Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL OF QUALITY MANAGEMENT OF PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS ON THE BASIS OF FRAME APPROACH

Bashlykov A.M. 1
1 Saratov military the red banner order of Zhukov Institute of the national guard of the Russian Federation
The article presents the model of quality management of professional training of cadets developed during the dissertation research on the basis of frame approach. The structure of the model includes the target, content-procedural and evaluation-effective blocks, as well as a block of "conditions" developed on the basis of the analysis of management activities of teachers. At the same time, each of them reflects the content of this activity, which is implemented through the phased application of the frame approach (stages: frame analysis and planning, frame organization and coordination, frame monitoring and evaluation). The specificity of the proposed pedagogical model is that, firstly, it makes it possible to use the frame approach both in teaching cadets and in the management of their professional training; secondly, it reflects the tendency to interaction of subjects through the implementation of modules of practice-oriented project activities, by working out situations of effective intercultural interaction and expanding the range of its tactics based on the ideas of pedagogy of cooperation. The effectiveness of the implementation of the model is evaluated on the basis of criteria (personal, activity, program) and indicators allocated on the basis of skills shown by teachers and cadets when working on the frame methodology. All this is reflected in the results presented in the form of teachers achieving one of the levels of quality management of professional training of students based on frame-based approach (critical, sufficient, optimum), which was confirmed using the frame tests that are part of a complex criteria-based diagnostic techniques.
management
quality
training
national guard troops of the russian federation
frame approach

К современному состоянию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предъявляются все более строгие требования по принятию мер к предотвращению угроз как со стороны внешнего мира, так и внутри страны. В связи с этим 5 апреля 2016 года указом Президента Российской Федерации № 157 [1] с целью реализовать положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [2] на базе внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации была создана обновленная силовая структура – Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации. Вопросы профессиональной подготовки будущего офицерского состава, входящего в ее состав, в условиях перемен обусловили выбор проблемы нашего исследования как управление качеством профессиональной подготовки курсантов.

Цели исследования – проведение анализа научной литературы и разработка авторской модели управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода, а также последующее определение эффективности реализации данной модели в практической деятельности преподавателей.

Материал и методы исследования

В ходе изучения научных источников и литературы по выявленной проблеме хотелось бы отметить, что в практике высшего образования ее решением занимались эпизодически. Исследованием проблемы, имеющей близкое отношение к нашей, последнее десятилетие занимались немногие ученые.

Так, Н.В. Зеленская в 2008 году изучала педагогическую концепцию управления качеством подготовки офицерских кадров [3], И.Э. Рахимбаева в 2009 году рассматривала управление качеством образования на художественно-творческих факультетах педвузов [4], Р.Е. Булат в 2010 году исследовал управление качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах страны [5] и др.

Теоретико-методологическую основу разработанной модели составили исследования, проведенные:

– в области профессиональной подготовки специалистов различных направлений деятельности (Л.Д. Давыдов [6], В.А. Сластенин [7] и др.), раскрывающие сущность профессиональной подготовки курсантов, под которой понимается социально и личностно значимый управляемый процесс, организуемый с учетом специфики военного обучения, заключающийся в выполнении ими требований образовательных программ, что обеспечивает качество рассматриваемой подготовки, реализации задач овладения ими, установленными видами компетенций и достижение цели обеспечить способность выполнять поставленные служебно-боевые задачи в комплексе;

– при изучении содержания понятия «качество» (О.В. Аристов [8], А.И. Субетто [9] и др.), которое в профессиональной подготовке курсантов представляет собой состояние собственных характеристик (субъекты, содержание и процессы), с одной стороны, удовлетворяющее предъявляемым к такому качеству требованиям, с другой – характеризующееся соответствующей степенью (уровнем) достижения;

– при исследовании процесса управления как педагогической проблемы (В.П. Беспалько [10], Ю.А. Конаржевский [11] и др.), дающие нам право дать определение ему как организационной деятельности оперативного характера, осуществляемой ее субъектами через реализацию управленческих функций: анализа и планирования, организации и координации, контроля и оценки, имеющей свой целью достижение преподавателями одного из уровней рассматриваемого управления;

– при выявлении эффективности фреймового подхода (Р.В. Гурина, Е.Е. Соколова [12] и др.) в управлении качеством профессиональной подготовки курсантов, которая заключается в повышении уровня у преподавателей рассматриваемого управления.

Результаты исследования и их обсуждение

Логика исследования теоретических основ управления качеством профессиональной подготовки курсантов состояла в последовательном рассмотрении понятий «профессиональная подготовка», «управление» и «качество» с отображением особенностей управления качеством профессиональной подготовки применительно к курсантам военных образовательных организаций военного образования войск национальной гвардии Российской Федерации (далее военных вузов ВНГ РФ). Детально изучив и проанализировав точки зрения исследователей (И.Э. Рахимбаевой [4], Р.В. Гуриной, Е.Е. Соколовой [12]), мы пришли к выводу, что управление качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода – это комплексное, целенаправленное, скоординированное влияние на совершенствование его характеристик (субъекты, содержание, процессы) посредством фреймовых методик (как в образовательной деятельности курсантов, так и в управленческой деятельности преподавателей) с целью достижения оптимального уровня рассматриваемого процесса.

Полагаясь на научные труды таких выдающихся исследователей, как В.П. Беспалько [10], В.А. Сластенин [7], мы провели анализ научных подходов, на основе которого был произведен их выбор: системный, субъектно-деятельностный, фреймовый. При этом особенно отмечается «актуальность использования фреймового подхода, заключающаяся в поиске способов (путей) достижения эффективной степени управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ» [13, с. 258].

Таким образом, выделив проблему, обосновав актуальность ее исследования, определившись с подходами к ее изучению, мы выбрали метод моделирования как способ ее решения, так как именно модель обобщенно отражает явление результата абстрактного обобщения практического опыта.

Термин «модель» является многоплановым понятием и в современной науке применяется в различных значениях. Нашу авторскую модель управления качеством профессиональной подготовки курсантов военных вузов ВНГ РФ (далее модель) представим на рисунке 1.

Разработанная модель основывается на диалектике соотношения общего (управление качеством профессиональной подготовки), особенного (специфика военного высшего образования) и единичного (использование фреймового подхода). Она реализуется в трех плоскостях: 1) структурно-блоковой, включающей целевой, содержательно-процессуальный, оценочно-результативный блоки и условия управления качеством профессиональной подготовки курсантов; 2) процессуальной, основанной на фреймовом подходе; 3) аксиологической (отношение субъектов управления (курсантов и преподавателей) к использованию фрейм-методик).

Первый (целевой) блок модели структурно включает в себя основные компоненты, определяющие теоретическую основу управления качеством профессиональной подготовки курсантов, и состоит из цели, задач, подходов и принципов.

Исходя из поставленной нами стратегической цели – «управление качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода» – можно отметить, что именно она задает направление педагогических действий управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода. При этом реализовать стратегическую цель нам помогут инструментальные цели, детализирующие и устанавливающие последовательность осуществления действий, представленных ниже:

– проводить анализ существующего качества профессиональной подготовки курсантов и планировать управленческую деятельность преподавателей;

– организовывать и координировать управление качеством профессиональной подготовки курсантов;

– осуществлять контроль и оценку управления качеством профессиональной подготовки курсантов.

В заключительной части целевого блока авторской модели нами представлены принципы управления качеством профессиональной подготовки курсантов (оперативности, стабильности, совершенствования, патриотизма), которые в свою очередь выбраны нами не случайно. Каждый из них служит основой и рекомендацией для достижения цели управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода.

БЛОКИ

ЦЕЛЬ: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ НА ОСНОВЕ ФРЕЙМОВОГО ПОДХОДА

 

Задачи в соответствии с реализацией функций управления на основе фреймового подхода

I. Проводить анализ существующего качества профессиональной подготовки курсантов и планировать управленческую деятельность преподавателей.

II. Организовывать и координировать управление качеством профессиональной подготовки курсантов.

III. Осуществлять контроль и оценку управления качеством профессиональной подготовки курсантов.

 

ЦЕЛЕВОЙ

 

Подходы: системный, субъектно-деятельностный и фреймовый

 

Принципы: оперативности, стабильности, совершенствования, патриотизма

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ

Составляющие качества процесса профессиональной подготовки

 

v Субъекты

v Содержание профессиональной подготовки

v Процесс

 

Формирование

отношения

субъектов

к использованию фрейм-методики,

выраженного в

повышении уровня знаний

о фрейм-методике и интереса к ней

Профессиональная подготовка через организацию образовательного процесса: формы, методы, фрейм-методы и средства

 

Отбор, структурирование и смысловая компрессия учебного материала в соответствии с требованиями фрейм-методики

Изменения содержания учебного материала и его обсуждение на заседании методического совета, конференциях по использованию фреймового подхода

 

Поэтапная реализация фреймового подхода в управленческой деятельности

 

Этап фрейм-анализа и планирования

Этап фрейм-организации и координации

Этап фрейм-контроля и оценки

 

ОЦЕНОЧНО–РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ

Критерии и показатели управления качеством профессиональной подготовки курсантов

 

Личностный

Программный

Деятельностный

 
  • отношение курсантов к применению фрейм-методики (1.1)
  • отношение преподавателей к использованию фрейм-методики (1.2)
  • умение преподавателей укрупнять и осуществлять смысловую компрессию учебного материала для фрейм-схем (2.1)
  • умение преподавателей использовать систематизированный по фрейм-методике учебный материал в практической работе (2.2)
  • умение преподавателей обучать курсантов использованию фрейм-методики и их результаты в совершенствовании знаний и учебных умений (3.1)
  • умение преподавателей управлять качеством профессиональной подготовки на основе фреймового подхода (3.2)
 

Результат: достижение преподавателями одного из уровней управления качеством профессиональной подготовки курсантов:

критического достаточного оптимального

 

Условий

  • Установление профессионально значимого сотрудничества в управлении качеством профессиональной подготовки курсантов.
  • Обеспечение процесса управления качеством профессиональной подготовки курсантов расширенным инструментально-диагностическим аппаратом (фрейм-тестами).
 

 

Модель управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода (составлено автором)

Следующий – содержательно-процессуальный – блок модели содержит в себе составляющие качества профессиональной подготовки курсантов с детальным анализом их развития.

Первым шагом в рассмотрении содержательно-процессуального блока явилось определение составляющих качества процесса профессиональной подготовки курсантов: субъектов, содержания и процессов. Мы особо отмечаем, что в разработанной модели все представленные формы, методы и средства выступают как взаимосвязанные. Их традиционные варианты необходимо дополнять инновационными, построенными на основе фреймового подхода, а точнее сказать – фрейм-схемами и фрейм-алгоритмами. В них в обобщенном виде представлена суть вопроса по реальной действительности через ее выражение в теоретических идеях и практических действиях. Главная цель таких идей – самостоятельный анализ, обобщение и приобретение, можно даже сказать – добывание знаний самими курсантами.

В процессе управления качеством профессиональной подготовки курсантов особое внимание обращается на взаимопомощь субъектов этого процесса (по запросу), что обеспечивает реализацию одного из условий изучаемого управления – установление профессионально значимого сотрудничества. При этом обращается особое внимание на поэтапную реализацию фреймового подхода в управленческой деятельности преподавателей (фрейм-анализа и планирования, фрейм-организации и координации, фрейм-контроля и оценки).

Опираясь на теоретические аспекты исследуемой проблемы, а именно на сущность и характеристики качества профессиональной подготовки курсантов, а также на специфику управления им в условиях применения фреймового подхода, мы на основе анализа каждой характеристики разработали следующие критерии и отражающие их содержание показатели, входящие в состав оценочно-результативного блока авторской модели:

– личностный, включающий в себя отношение курсантов к применению фрейм-методики, а также отношение преподавателей к использованию фреймового подхода;

– программный, включающий умение преподавателей укрупнять и осуществлять смысловую компрессию учебного материала для фрейм-схем, а также умение преподавателей использовать систематизированный по фрейм-методике учебный материал в практической работе;

– деятельностный, включающий в себя умение преподавателей обучать курсантов использованию фрейм-методики в образовательном процессе, а также управлять качеством профессиональной подготовки с использованием фреймового подхода.

На основе сформулированных критериев и показателей мы выделили у преподавателей три уровня способности управления качеством профессиональной подготовки курсантов: критический, достаточный и оптимальный, а в ходе разработки модели отработали диагностический инструментарий, который включал анкеты для преподавателей и курсантов, а также различные виды тестов. Эти действия позволили реализовать второе условие – обеспечение процесса управления качеством профессиональной подготовки курсантов расширенным инструментально-диагностическим аппаратом (фрейм-тестами).

Заключение

Рассмотрение проблемы управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода позволяет подвести итоги теоретико-методологического и опытно-экспериментального исследования и сделать выводы, подтверждающие правомерность разработанной модели.

Обобщение результатов научного поиска позволило обосновать необходимость управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода и определило его как комплексное, целенаправленное, скоординированное влияние на совершенствование его характеристик (субъекты, содержание, процессы) посредством фреймовой методики (как в образовательной деятельности курсантов, так и в управленческой деятельности преподавателей) с целью достижения оптимального уровня рассматриваемого процесса.

Эффективность внедрения модели подтвердилась использованием фрейм-тестов, являющихся элементом комплекса критериально-диагностических методик, подтверждающих знаниевый компонент внедрения фреймового подхода у субъектов управления качеством профессиональной подготовки курсантов.

Также стоит отметить, что были выявлены и обоснованы педагогические условия управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода: установление профессионально значимого сотрудничества и обеспечение рассматриваемого управления инструментально-диагностическим аппаратом, разработанным на основе фрейм-контроля (фрейм-тесты).

В заключение считаем необходимым сделать вывод, что модель управления качеством профессиональной подготовки курсантов на основе фреймового подхода при условии реализации в образовательной среде военных вузов ВНГ РФ, несомненно, приобретет востребованность и практическую направленность.