Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FEATURES OF THE MICROENVIRONMENT THAT INFLUENCE THE DEVELOPMENT OF SOCIAL SKILLS OF CADET

Koshevaya O.G. 1
1 GBOU "the Gubernatorial Kadetskaya school-internat MCHS"
Аннотация: В статье автор подчеркивает отличие общеобразовательных учреждений от кадетских корпусов наличием сформированной специфичной микросреды, которая определена нормативными документами учреждения, интернатным типом пребывания и другими факторами, формирующими ее. Автор доказывает значимость микросреды в развитии социальных компетенций кадет в воспитательно-образовательном процессе, а также выделяет особенности микросреды, которые влияют на развитие социальных компетенций кадет. К данным особенностям микросреды автор относит: явно выраженный профиль учебного процесса, закрытое пространство (для обучения и проживания), устойчивый контингент обучающихся (сплоченность коллектива), определенность бытовой организации. Каждая из выявленных особенностей имеет положительные и отрицательные аспекты, которые помогают в развитии социальных компетенций кадет, либо, по определенным причинам затрудняет их развитие. Для каждой особенности микросреды автор описывает определенный набор социальных компетенций, рассматривая их развитие с точки зрения положительных и отрицательных аспектов каждой из выделенных особенностей. В заключении статьи, автор указывает на то, что развитие социальных компетенций в микросреде кадетского учреждения происходит под влиянием выделенных особенностей микросреды, которые можно корректировать с целью устранения отрицательных аспектов, которые затрудняют развитие социальных компетенций кадет, но для этого необходимо рассмотрение и модернизация педагогических условий в данном учреждении.
Abstract: In the article the author emphasizes the difference between educational institutions and cadet corps by the presence of a specific microenvironment, which is determined by the normative documents of the institution, residential type of stay and other factors that form it. The author proves the importance of microenvironment in the development of social competencies of cadets in the educational process, and also highlights the features of microenvironment that affect the development of social competencies of cadets. To these features of the microenvironment the author refers: an explicit profile of the educational process, a closed space (for training and living), a stable contingent of students (team building), the certainty of a household organization. Each of the identified features has positive and negative aspects that help in the development of social competencies of cadets, or, for some reason, complicates their development. For each feature of the microenvironment, the author describes a certain set of social competencies, considering their development in terms of the positive and negative aspects of each of the selected features. In conclusion, the author points out that the development of social competencies in the microenvironment of the cadet institution is influenced by the selected features of the microenvironment, which can be adjusted to eliminate the negative aspects that impede the development of social competencies of cadets, but this requires consideration and modernization of pedagogical conditions in this institution.
keywords: cadets
environment
microenvironment
social competence
particularly in the microenvironment.

Кадетское образование в России в настоящее время является очень значимым и престижным. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин возлагает на воспитанников кадетских корпусов большие надежды, говоря о том, что необходимо воспитывать ответственных, целеустремленных выпускников кадетских учреждений, которым присущи способности успешного существования в многозначном и быстроменяющемся мире, имеющих чувство патриотизма и  готовых служить Отечеству. В этом контексте развитие социальных компетенций  кадет на территории кадетского учреждения является одним из приоритетных направлений, которое должно реализовываться в воспитательно-образовательном процессе.

По традиции, начиная с периода царствования Екатерины II, кадетские корпуса являются учреждениями постоянного пребывания  в них воспитанников. Поэтому практически все кадетские учреждения - интернатного типа, то есть относятся к виду общеобразовательного учреждения с круглосуточным пребыванием учащихся, созданного в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты. Следовательно, система обучения в кадетских учреждениях имеет определенные отличия от общеобразовательных школ. В первую очередь, данные отличия связаны с той микросредой, в которую попадают подростки при поступлении в кадетский корпус, учитывая специфику учреждения и ее военную направленность.

Цель исследования: выявить особенности микросреды и теоретически обосновать влияние микросреды кадетского учреждения на развитие социальных компетенций кадет в воспитательно-образовательном процессе.

В каждой образовательной организации создается определенная среда, которая отражает цель образовательной организации и современные направления развития системы образования. Основа определения понятия «среда» в педагогику пришла из биологической науки, где она понимается как некое окружение, система природных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека. В зависимости от созданных условий в среде обитания она определенным образом влияет на человека. Это значит, что среда может поддерживать жизнедеятельность человека, а может и негативно сказываться на развитии человека в данной среде. 

Исследователи считают, что микросреда, окружающая человека, является внешним фактором его развития. В процессе социализации личности происходит превращение биологического индивида в социальный субъект. Это непрерывный, многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.

Мы согласны с точкой зрения Н.Н. Захарова, который в своих исследованиях отмечает, что среда формирует и развивает у человека функциональные системы, направленные на получение отдельными индивидами и популяциями людей социально значимых результатов. Они определяют учебную, производственную, бытовую деятельность, деятельность по защите общества, духовное развитие, жизненное и профессиональное самоопределение с учетом показателей социального и психосоматического здоровья [1].

Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, то есть усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также самоизменения и самореализации в том обществе, в котором он живет [2].

Микросреда нашего исследования - это кадетские корпуса, в которых кадеты проживают, обучаются, воспитываются. Здесь происходит взаимодействие с офицерами, воспитателями и педагогами и постоянное общение с группой лиц, которые объединены во взводы и роты (сокурсники).

Рассмотрим особенности микросреды, влияющие на развитие социальных компетенций  кадет в воспитательно-образовательном процессе.

Поступление в кадетское учреждение для юноши является, в первую очередь, неким самоопределением в профессиональной деятельности. Ведь ясно, что, поступая в определенный кадетский корпус, старшеклассник делает свой возможный выбор в профессии и желает самоутвердиться, попробовать свои силы в направлении военного дела.

Как правило, в кадетских учреждениях обучаются 2 года (10 и 11 класс), это обучение является базовой подготовкой с определенным профилем обучения (МЧС, МВД, ВМФ) для дальнейшего поступления в высшие военные учреждения того же профиля.

Следовательно, в приоритете обучения в кадетских учреждениях стоят дисциплины военного дела и систематические физические нагрузки, а образовательный процесс по основным дисциплинам проходит на базовом уровне.

Поэтому при поступлении в кадетские учреждения в обязательном порядке проводится проверка физического и психологического здоровья старшеклассника. Юноша должен быть вынослив, физически хорошо развит, любить спорт или заниматься системно определенным видом спорта до поступления в кадетский корпус, а также не иметь хронических заболеваний.  Сдать нормативы по физической подготовке. В том числе при поступлении юноша проходит психологические тесты, которые проверяют норму психологического здоровья поступающего, его склонность к суициду, психическую стабильность, устойчивость к стрессам и различного вида нагрузкам.

Во время вступительных испытаний (которые включают не только экзамены по предметам и прохождение психологических тестов, а также проживание на территории с соблюдением военного устава) некоторые юноши отказываются поступать в кадетский корпус и забирают документы, возвращаясь в общеобразовательную организацию. Таким образом, первичная адаптация старшеклассника в учреждение с военным профилем дает возможность проверить свою физическую и психологическую готовность в реальности.

Следовательно, 2 года обучения в кадетском корпусе являются первичной адаптацией для поступления в высшее учебное заведение. И стоит отметить, что после окончания кадетских учреждений не все воспитанники решают связать свою профессиональную деятельность с военным делом. Такие юноши поступают в гражданские высшие учебные заведения. В процентном соотношении их немного. Основной поток кадет продолжает обучаться по профилю или меняет один профиль военного направления на другой (например, учился в кадетском корпусе МЧС, а после его окончания поступил в высшее летное военное училище).

Таким образом, можем говорить о том, что профиль кадетских учреждений помогает в самоопределение профессиональной направленности. Кадет четко знает, кем он хочет стать в будущем. У него есть первичные навыки военного дела, физическая и психологическая подготовленность, а также реальные представления о том, что предстоит в обучении на следующей образовательной ступени. Конечно, при обучении в кадетском корпусе юноши приобретают пример авторитета в лице офицеров. Воспитанники, в силу своих возрастных особенностей, стремятся быть похожими на офицеров, подражают им, мотивируя свой внутренний потенциал на поступление в военные учебные заведения.

Стоит отметить, что обучение военному делу сопутствует привитию кадетам социокультурных ценностей и норм поведения. Военная форма, устав военного учреждения, определенные нормы и правила поведения в кадетском учреждении - все это порождает в воспитанниках чувство патриотизма, ответственности за свои поступки, не допускает аморальное поведение. Такие мероприятия, как полевые сборы, присяга, прощание со знаменем и другие, которые традиционно присутствуют в кадетских корпусах, помогают кадетам прочувствовать всю ответственность военного дела, побуждают гордость и ответственность за ношение берета или других атрибутов военной направленности.

 Постоянные физические нагрузки и занятия по технологии военного дела дают возможность взглянуть на свое тело с другой стороны. Парни становятся физически крепкими, выносливыми, рослыми. Все это побуждает их ориентироваться на здоровый образ жизни, бросить вредные привычки. Соответственно, профильность учреждения в данном направлении проявляется в самоорганизации личности, дает возможность самоутвердиться. Эмоционально-волевой компонент социальных компетенций закрепляется в проявлении выносливости, стрессоустойчивости, решительности, выдержки.

Исходя из вышесказанного, определим первую особенность влияния микросреды на развитие социальных компетенций  кадет в кадетских учреждениях как явно выраженный профиль учебного процесса.

Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:

- способность вести здоровый образ жизни;

- владение знаниями о социальных нормах и правилах поведения;

- способность в самоорганизации;

- умение быть стрессоустойчивым и другие.

Но данная особенность микросреды имеет недостаток, который заключается в том, что не все подростки/юноши могут обучаться в кадетских корпусах в силу своего физического и психологического развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности.

Особенность микросреды – явно выраженный профиль учебного процесса, также затрудняет развитие таких социальных компетенций кадет, как:

- умение быть социально активным;

- умение управлять собственным имиджем.

Но стоит отметить, что при создании на территории кадетского корпуса определенных педагогических условий этих недостатков можно избежать.

Как нам уже известно, все кадетские учреждения - закрытого типа, с постоянным пребыванием воспитанников на территории учреждения. Здесь кадеты обучаются и живут. Специфические особенности условий жизни детей в интернатных учреждениях описаны Г.В. Семьей, Л.М. Шипицыной, Т.И. Шульгой и др. [3].

Эти и другие исследователи едины во мнении, что социальная среда интернатного учреждения отличается спецификой, которая может накладывать как положительные, так и негативные отпечатки на формирование личности и социально-психологическое развитие юношей.

Стоит отметить тот факт, что в кадетские учреждения в приоритете принимают детей из неблагополучных семей, детей-сирот, а также подростков из многодетных семей, юношей, чьи отцы погибли на шахтах или при военных действиях. Юноши из благополучных и полноценных семей тоже обучаются в кадетских учреждениях, но в меньшем количестве. Следовательно, все воспитанники имеют при поступлении разный социальный статус, а значит, и разный уровень сформированности социальных компетенций.

Дети из благополучных семей обладают определенным набором социальных компетенций, то есть они знают социальные нормы, имеют определенные ценности и традиции, которые получили от своих родителей. Та среда, в которой ребенок рос, воспитывался и обучался, благотворно влияла на формирование и развитие его социальных компетенций.

Если же ребенок воспитывался вне семьи, то социальным нормам и правилам он не обучен, а значит, задача ввести его в мир взрослого общества, научить жить по общим законам, эта проблема решается в кадетском учреждении на протяжении периода обучения в нем.

Исходя из этого, можем сделать вывод о том, что, поступая в кадетский корпус, благополучный ребенок испытывает некий стресс, так как социально значимые личности в лице родителей теперь находятся по другую сторону учреждения. Юноши получают новый социальный статус и знакомятся с другими авторитетами социального развития их личности в лице педагогов и офицеров.

Дети из неблагополучных семей, поступая в кадетский корпус, имеют, как правило, негативный опыт социального развития. На этой почве возникают трудности на первоначальном этапе обучения, к которым можно отнести нарушение дисциплины/распорядка дня, злоупотребление вредными привычками, отсутствие мотивации на учение и др.

Кроме того, закрытость учреждения помогает определить социальный статус профессиональной направленности, так как в основном общение воспитанников проходит с офицерами и воспитателями, которые находятся круглосуточно на территории корпуса, вместе с детьми.

Круглосуточное пребывание юношей на территории кадетского корпуса помогает детально изучить их индивидуальные особенности, раскрыть потенциал каждого ребенка, а также подобрать индивидуальный маршрут развития личности, направленный на развитие социальных компетенций, а в каких-то случаях и на их формирование.

Кадетские учреждения характеризуются жесткими режимными условиями, а также изоляцией воспитанников от широкого социального окружения, что существенно снижает вариативность социальной ситуации развития личности, обедняет и огрубляет систему значимых для нее межличностных связей, осложняет путь адекватной социализации личности.

Тотальность и дисциплинированная природа этого института с позиции ребенка может усматриваться в том, что почти все аспекты повседневной жизни (быт, досуг, учеба, реабилитация) происходят в одном или нескольких замкнутых пространствах в окружении одной и той же группы людей, а также постоянно контролируются со стороны педагогов и офицеров.

В закрытом пространстве учреждения следует учесть и такой факт, как иерархическое подчинение. Так, Г.А. Семья подчеркивает, что жизнь в интернатном учреждении строго иерархизирована. Попадая туда, ребенок вынужденно находится в условиях постоянного коллективного давления. Не имея возможность изменить ситуацию, он должен занять определенную нишу в группе, он вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в жизненном пространстве и питании, деятельность ребенка регламентируется взрослыми [3].

Недостатком закрытого учреждения можно считать и отсутствие свободного помещения, где юноша мог бы побыть один. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизирует определенный, социальный тип личности, создает эмоциональное напряжение, тревожность и может усиливать агрессию. В условиях закрытого пространства у старшеклассников может сложиться агрессивный, игнорирующий или пассивный тип поведения и эмоционального реагирования.

Исходя из вышесказанного, определим вторую особенность влияния микросреды на развитие социальных компетенций кадет в кадетских учреждениях - закрытое пространство (для обучения и проживания).

Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:

- умение устанавливать долговременные отношения;

- умение быть стрессоустойчивым;

- способность выполнять поставленные задачи в соответствии с требованиями;

- способность в самоорганизации и другие.

Конечно, данная особенность противоречит понятию «социальная компетенция» в том контексте, что социальная изолированность может затруднять процесс в развитии и формировании социальных компетенций кадет. Здесь становится необходимым внедрение и реализация педагогических условий по устранению данного недостатка.

Особенность микросреды – закрытое пространство, также затрудняет развитие таких социальных компетенций кадет, как:

- способность ориентироваться в социально значимых проблемах социальной жизни;

- способность ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры;

- умение быть социально активным.

Отсутствие личного пространства сопровождается постоянным пребыванием юношей в определенной группе воспитанников. Еще на вступительных испытаниях всех поступающих делят на группы, в присутствии которой юноши находятся круглосуточно.

После зачисления в кадетское учреждение воспитанников разделяют повзводно, примерно по 20-25 человек, с учетом их физиологического развития, степени обученности, индивидуальных особенностей. В этой группе кадеты находятся с самого утра и до отбоя. Они вместе идут на зарядку, в столовую, посещают учебные занятия, выходят на уборку территории и др. В некоторых кадетских корпусах если проживание кадет реализуется в казармах, то и спят воспитанники в одном помещении. Если на территории кадетского учреждения корпуса разделены, то, как правило, проживают кадеты в комнатах по 4-6 спальных мест.

Таким образом, мы говорим о некой социальной группе, которая формируется на этапе поступления в кадетский корпус и существует на протяжении всего периода обучения.

Г.С. Антипова определяет социальную группу как совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [4].

Социальные группы, созданные на территории кадетского учреждения, характеризуются:

- устойчивым взаимодействием;

- относительно высокой степенью сплоченности;

- отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;

- вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований [5].

Следовательно, при поступлении в кадетское учреждение воспитанник меняет свое индивидуальное представление о нормах и правилах на новое – коллективное. В коллективе кадеты учатся делать все сообща, приобретают такие качества личности, как сострадание, сочувствие, доверие [6].

Следует отметить, что при переходе от личностного уровня к групповому уровню   меняется и структура самопознания. Здесь объект самопознания - не сам индивид, а то целое, частью которого он является. Происходит переход от «Я» к «Мы».

Здесь присутствует негативный фактор утраты своего личного мнения, оценки какой-либо ситуации, происходит «обобщение самооценки». Деформируются составляющие «Я»-концепции.

 Как правило, офицеры и воспитатели кадетских учреждений делают акцент в поведении, обучении и достижении различных целей не каждой личности в отдельности, а взвода или роты в целом, рассматривая кадет как единое целое. Например, средний балл одного кадета за месяц обучения может составлять 3,2 балла, а другого кадета – 5,0, а средний балл за месяц всего взвода – 4,1 балла. Получается, что весь взвод учится достаточно хорошо. Другими словами, происходит обобщение поступков группы в целом, а индивидуальное поведение воспитанников уходит на второй план. Наказание проступка одного кадета, как правило, влечет за собой наказание всего взвода, а не конкретного воспитанника. Так, например, дисциплинарное нарушение производилось группой кадет в составе трех воспитанников, а лишился увольнения весь взвод.

Исходя из вышесказанного, определим третью особенность социального развития кадет в кадетских учреждениях как устойчивый контингент обучающихся (сплоченность коллектива).

Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:

- умение устанавливать долговременные отношения;

- способность выполнять поставленные задачи в соответствии с требованиями;

- способность проявлять сочувствие, сострадание, доверие и др.;

- взаимовыручка;

- способность принимать ответственные решения;

- способность повести за собой и другие.

Данная особенность микросреды затрудняет развитие таких социальных компетенций, как:

- способность к саморазвитию и самообразованию (за счет перехода от «Я» к «Мы»);

- способность отстаивать собственную позицию;

- умение быть социально активным.

Говоря об особенностях микросреды, необходимо охарактеризовать и стиль их жизни здесь. Определим эту особенность как определенность бытовой организации.

Обучение и проживание в кадетском корпусе происходит по определенному распорядку. Каждый час жизни на территории кадетского корпуса отведен на определенную деятельность. Режим дня прописан в уставе кадетского корпуса, школой составлена запланированная нагрузка на день. Питание, как правило, пятиразовое и тоже в определенное время. И каждый день заканчивается отбоем в определенный час.

Каждое утро начинается с гигиенических процедур и зарядки. После юноши идут в столовую на завтрак и в школу на занятия. Все передвижения кадет осуществляются строем, повзводно. После основных уроков – обед, и потом дополнительные занятия. Потом ребята выходят на уборку территории или отправляются на секции. После чего самоподготовка, ужин, личное время и отбой.

Определенность бытовой организации, в первую очередь, дисциплинирует воспитанников. Постоянный режим во всем учит кадет ценить личное время, они учатся самоконтролю, самоорганизации в делах. Со временем такой быт входит в привычку, и поэтому даже после выпуска из кадетского учреждения юноши продолжают вести режимный образ жизни.

Зарядка каждое утро и питание в определенное время благоприятно влияют на физическое развитие воспитанников. Повышают стрессоустойчивость и работоспособность.

Совместный быт знакомит юношей с понятием «дежурство», учит их тому, что многие не делали до поступления в кадетский корпус. Это и помощь в столовой – накрыть на столы, убрать со столов после приема пищи, также уборка жилых комнат, стирка личных вещей и многое другое. Такие мероприятия воспитывают в кадетах чистоплотность, порядочность, бережное отношение к вещам.

У данной особенности есть недостаток, который заключается в том, что из-за разной скорости в действии не все кадеты успевают соблюдать режим по времени. Это связано с индивидуальными особенностями воспитанников, которые учесть в полной мере, к сожалению, не получается.

Данная особенность помогает развивать такие социальные компетенции, как:

- умение быть стрессоустойчивым и работоспособным;

- способность вести здоровый образ жизни;

- владение знаниями о нормах и правилах поведения;

- способность в самоорганизации;

- способность к самообразованию, саморазвитию и самоконтролю и другие.

Но данная особенность затрудняет развитие таких социальных компетенций, как:

- умение отстаивать собственную точку зрения;

- способность управлять собственным имиджем.

Заключение

Таким образом, в своем исследовании мы выделили особенности микросреды, которые влияют на развитие социальных компетенций кадет на территории кадетских учреждений. Из нашего описания видно, что микросреда может сопутствовать в развитии социальных компетенций, а может и затруднять их развитие. Конечно, перечень социальных компетенций, которые благотворно развивать в данной микросреде, гораздо больше, чем те, которые развивать проблематично, по ряду причин. Здесь необходимым является детальное рассмотрение микросреды с целью определения педагогических условий, для более эффективного развития социальных компетенций кадет.