Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

INNOVATIVE TECHNOLOGY «ROTATION OF STATIONS » IN THE PROCESS OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOBILITY AT THE SENIOR LEVEL OF EDUCATION AT THE ENGLISH LESSONS

Zakusilo A.S. 1
1 Municipal Educational Institution School №36, Belgorod
В данной статье рассматривается инновационная, образовательная технология «Ротация станций», как эффективный инструмент в процессе формирования образовательной мобильности старшеклассников на уроках английского языка. Данная технология является универсальной для современного образования, которое в настоящий момент проходит стадию глобальной модернизации ввиду социально-экономических изменений в стране и мире. Суть технологии заключается в индивидуализации обучения и дифференциации учебного материала, что позволяет сформировать у учащихся навык «компетентностного подхода», с акцентом на образование «на протяжении всей жизни». Использование данной технологии на уроках иностранного языка и на других предметах школьного курса позволяет формировать на регулярной основе в школьниках компетенции, необходимые для успешной социализации, а именно: гибкое и критическое мышление, адекватная оценка результатов собственной деятельности, ИКТ грамотность, самостоятельность и саморегуляция, способность планировать и моделировать собственный образовательный маршрут, способность избирательно работать с различными источниками информации. Обладая данными качествами, человек способен динамично и эффективно развиваться на протяжении всей жизни, переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться к изменениям на рынке труда и росту конкуренции.
In this article there is considered the innovative, educational technology "Rotation of stations", as an effective tool in the process of formation of educational mobility at the senior level of education at the English lessons. This technology is optimal for modern education, which is currently undergoing a stage of global modernization due to socio-economic changes in the country and in the world. The main idea of the technology is the individualization of learning and differentiation of educational material, which allows students to form the skill of "competence approach", with an emphasis on education "throughout life". The use of this technology at the lessons of foreign language allows you to form on a regular basis in students the competences necessary for successful socialization: flexible and critical thinking, adequate assessment of the results of their own activities, ICT literacy, independence and self-regulation, the ability to plan and model their own educational way, the ability to selectively work with different sources of information. With these qualities, a person is able to develop dynamically and effectively throughout life, to change the mind from one activity to another, to adapt to changes in the labor market and to the growth of competition.
educational mobility
innovative technology
critical thinking
planning
modeling
educational trajectory
plasticity and rigidity of thinking

Современный человек является свидетелем ежедневных социально-экономических и политических изменений в стране и мире. Данные трансформации отражаются на его ценностных ориентирах и личностных характеристиках, предъявляя повышенные требования к процессу самоорганизации и профессиональной квалификации. Теперь ключевыми компетенциями успешной социализации являются коммуникабельность, критическое мышление, гибкость ума, умение ориентироваться в информационном пространстве, быстро адаптироваться и динамично развиваться на протяжении всей жизни. Происходит глобальное смещение акцента с «обучения в школе» на «образование в обществе». На данный момент практически каждая цивилизованная страна, при определении своей образовательной политики в той или иной степени, делает акцент на образование своих граждан на протяжении всей жизни по принципам, общая суть которых заключается во внедрении в педагогическую практику «компетентностного подхода». Данные требования относятся как к взрослой личности, так и к подрастающему поколению, которое является главным капиталом нашей страны и основополагающим вектором в развитии государства [1].

Ввиду вышеизложенного возникает необходимость в формировании у школьников образовательной мобильности, которая рассматривается нами как способность к внутренней мобилизации собственных ресурсов с целью выработки индивидуальной образовательной траектории, направленной на развитие самостоятельности, ответственности, творческого мышления и формирование способности к избирательной работе с различными источниками информации [2]. Зачастую заявленные компетенции находятся на низком уровне сформированности, а иногда отсутствуют у старшеклассников полностью.

Современный школьник испытывает трудности при осуществлении самостоятельного выбора ввиду неосознанного отношения к результатам собственной деятельности. Он не готов проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут и самоопределяться в будущей профессиональной деятельности.  Закономерно возникает насущная потребность в повышении интеллектуального уровня, расширении кругозора, развитии общекультурных компетенций и успешной социализации в системе непрерывного образования. Именно с целью формирования данных качеств вводятся новые образовательные практики, реализуются инновационные образовательные стратегии. Одной из наиболее продуктивных на сегодняшний день является технология смешанного обучения, интегрировавшая лучшие практики классно-урочной системы с передовыми технологиями онлайн-обучения и коллективной работы [3].

