Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXPERIENCE OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF CULTURAL, HISTORICAL, RELIGIOUS VALUES AND TRADITIONS OF NATIVE CULTURE

Magomedova S.A. 1, 2 Damadaeva A.S. 1
1 Dagestan State University
2 School of A. Yusupova
The article describes the experience of implementing a grant project aimed at parental education to unite the efforts of family and school in the process of formation and development of moral culture of children. Methodological tools included the study of interpersonal relationships used a modified version of the sociometric methodology R. Gilles, the study of self-esteem was carried out using the test developed By V. G. Schur «Ladder», designed to identify the system of representations of the child about how he evaluates himself, how, in his opinion, it is evaluated by other people and how these ideas relate to each other. The study involved 460 respondents, students of 2–3 classes (110 pupils-experimental group, 340-control group from three municipal schools of the Republic). The result of the study revealed statistically significant evidence that targeted work aimed at parental education indirectly affects the level of education students, namely to a greater extent identify themselves to team members, have higher performance on a scale of «hard work» above indicators on a scale of «Humanist» and «Empathy». However, the presence on the scale of «Curiosity» these indicators are not affected.
psychological and pedagogical support
well-being
parental education
moral culture of personality

В современных условиях дегуманизации культуры, появления источников непосредственной доставки массированного, зачастую направляемого потока негативной, разрушающей информации извне в сознание и подсознание ребенка многие семьи оказались в очень сложных условиях. Они практически перестали справляться с ролью социального института, способного формировать у ребенка нравственные и позитивные поведенческие паттерны, а также базовую иерархию представлений, ценностей и мотивов, обеспечивающих его духовный рост и обогащение его личности нравственными качествами.

В сфере семейных отношений происходит модернизация – возникновение новых, утрата старых социальных образцов. Разламывается личная и нравственная идентичность молодого поколения [1]. Это тем более актуально сегодня, когда в общеобразовательные школы детей приводят родители, значительная часть которых сама выросла в условиях нравственного вакуума 1990-х гг. и не смогла получить качественного образования и воспитания [2].

С последствиями приходится сталкиваться каждому педагогу, работающему в образовательных учреждениях, вынужденному брать на себя функцию компенсации формирования гуманистических, нравственных и других ориентиров семейного воспитания.

Сегодня образовательные учреждения являются, пожалуй, единственным социальным институтом, вносящим решающий вклад в дело духовно-нравственной консолидации российского общества, социальной солидарности, повышения уровня доверия граждан к жизни в своей стране как в настоящее время, так и в будущем. Именно на школу обществом возложена миссия формирования модели будущего гражданина с высокой нравственной позицией, а на педагогах лежит ответственность за поиск интегративных методов привития ценностных ориентиров. Без привлечения семьи и социума такая работа безрезультативна [3]. Еще на стадии разработки и планирования данного исследования мы полагали, что целенаправленная просветительская работа с родителями, основанная на знакомстве с культурными, историческими, религиозными ценностями, традициями Дагестана, совместно с психолого-педагогической работой с детьми поможет им сформировать основу передачи системы ценностей и идеалов для того, чтобы на этой основе был создан фундамент определенной личностной мировоззренческой позиции, который будет в дальнейшем служить основой для их нравственной культуры [4]. Привлечение народного опыта воспитания в педагогике не ново [5], но при всей важности задачи использования и совершенствования методов формирования личности на основе этнокультурных традиций представляется весьма актуальной задачей.

Дагестан – уникальный в цивилизационном отношении регион с богатейшими духовными традициями и ценностями, вырабатывавшимися на протяжении многих веков. Он всегда славился выдающимися учеными и высоким уровнем образования и просвещения благодаря сформировавшейся за тысячелетия системе обучения и воспитания молодого поколения, выступающей средоточием духовной жизни народа, помогающей раскрыть особенности социума, его характера и психологии [6].

Таким образом, рассматривая личностный потенциал ребенка и потенциал семейного воспитания, который в исследованиях наших ученых определен как один из значимых ресурсов [7, 8], мы полагали, что таким способом будет определена взаимосвязь качества воспитания с духовно-нравственными традициями и культурными ценностями, а взаимодействие со школой станет важнейшим средством повышения этого качества. В ходе эксперимента были поставлены следующие задачи:

– формирование рабочей группы проекта;

– разработка и апробация модульной программы по формированию духовно-нравственных ценностных установок у родителей школьников;

– формирование списков родителей обучающихся для участия в проекте;

– создание постоянно действующей инновационной образовательной площадки «Дороги добра» для объединения усилий семьи и школы в процессе становления и развития нравственной культуры личности детей;

– проведение обучающих семинаров и тренингов для родителей школьников, выпуск обучающих видеороликов;

– разработка эффективных технологий и обеспечение сотрудничества семьи и школы в решении нравственно-воспитательных задач.

Помочь таким семьям и подрастающим в них детям заполнить пробелы, образовавшиеся вследствие перерыва или искажений в передаче богатого духовно-нравственного наследия, был призван наш проект «Школа для родителей “Уроки благонравия”», разработанный на базе общеобразовательной автономной некоммерческой организации «Школа имени А. Юсупова» (далее – Школа) совместно с сотрудниками кафедры общей и специальной педагогики и психологии ГБОУ ДПО Дагестанского института развития образования (ДИРО) и получивший в 2018 г. поддержку Фонда президентских грантов.

Помимо ДИРО, партнерами Школы в этом масштабном проекте стали ОУ ВО «Дагестанский гуманитарный институт», Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан, департамент образования и отдел просвещения Муфтията Республики Дагестан, радио «Ватан», телекомпания «Наше национальное телевидение», духовно-просветительская газета «Ас-салам», ОАНО «Ватан», оказывавшие организационную, консультационную и информационную поддержку.

Материальной базой данной площадки служат подготовленные помещения, оборудованные современными техническими средствами обучения, в том числе конференц-зал, где проводилось большинство семинаров и тренингов с родителями учащихся. Методическое сопровождение обеспечивалось разработанной на кафедре общей и специальной педагогики и психологии ДИРО модульной программой повышения квалификации по формированию духовно-нравственных ценностных установок у родителей школьников «Формирование нравственной культуры личности».

Цель исследования: разработка эффективных технологий и обеспечение сотрудничества семьи и школы в решении нравственно-воспитательных задач. В ходе реализации цели исследования мы предположили, что целенаправленное просвещение родителей обучающихся общеобразовательной школы через формирование исторических, религиозных и культурных традиций родной культуры способствует повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении личности ребенка и ускоряет процесс становления и развития нравственной культуры их личности.

Таким образом, мы попытались решить проблему духовно-нравственного воспитания детей опосредованно, через просвещение родителей (было проведено 140 тренингов, лекции, беседы о нравственности) и психолого-педагогическое обучение.

Материалы и методы исследования

В ходе эксперимента были использованы следующие методы диагностики:

1) для детей: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы;

2) для родителей: опрос, консультации, тренинги.

Методический инструментарий включал в себя:

– исследование межличностных отношений (использовался модифицированный вариант социометрической методики Р. Жиля, предназначенной для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой);

– изучение самооценки (тест В.Г. Щур «Лесенка», с помощью которого мы выявляли представления ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой);

– диагностика уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина, отражающая 10 основных показателей нравственной воспитанности) [9].

Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи t-критерия Стьюдента с целью выявления различий в уровнях межличностных отношений, самооценки и воспитанности детей между учащимися АНО «Школа имени А. Юсупова» и учащимися муниципальных школ г. Махачкалы.

В нашем исследовании принимали участие 460 респондентов. Исследуемая группа включала в себя школьников младших классов АНО «Школа имени А. Юсупова» (далее – АНО) – экспериментальная группа и трех муниципальных бюджетных образовательных учреждений г. Махачкалы (далее – МБОУ) – контрольная группа.

В АНО отбор желающих принять участие в проекте проводился на основе анализа результатов анкетирования родителей всех детей, посещающих АНО.

В каждой группе в рамках апробации модульной программы «Формирование нравственной культуры личности» было проведено по 9 семинаров и тренингов. Часть их проводилась во время посещения музеев и совместных поездок педагогов, родителей и детей к наиболее значимым историческим, культурным и природным памятникам на территории Дагестана, имеющим неоценимую значимость для исторической памяти жителей Северного Кавказа и всех россиян, которые были организованы в рамках реализации проекта.

Большинство родителей и тем более детей во время проведения эксперимента впервые смогли познакомиться с богатейшими коллекциями Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи и исторического парка «Россия – моя история»; побывать в одном из старейших городов мира – Дербенте – с его уникальными историческими и культурными памятниками; посетить мемориальные комплексы Ахульго и Ватан, связанные с борьбой дагестанцев за свободу и независимость в разные исторические периоды.

Все это способствовало просвещению родителей в области знаний о духовно-нравственных ценностях дагестанского народа, повышению их образовательного уровня в области духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формированию культурной идентичности, нравственной культуры, а также межэтнической и межконфессиональной толерантности.

Индикатором, позволившим судить об эффективности проводимой работы, послужил показатель воспитанности детей (включающий в себя многие оценочные характеристики), чьи родители приняли участие в проекте. Параллельно с анкетированием взрослых в сентябре 2018 г. было проведено первое тестирование уровня воспитанности учащихся школы; второе и третье – для выявления динамики этого показателя – в январе и октябре 2019 г.

В ходе собеседования задавались вопросы, направленные на раскрытие содержания базовых ценностей: истины, благочестия, добра, любви, красоты, достоинства, долга, совести, чести и иных, обеспечивающих надлежащие морально-этические условия для самопознания и самореализации растущей личности. Также были заданы вопросы, связанные с эмоциональной сферой как составляющей психического и психологического благополучия, направленные на определение уровня сочувствия, сопереживания, радости и др.

Несмотря на небольшой временной промежуток между этими диагностическими процедурами, обусловленный необходимостью уложиться во временные рамки проекта, определенные результаты все же были выявлены в ходе проведенного эксперимента.

Изучение межличностных отношений в коллективе и особенностей восприятия себя самого в группе позволило сделать следующие выводы относительно их специфики. Полученные данные со статистически значимой разницей (t = –3,59, р = 0,000) показали, что дети, обучающиеся в АНО, в большей степени считают себя членами коллектива, чем дети, обучающиеся в МБОУ. Количество взаимных выборов, полученных по модифицированному варианту социометрической методики Р. Жиля по шкале «Сплоченность группы и взаимность контактов», показало соотношение 80% детей экспериментальной группы к 65% детей контрольной группы. Таким образом, в результате занятий, проведенных с детьми с использованием проективной методики, можно сделать выводы, что дети, обучающиеся в АНО, в большей степени отождествляют себя с членами коллектива, чем дети, учащиеся в МБОУ. Опираясь на полученные данные и результаты при статистической обработке данных, мы сделали вывод о том, что результатом проводимых мероприятий стало более высокое положительное отношение к себе и к своему коллективу.

Изучение самооценки проводилось с помощью теста «Лесенка», разработанного В.Г. Щур, где нашей задачей было выявление представления ребенка о том, как он оценивает себя сам. Проведенный тест в контрольной и экспериментальной группах показал, что для детей, обучающихся в АНО, в большей мере, чем для детей, учащихся в МБОУ, характерна высокая самооценка. Отмечена статистически значимая разница по результатам теста «Самооценка»: t = –2,62, р = 0,01; t = –3,53, р = 0,01. Более 60% детей экспериментальной группы выбирают 1-ю и 2–3-ю ступени, 30% – 4-ю и остальные ступени. Выбор детей контрольной группы составил: 45% – 1-я и 2–3-я ступени.

Таким образом, можно говорить о статистически значимой разнице в показателях контрольной и экспериментальной групп в итоге занятий, проведенных по указанной методике. По результатам статистической обработки были сделаны выводы о том, что проводимый комплекс мероприятий значительно повышает уровень самооценки учащихся.

Анализ результатов занятий, проведенных по методике Н.П. Капустина, показал статистически значимые различия по следующим шкалам:

– 58% детей – респондентов АНО имеют высокие показатели по шкале «Трудолюбие». Такие же показатели имеют 49% детей – респондентов МБОУ. Такое соотношение позволяет сделать выводы о том, что проводимые мероприятия не влияют на формирование этой шкалы;

– 55,2% детей – респондентов АНО и 53,7% детей – респондентов МБОУ по шкале «Любознательность» имеют высокие результаты, что говорит о том, что любознательность является фактором, на который не влияют переменные, связанные с нашим экспериментом;

– 25% детей – респондентов МБОУ имеют показатели ниже, чем дети-респонденты АНО, по шкале «Гуманность», что говорит о наличии гуманистических ценностей (r = 0,33). При этом дети экспериментальной группы имеют значимые отличия от контрольной группы по шкале «Эмпатия» (r = 0,37), что дает возможность сделать вывод о том, что эта шкала сформирована в результате эксперимента. Таким образом, гуманистические ценности и эмпатия сформированы в ходе проведенного эксперимента;

– 70,5% детей – респондентов АНО имеют высокие показатели по шкале «Патриотизм»: статистически достоверная разница с контрольной группой (t = –2,43; р = 0,001). Результаты исследования представлены на рисунке.

Совокупные показатели экспериментальной и контрольной групп,

полученные по результатам исследования (методики Р. Жиля, тест В.Г. Щур «Лесенка» и методики Н.П. Капустина)

По мнению родителей, проведенная работа плодотворно влияет на процесс идентификации ребенком себя в целом и себя в коллективе. Соответственно этому причисление себя к коллективу и отождествление себя с членами коллектива могут позитивно влиять на эмпатийные способности ребенка, включению детей в состав ученического коллектива.

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что уровень моральных ценностей является переменной зависимой и поддается формированию.

Как показали результаты математической обработки с использованием t-критерия Стьюдента, обнаружены достоверные различия в ответах младших школьников.

Заключение

Полученные экспериментальные данные в ходе реализации грантового проекта «Школа для родителей “Уроки благонравия”» в 2018–2019 гг. на базе АНО «Школа имени А. Юсупова» позволили обосновать создание инновационной образовательной площадки, которая объединит усилия семьи и школы в процессе становления и развития нравственной культуры личности учащихся, способной действовать на постоянной основе с вовлечением родителей учащихся других образовательных учреждений г. Махачкалы, в том числе дошкольных образовательных учреждений. Разработка эффективных технологий по обеспечению сотрудничества семьи и школы в решении нравственно-воспитательных задач включила: создание и апробацию комплексной обучающей программы психолого-педагогической помощи и поддержки родителей учащихся общеобразовательной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся через формирование у них компетенций в области личностной, социальной и семейной культуры; подготовку педагогических кадров, способных продолжить эту работу, передавая эстафету по формированию обозначенных личностных компетенций; оснащение помещений необходимым оборудованием.

В ходе реализации программы духовно-нравственного воспитания и на основании экспериментальных данных, полученных при реализации модели инновационной площадки в АНО «Школа имени А. Юсупова», можно сделать заключение о том, что команда проекта, используя богатый, уникальный исторический опыт дагестанского народа по построению института гражданского общества, межэтническому и межконфессиональному взаимодействию, а также традиционные исламские духовные ценности, через просвещение родителей сумела вовлечь родителей учащихся в воспитательный процесс в школе и сформировать у них мотивацию к более активному взаимодействию с педагогами, повысить степень восприятия учащимися нравственного сознания и культуры и общий уровень воспитанности.

Работа, направленная на родительское просвещение, опосредованно влияет на следующие показатели личности учащихся:

а) они в большей степени отождествляют себя с членами коллектива и имеют высокую самооценку;

б) имеют выше показатели по шкалам «Самооценка», «Трудолюбие», «Гуманность», «Эмпатия», «Патриотизм»;

в) критерий «Любознательность» является независимой переменной и формируется опосредованно от целенаправленного процесса.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (грант 18-1-001390 «Школа для родителей “Уроки благонравия”»)