Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMING ANTI-CRIMINAL POSITION OF TEACHERS IN A CORRECTIVE INSTITUTION AS A STRATEGIC DIRECTION OF SCHOOL

Baygulova N.V. 1 Belyaev A.G. 2
1 Tomsk State Pedagogical University
2 municipal budgetary educational institution high comprehensive school No. 68 Tomsk
The article presents the experience of formation of anti-crime position studying prison system under the municipal budget of educational institutions secondary school No. 68 of Tomsk in joint activities with Faculty of Tomsk State Pedagogical University. To develop students anti-crime positions, understanding the reality of contemporary reality, resocialization used special tools identified in the idea of a new project "I-system world» system and programme development. New projects and program development have made it possible to dive into this reality, where the negative experiences of the convicted person may change radically in the learner, students realize their potential and tried to take an independent decision in the context of the strategy, which includes acceptable and socially desirable and possible ways of interaction. Only in joint activities of students among themselves, with their teachers, made possible the positive changes (interim) in understanding yourself and checking their real possibilities and contemporary realities. Entourage purposefully affects inmate seeking to draw it into the rules of (spiritual) and the values of their culture. Highly qualified personnel, relevant GEF, informational, scientific, methodological and logistical support to facilitate the reintegration of prisoners.
resocialization
penitentiary system
students
anti-criminal position
correctional facility.

По официальным данным Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, около 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования. В настоящее время общеобразовательное обучение осужденных организовано в 315 вечерних общеобразовательных школах и 521 учебно-консультационном пункте. Социум нашей школы ограничивается исправительной колонией № 3. Деятельность школы регламентирована режимом учреждения, который запрещает всякие внешние контакты согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом МВД РФ от 30 мая 1997 года № 330 и Договору об организации обучения с Управлением исполнения наказаний (в разделе «Компетенция школы»). 7 ноября 2018 года согласно Постановлению администрации города Томска № 1011 мэр города Томска И.Г. Кляйн постановил создать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 68» г. Томска путем изменения типа существующего Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 8» г. Томска [1].

Несмотря на существенные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты старой пенитенциарной системы, ориентированной на другое общество. Она не учитывает нынешнее состояние экономики, интеграцию Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Обучающиеся МБОУ «СОШ № 68» г. Томска, осужденные в возрасте 18-30 лет, формировались во время кризиса образования. Они прочно впитали вместо морали созидателя потребительскую мораль в худшем её проявлении. В большинстве своём они являются представителями неблагополучных семей или выходцами из детских домов. При этом Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. В этой же статье (пункт 5) говорится, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и суждений [2]. Эти задачи конкретизированы в планируемых личностных результатах учащихся, осваивающих основные образовательные программы всех уровней общего образования в соответствии с ФГОС, которых нет для школ исправительных колоний. Кроме того, в образовательном пространстве на сегодняшний день нет понятной философии (картины мира), которая ценностно и этически ориентирует обучающихся, только язык морали, неприемлемый в процессах личностного формирования – самоидентификации. При этом предпосылкой такого личностного результата, как самоопределение, является самоидентификация личности. Не определены и алгоритмы построения свободной личности, способной к осознанному выбору (становлению), задающие качественное направление развития (то, чем служили для идеологий других периодов развития страны, например, религиозные каноны или правила октябрят, законы пионеров, устав ВЛКСМ).

Цель исследования: формирование антикриминальной позиции обучающихся в исправительном учреждении через качественные изменения личностной философии и этических норм.

Материал и методы исследования. Особенности условий, в которых осуществляется образовательный процесс в школах пенитенциарной системы, и в частности МБОУ «СОШ № 68» на территории ИК-3, не просто затрудняют, но и противоречат условиям реализации образования по ФГОС. Учитель фактически является единственным ФГОС-образовательным коммуникатором учащегося, и в нём заключается вся открытость образовательной среды. Пространство же социализации (в нашем случае – ресоциализации) [3] заключённого обучающегося образуют:

- представители трёх форматов криминальной субкультуры, в один из которых он должен встроиться, или его определяют местные «авторитеты». Это окружение транслирует в среде заключённых и традиционно жёстко насаждает противозаконные, асоциальные ценности;

- коллектив сотрудников ИК – представителей ФСИН, главной целью которой в любом случае является исполнение наказания – лишение осужденных свободы, имеет свой авторитарный стиль и язык общения с заключёнными, большей частью представляющий собой язык инструкций и приказов, допускающий при малейшем неповиновении более жёсткие формы наказания, чем содержание в бараках, строгое соблюдение общего режима и возможность работать, посещать школу и ПТУ в ИК. Реализация реформы Федеральной службы исполнения наказания требует перевода осуждённых из отряда в отряд, перевода в другие исправительные учреждения в зависимости от количества судимостей и степени тяжести совершённых преступлений. Соответственно, по причине внешних обстоятельств нестабильным является как количественный, так и персональный состав обучающихся, идёт его сокращение к середине и к концу учебного года;

- педагогический коллектив, целью которого является исполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации». В статье 9 п. 2 говорится: «Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ» [4].

