Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF PRIORITY PERSONALITY QUALITIES OF A MEDICAL UNIVERSITY EDUCATOR IN THE CONTEXT OF OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Raykova K.A. 1 Efimov A.A. 1 Savenkova E.N. 1 Alekseev Y.D. 1 Gavrichenko E.P. 1 Korotina O.S. 1
1 FGBOU VO "Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky Ministry of Health of Russia"
The current model of higher education is being modernized and includes changes in the individual qualities of the educator. The aim of the work was to determine the priority qualities of the personality of the educator of the medical University for the implementation of pedagogical abilities in the optimization of the educational process. The study was conducted by questioning 230 students and 55 educators of Saratov state medical University named after V. I. Razumovsky in the 2018-2019 academic year to clarify the priority pedagogical qualities of the educator of the medical University. The study revealed that "a high level of subject knowledge", "clear and accessible presentation of material", "fairness in assessment of students" and "knowledge and ability to build a lesson" were paramount in the respective groups of pedagogical abilities (gnostic, design, communicative, constructive), according to both students and educators. In the group of organizational abilities, students identified among other qualities "propensity for organizational activity", and educators - "self-control". Most of the students and educators offered "goodwill" and "practical experience" as additional pedagogical qualities of the person. In addition, students spoke about responsiveness, positivity, objectivity, love for the discipline taught, educators - about intelligence, empathy, politeness, stress resistance, literacy. The study revealed the priority qualities of the personality of the educator of the medical University in the relevant groups of pedagogical abilities. To optimize the educational process, educators should pay attention to organizational activities in groups and deeper development of their communicative and design abilities.
pedagogical abilities
pedagogical skill
personality qualities
educator
medical university
optimization
educational process

Происходящие изменения в отношении различных ступеней образовательного процесса оставляют за высшим образованием роль основного фактора социального и экономического прогресса. Реализуемая в настоящее время модель высшего образования модернизируется и включает в себя изменения индивидуальных качеств педагога. Деятельность преподавателя вуза регламентируется профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Основной целью профессиональной деятельности педагога высшей школы обозначена организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Важное значение имеют также обеспечение достижения нормативно установленных результатов образования, создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования, методическое обеспечение реализации образовательных программ [1].

По мнению И.В. Селищева [2], профессия педагога относится к типу «человек-человек» и определяется следующими качествами личности: высокой степенью саморегуляции, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, понимать намерения, помыслы, настроение других людей, разбираться во взаимоотношениях обучающихся, хорошо помнить, овладевать знанием о личных качествах многих и разных людей, руководить, учить, воспитывать, решать нестандартные ситуации, слушать и выслушивать, способностью сопереживания, широким кругозором, наблюдательностью, потребностью в общении и коммуникативной культурой. Качества личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности, определяются как педагогические способности. Педагогические способности подразделяются на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские [3].

Гностические способности выражают чувствительность педагога к способам овладения информацией о мире, обучающихся и составляют основу деятельности преподавателя. Проектировочные способности участвуют в конструировании педагогического и научного «лабиринта» - пути от незнания к знанию. Конструктивные способности определяют чувствительность к последовательному построению занятий и научной деятельности во времени и пространстве. Проектировочные и конструктивные способности являются определяющими в достижении высокого уровня мастерства и наиболее взаимосвязаны. Организаторские способности выражаются умением организовать себя, свое время, деятельность обучающихся (индивидуальную, групповую, коллективную). Коммуникативные качества личности характеризуются способностью всесторонне и объективно воспринимать собеседника. Общение – это, бесспорно, важное средство как воспитания и образования студентов, так и совершенствования педагогического профессионализма.

Основой вышеуказанного разделения педагогических способностей являются различия в качествах личности, но в совокупности они определяют успешность преподавателя, которая подразделяется на индивидуальную и социальную. Как отметил Селищев И.В. в статье «Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы» [2], в основе успешной деятельности педагогов высшей школы лежат индивидуально-психологические особенности личности, и именно они выражаются определенным стилем педагогической деятельности, ориентированным на максимальный результат.

С педагогическими способностями тесно связано понятие «педагогического мастерства» педагога высшей школы. Педагогическое мастерство преподавателя медицинского вуза выражается в его профессиональной деятельности и отдельно от личности не существует. Большинство авторов определяют «педагогическое мастерство» как совокупность педагогических способностей и профессиональных знаний, педагогической техники, педагогической нравственности, профессионально значимых качеств, внешней культуры [4-6].

