующие компоненты – модули [4]: аксиологический, инновационно-управленческий, профессионально-компетентностный, социально-педагогический, мониторинговый, интеграционный.

Аксиологический модуль направлен на осуществление деятельности ценностно-смыслового согласования, на выявление и удовлетворение интересов и потребностей всех участников образовательного процесса, на уточнение базовых ценностных оснований взаимодействия в связи с новой концепцией развития.

Инновационно-управленческий модуль организует своевременное информационное обеспечение всех участников образовательного процесса информацией об осуществляемых новшествах, обеспечивает расширение полномочий общественно-государственного управления и ученического самоуправления в создании развивающей среды.

Профессионально-компетентностный модуль направлен на реализацию проектов инновационной деятельности методобъединений, курсов повышения квалификации, творческих внешних и внутришкольных конкурсов, недели педагогического мастерства, ориентированных на освоение требований ФГОС.

Социально-педагогический модуль осуществляет создание системы социально-педагогического партнерства (внешнего и внутреннего), внеучебной деятельности гимназистов как ресурса их самореализации, детских научно-практических конференций, социально значимых проектов и их реализацию как основу освоения гимназистами разных социальных практик, а также организацию взаимодействия семьи и школы как фактора поддержки развития ОУ.

Мониторинговый модуль – система оценки качества: разработка и реализация мониторинговых процедур, своевременная корректировка результатов, планов, программ, действий.

Интеграционный модуль осуществляет интеграцию учебной и внеучебной образовательной деятельности. Научно-практические конференции, социально значимые проекты, моделирование, исследовательские работы – основа освоения учащимися социально значимой деятельности, приобретение собственного социального опыта, который будет залогом их успешной социализации.

В процессе исследования нами были разработаны критерии эффективности развивающей образовательной среды: социальная комфортность, вариативность, насыщенность, психологическая безопасность, удовлетворенность средой, каждый из которых подтверждает эффективность внедренной модели развивающей образовательной среды на практике. Использовались методы: анкетирование, тестирование, интервьюирование.

Критерий социальной комфортности подтверждается результатами методик:

– изучение социализированности личности учащегося (М.И. Рожков) направлено на выявление уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся;

– оценка и самооценка школьниками нравственных качеств личности, по З.И. Васильевой, позволяет определить свои нравственные ценности и ценности своих одноклассников в обучении и общении.

Критерий «вариативность» подтверждается качественным показателем как разнообразие видов деятельности, выбором этих видов деятельности в соответствии с возможностями и желанием учащихся и количественным показателем – динамикой участия учащихся основной школы в конференции «Ровесник – ровеснику».

Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков, М.В. Сергеева), направленная на изучение широты потребностей учащихся, выраженности их интересов к активным видам деятельности, к общению, к развлечению, к творчеству, подтверждает насыщенность развивающей образовательной среды школы.

Критерий «психологическая безопасность» подтверждается используемыми методами диагностики (они достаточны и валидны), снижением уровня тревожности по результатам теста «Оценка уровня школьной тревожности Филлипса», направленного на изучение уровня и характера тревожности, результатами работы по программе психолого-педагогического сопровождения учащихся основной школы.

Критерии удовлетворенность средой подтвержден результатами методик:

– изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью (автор А.А. Андреев);

– МЫ-концепции педагогического коллектива (автор А.А. Кочетова) [5];

– изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (разработана Е.Н. Степановым, направлена на выявление уровня удовлетворенности работой гимназии, готовности к сотрудничеству, возможности участия в образовательном процессе).

Эффективность модели развивающей образовательной среды зависит от того, как она:

– воспитывает личность, способную и готовую жить в ситуации социальных изменений, требующих принятия самостоятельных решений;

– формирует умение реализоваться в различных жизненных областях;

– соответствует потребностям социокультурной сферы.

В результате проведенного нами исследования мы сделали следующие выводы: модель развивающей образовательной среды, разработанная и внедренная в образовательный процесс, вариативна, насыщена, психологически безопасна, социально комфортна, удовлетворяет потребности учащихся, т.е. эффективна и способствует успешной социализации учащихся основной школы.