Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SITUATIONAL MINI-MUSEUM IN ETHNO-CULTURAL PRESCHOOL CHILDREN DEVELOPMENT

Fedorova S.N. 1 Kornilova N.A. 1
1 Mari State University
The problem of ethno-cultural development of children is still relevant as any personality is comprehensively formed only within the framework of its national culture. Hence grown up people should make every effort their child from an early age be brought up in the spirit of folk culture, be acquainted with the historical past of his / her people and daily life, arts and crafts objects, gain ethno-cultural experience, accumulate knowledge contributing to his / her successful life in a given cultural sphere. Along with standard forms and methods of acquainting with social reality, educators have to look for new ways of forming ideas concerning people’s world, objects, traditions, professions, crafts, etc. In the article the effectiveness of using ethno-cultural educational practices in ethno-cultural development of preschool children is investigated. There such practices like a situational mini-museum, an ethno-cultural creative workshop, folk games, children's tourism, an ethno-cultural club, etc. are studied. The article describes diagnostic techniques for identification the level of ethno-cultural development of senior preschoolers (a board-printed game, a chat workshop, a didactic game) along with the data on the dynamics of ethno-cultural development of preschoolers after the experiment demonstrating the effectiveness of using the ethno-cultural educational practices.
ethno-cultural education
ethno-cultural educational practices
situational mini-museum
preschoolers
people’s culture

Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 3, п. 4 обозначено: «…единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства…» [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве одного из основных принципов дошкольного образования отмечается учет национальных ценностей и традиций, этнокультурной ситуации развития ребенка [2]. Это необходимо для полноценного этнокультурного развития ребенка, приобщения его к культурным ценностям своего народа, ознакомления с обычаями и традициями других народов, находящихся в его окружении. Для решения этих задач в дошкольных образовательных организациях используются различные формы: непосредственно образовательная деятельность (НОД), экскурсии, театрализованные представления, развлечения, игры, эвристические беседы и т.д.

Но, кроме стандартных форм и методов этнокультурного развития дошкольников, педагогам нужно искать и новые способы формирования представлений о национальной культуре. Мы для этого используем этнокультурные образовательные практики как способ ознакомления дошкольников с культурой своего народа путем непосредственного проживания, практического действия. Этнокультурные образовательные практики еще только входят в практику работы дошкольных образовательных организаций и не имеют на настоящий момент достаточного научно-теоретического обоснования. Этнокультурные образовательные практики - это различные формы приобщения детей к национальной культуре на основе проживания различного этнокультурного опыта [3, с. 19].

Мы систематизировали использованные в практике работы ДОО этнокультурные образовательные практики следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Классификация этнокультурных образовательных практик по работе с дошкольниками в ДОО

Цель исследования: выявить эффективность использования этнокультурных образовательных практик в этнокультурном развитии детей дошкольного возраста. Нами использовались такие этнокультурные образовательные практики, как «Виртуальные экскурсии», «Народный танец», «Родной язык», «Краеведение», «Народные праздники», «Этнокультурная творческая мастерская», «Народные игры», «Национальный костюм», «Народные музыкальные инструменты», «Детский туризм», «Национальная живопись», «Этнокультурный клуб «Бабушкин сундучок», фотовыставки «Раньше и Сейчас» или «Край, в котором я живу» и многие другие. Отметим, что многие этнокультурные образовательные практики представляли собой синтез традиционных, стандартных средств и методов обучения и воспитания и современных информационных, интерактивных технологий, где активно использовались интернет-ресурсы, виртуальные экскурсии, музеи, проектно-исследовательская деятельность, которые выгодно дополняли друг друга. Особенно это важно для небольших городов, поселков, деревень, где у родителей и педагогов нет возможности напрямую познакомить детей с красотой и величием большой страны, не все предметы и экспонаты имеются в прямом доступе и нет возможности показать детям те или иные достопримечательности.