Мониторинг компетентности педагогов медицинских вузов в России не является новаторством: регулярно проводятся тесты, анкетирования, экспертные оценки, анализы результатов педагогических исследований, социологические опросы. Большая часть исследователей отдает предпочтение анкетированию как методу изучения профессионального мастерства педагогов [7-10].

Однако мнение студентов не всегда учитывается, хотя оно является важным как для оценки компетентности педагога, так и для улучшения педагогического процесса. Ведь появление многоступенчатой системы обучения изменило и характер восприятия преподавателя студентами, и личностные качества педагога. Первое место занимают именно те качества, которые определяют уровень профессионализма преподавателя или уровень педагогического мастерства. И, несмотря на то что педагог медицинского вуза по-прежнему остается авторитетом для обучающихся, мнение студентов позволяет оптимизировать процессы постоянного самосовершенствования и повышения уровня профессионализма, что является основой подготовки высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, способствует конкурентоспособности высшего медицинского образования как сферы услуг.

Целью данной работы явилось определение приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза для реализации педагогических способностей при оптимизации образовательного процесса.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось методом анкетирования 230 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов и 55 педагогов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского в 2018-2019 учебном году.

Анкеты являлись анонимными и индивидуальными и содержали вопросы, касающиеся качеств личности преподавателя медицинского вуза. Респондентам предлагалось расставить качества личности преподавателя медицинского вуза в каждой группе педагогических способностей в порядке возрастания значимости цифрами от 1 до 3 (где 1 – наименее значимое качество, 2 – качество средней значимости, 3 – наиболее значимое качество). Обозначенные качества преподавателей демонстрировали соответствующие группы педагогических способностей. Группы обозначались номерами от 1 до 5 (1 - гностические способности, 2 - проектировочные способности, 3 - организаторские способности, 4 - коммуникативные способности, 5 - конструктивные способности) (таблица). Также анкетируемым участникам было рекомендовано высказаться о приоритетной группе педагогических способностей и предложить качества личности преподавателя, помимо представленных в анкетах, которые, по мнению респондентов, должны быть присущи педагогу медицинского вуза.

Качества личности преподавателя в соответствующих группах педагогических способностей

№f

Название группы педагогических способностей

Качество личности преподавателя

1

Гностическая

Высокий уровень владения предметными знаниями

Разносторонняя развитость личности преподавателя

Использование инновационных форм обучения (игра, дискуссия, презентация)

2

Проектировочная

Нацеленность на будущую деятельность обучающихся

Создание продуктивных способов обучения

Понятное и доступное изложение материала

3

Организаторская

Требовательность по отношению к студентам

Самообладание, самоконтроль

Склонность к организаторской деятельности

4

Коммуникативная

Общительность

Умение расположить к себе

Справедливость в оценке знаний обучающихся

5

Конструктивная

Развитое мышление

Умение правильно построить занятие

Хорошая интуиция

 

Результаты анкетирования размещались в программе для работы с электронными таблицами Microsoft Excel. По приоритетным качествам в группах педагогических способностей подсчитывался средний балл по каждому качеству. Обработка полученной информации по показателям остальных вопросов осуществлялась посредством перевода абсолютных значений в относительные величины, определения частоты встречаемости ответов и ее выражения в процентном отношении к общему количеству анкет. Отдельно проводился анализ результатов анкетирования педагогов в сравнении с мнением студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Студенты в гностической группе педагогических способностей отдали предпочтение «высокому уровню владения предметными знаниями» (средний балл – 2,7), менее значимыми стали «разностороннее развитие личности» и «использование инноваций» (средние баллы - 1,77 и 1,62 соответственно). В проектировочной группе для обучающихся первостепенным явилось «понятное и доступное изложение материала» (средний балл – 2,73), второстепенными - «создание продуктивных способов обучения» и «нацеленность на будущую деятельность обучающихся» (средние баллы - 1,77 и 1,61 соответственно). В группе организаторских способностей студенты разместили на первом месте «склонность к организаторской деятельности» (средний балл - 2,09), а второе место разделили «требовательность по отношению к студентам» и «самообладание, самоконтроль» (средние баллы – по 1,97). В коммуникативной группе самым важным качеством личности обучающиеся посчитали «справедливость» (средний балл – 2,36), близко к нему разместилось «умение расположить к себе» (средний балл – 2,24), и самый низкий балл – у «общительности» (1,43). Среди конструктивных способностей у студентов наибольшее значение имело «умение правильно построить занятие» (средний балл – 2,56), далее следовали «развитое мышление» и «хорошая интуиция» (средние баллы – 2,3 и 1,18 соответственно) (рисунок).

