Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ALGORITHM OF THE SOLVING PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PROBLEM AIMED AT PEDAGOGICAL SUPPORT OF GIFTED STUDENTS

Kislyakov N.I. 1 Monogarova I.I. 2 Moroz T.G. 1 Schegolkov D.A. 1
1 The State Autonomous Educational Institution of Higher Education of Leningrad region «Pushkin Leningrad State University»
2 Permanent mission of Russia to the United Nations organization in New York
The current situation in Russia demonstrates the implementation of the new conceptual approaches to the professional activity of the teacher focused on the identification, development, training and education of gifted youth, which confirms the accumulation of the state ideas to support gifted children and youth in the framework of the presidential program «Children of Russia», the Federal target program "Gifted children" and other projects. The relevance of the topic of this article is due to the need for modeling and designing the educational space of the new level, ensuring the actualization of the teachers’ needs in pedagogical self-improvement and creative implementation in the issues of pedagogical support for gifted students. The article deals with a description of the algorithm of solving professional pedagogical task aimed at the designing and fulfilling of educational activities, providing individual pedagogical support to gifted children and students. The degree of effectiveness of the solution of the pedagogical problem as a whole depends on the sequence chosen by the teacher, the logic of application and combination of methods, techniques, means that have a direct impact on the development of the student's talent, the disclosure of his intellectual and creative potential. A teacher focused on working with a gifted student should be particularly characterized by a high need for self-development, self-education, creativity. The success of solving various types of pedagogical tasks depends on the professional skills, professional competence, pedagogical thinking of the teacher.
genius
gifted student
professional pedagogical problem
solution algorithm
pedagogical skills

В условиях модернизации современного российского образования, происходящих законодательных и нормативно-правовых изменений в сфере образования, аккумулирования государственных идей по поддержке одаренных детей и молодежи стали предъявляться все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки педагогических кадров. Согласно «Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» основное внимание должно уделяться проблеме повышения профессионального мастерства педагогов-наставников, которое предполагает непрерывное и систематическое обновление и обогащение их профессионального потенциала, внедрение современных средств обучения в работе с такой категорией обучающихся, как одаренные [1].

Чтобы раскрыть особенности решения педагогической задачи, направленной на педагогическое сопровождение одаренных детей и подростков, необходимо опираться на уже признанные в педагогической науке теоретические и практические положения в данном аспекте. В работе с одаренными обучающимися педагогическим кадрам следует быть подготовленными в вопросах психологии одаренности, классификации одаренности и методах ее идентификации, иметь информацию о формах проявления одаренности, особенностях возрастного развития, степени сформированности одаренности, широте проявления в различных видах деятельности, различиях по уровню одаренности [2].

Цель исследования – описание алгоритма решения профессиональной педагогической задачи, направленной на проектирование и реализацию образовательной деятельности, предусматривающей педагогическую поддержку, индивидуальное сопровождение одаренных обучающихся в условиях общеобразовательной школы.

Методологическую основу исследования составляют анализ и обобщение научной, методической психологической, педагогической литературы, трудов философов, педагогов, психологов, изучавших в различные исторические периоды: проблемы профессиональной деятельности педагога (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, В.Г. Белинский, М.Н. Блинов, Н.Ф. Бунаков, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Канн-Калик, Н.А. Корф, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин); феномен одаренности в психологии и педагогике (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Б. Блум, В.Н. Дружинин, Л.И. Ларионова, Н.С. Лейтес, М. Линдсли, Т.М. Марютина, А.М. Матюшкин, В.И. Панов, Л.В. Попова, А.И. Савенков, В.П. Эфроимсон); вопросы сущности и специфики педагогической задачи (Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.Ф. Спирин, Г.С. Сухобская).

Л.Ф. Спирин определяет задачу как результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности. Под понятием «педагогическая задача» понимается ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.

В педагогической теории проблему классификации педагогических задач считают достаточно сложной. Характерно, что выделяют комплекс задач на основании их сложности и оперативности решения (стратегические, тактические, ситуативные), по логике построения педагогической деятельности (этап педагогической диагностики, этап логического целеполагания, этап педагогического планирования, этап практического осуществления плана, этап анализа результатов).

Решение педагогических задач согласно теории и технологии решения педагогических задач, представленных А.И. Спириным, всегда предполагает наличие цели, влияющей на обоснование выбора средств и методов ее достижения. Содержание и форма решения также связаны между собой. Содержательно педагогические задачи могут иметь различную приоритетную направленность: проектирование и реализация образовательной программы; создание предметной среды учебной дисциплины; проектирование и реализация образовательного процесса, построение взаимодействия с участниками образовательных отношений [3].

В.А. Сластенин отмечает содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое (эмоциональное, коммуникативное и т.п.) оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи [4]. Решение профессиональной задачи требует алгоритма, который в значительной степени облегчает процесс, делает его целенаправленным, эффективным. Если рассматривать педагогическую задачу как способ разрешения трудных педагогических ситуаций, то алгоритм их решения лежит в конструировании определенной модели для выполнения педагогической деятельности с учетом данных условий. Общепринятым можно считать алгоритм решения профессиональной педагогической задачи, представленный в виде следующих шагов-заданий [5, 6].

