Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF READINESS OF A FUTURE BIOLOGICAL TEACHER FOR CARRYING OUT CONTROL AND EVALUATION ACTIVITIES

Izhoykina L.V. 1 Orlova L.N. 1
1 FSBEI of HE Omsk State Pedagogical University
The article is devoted to the issue of the readiness of a future biology teacher to carry out control and evaluation activities. It substantiates the urgency of the problem of organizing control and evaluation activities by student practitioners. The necessity of creating the conditions for the formation of the readiness of a future biology teacher for the organization of control and evaluation activities of students, both in training sessions and in preparation for industrial teaching practice, is disclosed. Based on the analysis of psychological and pedagogical research, the skills that make up the control and evaluation activities of the teacher, the structural elements of readiness to carry out this activity are identified. A model of the methodology for the formation of the readiness of a future biology teacher to carry out control and evaluation activities is presented. The characteristic of the components of the model is given: target, substantive, technological and criteria-effective; stages of the formation of control and evaluation activities (professionally motivational, theoretical, professionally creative). The role of methodological training of students at each stage of the implementation of the model is disclosed. Currently, the methodology is being implemented, both in training sessions and at the entrance to industrial teaching practice. The authors believe that it will solve the problem of forming the readiness of students - future biology teachers, for monitoring and evaluation, organizing control and evaluation activities of students, thereby achieving success and growth in their upcoming profession.
Control
evaluation
control and evaluation activity
readiness for professional activity
model

Переход современного образования на системно-деятельностный подход, ведущей идеей которого является не усвоение обучающимися предметных знаний и способов действий, а формирование их на основе ценностей и опыта личности, привел к изменению деятельности учителя в образовательном процессе. Это в свою очередь привело к преобразованиям содержания учебного материала, методов и форм обучения, к переосмыслению требований к контрольно-оценочной деятельности современного учителя. Согласно современным требованиям к организации образовательного процесса в контрольно-оценочную деятельность должен быть вовлечен не только учитель, но и сами обучающиеся. Именно самоконтроль и самооценка обучающихся на основе известных критериев позволяют им освоить эффективные средства управления своей учебно-познавательной деятельностью. Данные учебные действия способствуют развитию самостоятельности и принятию ответственности за их результаты. Перечисленные способности развиваются у обучающихся только тогда, когда учитель сам обладает умениями прогнозировать, планировать и осуществлять контроль образовательного процесса и давать оценку полученным результатам.

Опрос студентов 4 и 5 курсов Омского государственного педагогического университета, наблюдение за их деятельностью на лабораторно-практических занятиях учебной дисциплины «Методика обучения биологии» и производственной педагогической практики показали, что большинство из них испытывают трудности при организации контрольно-оценочной деятельности. Студенты недооценивают роль оценочной деятельности учителя в развитии личности обучающегося. Организуя самостоятельно учебный процесс на производственной педагогической практике в школе, не всегда учитывают современные требования, определяющие содержание контроля и оценки обучения. Они затрудняются вовлекать обучающихся в оценочную деятельность, часто выставляют неаргументированные отметки, не систематически организуют рефлексию деятельности обучающихся. Следовательно, требуется качественно новая подготовка студентов – будущих учителей биологии.

Цель исследования: проблема определила цель, содержание, технологию деятельности по созданию условий формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности как на учебных занятиях, так и при подготовке к производственной педагогической практике.

Материал и методы исследования. В большинстве психолого-педагогических исследований контрольно-оценочная деятельность учителя, обращенная в адрес личности обучающегося, является педагогической оценкой (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.) [1]. Согласно исследованиям О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.И. Мищенко, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова, А.И. Щербакова, оценка является обязательным средством профессиональной деятельности учителя, выступает как необходимый элемент развития и воспитания обучающихся [2-4]. Авторы отмечают умения, которые включает контрольно-оценочная деятельность учителя:

  • строить сотрудничество с обучающимися, учитывая их индивидуальные психологические особенности, учебные возможности и мотивы обучения,
  • в общении применять наиболее эффективные педагогические средства,
  • планировать и организовывать процесс обучения, исходя из индивидуальных возможностей каждого обучающегося [3; 4].

Целый ряд авторов (Т.Б. Гершкович, Н.В. Ипполитова, А.И. Мищенко, Н.М. Яковлева и др.), изучающих проблемы готовности педагога к разным аспектам своей профессиональной деятельности, определяют готовность как результат характеризуемого ими процесса подготовки [2]. Готовность будущего учителя к организации контрольно-оценочной деятельности понимают как совокупность приобретенных профессиональных качеств его личности, обеспечивающих реализацию определенных психолого-педагогических и методических знаний в будущей практической деятельности [2]. На рисунке 1 представлены структурные элементы готовности будущего учителя к осуществлению контрольно-оценочной деятельности: мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный.

Рис. 1. Структурные элементы готовности будущего учителя к осуществлению контрольно-оценочной деятельности

Согласно исследованиям, готовность к контрольно-оценочной деятельности как динамично развивающемуся новообразованию в структуре личности будущего специалиста формируется только в процессе его профессионального обучения.

Методологическую основу нашего исследования составили системный, компетентностный и личностно ориентированный подходы к разработке содержания и технологии процесса формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности.

Эмпирическая часть исследования выполнена при участии преподавателей вуза, представителей администраций и учителей школ.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ исследования и результаты, полученные в процессе профессиональной педагогической деятельности, дали возможность разработать модель методики формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности.

Модель, согласно А.Н. Дахину, представляет собой искусственно созданный образец в виде схемы, конструкции, формул, подобно исследуемому объекту. Она отображает и воспроизводит в более простом виде структуру объекта, его свойства, взаимосвязи и отношения между составными элементами [5; 6].

Системный подход дает нам основание описать процесс профессиональной подготовки будущего специалиста к организации контрольно-оценочной деятельности в виде следующих структурных компонентов: целевого, содержательного, технологического и критериально-результативного (рис. 2) [6].

Целевой компонент модели содержит цель, которая реализуется задачами:

  • углубление знаний студентов о видах, формах и методах контроля знаний и предметных действий обучающихся на уроках биологии,
  • формирование умений планировать и организовывать контрольно-оценочную деятельность при проведении урока биологии,
  • развитие потребности к совершенствованию умений и практического опыта в контрольно-оценочной деятельности на уроках биологии.

Содержательный компонент предполагает теоретическую и практическую подготовку студентов, которая осуществляется на учебных занятиях и при подготовке к производственной педагогической практике.

Для реализации содержательного компонента модели была проведена корректировка рабочей программы учебной дисциплины «Методика обучения биологии». Разработаны: учебно-методическое пособие «Проектирование современного урока биологии», лекционные и семинарские занятия по проблеме исследования, дидактические средства обучения.

МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Методологические подходы: системный и личностно-деятельностный подход.

Положения теорий личностно ориентированного и развивающего обучения, теории и методики обучения биологии

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

Цель модели:

формирование готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО

Планируемые результаты: будущий учитель осознает значимость контрольно-оценочной деятельности в развитии личности обучающегося, знает современные требования к содержанию контроля и оценки, владеет приемами вовлечения обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, владеет умениями организовывать контроль учебно-познавательной деятельности обучающихся и оценивать полученные результаты

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Базовая теоретико-практическая подготовка студентов

(нормативные документы, рабочая программа дисциплины «Методика обучения биологии», учебно-методические пособия, дидактические материалы лекций, семинаров, лабораторно-практических занятий)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

1 этап

Профессионально-мотивационный

3 курс (5 семестр)

2 этап

Теоретический

3 курс (5-6 семестры)

3 этап

Профессионально-творческий

4–5 курсы

Методы обучения

Исследовательские и проблемные методы обучения

Формы обучения

Семинары, лекции проблемного характера, практикумы, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, учебная и производственная педагогическая практика

Средства обучения

Учебно-методические пособия, дидактический раздаточный материал

КРИТЕРИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Система критериев оценки сформированности готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности

Результат

Сформированность у студентов мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного компонентов готовности к оценочной деятельности

Уровни

Оптимальный, допустимый, критический

Рис. 2. Модель методики формирования готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности

Технологический компонент модели содержит технологию профессиональной подготовки студентов к организации контрольно-оценочной деятельности в учебном процессе. Компонент включает три этапа: профессионально-мотивационный, теоретический и профессионально-творческий. Как нам представляется, исходным моментом профессионально-мотивационного этапа (3 курс, 5 семестр) должно стать рассмотрение вопроса о сущности контроля и оценки, как уже указывалось выше – значимости контрольно-оценочной деятельности в развитии личности обучающихся и в становлении профессионализма учителя.

Необходимо, чтобы в ходе теоретического этапа (3 курс, 5–6 семестры) студенты усвоили виды контроля при обучении биологии, критерии оценки учебных достижений обучающихся. Например, критерии оценки: выполнения и оформления лабораторной работы, устного индивидуального ответа, описания объекта природы, решения и оформления генетических задач и др. Следует обращать внимание студентов на особенности контроля и оценки в зависимости от целей и типа урока биологии. Будущие учителя биологии должны усвоить приемы развития контрольно-оценочной деятельности обучающихся, научиться проектировать урок биологии с их включением.

Важную роль в методической подготовке студентов на данном этапе играет работа с нормативными документами, рабочими программами по биологии, учебниками, методическими рекомендациями.

Следующим шагом в методической подготовке студентов является практическое применение знаний (профессионально-творческий этап). Студенты самостоятельно разрабатывают уроки биологии, с учетом требований к контрольно-оценочной деятельности учителя, в ходе деловой игры, на учебном занятии их проводят (4 курс, 7 семестр). После деловой игры студентами обязательно осуществляется анализ урока. На 4–5 курсах студенты применяют полученные знания и умения в ходе производственной педагогической практики.

Следует отметить, что особо значимы при подготовке будущего учителя биологии к оценке учебных достижений обучающихся и организации контрольно-оценочной деятельности такие формы организации учебного процесса и методы обучения, как лекции проблемного характера, практикумы, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа, учебная и производственная педагогическая практика.

Критериально-результативный компонент модели включает критерии для определения уровней сформированности готовности будущих учителей биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности. При разработке критериально-результативного компонента мы опирались на исследования С.А. Осокиной, А.П. Тарасовой, Е.В.?Шаталовой. Учеными определены следующие критерии и показатели готовности учителя к осуществлению контрольно-оценочной деятельности:

  • знания, необходимые для контроля и оценки учебных достижений обучающихся,
  • эмоционально-ценностное отношение учителя к оценке собственной деятельности,
  • практические умения (владение приемами контрольно-оценочной деятельности, приемами формирования самоконтроля и самооценки у обучающихся),
  • рефлексивное поведение (осознанность рефлексивных действий),
  • умение корректировать свою оценочную деятельность на основании анализа полученных результатов [7].

В таблице представлены три уровня сформированности готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности: оптимальный, допустимый, критический (таблица).

Уровни сформированности готовности будущего учителя биологии к осуществлению контрольно-оценочной деятельности

Уровень

Показатели

Оптимальный

- понимает значение и необходимость контрольно-оценочной деятельности учителя,

- в полном объеме обладает знаниями о контроле и оценке,

- разделяет понятия «оценка» и «отметка»,

- владеет методами и приемами контроля знаний и предметных действий учащихся по биологии,

- четко определяет критерии оценивания и доводит их до сведения обучающихся,

- создает условия для формирования у обучающихся контрольно-оценочной деятельности при обучении биологии,

- учитывает индивидуальные возможности обучающихся в процессе организации учебно-познавательной деятельности,

- систематически сознательно осуществляет рефлексивную деятельность

Допустимый

- считает контрольно-оценочную деятельность учителя значимой для успешного профессионального роста,

- редко испытывает трудности, применяя знания в конкретных ситуациях,

- на репродуктивном уровне сформированы умения контроля и оценки знаний и предметных действий обучающихся по биологии,

- знает методы и приемы контроля знаний и предметных действий учащихся по биологии, но возникают затруднения при их реализации на практике,

- эмоционально реагирует на успехи и трудности обучающихся, всегда соблюдает педагогический такт,

- признает ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, но не всегда может реализовать это в ходе практической деятельности,

- сознательно, но не систематически осуществляет рефлексивную деятельность,

- часто завышает или занижает оценку собственной оценочной деятельности

Критический

- слабо понимает важность контрольно-оценочной деятельности учителя в развитии личности обучающегося,

- знания о методах и приемах контроля, применяемых на уроках биологии, неглубокие и несистематизированные,

- слабо сформированы умения мотивировать оценку с учетом индивидуальных особенностей обучающихся,

- не использует на уроке приемы развития контрольно-оценочной деятельности обучающихся,

- на уроках испытывает трудности в оценке знаний и умений обучающихся, часто выставляет неаргументированные отметки,

- не адекватная самооценка собственной оценочной деятельности,

- рефлексию осуществляет не систематически

 

Результатом реализации модели будет являться сформированность у студентов мотивационно-личностного, содержательного и деятельностного структурных элементов готовности к осуществлению контрольно-оценочной деятельности. Каждый из структурных элементов формируется комплексно и во взаимосвязи.

Сроки действия разработанной модели – 3 года обучения.

Реализация разработанной модели осуществляется на занятиях учебной дисциплины «Методика обучения биологии», при подготовке и прохождении студентами производственной педагогической практики.

На занятиях учебной дисциплины применяются поисковые и рефлексивные методы обучения, направленные на развитие самостоятельности и учебно-познавательной активности студента:

  • вывод понятия на основе сравнительного анализа разных определений,
  • составление опорных алгоритмов, схем,
  • включение в лекцию проблемных вопросов и элементов диалога,
  • вовлечение студентов в оценочную деятельность,
  • приемы осуществления рефлексивной деятельности.

Выводы. Мы полагаем, что реализация разработанной модели позволит сформировать готовность студентов к осуществлению контрольно-оценочной деятельности в будущей профессии.

Контрольно-оценочная деятельность студентов будет способствовать формированию их профессиональных компетенций, позволяющих добиться успеха и роста в профессии, стать конкурентоспособными специалистами.