Среди групп педагогических способностей обучающиеся отдали предпочтение проектировочной группе.

Ответы студентов на вопрос о дополнительных педагогических качествах были разнообразны и интересны. Первостепенными оказались следующие личностные качества: доброжелательность, практический опыт, отзывчивость, позитивность, объективность, любовь к преподаваемой дисциплине.

Распределение ответов студентов по поводу приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза в группах

Кроме вышеуказанных качеств личности, студентами реже предлагались: знание актуальной (современной) информации по предмету; харизматичность; уважение к обучающимся; ответственность, адекватность; вежливость, критичность; интеллигентность, искренность, неподкупность.

Распределение педагогических качеств личности преподавателями в гностической, коммуникативной и конструктивной группах педагогических способностей было схожим с мнением обучающихся. В остальных группах мнение преподавателей несколько отличалось от мнения студентов. В группе организаторских способностей первое место педагоги отвели «самообладанию, самоконтролю»; второе место - «склонности к организаторской деятельности», на третьем месте разместили «требовательность по отношению к студентам». В проектировочной группе педагоги выделили как приоритетное качество личности «понятное и доступное изложение материала», что совпало с мнением студентов. А «нацеленность на будущую деятельность обучающихся» и «создание продуктивных способов обучения» разместили на противоположных местах, нежели студенты.

«Высокий уровень владения предметными знаниями», «справедливость в оценке знаний обучающихся» и «умение правильно построить занятие» по праву явились первостепенными в соответствующих группах педагогических способностей. По поводу организаторских качеств личности расхождение мнений преподавателей и студентов объясняется, на наш взгляд, их ролью в педагогическом процессе.

В качестве приоритетной группы педагогических способностей преподаватели отдали предпочтение первой группе (гностической), в то время как студенты выбрали вторую группу (проектировочную). Несмотря на это, наблюдался значительный отрыв обеих групп от остальных у всех респондентов.

В своих ответах на вопрос о дополнительных педагогических качествах преподаватели выделили интеллигентность, доброжелательность, практический опыт, эмпатию, вежливость, стрессоустойчивость, грамотность, гуманность, общую культуру, наблюдательность, знание актуальной (современной) информации по предмету, ответственность, уважение к обучающимся, объективность, знание иностранного языка, харизматичность, креативность, критичность, адекватность, лабильность, научный интерес, позитивность, знание основ профессиональной коммуникации, пунктуальность, интерес к предмету, бескорыстие, искренность, индивидуальный подход к студентам, тактичность.

Следует отметить, что доброжелательность и наличие практического опыта работы были предложены как студентами, так и педагогами, и разместились на втором месте по значимости.

Предложенные самими студентами качества личности относятся к группе коммуникативных и проектировочных способностей, а предложенные преподавателями – к проектировочным способностям. Однако преподаватели рекомендовали обратить внимание на развитие таких личностных качеств, как внешняя культура, педагогическая нравственность и педагогическая техника, которые наряду с педагогическими способностями являются составляющими педагогического мастерства.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что приоритетными педагогическими качествами личности, по мнению как студентов, так и преподавателей, стали «высокий уровень владения предметными знаниями», «справедливость в оценке знаний обучающихся», «умение правильно построить занятие», «понятное и доступное изложение материала», «склонность к организаторской деятельности» и «самообладание, самоконтроль». Приоритетными группами педагогических способностей были определены гностические и проектировочные. А среди предложенных респондентами личностных качеств особенно выделились «доброжелательность» и «наличие практического опыта работы».

Согласно полученным результатам опроса студентов, для оптимизации учебного процесса педагогам медицинского вуза следует обратить внимание на организаторскую деятельность в группах, в частности при структуризации занятия отдавать предпочтение интерактивным методам его проведения, развивать использование элементов дистанционного обучения, основываясь на своих проектировочных способностях (создание продуктивных способов обучения с нацеленностью на будущую деятельность студентов). При этом педагогам необходимо более глубоко развивать свои коммуникативные способности, преимущественно такие составляющие их качества личности, как справедливость, доброжелательность, отзывчивость, объективность, умение расположить к себе.