Обращаясь к данной стратегии, отдельного внимания заслуживает технология «Ротация станций», поскольку она включает в себя диапазон возможностей, представленных путем объединения Интернета и электронных средств массовой информации с формами, требующими физического соприсутствия в классе преподавателя и учащихся [4]. Данная модель помогает достигать высокого уровня качества знаний, высокой ИКТ-компетентности педагогов, повышенной мотивации обучающихся.

Таким образом, целью данного исследования является внедрение образовательной технологии «Ротация станций» в процесс обучения английскому языку учащихся 10 класса, как эффективного инструмента формирования образовательной мобильности на старшей ступени обучения.

Материал и методы исследования. Для достижения поставленной цели были использованы методы психодиагностики, количественная и качественная интерпретация результатов, обобщения и систематизации данных эксперимента и метод математической обработки данных.

Для определения уровня развития УУД применялись методики, которые изучают уровень сформированности ключевых компетенций, позволяющих реализовывать принцип мобильности, заключающийся в многообразии средств, способов, организационных форм системы образования, гибкости мышления и готовности к быстрому преобразованию своей деятельности в соответствии с изменяющимися потребностями личности, рынка труда, общества. Прежде всего это уровень познавательной активности (Б.К. Пашнев), гибкость мышления (А.С. Лачинс), стиль саморегуляции поведения (В.И. Моросанов), мотивация успеха и боязнь неудачи (А.А. Реан). Метод математической обработки применялся для количественной и качественной интерпретации экспериментальных данных [5; 6].

В исследовании приняли участие две подгруппы иностранного языка 10 «А» класса МБОУ «СОШ № 36» г. Белгорода. Учащиеся подгруппы «А» (14 человек) вместе с педагогом в течение учебного года апробировали образовательную технологию «Ротация станций» на уроках английского языка. Ученики подгруппы «B» (14 человек) проводили уроки иностранного языка согласно УМК по предмету без апробации представленной технологии смешанного обучения.

Суть технологии заключается в разделении учащихся на три группы: станция фронтальной работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной деятельности. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Цель станции работы с учителем - предоставить каждому ученику эффективную обратную связь, так как она имеет максимальное влияние на качество образования и положительно отражается на успеваемости учащихся. На данной станции у педагога появляется возможность учесть индивидуальные особенности детей, с которыми он работает. Цель станции онлайн-обучения - дать каждому ребёнку возможность развивать навыки самостоятельной деятельности, личную ответственность, саморегуляцию и сформировать навык «научиться учиться». На данной станции учащиеся могут познакомиться с новым материалом, проверить свои знания и потренировать полученные навыки. Количество ресурсов в системе должно быть избыточным и достаточно разнообразным, чтобы обеспечить возможность учащимся достаточно глубоко познакомиться с темой. Ребенок получает доступ к материалам не только одного урока, но и к целой теме для того, чтобы была возможность каждому идти в своём собственном темпе. Кто-то из учеников может освоить предлагаемый материал за пару уроков и остальное время посвятить углубленной работе над олимпиадными заданиями, а кому-то потребуется всё время на проработку базовых заданий. Цель станции проектной работы - дать возможность применить знания и навыки в новых, практических ситуациях, развить коммуникативные компетенции и получить обратную связь от одноклассников [4].

Таким образом, данная технология является одним из ключевых инструментов при формировании образовательной мобильности старшеклассников. Современный школьник перестает испытывать трудности при осуществлении самостоятельного выбора, начиная явно ощущать зону собственной ответственности. Педагог, в свою очередь, получает возможность реализовывать дифференциацию материала, работая как с малой группой, так и организуя регулярную групповую работу, с использованием интерактивных форм обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальные психодиагностики были проведены дважды – в начале и в конце учебного года, с целью выявления динамики исследуемых компетенций. Результаты по уровню сформированности познавательной активности (Б.К. Пашнев), приведенные в таблице 1, свидетельствуют о ярко выраженной, положительной динамике в подгруппе «А», апробировавшей образовательную технологию «Ротация станций». Подгруппа «В» показала результаты, сходные с первичными показателями.

