Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PATRIOTIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE TEACHER-MUSICIAN

Akulova M.M. 1 Kapustina T.V. 1
1 Omsk State Pedagogical University
The article discusses the content of the work on patriotic education of students of the faculty of arts of the Omsk State Pedagogical University – future pedagogue-musicians – in terms of professional training. The efficiency of using the content of a number of educational subject-technological disciplines, primarily related to the choral preparation of students, in particular, the selection and implementation of a patriotically oriented musical repertoire, is shown. The article also demonstrates the possibilities of patriotic education in the processes of preparing and passing students pedagogical practice, in connection with which the most effective forms of appropriate work with students are summarized and presented. Extra-curricular work with students is given a significant role in the implementation of patriotic education: the preparation and carrying out activities related to significant calendar dates of the country, the activities for the preparation and participation of students in various kinds of musical and creative contests and festivals. The practice of preparing for competitive events has shown the effectiveness of this form in the patriotic education of students, manifested, among others, in the selection of an appropriate musical repertoire with a pronounced patriotic orientation, demonstration of a high level of motivation to master the domestic musical repertoire, including musical works of Omsk composers.
patriotic education
music education
professional training of a future musician teacher
forms and methods of patriotic education in educational and extracurricular music activities.

Воспитание в целом и патриотическое воспитание в частности всегда являлось важнейшей задачей, реализация которой создавала ранее и создает сегодня прочный фундамент жизнедеятельности социума, становления и развития личности, гражданина страны в различные исторические периоды. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [1] цель патриотического воспитания сформулирована следующим образом: «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [1, с. 5].

Задачи патриотического воспитания в качестве актуальных задач современности в последнее десятилетие неоднократно подчеркивались главой государства. «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее» – заявил Президент Российской Федерации В.В. Путин на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 года [2]. И в последующем, на различных встречах, заседаниях, форумах, в частности на заседании организационного комитета «Победа» 5 апреля 2016 года [3], ежегодной пресс-конференции 20 декабря 2018 года [4], церемонии открытия Всероссийской акции «Вахта памяти – 2019» [5], Президент подчеркивал особую актуальность патриотического воспитания как органичной части жизни общества, среди приоритетов современной социокультурной деятельности он выделял необходимость разработки новой программы патриотического воспитания.

Актуализируют проблему, заявленную в теме статьи, также положения Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года [6]. Показательно, что в разделе «Вызовы и угрозы предстоящего периода» в их иерархии в первую очередь акцентируется «…ценностный вызов, угрожающий выведением значительной и наиболее активной части российской молодежи из системы реализации своих навыков и умений на благо Родины» [6, с. 7]. И далее: «…от уровня воспитания молодежи зависит не только то, сможет ли Россия быть современной, эффективной, быстро развивающейся страной, но и суверенитет нашего государства» [6, с. 8].

В свете того, что патриотическое воспитание сегодня, как доказывается выше, приобретает новый статус актуальности, в том числе в масштабах государства, мы поставили перед собой цель исследовать эффективные возможности систематической, специально организованной работы по патриотическому воспитанию в условиях профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта с учетом осознания того, что школа, рассматривая патриотическое воспитание в качестве одного из важнейших средств становления личности обучающихся, ждет молодых специалистов, в том числе учителей музыки, действительно осознающих значимость этого воспитательного направления и владеющих соответствующими компетенциями.

Материал и методы исследования. В свете сказанного актуальность воспитательной работы с обучающимися в условиях реализации образовательных программ разных уровней, включая вузовский уровень бакалавриата и магистратуры, трудно переоценить. Целенаправленная воспитательная работа в педагогическом вузе регламентируется сегодня прежде всего требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [7] и магистратуры по направлению 44.04.01 Педагогическое образование [8], в содержании которых непосредственно обозначены общепрофессиональные компетенции, связанные с воспитательной деятельностью.

Так, в наименовании категории (группы) общепрофессиональных компетенций подготовки уровня бакалавриата «Совместная и индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся» ОПК-3 сформулирована следующим образом: «Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов» [7]. Категория «Построение воспитывающей образовательной среды» самым непосредственным образом затрагивает воспитательный аспект профессиональной подготовки будущего учителя, ОПК-4 ФГОС бакалавриата в ее структуре формулируется как «Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [7], а в условиях магистратуры – «Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей» [8]. Здесь, как представляется, следует особо подчеркнуть, что патриотизм является первостепенным компонентом в структуре базовых национальных ценностей, на что указано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России   [9].

Результаты исследования и их обсуждение. В современной педагогической литературе степень разработанности проблем патриотического воспитания подрастающего поколения, как представляется, достаточно высока. Определенной методологической основой нашей практической музыкально-педагогической работы в рассматриваемом аспекте стала позиция, сформулированная в одной из работ, посвященных патриотическому воспитанию: «Воспитание истинного Российского патриотизма предполагает целенаправленное формирование и последовательное развитие целого комплекса позитивных личностных качеств. Основой такого личностного развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты воспитательной работы с учащимися. При этом патриотизм формируется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывную связь с Отечеством» [10].

В связи с этим кафедра теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета активизировала в целом процесс воспитания студентов, в том числе патриотического воспитания будущих учителей музыки, в условиях их профессиональной подготовки. Практика показала позитивные результаты данной работы при ее направленности на патриотическое воспитание в таких формах, как освоение студентами содержания модулей и дисциплин предметно-технологического характера, подготовка и прохождение различных видов практик во внеучебной работе.

Рассмотрим далее содержание и способы патриотического воспитания студентов в указанных выше формах работы. Среди дисциплин, направленных на освоение студентами предметных технологий, следует, на наш взгляд, особо выделить хоровой класс и ряд практикумов (вокально-хоровой, дирижерско-хоровой и др.), направленных на усвоение практических хормейстерских навыков и навыков управления хором в целом, а также накопление соответствующего хорового репертуара, в том числе для детской аудитории. В аспекте реализации процесса патриотического воспитания студентов в нашей практике на занятиях по указанным выше дисциплинам мы придерживаемся прежде всего приоритетности отечественной хоровой музыки в общем репертуаре хорового коллектива. Так, в качестве учебного и концертного репертуара нами используются хоровые музыкальные произведения таких композиторов, как М.И. Глинка, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и иные, составившие сокровищницу выдающихся образцов отечественного музыкального хорового искусства. В репертуарном списке хорового коллектива также имеют место произведения отечественных композиторов советского периода – Г.В. Свиридова, Ю.М. Чичкова, Г.А. Струве и иных, в содержании которых также заложены основы патриотизма: это произведения о России, ее народе, героическом прошлом и настоящем страны и т.п. Важное место в репертуаре мы также отводим хоровой музыке омских композиторов: А.А. Апасова, С.Л. Долгушина, А.Г. Пересумкина и иных, тем самым подчеркивая высокий идейно-художественный уровень данной музыки, способствующей среди прочего формированию патриотических чувств будущих педагогов-музыкантов.

Обратим внимание здесь на то, что контингент студентов направления 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) Музыкальное образование составляет основу концертного хорового коллектива Омского государственного педагогического университета «Лик», художественный руководитель которого – один из авторов настоящей статьи, доцент Капустина Т.В. Хоровой коллектив является концертным, в его арсенале имеются многочисленные награды и премии, полученные за высокий, профессиональный исполнительский уровень, проявленный в различных мероприятиях хорового искусства и творчества как в регионе, так и за его пределами, в частности в странах ближнего и дальнего зарубежья (Белоруссии, Польше и др.).

С опорой на специфику работы кафедры, осуществляющей профессиональную подготовку учителей музыки для общеобразовательных школ, в вышеобозначенном процессе были активно задействованы различные способы включения студентов в такие формы работы, которые были бы связаны прежде всего с их музыкально-исполнительской деятельностью и ориентировали на успешное прохождение практики в школе. Организация и анализ данной работы показали ее эффективность в таких формах, как лекции-концерты, тематические классные часы и внеклассные беседы с обучающимися по темам, связанным с отечественной историей музыки, современной музыкой для детей, новыми музыкальными формами и жанрами, в том числе основанными на интеграции разных видов искусства, адресованными российскими композиторами детской аудитории. В процессе подготовки к педагогической практике студенты с ее руководителями разрабатывали содержание соответствующих мероприятий, осуществляли поиск интересной для того или иного возраста обучающихся информации, готовили музыкальный контент, в том числе мультимедийные презентации, а в процессе самой практики проводили данные мероприятия. Наблюдения показали, что наиболее эффективными с позиции прежде всего заинтересованности детей явились такие из них, как «Творчество русских композиторов для детей», «Детский альбом П.И. Чайковского», «Детская музыка С.С. Прокофьева», «Наши современники-композиторы – детям» и др.