1. Анализ ситуации и постановка педагогической задачи. Формулирование задачи с учетом реальной ситуации профессиональной деятельности. Контекст задачи педагог определяет самостоятельно с учетом профессионального опыта.

2. Проектирование вариантов и выбор оптимального из них для данных условий. Формулирование вопросов и ответов для поиска решения задачи в описанном педагогом контексте, выбор конкретных действий, необходимых для их выполнения.

3. Изучение научной, методической литературы для решения педагогической задачи.

4. Решение педагогической задачи, вариант решения педагог выбирает сам с учетом предложенного содержания ситуации профессиональной деятельности в виде конкретного материала (конспект урока, описание применения конкретного метода, педагогической технологии, рабочей программы и др.).

5. Формулирование способа (метод, методика, прием и т.п.) и оценки эффективности предложенного педагогом решения.

6. Указание действий, необходимых для реализации предложенного решения, чтобы не были нарушены этические нормы профессиональной деятельности педагога или права одаренного обучающегося в процессе реализации этого решения.

7. Анализ результатов решения. Аргументирование предложенного решения (обоснование). В каких других ситуациях профессиональной деятельности применимо предложенное решение? Что именно может быть использовано в предложенном решении в других ситуациях?

Рассмотрим один из вариантов решения педагогом профессиональной задачи на основе предложенной экспертом педагогической ситуации: «В вашем классе есть одаренный обучающийся. Представьте свое решение, учитывающее особые образовательные потребности и план индивидуального сопровождения данного обучающегося в процессе изучения вашего предмета».

Алгоритм решения. Шаг I. Формулирование педагогом условия профессиональной задачи по проектированию и реализации образовательного процесса на основе собственного опыта.

Условие педагогической задачи. В новом учебном году педагог обратил особое внимание на обучающуюся 5 класса К.Л. (11 лет), которая выделялась среди своих одноклассников уровнем филологического развития: скорость чтения 150 слов в минуту, эмоциональная уравновешенность, рассудительность, высокая любознательность в области литературы. На уроках всегда работает с большим интересом, ее внимание отличается высокой стабильностью. К.Л. очень активно и много читает, стремится сочинять стихи, сказки, короткие рассказы. Девочка обладает прекрасной памятью, развитым воображением. Обращают на себя внимание ее великолепное чувство юмора, богатый словарный запас, метафоричность речи, образность и быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, стремление выполнить задание творчески.

Шаг II. Формулирование вопросов и действий педагога для поиска решения задачи.

Вопрос 1. Как педагогу-предметнику объективно и правильно идентифицировать одаренность школьника, определить наличие признаков одаренности, степени ее выраженности?

Чтобы объективно и корректно идентифицировать одаренность школьника, педагогу-предметнику, владеющему психолого-педагогическими знаниями в области феноменологии одаренности, необходимо использовать комплексный подход при выявлении одаренных обучающихся, задействовать широкий спектр разнообразных методов диагностики. В связи с этим педагогу требуется систематически повышать свой образовательный уровень по вопросам диагностики одаренности (необходимы чтение научной и методической литературы, участие в семинарах, конференциях, форумах по изучению и обмену отечественного и зарубежного опыта), а также стремиться быть всесторонне развитой личностью, способной предоставить одаренному обучающемуся высокопрофессиональное педагогическое сопровождение.

Педагог может самостоятельно идентифицировать степень выраженности различных видов одаренности обучающихся, применив одну из методик первичной педагогической диагностики. На диаграмме представлен сравнительный анализ профилей одаренности двух обучающихся по методике «Карта одаренности» А.И. Савенкова (модификация методики А. де Хана и Г. Кафа).

Профиль одаренности

Вопрос 2. Соответствуют ли система работы данного образовательного учреждения, учебный план, учебная программа в полной мере потребностям и возможностям данного обучающегося, проявляющего особые, ярко выраженные способности?

Для эффективного осуществления системы работы образовательного учреждения с одаренными обучающимися необходимо, чтобы образовательный процесс в полной мере соответствовал потребностям и возможностям одаренного обучающегося. С этой целью педагог совместно с методическим объединением и администрацией образовательного учреждения подбирает эффективную стратегию индивидуального роста одаренного школьника, соответствующую его особым, ярко выраженным способностям, разрабатывает авторскую программу или оптимизирует рабочую программу по предмету в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом, с соблюдением баланса между урочной и внеурочной загруженностью обучающегося.

Вопрос 3. Что входит в содержание собираемой педагогом информации при решении профессиональной задачи, каковы источники этой информации, методы работы с этой информацией?

