Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATION OF CONDITIONS FOR JOINT ACTIVITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE PROCESS OF ORGANIZATION OF CULTURAL PRACTICES

Maksimova L.I. 1 Efremova Elena Ivanovna E.I. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "M.K. Ammosov North-Eastern Federal University"
The article deals with the creation of conditions for joint activities of children of preschool age in the process of organizing cultural practices that allow to establish positive relations between children in the group of kindergarten. The problem of support and development of socio-cultural experience of the child taking into account age features is touched upon. Cultural practice is a condition for the manifestation of cognitive activity, during which the child independently creates a problem situation and creatively solves it.The stages of realization of the educational project on the basis of integration of cognitive, game, labor, productive types of activity are opened that allowed to realize different cultural practices with inclusion of the contents from all educational areas. It is proved that the joint activity helps to unite children in different groups, has a positive impact on the development of independent regulation of the relationship of children of preschool age. When creating conditions for joint activities in the process of organizing cultural practices, it is necessary to involve children in project activities that promote the integration of various forms and methods aimed at developing children’s conscious attitude to moral norms and rules as values of interaction with peers.
preschool education
preschool children
culture
cultural practices
project activities
joint activities

Позитивная социализация детей дошкольного возраста является основной целью социально-коммуникативного развития, благодаря которому ребенок на этапе дошкольного детства открывает для себя мир человеческих взаимоотношений на основе практического освоения культурных форм деятельности. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования установлена важность создания благоприятных условий на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, сотрудничества детей с взрослыми, чтобы ребенок стал полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [1].

Самостоятельная деятельность детей - одна из ключевых моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста, которая направлена на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. В процессе проявления личной инициативы в разнообразных по содержанию совместных видах деятельности ребенок учится согласовывать свои желания и потребности с действиями своих партнеров, тем самым приобретает уникальный индивидуальный жизненный опыт культурного взаимодействия – опыт первых партнерских взаимоотношений. Особенно             успешно         такого             рода    инициатива  со          стороны          ребенка наблюдается в процессе активного участия в реализации разнообразных культурных практик, которые требуют зачастую целенаправленной организации со стороны взрослых.

В исследованиях И.А. Лыковой отмечается, что культурная практика «интегративна, так как в ней объединяются разные виды деятельности ребенка, осуществляются переходы от одного вида деятельности в другой» [2].

Вместе с тем, отмечая значение культурной практики в социализации детей дошкольного возраста, Н.Н. Поддьяков рассматривает их «как стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного общения и продуктивного взаимодействия со сверстниками и детьми других возрастов (более младшими и старшими). Когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии».

Как отмечает А.А. Репина в своей работе, посвященной взаимодействию детей старшего дошкольного возраста, «что у детей в этом возрасте складываются предпосылки для овладения детьми умениями совместной деятельности на основе сотрудничеств. Многие виды деятельности протекают в форме совместной деятельности, что отношения старших дошкольников со сверстниками существенно влияют на развитие творческого потенциала личности ребёнка».

По словам Н.Б. Крыловой, культурные практики - это «разнообразные, основанные на текущих перспективных интересах детей виды самостоятельной деятельности, поведения и складывающиеся с первых дней его жизни пространства собственного действия и опыта. В культурных практиках ребенок осуществляет собственные практические пробы, в основе которых лежат как мотивы самого ребенка, так и содержание образовательной программы [3].

Анализ основных общеобразовательных программ дошкольного образования позволяет нам отметить, что особенности организации культурных практик более подробно рассмотрены в образовательной программе «Миры открытий» Л.Г. Петерсона, главным отличительным акцентом в организации деятельности выделяется проявление «самостоятельности детских "открытий" в процессе разнообразных видов деятельности, где педагог должен выступать как ее организатор. К культурной практике в данной программе относится любая организация детской деятельности, связанная с содержанием бытия и событий: совместные игры, творческие мастерские, досуги, трудовая деятельность и т.д.».

Для ребенка старшего дошкольного возраста культурная практика выступает условием для проявления своей познавательной активности, в ходе которой ребенок самостоятельно создает проблемную ситуацию и творчески решает ее. Выделяют следующие «проблемные ситуации культурных практик, исходят из: вопросов детей, детских догадок, разговоров, обсуждений во время различных сборов, случайных замечаний и происшествий; ребенок сам становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми (узнать, сделать, кому нужен? на что она влияет? для чего это?). Таким образом, это приводит к становлению собственного опыта ребенка, развитию деятельности, внутри которой осуществляются пробы, саморазвитие ребенка как субъекта, способного осуществлять выбор, организовывать свою деятельность» [4].

В  своей работе, посвященной  изучению роли педагога в организации культурных практик, М.В. Корепанова отмечает, что «…педагог должен найти такой стиль общения с ребенком, который демонстрировал бы равенство, сотрудничество на основе культурной идентификации как субъектов совместной личностно значимой деятельности» [5].

Целью исследования является изучение особенностей взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процессе организации культурных практик. Исходя из данной цели, нами была проведена экспериментальная работа на базе МБДОУ Детский сад «Золотой ключик» города Якутска. В ней было задействовано всего 28 детей, по 14 детей в экспериментальной и контрольной группах.

Материалы и методы исследования. В ходе исследования нами были использованы: беседа, социометрическое исследование и включенное наблюдение. Для выявления уровня развития взаимоотношений в группах детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики: «Критерии выбора детьми партнера для взаимодействия» (Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой), «Изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада» (Т.А. Репиной), «Особенности совместной деятельности детей» (Г.А. Урунтаевой) [6].

На основе критериев и показателей нами были разработаны следующие уровни взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности. Высокий уровень. Дети ставят на первое место интерес к совместной деятельности. Цель деятельности принимают как общую для всех участников. Воспринимают партнера как субъекта взаимодействия. Дети занимают статусную категорию «предпочитаемые», обладают коммуникативными и организаторскими умениями. Они умеют согласовывать свои действия на основе сотрудничества, осознают, что  цель достигается общими усилиями.

 Средний уровень. Дети выделяют дружеские отношения, нравственные качества и соблюдают правила поведения и деятельности. Цель деятельности недостаточно осознается. В основном дети имеют статус «принятые», следуют и уступают мнению лидера. У сверстников ценят положительные качества: внешность, успешность выполнения той или иной деятельности и такие качества, как умение дружно играть, не драться и не ссориться, делиться игрушками. При разрешении споров обращаются к взрослому или пытаются договориться.

Низкий уровень. Дети без осознанного мотива, в играх указывают лишь на общее положительное отношение к сверстнику. Наблюдаются частые споры и конфликты, которые возникают из-за неумения уступать и договариваться. Дети занимают статус «непринятые» или «изолированные».

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный нами эксперимент позволил получить нам социометрические данные об отсутствии или наличии мотивов, указывающих на предпочтения детей для совместного взаимодействия; определить их принадлежность к той или иной социометрической группе в соответствии с занимаемым статусом среди сверстников; выявить осознанность отношений, которые проявлялись в различных видах совместной деятельности с детьми.

Сравнительный анализ результатов проведенных методов исследования экспериментальной и контрольной групп показал следующее. При выборе партнера для взаимодействия в экспериментальной группе дети выделяют лишь дружеские отношения, а в контрольной группе - положительные качества и симпатии к сверстнику. Причиной такого выбора является то, что дошкольники предпочитают выбирать тех детей, с которыми уже имеют дружеские отношения. В контрольной группе дети предпочитают выбирать по личностным качествам. По взаимоотношению детей со сверстниками в экспериментальной группе показали средний уровень, в контрольной группе высокий уровень взаимоотношений между сверстниками.

По особенностям совместной деятельности выявлено, что в каждой группе детей присутствовали лидеры, которые в первую очередь организовывали совместную деятельность, и есть дети, которые уступают, соглашаясь с мнениями лидеров, а также присутствуют дети, которые не принимают участия в совместной деятельности, и в целом результаты оценки взаимоотношений детей в обеих группах показали, что в экспериментальной группе в основном соответствуют показателям низкого уровня - 79% среднего – 21%, высокого уровня не выявлено - 0%, тогда как у детей в контрольной группе выявлено наличие низкого уровня - 21%, среднего уровня - 65% и высокого уровня - у 14% детей.

Во время исследования дети, у которых отмечался высокий уровень, проявляли лидерские качества, такие как активность в деятельности, общительность, настойчивость в своих действиях, желание помогать сверстникам, старались организовать процесс совместной деятельности. Дошкольники со средним показателем в основном уступали лидерам групп, принимали цель от лидера, проявляли помощь к сверстникам.

Дети с низкими показателями с трудом вовлекались в совместную деятельность, они были малоактивны во взаимодействии, конфликтовали, поэтому испытывали сложности в установлении контакта со сверстниками, на просьбы и советы со стороны участников зачастую не реагировали или высказывали свое несогласие. 

Мы считаем, что причиной такого состояния взаимодействия у детей экспериментальной группы является недостаточное внимание со стороны педагогов к организации условий для поддержки детской инициативы в совместной деятельности. Сказывается также неумение детей использовать партнерские способы взаимоотношений в процессе участия в различных видах деятельности: договариваться, уступать, помогать, принимать совместные решения и т.д.

Для оптимизации взаимоотношений в совместной деятельности детей экспериментальной группы нами было предусмотрено проведение долгосрочного образовательного проекта «Мы дружные ребята». Реализация этого образовательного проекта осуществлялась в рамках календарно-тематического плана образовательного процесса в группе детей старшего дошкольного возраста согласно программному содержанию ООП ДО «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы [7].

Проект осуществлялся по тематическим разделам поэтапно на основе интеграции познавательной, игровой, трудовой, продуктивной деятельности, что позволило реализовать разные культурные практики с включением содержания из всех образовательных областей. Разработанная нами система работы по реализации образовательного проекта предусматривала три этапа, каждый из которых представлял определенный тематический блок. На первом этапе, который разворачивался вокруг проблемной ситуации «Что такое дружба?», нами ставилась задача формирования осознанного отношения к моральным нормам и правилам как ценностям взаимодействия со сверстниками.

Для актуализации значения доброжелательного отношения и создания благоприятной атмосферы для совместных действий обращали внимание на проявления детьми искренних чувств и позитивных эмоций; нравственных поступков; указывали на мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений; привлекали к обсуждению значения ценности дружбы со сверстниками и т.п. Для организации совместной деятельности детей в процессе культурных практик нами были предусмотрены различные дидактические игры, чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок, просмотр мультфильмов, коллективное рисование, лепка и аппликация, которые прямо или косвенно ставили перед детьми определенную проблемную ситуацию. Содержание образовательного процесса было направлено на накопление чувственного опыта детей в результате анализа собственных ощущений и эмоций, проявленных в действиях и поступках в групповых объединениях при различных видах деятельности.

Данная работа способствовала развитию мотивации у детей и стимулировала их к совместному взаимодействию. Так, нами были использованы следующие методы и формы работы: этическая беседа «Друг в беде поможет…», дидактическая игра «Найди друга», «Построй башню в парах», чтение художественной литературы «Подруги», обсуждение смысла русских народных пословиц и поговорок, отгадывание загадок про дружбу и др. Чтение художественной литературы, пословиц и поговорок способствовало тому, что дети знакомились с личными качествами людей, учились слушать мнение друг друга, понимать смысл поступков и действий по отношению друг к другу.

Работа на втором этапе, который был организован в рамках темы «Настоящий друг», была нацелена на формирование у детей взаимопонимания, умения доверять друг другу, сотрудничать. Были использованы дидактические игры: «Ласковые слова», «Самая дружная пара», «Составные фигуры», «Круг друзей»; рисование «Подарок к другу»; чтение художественной литературы «Мы поссорились с подружкой…», «Верный друг», лепка «Поможем зайчику найти друзей», «Дерево счастья», досуг «Путешествие в страну “Дружба”». В ходе организации данной культурной практики дети на основе спонтанного игрового замысла в реальной ситуации взаимодействия демонстрировали определенные социальные эмоции, были ориентированы на достижение общего результата в различных видах деятельности. В процессе участия в игровой и изобразительной деятельности у дошкольников проявлялись такие качества, как сплоченность, дружелюбие, желание и умение работать в команде, умение доверять друг другу.

В             заключительной части на третьем этапе «Вместе веселее» при организации культурной практики мы преследовали цель развития групповой сплоченности, способствовавшей дружеским взаимоотношениям. Для этого были организованы игры «Закончи предложение», «Не намочи ноги», «Поварята», упражнения «Договорись жестом», просмотр и обсуждение мультфильма с проблемной ситуацией «Давай дружить», совместная аппликация «Голуби дружбы», «Букет цветов». Для подведения итогов и выявления эффективности проведенной работы мы провели повторную диагностику, опираясь на критерии выбора детьми партнера для взаимодействия, изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада.

В результате анализа особенностей совместной деятельности детей мы выявили, что на контрольном этапе эксперимента у детей появилась положительная динамика показателей взаимодействия. У детей наблюдалось желание активно общаться в ходе планирования предстоящей совместной деятельности, больше детей проявляли стремление к объединению в ходе выбора партнера для совместного взаимодействия. Так как дети активно объединялись в разные группы по интересам, интенсивнее стали проявлять инициативу при решении проблемных ситуаций, связанных с приложением общих усилий, оказанием непосредственного содействия и взаимопомощи.

Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности нашего проекта «Мы дружные ребята» для детей старшего дошкольного возраста, о чем свидетельствуют результаты исследования на контрольном этапе эксперимента (таблица).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты выявления уровня развития взаимодействия детей

 

 

 

 

в совместной деятельности (%)

 

 

 

 

 

 

 

Уровни

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭГ (%)

 

КГ (%)

ЭГ (%)

 

КГ (%)

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий

 

-

 

14

14

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

 

21

 

65

50

 

65

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий

 

79

 

21

36

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы. При сравнении результатов контрольного и констатирующего этапов выявлено, что уровень взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности в процессе культурных практик значительно повысился. Улучшились результаты по всем показателям взаимодействия детей в совместной деятельности, причем у детей экспериментальной группы наблюдается более значительное повышение. Результаты диагностики доказывают, что  организация условий для совместной деятельности в процессе культурных практик позволяет эффективно развивать взаимодействие со сверстниками. Сравнив анализ данных констатирующего и контрольного этапов, можно утверждать, что значительно повысился уровень взаимодействия детей, что подтверждает эффективность организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе культурных практик.

Обобщая вышесказанное, мы пришли к следующему выводу. При создании условий для совместной деятельности в процессе организации культурных практик необходимо вовлечение детей в проектную деятельность, которая способствует интеграции различных форм и методов, направленных на формирование у детей осознанного отношения к моральным нормам и правилам как ценностям взаимодействия со сверстниками. Участие в долгосрочном проекте, включающем культурные практики, позволяет проявлять социально принятые формы поведения с учетом мнений и интересов партнеров, стимулируется           инициатива    детей при решении               проблемных   ситуаций,       связанных  с приложением общих усилий, оказанием непосредственного содействия и взаимопомощи для достижения общего положительного результата в совместной деятельности.

В качестве рекомендации можно указать следующее: для того чтобы в процессе культурных практик дети взаимодействовали друг с другом, педагог должен стать организатором новых способов осмысленной, понятной, интересной для детей самостоятельной совместной деятельности и создавать необходимые условия для развития различных культурных практик для их активного взаимодействия.