Формирование духовно-нравственных ценностей выступает важнейшей задачей, так как духовно-нравственные ценности являются стержневыми для личности. Присутствие духовно-нравственных ценностей в ценностном сознании студентов – будущих специалистов обеспечит сохранение общества и культуры, будет способствовать поддержанию национальной безопасности страны. Процесс формирования духовно-нравственных ценностей будет уместно рассматривать в контексте трехкомпонентной структуры ценностей.
Цель исследования: провести теоретический анализ механизмов формирования духовно-нравственных ценностей студентов и сформулировать практические рекомендации по повышению эффективности формирования духовно-нравственных ценностей с учетом трехкомпонентной структуры ценностей.
Материалы и методы исследования. Данное исследование основано на результатах исследований, проведенных автором среди студентов ссузов и вузов, а также на результатах теоретического анализа материалов по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях разрушения общественных идеалов и непрекращающейся социальной трансформации идеология была и остается важным механизмом консолидации общества. Нравственные ценности выступают стержневой структурой формирования и развития личности. Внимание на духовно-нравственные ценности как на «духовные скрепы», интегрирующие и соединяющие социальные общности, обращал Президент России В.В. Путин: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились» [1].
Действительно, в условиях трансформирующегося общества духовно-нравственные ценности как никогда нужны и важны для нормального функционирования личности, общества, государства, для развития и сохранения национальной культуры.
Исследования формирования нравственных ценностей можно встретить в трудах М.В. Аникеева, И.В. Гильгенберга, М.В. Куранова, Е.В. Поленякиной, М.И. Скомороховой, Т.Ю. Сычевой, В.П. Бездухова, А.В. Воронцова, Г.П. Ивановой, В А. Караковского, А.В. Кирьяковой, С.И. Маслова, Н.Е. Щурковой.
К проблеме поэтапного формирования нравственных ценностей учащихся и повышения эффективности этого процесса обращались такие исследователи, как А.В. Иващенко, Г.П. Иванова, Т.М. Чурекова, И.В. Москаленко.
Понятие ценностная ориентация близко по смыслу с понятием социальная установка (англ. attitude). Социальная установка впервые упоминалась в 1918 г. У. Томасом и Ф. Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» [2]. В данном труде социальная установка отражала «ориентацию индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы». В структуре социальной установки М. Смит выделил три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий [3]. Мы считаем, что уместным будет использовать представление о трехкомпонентной структуре социальный установки в рассмотрении ценностной ориентации. Критика трехкомпонентной структуры социальной установки касается того, что может возникать из-за несоответствия между когнитивным и поведенческим компонентами социальной установки, названными в психологической литературе Парадоксом Лапьера [4]. Данное замечание устраняется при вводе теории ролевых диспозиций. Понимание трехкомпонентной структуры социальной установки может справедливо использоваться и для рассмотрения ценностей.
Процесс формирования духовно-нравственных ценностей студентов обусловлен рядом социокультурных процессов современности, среди которых: возрастание рисков и неопределенности, утрата социальных идеалов, рост социальной атомизации и др. Также необходимо учитывать тенденции в трансформации ценностного сознания студентов периода социальных трансформаций с 1990 г. и по настоящее время: на первое место выходит ценностная ориентация «самореализация», ценностные ориентации социального альтруизма снова становятся значимыми [5].
Проблема воспитания духовно-нравственных ценностей связана с поиском культурной базы, на которой будут формироваться ценности. А в обществе «постмодерна» в ситуации ослабевания роли традиций закономерно, что культурных основ становится меньше, а те, что есть, теряют свою значимость. Проблема формирования духовно-нравственных ценностей в вузе связана с пассивностью студентов как участников процесса потребления образовательных услуг, недостаточной мотивацией обучения, отсутствием понимания связи между полученным образованием и трудовой деятельностью. Все это формирует слабую вовлеченность в учебную деятельность, что снижает эффект педагогических воздействий в области воспитания духовно-нравственных ценностей.
Т.М. Чурекова и И.В. Москаленко предлагают следующий процесс формирования нравственных ценностей [6]: предъявление нравственной ценности; вызов эмоциональной реакции (как отмечает С.В. Кривцова, ценности «не мыслятся, они чувствуются» [7]); осознание смысла предъявленной ценности на основе эмоциональной реакции; поведенческий этап.
Г.П. Иванова выделяет следующие этапы освоения нравственных ценностей учащимися: познание смыслового содержания нравственных ценностей; осмысление нравственных ценностей; эмоциональное переживание социальной значимости нравственных ценностей; реализация в поведении освоенной ценности [8].
