Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

USING MODERN TECHNOLOGIES OF MUSEUM PEDAGOGY IN THE PREPARATION OF A FUTURE TEACHER

Fedorova E.N. 1 Yakovleva E.A. 2
1 Moscow Pedagogical State University
2 Petrozavodsk State University
The article deals with the use of modern technologies of museum pedagogy in the preparation of the future teacher on the example of museum-pedagogical activity in the unique M. Kolbe Museum of the victims of fascism with historical profile. The methods and forms of work with students in the museum-educational space with the aim of forming a value-semantic position and foreign language competence of students using hermeneutic, design and ICT technologies, as well as technologies of museum pedagogy are presented. We consider the experimental work carried out with students, the relationship and interaction of technologies and forms of semantic activity of students, their impact on the motivation and effectiveness of the process of learning foreign languages. One of the current educational trends is the resumption of youth communication with the museum space, the updating of modern educational technologies with the help of museum pedagogy. In the process of research, relations of students with educational materials at the dialogical level are studied and implemented. The development of modern educational trends using the tools of museum pedagogy organizes the educational process that contributes to the formation of value-semantic positions, taking into account the characteristics of professional competencies of students.
modern teaching technologies
the formation of value-semantic position
the professional competence of students
foreign language communication
museum educational environment

Под влиянием процесса глобализации в современном мире происходят социальные, экономические и политические перемены в жизни государств, поэтому важную роль приобретает применение современных технологий преподавания в высшей школе.

Какие же изменения на занятиях в высшей школе положительно влияют на формирование профессиональных компетенций? Это увеличение внимания к практической стороне изучения предмета, усовершенствование технических средств обучения и активное их использование для занятий и для большего разнообразия предметно направленных упражнений, изменение системы оценивания, а также применение разнообразных компьютерных технологий. Использование современных технологий преподавания в высшей школе способствует формированию компетентности студентов, если в процессе обучения реализуются герменевтический анализ изучаемых текстов, ИКТ-технологии, технологии музейной педагогики и т. д.

Цель исследования. Методологическая основа исследования базируется на анализе и обобщении философской, психолого-педагогической, методической литературы по заданной проблеме.

Материал и методы исследования. В ходе опытно-экспериментальной работы проводились наблюдение, анкетирование, тестирование, осуществлялось обобщение эмпирического материала, применялись методы математической статистики.

Гуманизация учебного процесса и его ориентация на личность студента ведут к оптимизации структуры обучения. Появляются такие педагогические феномены, как ценностно-смысловая позиция студентов, самовыражение обучающихся, самоопределение, рефлексия, смыслопорождение и другие.

На перспективность изучения ценностей и смыслов профессиональной деятельности указывал В.А. Сластенин, который отмечал, что педагогическими ценностями и смыслами являются нормы, которые регламентируют педагогическую деятельность.

Термин «технологии обучения» используется для обозначения совокупности приемов работы, с помощью которых преподаватель обеспечивает достижение поставленных целей обучения с наибольшей эффективностью за отведенный для их достижения период времени.

Важнейшими характеристиками технологий обучения считаются следующие:

1) результативность – высокий уровень достижения поставленной учебной цели каждым обучающимся;

2) экономичность, когда за единицу времени усваивается большой объем материала при наименьшей затрате усилий на овладение материалом;

3) эргономичность: обучение происходит в обстановке сотрудничества, положительного эмоционального микроклимата, при отсутствии перегрузки и переутомления;

4) высокая мотивированность в изучении предмета, что способствует повышению интереса к занятиям и позволяет совершенствовать лучшие личностные качества обучаемого, раскрыть его резервные возможности [1].

К современным технологиям обучения принято относить: обучение в сотрудничестве, метод проектов (проектные технологии), технологию образовательного события, смыслоориентированные технологии, дистанционное обучение, технологию межуровневого диалога, тандем-метода и интенсивных методов обучения, герменевтические технологии, применение технических средств (в первую очередь компьютерных и аудиовизуальных технологий), музейные технологии [2].

Рассмотрим некоторые из перечисленных технологий обучения.