В течение всего периода существования кафедры теории и методики музыкального и эстетического воспитания в плане ее работы отдельным направлением, также связанным с патриотическим воспитанием, является систематическая работа со студентами на предмет подготовки и проведения факультетских и общеуниверситетских музыкальных мероприятий к значимым календарным датам. Так, традиционными в свете сказанного стали подготовленные преподавателями и студентами ежегодные мероприятия ко Дню учителя, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы, Дню защиты детей. Следует подчеркнуть, что содержание практически всех мероприятий разрабатывается и проводится в контексте задач и содержания патриотического воспитания студентов: учитывает в своей основе данную его направленность, основывается на отечественном музыкальном, художественном, литературном материале, в том числе с привлечением содержания, связанного с региональными особенностями: историко-культурными, музыкально-исполнительскими, а также особенностями становления и развития народного музыкального творчества города Омска и Омской области и др. В качестве примера приведем разработанные совместно со студентами и проведенные к празднованию Дня Победы музыкально-литературные композиции «Люди, покуда сердца стучатся, – помните!» и «Памяти павших будем достойны!». По отзывам участников и присутствующих на мероприятиях гостей – преподавателей, студентов, ветеранов, эти мероприятия запомнились как яркие, эмоциональные, пробуждающие глубокие чувства и вызывающие исключительно позитивные впечатления.

Одним из эффективных направлений соответствующей работы, как показывает анализ, является привлечение студентов к конкурсной музыкальной деятельности и участию в разного рода музыкальных фестивалях на различных уровнях соответствующих мероприятий – муниципальном, региональном, федеральном, международном. Здесь следует особо подчеркнуть, что тематической направленностью многих из творческих конкурсов и фестивалей последних лет является патриотизм, воспитание которого формулируется в их пресс-релизах в качестве актуальной задачи. В качестве примера можно привести такие фестивали и конкурсы, в которых успешно принимали участие студенты, как Всероссийский молодежный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия», фестиваль-конкурс патриотического творчества «Дело чести» и др. Значительным потенциалом патриотического воспитания обладают также конкурсы и фестивали «Щит и лира», «Золотая Сибирь», «Голоса Прииртышья», «Родники России», «Сибирь зажигает звезды» и иные, в которых также принимали участие студенты – будущие педагоги-музыканты.

В рассматриваемом нами аспекте, как представляется, можно выделить Международный конкурс культуры, искусства, творчества «КИТ», в котором также регулярно принимают участие студенты факультета искусств [11]. Сама тематика данного конкурса непосредственным образом связана с патриотическим воспитанием подрастающего поколения: «Великая моя страна», «Край любимый сердцу снится» и др. Обращает на себя внимание также то, что организаторами конкурса вносятся определенные уточнения и в его номинации. Например, в номинации «Вокал», включающей такие направления, как народный вокал, авторская песня и иные, предусмотрены специальные номинации: «Патриотическая песня», «Национальная эстрада», «Ретро-песня»; в содержание последней, например, входит исполнение песни отечественных композиторов советского периода. Анализ конкурсной практики студентов показывает высокий уровень их мотивации к данному направлению деятельности, достаточный уровень ответственности за качество подготовки, заинтересованность в освоении требуемого музыкального репертуара, в том числе песен советских композиторов с ярко выраженным патриотически направленным содержанием.

Заключение. Содержание работы по патриотическому воспитанию будущих педагогов-музыкантов, осуществляемой кафедрой теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета, разумеется, не исчерпывается материалом настоящей статьи: это планомерная, системная деятельность, которая обусловлена многими факторами: своей актуальностью в современных социокультурных условиях, объективной необходимостью поиска и реализации эффективных способов, форм, условий осуществления, их конкретным содержательным наполнением и пр. Как показывает анализ, эффективность работы по патриотическому воспитанию студентов – будущих педагогов-музыкантов может быть обеспечена использованием воспитательного потенциала ряда предметно-технологических дисциплин, в частности хорового класса и хоровых практикумов в аспекте выбора соответствующего музыкального репертуара, а также возможностей педагогической практики в подготовке и проведении таких мероприятий с обучающимися школы, как лекции-концерты, тематические классные часы и внеклассные беседы, содержание которых направлено на формирование их патриотических чувств. Практика также показывает эффективность работы в осуществлении патриотического воспитания студентов и в условиях внеучебной деятельности, в частности при подготовке и проведении мероприятий к значимым календарным датам. Самостоятельная их сценарная разработка, использование прежде всего музыки отечественных композиторов и другие условия явились действенными и показали высокий уровень проведенных мероприятий, в частности посвященных празднованию Дня Победы. Внеучебная работа, проводимая в аспекте подготовки и участия студентов в музыкальных конкурсах и фестивалях разного уровня, также доказала свою эффективность в патриотическом воспитании будущих педагогов-музыкантов.

Таким образом, на основании анализа соответствующей практики, накопленной кафедрой теории и методики музыкального и эстетического воспитания факультета искусств Омского государственного педагогического университета, можно констатировать эффективность использования вышеприведенных возможностей учебной и внеучебной работы в реализации процесса патриотического воспитания будущих педагогов-музыкантов.