В построении и реализации общей стратегии решения профессиональной задачи, направленной на педагогическое сопровождение одаренного обучающегося, педагогу необходимо систематизировать знания об основных современных подходах и концепциях феномена одаренности, методах диагностики одаренности, формах и содержании работы педагога по вопросам педагогического сопровождения одаренных обучающихся на основе материалов научно-практических конференций, монографий, диссертаций, а также изучать законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по поддержке одаренных детей и молодежи (такие как «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», Президентская программа «Дети России», федеральная целевая подпрограмма «Одаренные дети» и другие проекты).

Вопрос 4. Как построить эффективную модель действий педагога по развитию «актуального уровня» и «доминирующих точек развития» в урочное и внеурочное время для данного обучающегося? Какие стратегии обучения, образовательные технологии, формы и методы работы рекомендуется использовать в работе с одаренными обучающимися?

Многогранность и сложность феномена одаренности определяют целесообразность использования учителем-предметником разнообразных современных стратегий обучения (ускорения, обогащения, углубления), современных образовательных технологий (личностно-ориентированного обучения, ИКТ, проблемного обучения, исследовательского обучения, критического мышления); форм и методов работы с одаренными обучающимися: нетрадиционные уроки, способствующие повышению мотивации учащихся к изучению предмета: урок-викторина, КВН (командные задания), мозговой штурм, урок-конференция, урок – деловая игра и др.; конкурсы (стенгазет, кроссвордов, рисунков, конкурс чтецов «Живая классика» и др.), олимпиады (по робототехнике, «Путь к успеху», «Звезда», «Юные таланты», «Ломоносов», «Проба пера», «Высшая проба», «Росатом» и др.), турниры (Турнир юных математиков, Турнир будущих управленцев), проведения предметных недель («Неделя словесности», «Неделя математики» и др.), организации исследовательской деятельности обучающихся.

Вопрос 5. Как должна строиться работа с родителями данного одаренного школьника?

Необходимо отметить, что семья в воспитании подрастающего юного дарования играет важную и значимую роль, поэтому работа педагога с родителями одаренного обучающегося (как с участниками образовательных отношений) должна включать в себя психолого-педагогическое взаимодействие, консультирование: в виде письменных и устных рекомендаций, советов, бесед по воспитанию, общению, поведению с маленькими талантами и юными дарованиями. Классным руководителям, наставникам рекомендуется в течение учебного года проводить родительские собрания, беседы на темы о проблемах развития, воспитания, обучения одаренных обучающихся.

Вопрос 6. Как педагогу-предметнику проверить динамику и качество развития способностей, знаний одаренного обучающегося в процессе педагогической поддержки по изучению предмета?

Проверить, оценить динамику и качество развития способностей, знаний одаренного обучающегося поможет диагностика образовательного потенциала одаренного обучающегося по учебному предмету, которая должна проводиться систематически: один раз в неделю, месяц, в четверть (триместр), в полугодие и сопровождаться протоколами наблюдениями, бесед, анкетированием, тестированием, анализом результатов деятельности обучающегося с обязательной фиксацией результатов (ведением журнала, отчетов, дневника личных достижений обучающегося (портфолио)).

Вопрос 7. Что ожидает одаренного обучающегося и педагога в ближайшей перспективе при успешном развитии способностей школьника в данной сфере деятельности?

На сегодняшний день накоплен положительный российский опыт по обучению одаренных обучающихся в профильных классах, в сфере дополнительного образования, специализированных школах (образовательных учреждениях), а также возможны посещения мастер-классов, курсов высококвалифицированных специалистов в интересующей обучающегося предметной области. Школьник формирует портфолио личных достижений, педагог анализирует положительную динамику результатов и творческую самореализацию обучающегося: награждение дипломами, грамотами, медалями, призами, именными стипендиями, наградами, врученными за участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях регионального, всероссийского, международного уровней.

Вопрос 8. Каковы действия и этические нормы, соблюдаемые педагогом в процессе решения профессиональной задачи, направленной на индивидуальное сопровождение одаренного обучающегося?

С целью исключения нанесения морального и психического вреда обучающимся согласно ст. 4 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлены права на уважение их человеческого достоинства, защиту от всех форм насилия, оскорбления личности, соблюдение конфиденциальности и неразглашение личной информации, большую самостоятельность, осознание самоценности каждого обучающегося как уникальной, неповторимой личности.

Шаг III. Оценка эффективности и анализ решения педагогической задачи включают анализ следующих показателей: достижения одаренного обучающегося, динамика уровня индивидуальных достижений обучающегося по дисциплине, создание банка методического обеспечения по поддержке одаренных обучающихся; внедрение в образовательное пространство школы творческих объединений различных направлений; удовлетворенность одаренных обучающихся своей деятельностью, увеличение числа таких обучающихся.

Таким образом, представленное решение профессиональной педагогической задачи, направленной на педагогическую поддержку одаренных обучающихся, основано на отечественном опыте работы с одаренными обучающимися, в котором предпочтение отдается педагогу с творческим типом мышления, владеющему психолого-педагогическими знаниями по сопровождению одаренных детей и подростков, способного предоставить обучающимся профессиональную помощь, чтобы юные дарования получили максимальное развитие, а в будущем служили бы культурному, экономическому прогрессу нашей страны.