У вышеприведенных исследователей цепочку формирования ценностей можно выразить как познание – осознание – эмоциональная реакция – поведение. Однако, на наш взгляд, процесс формирования ценностей будет более эффективен, если рассматривать цепочки формирования ценностей применимо к каждой составляющей ценности (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), так как механизмы формирования на каждом из этапов будет специфичны. Очевидно, что на когнитивном этапе действуют определенные механизмы восприятия, усвоения, понимания; на эмоциональном этапе значимым процессов сопереживание; на поведенческом этапе будут формироваться поведенческие установки и т.д.
В основе процесса формирования духовно-нравственных ценностей должен быть диалог. Именно в диалоге должен произойти «вызов» когнитивной, эмоциональных компонент, связанных с духовно-нравственными ценностями. Технологическая цепочка: вызов – осмысление – рефлексия активно используется в методах развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП). Технологическая цепочка включает в себя на этапе вызова: актуализацию знаний обучаемых перед изучением темы; на этапе осмысления: поиск и первую встречу с информацией, необходимой дли решения задачи, поставленной на стадии вызова; на этапе рефлексии: размышление обучаемого о своих действиях, способах воспринимать учебный материал, его значимости и возможностях применения [9].
Нами предложен алгоритм формирования духовно-нравственных ценностей с использованием данных этапов (на примере работы ветеранских организаций со студентами). Он включает следующие этапы:
1) вызов. Актуализация знаний о духовно-нравственных ценностях (честь, совесть, долг и т.д.). Инструменты: фокусирующие вопросы, проблемные вопросы, обмен мнениями, мозговой штурм, перепутанные логические цепи и др.;
2) осмысление содержания. Поиск информации о нравственных ценностях, осмысление уже имеющей и недостающей информации. Инструменты: взаимное обучение, ролевые имитационные техники, деловые игры и пр.;
3) рассказ ветерана о собственных нравственных действиях (в бою, в условиях мирной жизни и пр.);
4) обсуждение рассказа ветерана. Ответы на вопросы. Дискуссия;
6) имитационное моделирование нравственных ситуаций с группой. Студенты оказываются в имитационных условиях, в которых необходимо принять нравственный выбор, сделать нравственное решение и нравственное действие;
6) рефлексия. Размышление учащегося о своих знаниях и незнаниях в области духовно-нравственных ценностей и своих реальных и гипотетических нравственных действиях в моделированных ситуациях.
Формирование ценностей через взаимодействие с ветеранами призвано сформировать когнитивный, эмоциональный и поведенческие компоненты духовно-нравственных ценностей.
Нравственные ценности, иллюстрированные живыми примерами, наполняют абстрактные духовно-нравственные ценности жизненным опытом, связанным с кризисными ситуациями, требующими нравственного выбора. Формирование нравственных ценностей без примеров, только на когнитивном уровне, может сформировать в сознании студентов декларативную систему ценностей. Пример подобных деклараций можно увидеть на примере кодекса строителя коммунизма в период перестройки. Эти ценности были во многом абстрактны для некоторой части молодежи, так как не имели когнитивной связки с личной системой ценностей, с мотивацией и потребностями.
Эффективность воспитания духовно-нравственных ценностей будет зависеть от того, насколько предложенные когнитивные составляющие ценностей согласуются с мировоззрением студентов, а также удается ли создать связи между ценностями, которые формируются, и теми, которые уже сформированы у студентов. Одной из значимых ценностных ориентаций согласно последним исследованиям для студентов является «успешность». Целесообразно использовать эту ценность для «когнитивных связок» с нравственными ценностями. Действительно, успешность должна ассоциироваться у студентов с профессионализмом, ответственностью, исполнительностью. А профессионал своего дела не существует в невесомости. Он должен быть и гражданином, и личностью, и Человеком. Другими «опорными» ценностными ориентациями, которые целесообразно использовать для когнитивных связок с нравственными ценностями, могут быть: самореализация, помощь другим, общественно значимый труд, здоровье, безопасность.
Для того чтобы процесс формирования духовно-нравственных ценностей был эффективен, необходимо вывести студента из пассивного состояния поглощения знаний в активное состояние. Для этого нужно активировать критическое мышление.
Для стимулирования критического и аналитического мышления у студентов колледжа РГГУ в г. Домодедово и студентов ГАУГН факультета социологии мы предлагали вместо курсовых работ провести анализ материалов исследований китайских и российских студентов. Задачи исследований были идентичны, поэтому данные исследований можно было сопоставлять. Анализ результатов выполнения задачи показал: у многих студентов присутствуют барьеры при формулировании собственного мнения. Можно предположить, что переход на тестовую форму в ЕГЭ создал перекос в сторону запоминания, в ущерб развитию мышления. В целом можно с уверенностью сказать – данная форма самостоятельной работы пошла на пользу студентам, создав условия для возможности применения аналитических методов работы с информацией.
Поведенческий компонент духовно-нравственных ценностей целесообразно рассматривать в контексте понятия ролевых диспозиций. Концепция диспозиций была разработана В.А. Ядовым. Он подразумевал под ними иерархическую систему установок, реализуемых в определенных ситуациях. В.А. Ядов выделял 4 уровня регуляции поведения личности: поведенческий (элементарные фиксированные установки) в малых группах (социальные установки), в определенной деятельности, целенаправленное поведение в значимых ситуациях (ценности) [10]. Нами была предложена модификация данной концепции, которая подразумевает наличие ролевых диспозиционных комплексов. Следовательно, каждой роли соответствует своя система диспозиций [11].
Для эффективного формирования духовно-нравственных ценностей необходимо формировать «ролевой концепт», связанный с представлением о роли, в рамках которой и будут реализованы духовно-нравственные ценности. Какие роли могут быть связаны с реализацией духовно-нравственных ценностей? Это роль гражданина, роль защитника Родины, роль главы семейства, роль матери, роль отца. Следовательно, это все те социальные роли, которые связаны с реализацией духовно-нравственных ценностей. М.В. Ломоносов именно патриотизм называл системообразующим качеством человека. Он рассматривал «нижнюю» чувственную, эгоистическую часть личности и «высшую» духовную, патриотическую. Цель воспитания он видел в подготовке «истинных сынов Отечества», чертами которых являются высокая нравственность и бескорыстное служение на благо Родины, трудолюбие, любовь к науке и знаниям [12].
Каким образом формируются ролевые диспозиции? Согласно нашей концепции вначале формируются ролевой концепт или представления о роли на основе жизненных примеров, наблюдений, процесса социализации. Ролевая диспозиция, таким образом, включает в себя ряд установок и диспозиций, которые реализуются в различных ситуациях, начиная от первичных установок, связанных с поведенческими компонентами (например, в толпе), и заканчивая высшими диспозициями, связанными с реализацией ценностей.
Сознание современных студентов отличается рядом противоречий, среди которых: прагматизм, эгоцентризм, рационализм. При этом есть нежелание выходить из состояния конформиста, самостоятельно анализировать, формировать собственный, отличный от большинства взгляд, подверженность шаблонному мышлению. В данных условиях реализация духовно-нравственных ценностей часто влечет необходимость идти против мнения большинства. Реализация духовно-нравственных ценностей всегда связана с определенным мужеством, смелостью, наличием собственного мнения, решимостью, готовностью отстаивать свою позицию. Что же может являться базой для формирования мужественности, смелости, решимости в отстаивании духовно-нравственных ценностей? Такой базой является патриотическое воспитание в системах общественных и государственных военно-патриотических клубов. Защита своей Родины неотрывно связана с защитой своей культуры и сохранением духовно-нравственных ценностей. Как отмечает В.И. Лутовинов, патриотизм «…выступает как вершинное духовно-религиозное самопроявление личности» [13].
Военно-патриотическое воспитание призвано сформировать мужество и решимость в отстаивании интересов своей Родины и своего государства, решимость преодолевать различные психологические и социальные барьеры на пути к реализации духовно-нравственных ценностей. В системе патриотического воспитания таким способом формируются ценности и роли с присущими им ролевыми диспозициями.
Заключение. Таким образом, средства и методы работы с каждым из компонентов ценностных ориентаций специфичны. На когнитивном этапе возможно использование методов, активирующих познавательную работу студентов, на эмоциональном уровне необходимы установление эмоциональных связей с прошлыми переживаниями и формирование новых, на поведенческом уровне эффективным будет формирование системы ролевых диспозиций, связанных с конкретными социальными ролями.
В ветеранских организациях необходимо формировать роль защитника Отечества, гражданина, патриота, готового защищать свою Родину. В вузе духовно-нравственные ценности должны быть связаны с ролями профессионала, гражданина, патриота. Если специалист не будет на своем рабочем месте руководствоваться духовно-нравственными ценностями, то его деятельность будет асоциальна.
Изложенные подходы были реализованы в работе комиссии по патриотической работе Российского Совета ветеранов, Межрегиональной молодежной общественной организации военно-патриотического объединения «Мужество» (имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова).