Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGIGAL SUPPORT OF PROFECCIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Dmitrieva S.N. 1 Evdokarova T.V. 1
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
This article discusses various approaches to the concept of «professional self-determination», segregate the difficulties that arise when choosing a profession, reveals the contents of the program for pedagogical support. The relevance of the issue is due to the fact that the choice of a profession is the main step for each high school student, also with the existing contradictions between external incentives and current motives. Many of the students at this age experience certain difficulties in choosing a profession, as this depends on the self-development of the child’s personality, his interests, focus, educational needs and motives. In order to avoid common mistakes, it is necessary to strengthen career guidance in the system of «class teacher, high school student, parents», where special attention is paid to the close interaction of school and family. The well-formed of professional self-determination of high school students is largely determined by the level of their professional orientation and readiness for to choose a profession. The article presents the results of a study on the basis of the Zhigan secondary school of the Republic of Sakha (Yakutia) to identify the level of focus and readiness of high school students to professional self-determination. This study involved 38 students in grades 9. According to the results of the study, it can be argued that the majority of respondents prefer the professional sphere «person-person», with this degree of formations of a conscious choice of profession is 61%. Success in the professional self-determination of high school students is largely determined by the phased work of the class teacher.
professional self-determination
high school students
professional orientation
willingness
professional sphere
difficulties
family
program
choice of profession
interaction

В последние годы все более актуальной становится проблема профессионального самоопределения старшеклассников. От правильного выбора будущей профессии зависит дальнейшая судьба человека, поэтому данный процесс для старшеклассников является всегда трудной, ответственной задачей. Роль педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении старшеклассников заключается в выявлении способностей и мотивов, формировании готовности к выбору профессии и профессиональной направленности. Основная деятельность педагогического сопровождения старшеклассников направлена на переход от общеобразовательной учебы к профессиональному образованию.

По статистике 40% студентов считают, что ошиблись с выбором профессии, уже после первого курса. Это говорит о том, что при выборе профессии многие руководствуются лишь желаниями родителей или своими представлениями о будущей работе. Также причинами неправильного выбора профессии могут быть отсутствие личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и недостаточность знаний о профессиях. Из этого следует, что к моменту профессионального самоопределения старшеклассники не совсем готовы сделать полноценный выбор.

Сущность и значение профессионального самоопределения старшеклассников, его место при выборе конкретной профессии, основные затруднения и ошибки анализируются в исследованиях многих ведущих ученых, в том числе А.Е. Голомштока, Э.Ф. Зеер,
Е.А. Климова, А.В. Мордовской, Н.С. Пряжникова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой,
Т.И. Шалавиной и др.

В работе Н.С. Пряжникова сущность профессионального самоопределения рассматривается «как процесс поиска смысла, где отдельные (уже найденные) смыслы – это лишь промежуточные этапы процесса (сам процесс становится главным смыслом – это и есть жизнь, жизнь как процесс, а не как некое достижение)» [1].

С.Н. Чистякова изучает профессиональное самоопределение с разных позиций (социально-педагогический смысл, психолого-педагогический план, индивидуально-психологический план). Она подчеркивает, что на данном «процессе формируются личностные отношения к профессионально-трудовой деятельности и самореализация человека, при этом сочетаются внутриличностные и социально-профессиональные потребности» [2]. По ее мнению, «старшеклассникам характерно продолжение образования, получение соответствующей профессии, уточнение социально-профессионального статуса» [3].

Многие педагоги и родители, оказывая старшекласснику помощь в выборе профессии, в основном опираются на его личностное развитие, а также на способности и возможности. С одной стороны, это действительно может кому-то помочь, а с другой – способно только навредить. На сегодняшний день «основой выбора профессии являются представления личности о будущем, которые выводят ее за рамки наличной ситуации и являются программой ее развития. Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами» [4].  

В профессиональном самоопределении старшеклассники испытывают некоторые трудности и допускают ошибки. В научных работах отечественного психолога Е.А. Климова мы находим довольно часто встречающиеся ошибки: «выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей (родителей), увлечение внешней или какой-то частной стороной профессии, устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства, отождествление школьного предмета с профессией, стремление подражать кому-нибудь, отсутствие привычки разбираться в своих личных качествах» [5].

Итак, существуют различные подходы к раскрытию понятия «профессиональное самоопределение». Мы исходим из того, что профессиональное самоопределение является важным решающим этапом в жизни старшеклассников, который зависит прежде всего от их личностных потребностей, направленности, подготовленности, приобретенных знаний, умений и навыков.

Цель исследования – выявление уровня сформированности профессиональной направленности и готовности к выбору профессии старшеклассников.

Материал и методы исследования. В исследовании использовано анкетирование с использованием опросника Л.Г. Кабардовой (модификация М.М. Басимова, И.А. Сазонова). Профессиональная направленность обучающихся, степень ее сформированности, осознанность выбора профессии изучены с помощью анкеты оптанта Л.А. Головей.

Результаты исследования и их обсуждение. В целях изучения готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению нами проведено исследование на базе МБОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Жиганский национальный эвенкийский район» Республики Саха (Якутия), в котором приняли участие 38 учащихся 9-х классов. В школе профориентационная работа ведется по нескольким направлениям, одним из которых является профориентационная диагностика. В процессе диагностики изучаются особенности старшеклассников: способности, склонности, профессиональная направленность.

Анкетирование с использованием опросника Л.Г. Кабардовой (модификация М.М. Басимова, И.А. Сазонова) выявляет склонности старшеклассников к профессиональным сферам. Опросник состоял из 50 вопросов, отражающих желание заниматься определенным видом деятельности и субъективно оценивать свои умения.

Анализ позволил выявить, что 47,4% испытуемых близки к сфере профессиональной деятельности «человек – человек». Профессиональная деятельность «человек – человек» привлекает старшеклассников тем, что ее представители работают в сфере обслуживания, с различными коллективами людей, занимаются воспитанием, лечением. К этой сфере относятся обучающиеся с гуманитарным уклоном, владеющие общекультурными, научными и оперативными знаниями.      

21% старшеклассников относятся к сфере «человек – знаковая система». Данная категория обучающихся занимает промежуточное положение между разными сферами профессиональной деятельности. Это объясняется тем, что у них присутствует достаточная информированность о профессиях, имеется интерес к процессу профессиональной деятельности.

Профессиональная сфера «человек – техника» отмечена у 8,4% обучающихся, это связано с имеющимися у них кругом интересов в области научно-технического направления, умениями разбираться в чертежах, устройствах и состоянии механизма, с развитым пространственным воображением.

7,9% обучающихся принадлежат к профессиональной сфере «человек – природа». Данная категория проявляет интерес к жизни растительного и животного мира, к месту и условиям обитания их представителей.

Интерес к сфере профессиональной деятельности «человек – художественный образ» наблюдается у 5,3% обучающихся. Данная категория молодых людей обладает творческими способностями, воображением, интересом к прошлой и современной культуре, искусству, развитым эстетическим вкусом.

В результате проведенного исследования необходимо отметить, что профессиональное самоопределение старшеклассников во многом зависит от психологических ресурсов личности (интереса, готовности, направленности, способностей, мотивации) и социальных ресурсов (желания, умений, ценностей).

С помощью анкеты оптанта Л.А. Головей исследуются возможные варианты выбора профессии, а также степень сформированности профессиональной направленности обучающихся и осознанность выбора профессии.

Получены следующие результаты: 61% обучающихся 9-х классов недостаточно владеют профессиональной мотивацией, что может повлиять на неосознанный выбор будущей профессии; у 13% обучающихся отмечается целенаправленный выбор профессии, при этом они учитывают свои личные интересы, возможности и способности. Присутствует внешняя и внутренняя мотивация. 26% старшеклассников еще не определились с выбором профессии. У них недостаточная осознанность профессиональной направленности.

В целом результаты показывают, что у обучающихся 9-х классов преобладает внешняя мотивация, связанная в большей степени со специальностью родителей, престижностью профессии, высокой зарплатой, недостаточной информированностью о профессиях, а также с тем, что при выборе не учитываются личные способности и возможности.

На основе данного материала создан портрет личности каждого респондента, определены его склонности и способности, мотивация поведения, что позволило раскрыть каждому его сильные и слабые стороны, обсудить ряд профессий. В конце старшеклассник выбирает оптимальный для него вариант. Обучающимся с низкими результатами рекомендуется индивидуальная консультация педагога-психолога.

По нашему мнению, успех выбора профессии старшеклассников во многом зависит от целенаправленно организованной профориентационной работы, в которой принимают участие не только классный руководитель, но и родители. Одним из направлений профориентационной работы в системе «классный руководитель – старшеклассник – родители» является педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников, которое включает в себя тесное взаимодействие школы с родителями, их взаимопонимание и поддержку.  

Заключение

В результате проведенной работы и на основе анализа литературы по проблеме исследования выдвинуты модели в ситуации с определением будущей профессии в поведении старшеклассников.

  1. Выбор профессии по совету друзей или сверстников. Подросток, не имея представления о будущей профессии, поступает в учебное заведение и в результате испытывает определенные трудности в обучении.    
  2. Поступление на учебу по совету родителей и близких, которые ориентированы на более престижные, перспективные профессии. Часто этот выбор бывает ошибочным, не удовлетворяет внутренние потребности ребенка.
  3. Ориентация на общественное мнение, СМИ, интернет-ресурсы, телепередачи и др.  
  4. Обращение за советом к учителям, педагогам-психологам, которые призваны оказать самоопределяющемуся подростку действенную профессиональную помощь.

Наиболее трудной задачей профессионального самоопределения является формирование у старшеклассников готовности, интереса, способности к самостоятельному, осознанному выбору профессии и дальнейшему самосовершенствованию. Для объективного подхода к решению данной проблемы необходимо руководство взрослого, знающего возможности ребенка и имеющего реальное представление о выбираемой профессии, в частности классного руководителя.

Роль классного руководителя в профессиональном самоопределении старшеклассников огромна. Основная деятельность направлена на выявление и развитие мотивов, интересов, потребностей, а также на моделирование траектории профессионального самоопределения старшеклассников. Основным моментом в профориентационной работе является сотрудничество классного руководителя с родителями и учителями-предметниками, в котором акцент делается на просветительскую и консультативную помощь при выборе ребенком профессии. Опираясь на воспитательный план класса и школы, классный руководитель организовывает разнообразные виды деятельности, активизирующие познавательную активность старшеклассников, что в последующем способствует формированию потребности в профессиональном самоопределении.

Одним из необходимых условий правильного выбора профессии является реализация программы педагогического сопровождения старшеклассников, предполагающая активное взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса (внеурочная и внешкольная работа), которая состоит из обучающих и воспитательных мероприятий.

Целью программы по педагогическому сопровождению является оказание помощи старшеклассникам в сознательном профессиональном самоопределении. Поставленные задачи направлены на вооружение соответствующими знаниями и умениями, пробуждение потребности в самосовершенствовании, формирование индивидуальности, уверенности к реализации себя в будущей профессии, привлечение всех участников образовательного процесса.

В учебно-воспитательном процессе действующая программа состоит из трех этапов: информационного, диагностического, индивидуального. На каждом этапе отражается деятельность классного руководителя, направленная на раскрытие возможностей и способностей каждого обучающегося; формирование у них адекватной самооценки, способности к рефлексии; развитие интеллектуального и творческого потенциала, коммуникативных способностей учеников путем профориентационных игр и развивающих занятий.

В таблице представлена поэтапная профориентационная работа классного руководителя (таблица).

Этапы и формы работы педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

  Этапы

Класс

Мероприятия

Форма работы

Информационный

начальная школа

(1–4-е классы)

– знакомство с миром профессий;

– роль труда в жизни человека;

– развитие практических навыков;

– особенности профессий.  

Экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, конкурсы рисунков, ролевые игры, кружки, секции

5–7-е классы (среднее звено)

– изучение многообразия мира профессий;

– представление себя в этом мире;

– развитие самопознания;

– участие в проектной деятельности;

– сбор материалов о профессиях родителей, близких родственников.

Профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия

Диагностический

8–9-е классы

– осознанный выбор профиля обучения;

– изучение наиболее востребованных профессий;

– участие в профориентационных мероприятиях;

– умение оценивать личностные возможности и способности;

– выбор собственной образовательной траектории.

Семинары, деловые игры, активные методы обучения, диагностические мероприятия, исследовательские проекты, профориентационные уроки, круглые столы, встречи, экскурсии

Индивидуальный

10–11-е классы

– выбор направлений обучения;

– формирование ПВК;

– оценка профессиональных планов;

– самоподготовка;

– посещение консультаций.

 

Индивидуальные консультации, беседы, тренинги, диагностические материалы, классные часы

 

Выстраивая работу по профессиональному самоопределению, мы опирались на важные умения (качества) старшеклассников: готовность осознавать свои действия и поступки, умение выбирать смысловые установки, сформированность знаний при выборе профессии, организация и ориентация полезной, развивающей деятельности. Соблюдение условий предполагает успешность профессионального самоопределения: самостоятельность выбора целей на основе индивидуальных интересов обучающихся, их направленности; включение в различные формы публичных презентаций (конкурсы, защиты проектов, фестивали); организация или участие в профессиональных пробах, стажировках и др.