Основной контингент школы – 235 учащихся на начало 2018-2019 учебного года, составляют осуждённые ИК-3 (мужчины) в возрасте 18-30 лет, совершившие преступления разного уровня тяжести. Относительно общими и устойчивыми характеристиками контингента являются выпадение из нормального возрастного образовательного потока и принадлежность к группам повышенного риска (маргиналы, беженцы, представители неблагополучных семей и воспитанники детских домов, низкокультурных слоёв населения из депрессивных районов, представители групп с антисоциальными ценностями, жители сельской местности (более 50%)). Обучающихся школы отличают большие пробелы в знаниях, неравнозначная и крайне слабая подготовка к обучению на основном уровне образования (перерывы в учебной деятельности у некоторых обучающихся составляют более 10 лет), разный (большей частью – низкий) уровень умственных способностей.

Каждое из вышеперечисленных окружений целенаправленно воздействует на заключённого, стремясь обратить его в правила (духовный кодекс) и ценности своей культуры, которые исключают правила и ценности и язык двух «соседних» культур.

Сознание заключённого, за которое ведётся борьба, более всего подвергается влиянию криминальной среды. Это происходит, в первую очередь, по причине того, что этот «лагерь» самый многочисленный. Во-вторых, это окружение, представляющее опасность для жизни и здоровья в случае неприятия заключённым криминальных норм и позиций. В-третьих, в этом окружении заключённый проводит самое большое количество времени. Далее по силе влияния, безусловно, выступает культура ФСИН, к которой примыкает часть заключённых (в криминальной среде именуемых как «красные»). Однако под вышеописанным давлением силы и бескомпромиссной, полной власти «начальников», сопровождающих и охраняющего персонала тюрьмы, у заключённых возникает ощущение агрессии и страха, безысходности и апатии. Без системы специальных условий, обозначенных в идее данного проекта, сознание заключённого деформируется, принимает искажённые формы законопослушности. В постоянном режиме настороженности, опасности у заключённого обостряются криминальные потенции. Совершенствуется лживость, «звериная» осторожность (часто доводящая заключённого до параноидальных состояний) и др. Сознание его становится управляемым и абсолютно несвободным, оно порабощено правилами либо криминальной (сопротивляющейся), либо «карающей» культуры, в нём нет места мотивации развития.

Таким образом, школа, в которой заключённый учащийся находится максимум 3 часа в день (у 13% учащихся, регулярно посещающих школу), должна быть очень сильным позитивным раздражителем, чтобы осужденный «освободил» своё сознание для восприятия и качественной обработки любой новой информации.

Новая информация и способы её подачи должны быть крайне актуальными для воспринимающего обучающегося. В этом смысле единственное, к чему имеет возможность апеллировать учитель, это ценностность сознания – отличительное качество заключённых. На обращении к ценностности строится модель новой системы условий для формирования созидательной самоидентификации – основы самоопределения, и в частности антикриминальной позиции.

Источником антикриминальной позиции личности является её созидательная направленность, включающая личностную философию – картину мира и этические нормы.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания, являющаяся частью основной образовательной программы школы № 68 г. Томска, определяет концепты элементов системы духовно-нравственного развития и воспитания школы, работающей в сложном социальном контексте, т.е. в условиях исправительной колонии. Данные смыслы ресоциализации, определяющие направления развития личности ученика, содержатся в следующих элементах системы: в конфигураторе курса практической философии «Я-система в системе мира», преподаваемом в рамках элективного курса «Человек в современном мире», в содержании бланков технологии освоения алгоритмов личностных результатов «Дорожная карта самоопределения», методике формирования метапредметных результатов и алгоритмов проектирования «Форум проектов».

Ключевым элементом системы формирования личностной философии и этических норм в школе служит конфигуратор образовательного пространства, осваиваемый в МБОУ «СОШ № 68» г. Томска на уроках по предмету «Человек в современном мире». Содержанием рабочей программы по предмету в настоящий момент является сквозной авторский курс практической философии Е.Е. Макаровой «Я-система в системе мира». Курс включает понятийный аппарат и универсальную (не исключающую любую созидательную этику) систему мировосприятия, которые могут служить общепринятой картиной мира и взаимодействия личности с миром. В настоящий момент апробируемые материалы курса (рабочая программа и схемы, информационные элементы, дидактические материалы) малоэффективны в условиях школы колонии. В ходе реализации проекта материалы будут существенно расширены и адаптированы на контингент ИК, систематизированы в учебнике или учебном пособии. Курс будет оснащён рабочей тетрадью для обучающегося и методическими рекомендациями для учителя. В рамках расширения, с одной стороны, мы стремимся к системности и технологичности погружения обучающегося в целостное Знание, следуя тенденциям развития современной науки в направлениях конвергентных технологий. Один из запланированных к разработке продуктов проекта – технология геймификации образования, отчасти претендует на статус когнитивной конвергентной технологии. С другой стороны, мы учитываем, что в устремлении мира «одушевить» материи, усугубляется проблема «обесчеловечения» человека. В направлении решения этой проблемы мы обогатим содержание курса метапредметными заданиями с текстами, являющимися шедеврами литературного искусства, звуковым и визуальным рядом, наполненным гениальными классическими и качественными современными произведениями композиторов и художников. Таким образом, мы намерены осуществлять духовно-нравственное воспитание наиболее эффективным путём – через «вживление» традиционных паттернов российской культуры.