Одной из действенных технологий является технология образовательного события. Образовательное событие представляет собой итог деятельности от мотива до результата. Событие, как считает О.Ю. Жилина, разворачивается на уровне мнений, убеждений, взглядов, на уровне общего управления ситуацией, на уровне ситуативных способов действий, умений и знаний [3]. Характеристиками образовательного события согласно О.Ю. Жилиной являются: возможность импровизации, порождения новых смыслов, рефлексия [3].

Работая со студентами по дисциплине «Методы активного социально-психологического обучения», мы предлагаем следующие задания.

  1. Составьте таблицу, разделив методы активного социально-психологического обучения по целям и области применения.
  2. Раскройте основные понятия, определяющие групповое, коллективное обучение: «групповая динамика», «межличностные отношения», «межличностная ситуация».
  3. Приведете примеры разрешения ситуаций, используя психолого-педагогические знания, собственные взгляды и опыт.

Эмоционально-смысловой метод был разработан И.Ю. Шехтером (1973), который рассматривал опору на смыслообразование, возникающее в процессе ролевой игры, в качестве основного пути овладения иностранной речью. Так как целью коммуникации считается обмен мыслями, то путь овладения речевым общением автор видит в опоре на смыслообразование и на специально стимулируемое эмоциональное соучастие обучаемого в процессе игровой деятельности. На базе метода были разработаны три этапа обучения языку, каждый из которых является этапом в процессе формирования и развития смыслопорождения. Поэтапность решения задач интенсивного обучения осуществляется от элементарных навыков и умений в сфере повседневного общения до речевых умений в профессионально ориентированной деятельности [4].

Метод активизации возможностей личности и коллектива разработан в конце 1970-х – начале 1980-х гг. на основе концепции Г. Лозанова при активном участии Г.А. Китайгородской, которая теоретически и практически обосновала метод в ряде опубликованных работ. Метод ориентирован в первую очередь на обучение общению и во вторую – на овладение языковым материалом [4].

На сегодняшний день все более остро встает вопрос о поиске оптимальных средств обучения. При межличностном диалоге большую роль играет обмен информацией о своей культуре, истории и традициях народа, к которому принадлежат коммуниканты. Кроме того, в связи с применением различных технологий встает вопрос о способах их введения. Формируя коммуникативную компетенцию и используя широкий спектр современных методик, мы ориентируемся на субъектный опыт обучаемого.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках дисциплины «Проектирование современной образовательной среды в системе СПО и ВО» студентам были предложены задания по овладению практикой формирования профессиональных компетенций на основе учета закономерностей психологии и профессиональной педагогики, умением применять информационные технологии, использовать современное оборудование. Обеспечить тренировку указанных умений и навыков позволяет интегрированный подход к организации процесса обучения. В результате прохождения курса по дисциплине согласно диагностике высокий уровень достижения поставленной учебной цели был отмечен у 84% обучающихся, 76% отметили в анкетах, что обучение происходило в обстановке сотрудничества,  способствовало  повышению интереса к занятиям и позволяло совершенствовать личностные качества обучаемого, актуализировало определение ценностно-смысловых ориентиров будущих педагогов.

Одним из важных принципов, присущих предмету «Иностранный язык», является принцип коммуникативной направленности, который подразумевает наличие коммуникативного контекста, присутствующего в любом действии, задании, которое выполняется на уроке иностранного языка. Принцип учета родного языка включает в себя два понятия: «языковая трансференция» и «языковая интерференция», когда знания из родного языка либо помогают, либо мешают усвоению иноязычного материала и формированию навыков.

Еще одним значимым компонентом в использовании современных технологий становится эмоциональный компонент. Он позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку.

Использованию современных технологий на занятии по иностранному языку в высшей школе присущи также принципы междисциплинарности и технологизации: использования различных игровых технологий, творческих заданий, потенциала воображения учеников. В условиях музейного образовательного пространства эти методы могут реализовываться в различных формах: от разового похода в музей до организации культурного праздника.

Рассмотрим ряд актуальных технологий в высшей школе:

  1. индивидуальный подход к студентам (выбор метода под обучающегося);
  2. более активная роль студентов (student-centered lessons);
  3. использование онлайн-ресурсов в обучении (учебных видеофильмов, интернет-упражнений и тестов, обучающих онлайн-платформ);
  4.  применение музейных технологий;
  5. глобализация и возможность использования социальных сетей, платформ для общения, языкового обмена онлайн для практики устной и письменной речи;
  6. внедрение творческих заданий с использованием технологий (веб-коллажей, проектов, веб-квестов, записей аудио- и видеомонологов);
  7. предпочтение аутентичных материалов для обсуждения, прочтения и просмотра [3].

Остановимся на примерах использования музейных технологий.

Экспериментальная работа нашего исследования проводилась в ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФПП, ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», в Институте иностранных языков, группы 121 (профиль «Английский и Немецкий языки») и 122 (профиль «Английский и Французский языки»). Занятия по иностранному языку проходят в Музее жертв фашизма им. М. Кольбе в Петрозаводске с использованием материалов экспозиции. Музей жертв фашизма имени М. Кольбе города Петрозаводска входит в состав Центра патриотического воспитания Республики Карелия и действует более 15 лет. Основателем музея был бывший узник концентрационных лагерей Германии Вадим Николаевич Мизко. Экспозиция музея представляет собой собрание документов и фотографий из советских и немецких архивов, а также архивные материалы, экспонаты, фотографии, письма, личные вещи узников 7 концентрационных лагерей, действовавших на территории Петрозаводска во время финской оккупации 1941–1944 годов [6]. Отечественный философ Н.Ф. Федоров в работе «Музей, его смысл и назначение» назвал музей высшим учреждением единства и говорил о его душеобразовательном назначении. Согласно исследованиям А.Г. Бойко, Н.Р. Вдовиной, О.И. Карпухина, И.М. Коссовой, З. Странского музеи играют важную и значительную роль в формировании личности. Опираясь на труды Н.П. Петушковой, Б.А. Столярова, Е.В. Судариковой [7], мы придерживаемся мнения, что реализация современных образовательных технологий в вузе, как и формирование профессиональных компетенций у студентов, возможны посредством моделирования системы педагогического взаимодействия музея и образовательных учреждений. В результате экспериментальной работы со студентами, которая проводилась с помощью методов опроса и наблюдения, мы определили уровень сформированности коммуникативных навыков иноязычного общения обучающихся (табл. 1) и уровень владения коммуникативными навыками участников курса в количестве двух групп после прохождения курса.

Таблица 1

Уровни сформированности коммуникативных навыков иноязычного общения

Уровни

Показатели выраженности

Кол-во студентов %

Высокий

Обучающийся логично и полно отвечает на все вопросы на иностранном языке, выделяет основную мысль, умеет анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, конкретизировать и систематизировать свою речь

 

29%

 

Средний

Обучающийся владеет речевыми навыками в достаточном объеме, но в ответе допускаются недочеты или незначительные ошибки, исправляемые обучающимся с помощью наводящих вопросов преподавателя. Может быть недостаточно освещен какой-то аспект темы, допущены некоторые неточности

 

57%

 

Начальный

В самостоятельном ответе студент проявляет затруднения, использует неточные формулировки; допускаются ошибки по существу вопросов; владение темой высказывания фрагментарно, полные высказывания формулируются только с помощью преподавателя

 

14%

 

 

В учебном классе Музея жертв фашизма им. М. Кольбе авторами статьи были разработаны кейсы для обучающихся с применением современных технологий обучения иностранным языкам.

Кейс «Немецкий язык в военные годы»

Виктор Клемперер, известный немецкий ученый, писал в своей известной книге «Язык Третьего Рейха»: «Нацизм проникал в душу народа через отдельные словечки, обороты речи, конструкции предложений, вдалбливаемые в толпу миллионными повторениями и поглощаемые ею механически и бессознательно» [6]. Знакомство с историческими реалиями, построением предложений, строением слов немецкого языка времен Третьего Рейха обогащает познания обучающихся как в немецком языке, так и в мировой культуре и истории.

Цель: формировать у обучающихся аналитические способности; развивать критическое мышление, конативное прочтение текста; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности [7].

Кейс «География войны»

Цель – подъем патриотических чувств с помощью регионального компонента в образовании. Занятия проводятся в районе города Петрозаводска «Пятый поселок», где в годы войны находился Пятый концентрационный лагерь, в виде наглядной работы на местности, чтобы обучающиеся могли погрузиться в исторические события. Рассуждать о событиях прошлого, расширить знания студентов по теме поможет использование иностранного языка, что делает процесс обучения еще более продуктивным.

Одним из творческих заданий является написание эссе о своих впечатлениях от экспозиции. Публикуем некоторые работы студентов в качестве примера эмоционально-познавательной мотивации на процесс иноязычной коммуникации.

121-я группа, Анна Василевич: «I was really impressed by the way our guide Ekaterina Anatolyevna was telling us about the creation of the museum and the historical events preceding that. It was not just a string of lifeless historic facts, it was an absorbing and striking story about real people who suffered but managed to hang on and live despite the terrible circumstances. I think that history comes alive in such moments. It sparked in me the desire to find out as much as I could about my ancestors who lived in that period of time». 

Валерия Тишкова: «Yesterday I and my group mates got an opportunity to visit the Museum of the victims of fascism named after M. Kolbe. It was really informative, our guide Ekaterina Anatolevna Yakovleva showed that this awful page of people’s lives is hitting a nerve. At school I was the member of military-patriotic club “Память”, so I can surely say that this excursion was useful for me to refresh my knowledge and experience of being in that club. I’m going to share my emotions with my school teacher because she was the initiator of the creation this club, I suppose that it will be great to show this exhibition to schoolchildren, who are in this club now. To my mind, it will be beneficial to everyone to visit this museum because we must remember our ancestors, who fought for us to live in peace! Thank you for this opportunity to become closer to history!» 

Применяя такие современные траектории музейной педагогики, как: многоаспектное изучение широкой музейной аудитории; разработка образовательных программ и проектов; установление взаимодействия с возможными партнерами – учебными, исследовательскими, культурными, образовательными и заинтересованными лицами; модернизация традиционных и внедрение новых форм работы с аудиторией (экскурсии, лекции, факультативы и др.), мы добились повышения общего уровня владения иноязычными коммуникативными компетенциями при обучении иностранному языку в высшей школе.

По нашим наблюдениям, у студентов произошли положительные изменения уровня развития коммуникативных навыков иноязычного общения. Например, обучающиеся самостоятельно, в логической последовательности составляли повествовательные рассказы по теме экспозиции, посещение музея мотивировало их на анализ и обобщение полученной информации, изученный материал был успешно систематизирован. Большинство обучающихся овладели знаниями курса практически в полном объеме, о чем свидетельствует успешное (86%) выполнение работы. Обучающиеся не только познакомились с фактами об истории своей страны, Карелии, но и выучили новые слова, тренировали навыки групповой работы, свою креативность. Участники семинаров признали, что страноведческие и междисциплинарные знания важны для межкультурной коммуникации.

В результате исследования были определены условия эффективной реализации современных технологий:

    1. внедрение герменевтического анализа в содержание образовательного процесса для формирования умений иноязычного общения, устойчивых профессиональных компетенций, системы ценностей, включающих толерантное сознание;
    2. рассмотрение музейной образовательной среды как фактора формирования профессиональных компетенций, влияющего на развитие ценностных ориентаций и личностных смыслов;
    3. ценностно-смысловая направленность образовательного процесса, основанная на гуманистических технологиях;
    4. использование ИКТ-технологий в высшей школе;
    5. интеграция высшего и музейного образования в ценностно-смысловой парадигме [1].

Выводы. Таким образом, модернизация современной образовательной системы высшей школы, гуманистическая парадигма использования образовательных технологий, а также ценностно-смысловая направленность музейной образовательной деятельности объективно расширили область их применения, определив музей как необходимую составляющую образовательного процесса в высшем образовательном учреждении. Следует отметить, что современные технологии музейной педагогики выступают в роли дидактического средства в процессе обучения не только иностранному языку, но и культуре. Введение музейного образования на уроке немецкого языка мотивирует обучающихся на получение знаний, расширяет кругозор и благоприятно влияет на овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. Преподавание в высшей школе предполагает готовность к использованию современных технологий в процессе формирования ценностно-смысловой позиции, а также профессиональных компетенций студентов в условиях реализации музейного педагогического сотрудничества.