Таблица 1

Уровень сформированности познавательной активности

Уровень познавательной активности

Показатели учащихся 10 «А» класса

Подгруппа «А» (14 человек)

Подгруппа «В» (14 человек)

10.09.2018

20.05.2019

10.09.2018

20.05.2019

Низкий

(0–19 баллов)

4 человека (28,5%)

1 человек

(7%)

3 человека (21,5%)

2 человека (14,5%)

Средний

(20–34 балла)

6 человек (43%)

4 человека

(28,5%)

9 человек

(64%)

10 человек

(71%)

Высокий

(35–42 балла)

4 человека (28,5%)

9 человек

(64,5 %)

2 человека

(14,5%)

2 человека

(14,5%)

 

По полученным результатам можно сделать выводы о психолого-педагогических особенностях учащихся исследуемого класса. В подгруппе «А» на 36% выросло количество учеников с высоким уровнем познавательной активности, что свидетельствует о возросшем интересе и стремлении проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, овладеть способами применения знаний в нестандартных условиях. Было отмечено проявление упорства и настойчивости в достижении цели, широких и стойких познавательных интересов среди участников группы. На 14,5% снизилось количество учеников со средним уровнем познавательной активности. Характерными особенностями данных детей являются относительная устойчивость волевых усилий, стремление довести начатое дело до конца, при затруднении – принятие помощи педагога или товарища. Лишь один ученик подгруппы «А» сохранил низкий уровень познавательной активности ввиду недостаточной зрелости эмоционально-волевого спектра. Данный учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе. В подгруппе «В» изменение уровня познавательной активности показал один учащийся, что говорит о положительной динамике среднего уровня сформированности компетенции.

Таким образом, технология «Ротация станций», в совокупности с другими педагогическими приемами, позволила повысить уровень познавательной активности старшеклассников ввиду индивидуализации образовательного процесса и дифференциации учебного материала.

В таблице 2 приведены результаты методики А.С. Лачинса на выявление пластичности и ригидности мышления учащихся. В ходе обработки полученных данных было вычислено среднее значение показателей каждого ученика, а затем был определен коэффициент его креативной гибкости.

Таблица 2

Уровень пластичности и ригидности мышления учащихся

Коэффициент креативной гибкости

Показатели учащихся 10 «А» класса

Подгруппа «А» (14 человек)

Подгруппа «В» (14 человек)

12.09.2018

21.05.2019

12.09.2018

21.05.2019

В пределах

0,5 - 1

6 человек (43%)

9 человек

(64%)

6 человек

(43%)

7 человек

(50%)

Меньше 0,5

8 человек

(57%)

5 человек

(36%)

8 человек

(57%)

7 человек

(50%)

 

Если коэффициент гибкости находится в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения. Значение коэффициента гибкости меньше 0,5 свидетельствует о ригидности мышления, о низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.

В начале учебного года обе подгруппы показали сходные результаты, но по итогу подгруппа «А» вышла вперед по показателям нормы, процент учащихся с пластичным мышлением увеличился на 21%. Подгруппа «В» также улучшила показатели нормы, но все же 50% испытуемых продолжили испытывать трудности в адаптации к внешним изменениям.

Данные результаты обусловлены использованием новой для детей образовательной технологии, которая позволила им проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут на каждом уроке, в полной мере ощущая зону собственной ответственности и свободы [7].

В таблице 3 представлены результаты опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССП-98» В.И. Моросановой, который является универсальным ввиду диагностики различных аспектов индивидуальной саморегуляции, включая показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств - гибкости и самостоятельности. Стиль саморегуляции школьника проявляется в том, каким образом ученик планирует и программирует достижение поставленных целей, учитывает значимые внешние и внутренние условия, оценивает результаты и корректирует свою деятельность для достижения приемлемых результатов. Исходя из количества полученных баллов по каждому компоненту, мы говорим о низком (Н), среднем (С) и высоком (В) уровне сформированности данного процесса.

Таблица 3

Стиль саморегуляции поведения учащихся

Регуляторная шкала

Показатели учащихся 10 «А» класса

Подгруппа «А» (14 человек)

Подгруппа «В» (14 человек)

13.09.2018

22.05.2019

13.09.2018

22.05.2019

Планирование

Н-5/С-5/В-4

Н-2/С-3/В-9

Н-6/С-5/В-3

Н-5/С-6/В-3

Моделирование

Н-6/С-6/В-2

Н-3/С-7/В-4

Н-7/С-4/В-3

Н-7/С-3/В-4

Программирование

Н-4/С-7/В-3

Н-2/С-6/В-6

Н-6/С-5/В-3

Н-6/С-5/В-3

Оценивание результатов

Н-5/С-5/В-4

Н-2/С-6/В-6

Н-5/С-6/В-3

Н-6/С-4/В-4

Гибкость

Н-6/С-6/В-2

Н-3/С-5/В-6

Н-7/С-4/В-3

Н-6/С-5/В-3

Общий уровень

саморегуляции

Н-4/С-6/В-4

Н-2/С-8/В-4

Н-5/С-7/В-2

Н-4/С-8/В-2

 

Становится очевидно, что подгруппа «А», апробировавшая в течение года образовательную технологию «Ротация станций», представила более активную динамику показателей, чем подгруппа «В», где, например, показатель «Программирование» остался идентичным первичному показателю.

В подгруппе «А» стало больше учащихся со сформированной потребностью продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, индивидуально развитых и способных адекватно оценивать себя и результаты своей деятельности и поведения. Испытуемые с высокими показателями по шкале гибкости демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов, являющихся ключевыми в процессе социализации человека. Стало больше ребят, способных самостоятельно планировать свою деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности. Таким образом, в подгруппе «А» можно наблюдать относительную сформированность индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности человека с перспективой дальнейшего развития.

С целью выявления мотивации успеха и боязни неудачи был проведен опрос по методике А.А. Реана «МУН», который помог установить точное количество учеников с мотивацией на неудачу и, наоборот, на успех. Именно внутренняя система мотивов позволяет человеку быть активным, целеустремленным, ответственным и инициативным, что положительно сказывается на его жизнедеятельности. Поэтому необходимо формировать «мотивацию успеха» с ранних лет, когда психика подростка максимально восприимчива к влиянию внешних факторов. В таблице 4 представлены результаты исследования, исходя из которых можно сделать вывод, что нестандартные формы работы положительно сказываются на восприятии учащимися себя и окружающего мира. В подгруппе «А» выросло число детей, нацеленных на успех и уверенных в собственных силах. Подгруппа «В» не показала активной динамики, что может быть обусловлено отсутствием дифференцированного подхода в обучении.

Таблица 4

Направленность мотивации учащихся: мотивация успеха и боязнь неудачи

Направленность мотивации

Показатели учащихся 10 «А» класса

Подгруппа «А» (14 человек)

Подгруппа «В» (14 человек)

14.09.2018

21.05.2019

14.09.2018

21.05.2019

Мотивация на успех

6 человек

(43%)

10 человек

(72%)

5 человек

(36%)

5 человек

(36%)

Мотивация на неудачу

5 человек

(36%)

2 человека

(14%)

7 человек

(50%)

5 человек

(36%)

Мотивационный полюс ярко не выражен

3 человека

(21%)

2 человека

(14%)

2 человека

(14%)

4 человека

(28%)

 

Заключение. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что использование образовательной технологии «Ротация станций» положительно отразилось на формировании у учащихся таких ключевых компетенций, как гибкость мышления, самостоятельность, чувство ответственности за результат собственных действий. Проведение урока иностранного языка в данном формате позволило сформировать у детей способность к внутренней мобилизации собственных ресурсов и к самостоятельному построению образовательного маршрута, к адекватной оценке себя и своего поведения. Работая с различными источниками информации, учащиеся получили навык избирательного подхода к поиску необходимых данных, тем самым повысив уровень познавательной активности. Увеличилось количество учащихся, обладающих пластичным и творческим мышлением, способных адекватно оценивать свои промежуточные и конечные результаты. Все вышесказанное свидетельствует о том, что представленная технология является эффективным инструментом в процессе формирования образовательной мобильности школьников и может быть использована в рамках любого школьного предмета с перспективой дальнейшего развития жизненно необходимых для социализации качеств человека.