Материалы и методы исследования

В качестве материала для исследования послужили результаты диагностических методик этнокультурной направленности с детьми старшего дошкольного возраста. Определялось знание предметов национального быта, национальных героев, народных праздников, национальных костюмов, музыкальных инструментов, народного фольклора, народных примет, истории своего народа и т.д.

Для диагностики исходного уровня этнокультурного развития дошкольников использовались настольно-печатные, дидактические игры, беседы-практикумы, тесты и т.д.

1. Настольно-печатная игра «Чей национальный герой».

Цель: выявить уровень знаний детей о национальных героях.

Содержание: дошкольник раскладывает карточки с изображением национальных героев на большую карту с изображением представителей разных национальностей, называет героев и объясняет, почему положил их изображения к тому или иному народу.

2. Беседа-практикум «Что за предмет».

Цель: выявить уровень знаний детей о предметах национального быта и умения воспроизводить характерные их признаки в продуктивных видах деятельности (в процессе занятий по лепке, аппликации и рисованию).

Содержание: детям загадываются загадки (3-5) о предметах национального быта и предлагается изобразить (нарисовать, слепить или наклеить) отгадку.

3. Дидактическая игра «Национальная культура».

Цель: выявить знание элементов национальной культуры.

Содержание: детям предъявляются поочередно элементы национальной культуры разных народов (вышивка, национальный костюм, национальный инструмент, предметы быта, жилище и т.д.). Ребенок должен назвать элемент и определить, какому народу он принадлежит.

4. Дидактическая игра «Иностранный гость».

Цель: определение уровня знания детей о культуре своего народа.

Содержание: к детям в гости приходит иностранный гость, которому нужно рассказать все, что они знают о культуре своего народа (что за народ, откуда такое название, что оно означает, какая одежда, пища, жилище, какие национальные сказки, песни и т.д.).

Результаты исследований и их обсуждение

Проанализируем некоторые из использованных нами этнокультурных образовательных практик, например такую практику, как ситуативный мини-музей. Стимулом для ее использования стала подготовка родителями стенгазеты ко Дню Великой Победы, вызвавшей большой интерес у дошкольников (рис. 2). Изображенные на ней экспонаты впоследствии были представлены на выставке «Здравствуй, большой маленький музей!», который в дальнейшем стал мини-музеем ситуативного характера. В его деятельности был сделан акцент на тематическую и событийную направленность, отвечающую запросам воспитанников, возникающим в ходе их жизнедеятельности.

Рис. 2. Стенгазета ко Дню Великой Победы

Отметим, прежде всего, принципы, на которые следует ориентироваться при организации работы мини-музея: принцип интеграции, научности деятельностного подхода, научности, доступности, разнообразия, безопасности.

В мини-музее экспонаты доступны для каждого ребенка, их можно потрогать, создать копию, дать свою интерпретацию выставленным экспонатам, рассказать свою историю.

В рамках ситуативного мини–музея «Здравствуй, большой маленький музей!» проводилась серийная дидактическая игра «Что было до?», посвященная прошлому разных предметов (бусы, часы, плита, пылесос, стиральная машина, иголки, самолет, корабли, счетные устройства), подводящая детей к пониманию того, что человек придумывает и создает разные приспособления для облегчения своего труда (прялка - ткацкий станок, мельница, глиняная – железная посуда и другое) [4].

Второе направление деятельности ситуативного мини–музея «Здравствуй, большой маленький музей!» - организация работы творческих мастерских, где воспитанники участвовали непосредственно в сборе и изготовлении экспонатов. Например, по теме «Национальные женские нагрудные украшения» ребята вместе с родителями собирали украшения из разнообразного природного материала (глина, дерево, стекло, железо, обработанные камни, береста), изучали историю происхождения их названий (бусы, ожерелья, монисты, кулоны, подвески, слингобусы). В дальнейшем дети сами делали бусы из бумаги, глины, пуговиц, капсул киндер-сюрпризов, слингобусы с национальными узорами для развития тактильных и кинестетических ощущений малышей-грудничков.