Дети последних трёх поколений мыслят алгоритмами, фокус их внимания – максимум 7 секунд (последствия ускорения процессов в связи с тотальной информатизацией). В этом смысле наиболее эффективными для восприятия будут когнитивные технологии геймификации. «…Еще одним ключевым образовательным трендом современного образования является геймификация, которая подразумевает использование элементов компьютерных игр в неигровых ситуациях. Целью этого процесса является привлечение и повышение внимания обучающихся для улучшения их мотивации при решении практических задач, обучения новым видам деятельности. Потребность в применении геймификации возникла в силу необходимости модернизации устаревших мотивационных схем, где поощрение и наказание уже не дают нужного результата» [5].

Одного понятийного аппарата, пусть даже с алгоритмами личностных результатов, для формирования антикриминальной позиции недостаточно. От упражнений сознание не рождается, требуется опыт проживания (системно-деятельностный подход). Вторым элементом системы, технологией переживания такого опыта самоформирования в самодиагностике, самоидентификации, самоопределении, опыта самопроектирования, самореализации и самоанализа послужат бланки дорожной карты самоопределения. На основе заимствованной технологии, в которой впервые определены вопросы и позиции самоопределения, возможность осознания выбора – поле самодиагностики, поле и матрицы выбора, а также алгоритмы в поле самопроектирования и самореализации, будет создана адаптированная на школы колонии система. Расширенная система самодиагностики самоидентификации зафиксирует динамику смещения криминальных акцентов сознания в русло созидания (ресоциализации). В бланки войдут разработанные в проекте мотиваторы созидательной активности на основе фиксации самоуважения, принятия своих успехов в процессе самореализации. Также будет выработана модель социального лифта в ракурсе пропедевтики социализации, выраженная в конкретных вариантах специальных для заключённых индивидуальных образовательных и социальных траекторий, маршрутов, программ и планов. С помощью сопутствующей разработанной системы мониторинга динамики самоопределения появится возможность корректно отслеживать каждый личностный результат и эффективность новой технологии. Таким образом, все педагоги и учителя на уроках и во внеурочной деятельности создают образовательное пространство в единой картине мира, общаясь на одном языке. Для осуществления задуманного нами была разработана новая программа развития школы.

Результаты исследования и их обсуждение. Сложность в анализе результативности обозначенных выше курсов и программ заключается в том, что контингент обучающихся постоянно изменяется. Это связано с тем, что закончился срок отбывания наказания, осужденный перенаправляется в другое режимное учреждение и т.п. Однако направления реализации деятельности педагогического коллектива на базе СОШ следующие:

- организация системы поддержки и развития здоровьесберегающей образовательной среды школы, обеспечивающей формирование культуры здорового образа жизни, основанной на культуре образа мыслей, чувств и антикриминальной позиции; индивидуализации образовательного процесса и пропедевтики ресоциализации;

- формирование сетевого сотрудничества руководства и педагогов школы с руководством и сотрудниками ФКУ ИК-3, общественными организациями, социальными партнерами; расширение круга социальных партнёров за счёт привлечения в школу специалистов УФСИН, Центра занятости населения ТО, РПЦ, государственных и общественных организаций, заинтересованных в ресоциализации осуждённых;

- положительная динамика показателей формирования личностных и метапредметных результатов, в том числе профессиональных намерений учащихся и других ресурсов преодоления учениками выпускных классов кризиса первичной профессионализации; увеличение числа и рост качества участия обучающихся в олимпиадном движении, проектной деятельности, конкурсах в пяти направлениях внеурочной деятельности, общественно значимых мероприятиях; повышение качественной успеваемости обучающихся посредством развития и широкого использования личностно ориентированных технологий и технологий образовательной геймификации;

- развитие инновационной культуры педагогов, основанной на реализации интерактивных курсов и программ.

Заключение. Целенаправленно влияя на ценностность (особенность личности заключённого) личности учащихся посредством взаимодействия в системе индивидуализации, включающей в качестве элементов продукты проекта, мы претендуем на трансформацию криминальности позиции заключённых обучающихся в антикриминальную. По сути антикриминальное сознание продуцирует отказ заключённого от правил и ценностей криминальной культуры в пользу самопознания, самоформирования и созидательной самореализации в социуме. Данная динамика является основополагающим личностным результатом по ФГОС. Мы предполагаем, что с помощью созданной и действующей системы получим динамику ресурсов ресоциализации учащихся, выражающуюся в личностных результатах.