Была организована групповая экспозиция «Мой маленький семейный музей», посвященная истории семей воспитанников. Каждая семья презентовала свои семейные альбомы, все фотографии из которого сопровождались рассказами дошкольников: «Когда мама или папа были маленькими», «На кого я похож», «Мое стихотворение к моменту…» и т.д. Презентация семейных фотоальбомов проходила несколько дней.

В День космонавтики дети знакомились с изобретателем ракет К.Э. Циолковским. С «космическими» предметами дети знакомились благодаря виртуальному музею г. Калуги «Музей космонавтики имени К.Э. Циолковского» [5]. Результатом такой виртуальной экскурсии стало создание совместно с родителями альбома «Летательные аппараты в прошлом и сейчас».

Посещение дошкольного образовательного учреждения артистами Марийской государственной филармонии имени Я. Эшпая (г. Йошкар-Ола) привело к организации виртуальной экскурсии «Что такое филармония?», во время проведения которой детям были представлены слайды с различными видами народных музыкальных инструментов, прослушивались отрывки из произведений национальных композиторов.

Деятельность организованного этнокультурного центра была направлена на формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к национальной культуре. Много внимания уделялось созданию условий для активного изучения культуры соседних народов (русского, марийского, татарского, чувашского), освоению фольклорного материала, изучению национальных ремесел, ознакомлению со спецификой трудовой деятельности народов, их образа жизни и т.д.

На базе этнографического музея проводились практикумы по овладению элементами декоративно-прикладного творчества с учетом возрастных особенностей детей. Дети приобретали этнокультурный опыт, через игровые формы расширяли свои знания об истории и культуре своего народа, закрепляли навыки этнокультурного творчества.

Важно отметить, что, работая в направлении этнокультурного развития детей, необходимо привлекать к этой деятельности и родителей дошкольников, используя разнообразные формы сотрудничества: национальные фестивали, ярмарки и выставки народного творчества, фольклорные забавы, праздничные развлечения, календарно-праздничные обряды, творческие мастерские, клубы мам и бабушек, этнопедагогические гостиные и т.д.

Полученные нами на контрольном этапе эксперимента результаты свидетельствовали об эффективности использования этнокультурных образовательных практик в этнокультурном развитии детей. Так, если на констатирующем этапе были выявлены в основном средний (43,33%, 13 чел.) и низкий (56,67%, 17 чел.) уровни этнокультурного развития старших дошкольников, а детей с высоким уровнем не было вообще, то на контрольном этапе произошла динамика этнокультурного развития старших дошкольников: высокий уровень выявлен у 10% детей (3 чел.), средний уровень – у 60% (18 чел.), низкий – у 30% (9 чел.).

Отметим, что дети с высоким уровнем этнокультурного развития интересовались историей своего народа, с интересом усваивали сведения, касающиеся национальных героев, использовали в речи пословицы и поговорки, загадки, считалки, могли применить в разговоре народные приметы; имели представления о народных промыслах, самостоятельно применяли знания в процессе продуктивной деятельности и могли рассказать историю происхождения тех или иных предметов.

Средний уровень имели дети, которые знали названия предметов народного быта и могли объяснить их назначение. Помнили народные потешки, прибаутки, загадки, считалки и использовали их в речи. Знали национальных героев, но не всегда точно указывали, к какому народу они относятся. Имели представления о некоторых народных промыслах.

Дети с низким уровнем этнокультурного развития знали некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки, знали некоторые названия и назначения предметов народного быта, могли различать народные промыслы, путались в обозначении национальных героев.

Выводы. Таким образом, проведённое нами исследование показало, что использование этнокультурных образовательных практик оказывает эффективное влияние на этнокультурное развитие старших дошкольников, они приобщаются к этнокультурным ценностям, узнают много нового о национальной культуре народов, развивается их чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности.