Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PSYCHOMOTOR ACTIVITY OF PATIENTS WITH SCHIZOPHRENIA WITH NEUROCOGNITIVE DEFICIT

Belskikh I.A. 1 Plotnikov D.V. 1 Severyanova L.A. 1 Bolshanin A.V. 1
1 FGBOU VO "Kursk State Medical University" Russian Ministry of Health
The relevance of the problem is determined by the study of neurocognitive deficit in schizophrenia, as a multicomponent factor affecting all aspects of an individual's life. To reveal features of psychomotor activity and to define their value in structure of neurocognitive deficiency. 65 patients with the diagnosis – schizophrenia, paranoid form. The psychometric study was conducted on a scale of positive and negative symptoms (PANSS). The neuropsychological study included a brief assessment of cognitive function in schizophrenia (BACS). For the study of psychomotor activity used: Tapping test, assessment of dynamic tremor and determination of the maximum and optimal strength of the muscles of the hand. Results: 1. The most pronounced decrease in indicators of cognitive characteristics of the subjects on the scales: auditory and Speech memory (p=0.042165), Motor skills (p=0.000728), «Tower of London» (p=0.020942) was revealed. 2. Patients were ranked according to the severity of psychomotor activity into 4 groups from low to high. 3. When analyzing the Tapping test, heterogeneous results were obtained: in 27% of patients, the maximum rate was high, and in 19%, it was significantly reduced. 4. When comparing the indicators of dynamic tremor and the values of BACS scales, the dependence between: Total execution time (U= 67.5, at p≤0.01), the Number of touches (U = 51, at p≤0.001) and Motor skills was revealed; Speech fluency (U = 22.5, at p≤0.05) and «Tower of London» (U = 107, at p≤0.01) with number of touches. 5. Statistically significant differences between indicators of maximum strength and the Motor skills scale (U = 99.5, at p≤0.001) were revealed. The character of motor manifestations associated with the structure of cognitive deficit is determined.
Schizophrenia
psychomotor activity
neurocognitive deficit
tapping test
psychometric study
dynamic tremor

По данным ВОЗ шизофрения является тяжелым психическим заболеванием, поскольку ее последствия могут быть весьма неблагоприятными как для самого пациента, так и для социума, частью которого он является. Хотя шизофрения встречается реже других психических заболеваний, высокий риск инвалидизации ставит ее в один ряд с самыми экономически затратными заболеваниями [1].

В Российской Федерации число больных шизофренией, имеющих группу инвалидности, достигает 71% [2, 3]. Поэтому точность и своевременность диагностики шизофрении до сих остаются одним из самых актуальных вопросов в психиатрии.

Кроме классического подхода к оценке клинической картины шизофрении, складывающейся из совокупности симптомов нарушения мышления, восприятия, эмоций, самовосприятия и поведения, многими специалистами в этой области используется ранжирование психопатологической симптоматики на три больших кластера.

1. Позитивные симптомы. К их числу относятся патологические мысли и суждения, в том числе галлюцинации, бред, расстройства мышления, а также двигательные нарушения.

2. Негативные симптомы, которые выражаются в утрате или снижении способности планировать, изъясняться, выражать эмоции или получать удовольствие от повседневной жизни.

3. Когнитивные симптомы (или когнитивные нарушения) – проблемы с концентрацией и вниманием, определенными типами памяти и управляющими функциями, ответственными за умение планировать и организовывать. Когнитивные нарушения с трудом распознаются в качестве симптомов болезни, но при этом в наибольшей степени влияют на возможность пациентов вести нормальный образ жизни [4].

По мнению ряда авторов, до 94% больных в клинической картине шизофрении в той или иной степени обнаруживают когнитивные симптомы, являющиеся проявлением нейрокогнитивного дефицита. В зарубежных исследованиях, проведенных под руководством Harvey P.D и Keefe R.S., подчеркивается особая значимость диагностики нейрокогнитивного дефицита, который наряду с позитивной и негативной симптоматикой может быть выделен в самостоятельный кластер патологии [5]. Когнитивные показатели являются важными индикаторами функционального состояния у больных шизофренией и предопределяют социальный прогноз заболевания, степень трудовой и социальной дезадаптации больных [6, 7]. В связи с этим в последнее время в отечественных и зарубежных исследованиях возрастает интерес к более глубокому и детальному изучению нейрокогнитивного дефицита [8–10], в котором наряду с дефицитом основных познавательных функций (слухоречевой и зрительной памяти, праксиса (произвольные движения), гнозиса (зрительный, оптико-пространственный, акустический невербальный и тактильный), мышления (вербальное, невербальное, вербальнологическое и дискурсивное), нейродинамических параметров и произвольной регуляции деятельности) [6] подчеркиваются высокая значимость и крайняя информативность нарушений психомоторной активности. Это важно как для диагностики когнитивной сферы человека в целом и нейрокогнитивного дефицита в частности, так и для формирования и возможной коррекции лечебной тактики при работе с пациентами, страдающими шизофренией [7, 11].

Цель исследования: выявить особенности психомоторной активности у больных шизофренией и определить их значение в структуре нейрокогнитивного дефицита.

Материал и методы исследования

Дизайн нашей научно-исследовательской работы представляет собой поперечное изучение когнитивного профиля пациентов Курской клинической психиатрической больницы имени святого великомученика и целителя Пантелеймона в сочетании с комплексным анализом их социальных, демографических, анамнестических и клинических характеристик. Критериями исключения были наличие в анамнезе органического заболевания головного мозга любого генеза, злоупотребления или зависимости от психоактивных веществ, а также наличие острого или обострения хронического соматического заболевания. Все пациенты получали равноценную и адекватную психофармакотерапию нейролептиками.

Социально-демографическое исследование

В эксперименте приняли участие 65 больных с диагнозом «параноидная шизофрения» (F20.0) на этапе стационарной ремиссии. Диагноз устанавливал врач-психиатр в соответствии с критериями МКБ-10. В исследовании участвовали 23 женщины и 42 мужчины. Возраст пациентов варьировал от 20 до 65 лет (средний возраст составил 36,9±9,5 года). Все пациенты имели среднее специальное или высшее образование (табл. 1).

Таблица 1

Распределение испытуемых по возрасту и полу в проведенном исследовании

Демографический показатель

Возраст испытуемых

Всего

20–29

30–39

40–49

50–59

60–69

Пол

Мужчины

3

(60%)

9

(56,25%)

11 (61,1%)

13

(72,2%)

6

(75%)

42 (64,61%)

Женщины

2

(40%)

7

(43,75%)

7

(38,9%)

5

(27,8%)

2

(25%)

23 (35,39%)

Всего

5

(7,69%)

16

(24,61%)

18 (27,7%)

18

(27,7%)

8 (12,30%)

65

 

Психометрическое исследование

Оценку выраженности психопатологической симптоматики испытуемых проводили по клинической рейтинговой шкале (PANSS) [11]. Шкала РАNSS предназначена для количественной и структурной оценки позитивных и негативных психопатологических синдромов в соответствии с концепцией Т. Кроу (1980) и Ненси Андреасен (1982).

Современная версия шкалы состоит из 33 признаков, оцениваемых на основании формального полуструктурированного или полностью структурированного клинического интервью, а также других источников информации. Выраженность симптома оценивается по 7-балльной системе. Для каждого симптома и градаций его выраженности даются тщательное операциональное определение и точная инструкция по его выявлению. Оценивали выраженность позитивных и негативных симптомов.

Нейропсихологическое исследование

Данная часть эксперимента включала в себя методику краткой оценки когнитивных функций при шизофрении (Brief Assessment of Cognition in Schizophrenia, BACS), которая позволяет оценить сферы когнитивного функционирования, в наибольшей степени нарушенные у пациентов с шизофренией. Шкала BACS была специально разработана для оценки изменений в познавательных функциях в процессе терапии. Данная шкала включает в себя следующие задания: заучивание списка слов (слухоречевая память), последовательность чисел (рабочая память), двигательный тест с фишками (моторные навыки), речевая беглость (скорость обработки информации), шифровка (внимание и скорость обработки информации), «Башня Лондона» (исполнительная функция / мышление и проблемно-решающее поведение) [2, 12].

Психомоторное исследование

Следующая часть эксперимента состояла из проведения исследования 3 методиками: 1) теппинг-тест; 2) исследование динамического тремора; 3) исследование максимальной и оптимальной силы. Данную часть эксперимента выполняли с помощью компьютерного комплекса для проведения психофизиологических и психологических тестов и регистрации вегетативных и эмоциональных показателей НС-Психотест Старт «Нейрософт».

I. Экспресс-методика теппинг-тест. Методика была разработана Е.П. Ильиным в 1972 году для диагностики силы нервных процессов (лабильности, выносливости) путем измерения динамики темпа движений кисти. Сила нервных процессов отражает общую работоспособность человека: человек с сильной нервной системой способен выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку, чем человек со слабой нервной системой. При слабых нервных процессах утомление вследствие психического или физического напряжения возникает быстрее, чем при сильных. Обследования проводятся при помощи двух специальных приборов: «карандаша» (контактной указки) и резиновой токопроводящей «платформы». Респонденту необходимо взять в руку «карандаш» и в течение заданного времени стучать им по «платформе» с максимально возможной частотой даже в том случае, если обследуемый почувствует утомление. Специалист при этом должен сообщить обследуемому, что, чем большее количество движений он совершит, тем лучше. Допускается также вербальное стимулирование в ходе обследования («Не сдавайтесь», «Работайте еще быстрее»). Непосредственно перед проведением исследования респонденту рекомендуется дать возможность разминки: для этого он в течение 5–10 секунд выполняет инструкцию к методике.

Регистрируемые показатели

1. Теппинг-тест: t.t. макс (m) – среднее арифметическое количества ударов за 5-секундный интервал при максимальном темпе; t.t. макс (co) – стандартное отклонение количества ударов за 5-секундный интервал при максимальном темпе; t.t. макс (cум) – общее количество ударов при максимальном темпе за 40 секунд; t.t. опт (m) – среднее арифметическое количества ударов за 5-секундный интервал при оптимальном темпе; t.t. опт (co) – стандартное отклонение количества ударов за 5-секундный интервал при оптимальном темпе; t.t. опт (сум) – общее количество ударов при оптимальном темпе за 40 секунд; t.t. oпт/макс % – коэффициент резерва темпа, выраженный отношением общего количества ударов при оптимальном темпе к общему количеству ударов при максимальном темпе в процентах.

2. Динамический тремор: о.в.в. – общее время выполнения методики; о.в.к. – общее время касаний; к.к. – количество касаний; о.в.к.* к.к. – произведение количества касаний на время касаний.

3. Максимальная и оптимальная сила: сила макс – максимальное мышечное усилие кисти доминирующей руки, выполненное на динамометре Розенблата, г/см2; сила oпт – оптимальное мышечное усилие кисти доминирующей руки, выполненное на динамометре Розенблата, г/см2; сила % – коэффициент резерва мышечного усилия, выраженный в отношении оптимального мышечного усилия к максимальному мышечному усилию в процентах.

II. Динамический тремор. Испытуемому нужно контактной указкой провести через прорези различной формы на контактной пластине, при этом держа руку на весу. Дается инструкция: «Вам необходимо указкой последовательно провести через эти прорези и по возможности сделать это как можно быстрее, стараясь не касаться краев прорези». Проба проводится 3 раза, фиксируются: общее время выполнения задания (о.в.в.), общее время касаний (о.в.к.), количество касаний (к.к.), а также вычисляется отношение о.в.к./к.к. Затем вычисляется среднее арифметическое из показателей трех попыток.

III. Сила максимальная и оптимальная. Методику выполняли на динамометре Розенблата, измеряли мышечное усилие кисти доминирующей руки. Испытуемому сначала необходимо выполнить 3 попытки, приложив максимальное мышечное усилие, из которых вычисляется среднее арифметическое. Затем его просят приложить оптимальное усилие, т.е. то, которое для него наиболее удобно и комфортно, при этом он не должен смотреть на показания динамометра; проба тоже выполняется трижды, вычисляется среднее арифметическое трех попыток.

Статистическая обработка данных

Все полученные данные были обработаны с применением программы Microsoft Office Excel 2007 и пакета статистических программ SPSS Statistics, Statistika 10. («Statistical Package for the Social Sciences», версия 10.0). Статистическую достоверность различий проверяли с использованием t-критерия Стьюдента при нормальном распределении данных для независимых выборок. Если распределение не соответствовало критериям нормальности, использовали непараметрический критерий Манна–Уитни. Проверку гипотезы о нормальности распределения проводили по критерию Шапиро–Уилка. Для исследования взаимосвязи двух переменных, измеренных в метрических шкалах на одной и той же выборке, использовали корреляционный анализ с помощью коэффициента Пирсона, позволяющий определить, насколько пропорциональна изменчивость двух переменных. Значимыми считали статистические различия при р≤0,05. Описание полученного материала производили с помощью характеристик положения (мер центральной тенденции) и характеристик рассеяния. В качестве характеристики положения и рассеяния для количественных данных использовались среднее и стандартное отклонения (M±σ). Дискретные показатели описывали с применением абсолютного значения и долей от целого n (%).

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе работы была произведена оценка психопатологической симптоматики при поступлении пациентов в стационар и в период купирования основных клинических проявлений, т.е. в период становления стационарной ремиссии. У больных встречалась разнообразная симптоматика, но наиболее частыми среди позитивных симптомов были бред, галлюцинации и расстройства двигательной сферы, а среди негативных симптомов – снижение психической активности, пассивность, подчиняемость, безынициативность, отсутствие побуждений к деятельности, обеднение эмоциональной жизни, утрата прежних интересов. Как видно из таблицы 2, у больных по шкале PANSS к началу экспериментального исследования наблюдалась статистически достоверная редукция психопатологической симптоматики, что служило инициальным шагом для проведения последующих этапов работы.

Таблица 2

Оценка психопатологической симптоматики в баллах по шкале PANSS

Баллы по шкале PANSS

Период исследования

Достоверность различий

Поступление в стационар

Экспериментальное исследование

Подшкала

Позитивной симптоматики

22,6±3,2

15,7±5,1

p=0,0002

Негативной симптоматики

29,8±4,7

23,6±3,9

p=0,004

Общей психопатологии

50,7±12,3

44,9±14,2

p=0,0001

Общий балл

103,1±9,2

84,2±9,7

p=0,00008

 

На следующем этапе экспериментального исследования была произведена оценка общего когнитивного дефицита в группе испытуемых, при этом в качестве нормативных данных для российской популяции были использованы показатели выполнения BACS здоровыми людьми в работе Г.Р. Саркисян, И.Я. Гурович, Р.С. Киф [2]. Мы сравнивали представленность в процентах возрастных рангов в нормативной популяции и у больных шизофренией в нашем исследовании. При этом наиболее активный возраст – от 20 до 50 лет – в группе здоровых составляет 60,79%, а у больных в нашем исследовании суммарная представленность этих рангов – 60%. Эти данные дают нам основание использовать нормативные показатели здоровых людей в качестве контрольных. Дополнительный факт – единая территориальная единица нормированной популяции и больных.

На данном этапе эксперимента выявлено снижение показателей когнитивных характеристик клинической группы по сравнению со здоровыми испытуемыми. При этом статистически значимым оказалось снижение у больных показателей выполнения шкал: Слухоречевая память – на 13,5% (p=0,042165), Моторные навыки – на 22,5% (p=0,000728) и «Башня Лондона» – на 25% (p=0,020942). Полученные данные представлены в таблице 3.

Таким образом, у исследованных больных оказалось наиболее выраженным в структуре когнитивного дефицита снижение слухоречевой памяти, моторных навыков, мышления и проблемно-решающего поведения. Следует отметить, что в целом полученные результаты согласуются с данными ранее проведенных исследований К.А. Дроздовой, Г.Е. Рупчева, Н.Д. Семеновой [8].

Таблица 3

Средние величины показателей по всем тестам BACS и композитное значение в обеих группах испытуемых

п/п

Задание BACS

Здоровые испытуемые

Больные шизофренией

Разница средних значений показателей

t-критерия Стьюдента

при уровне значимости

p=0,05

Среднее значение показателей

Стандартное отклонение

Шкальное значение

Среднее значение показателей

Стандартное отклонение

Шкальное значение

1

Слухоречевая память

46,95

(±11,2)

2,7 (±0,3)

0,5

40,58

(±8,3)

1,53

(±0,7)

–0,2

1,17

t=2,05 (p=0,042165) Различия статистически значимы

2

Последовательность чисел

20,13

(±7,9)

3,7

(±0,8)

0,74

14,38

(±1,9)

9,19

(±1,1)

0,07

5,49

t= 1,38 (p=0,171291)

3

Моторные навыки

 

58,00

(±10,2)

2,3

(±0,7)

0,14

44,38

(±11,3)

3,19

(±0,3)

0,38

0,89

t= 3,46 (p=0,000728) Различия статистически значимы

4

Речевая беглость

56,20

(±7,1)

12,75

(±2,1)

0,3

45,20

(±10,1)

3,54

(±1,4)

0,25

 

9,21

t=0,43 (p=0,665524)

5

Кодирование символов

53,99

(±9,6)

12,12

(±1,9)

0,41

38,23

(±8,3)

11,79

(±3,5)

0,31

 

0,33

t=0,93 (p=0,353067)

6

«Башня Лондона»

22,5

(±4,3)

1,57

(±0,4)

-0,12

16,88

(±3,4)

1,82

(±0,6)

0,01

 

0,25

t= 2,34 (p=0,020942) Различия статистически значимы

7

Композитное значение (Т)

 

0,32

 

0,19

 

Примечания: шкальное значение подсчитано с учетом значений средней и стандартного отклонения по всей выборке в целом.

Выполненный нами детальный анализ психомоторной активности больных представлен в таблицах 5 и 6 и на рисунке.

Мы считали рациональным прежде всего разделить больных на группы в зависимости от общего уровня их психомоторной активности.

Для этой оценки был использован показатель средних значений темпа, а именно: прирост числа точек в процентах при сравнении результатов оптимального и максимального темпов по методике теппинг-тест. Нами были выделены следующие значения этого показателя и группы больных: 1-я группа – выраженное снижение психомоторной активности (значения ≤10), 2-я группа – нерезкое снижение (значения >10 и ≤ 20), 3-я группа – высокие показатели (значения >20 и ≤30) и 4-я группа – очень высокие показатели (значения >30). Показатели последних 2 групп были отмечены как входящие в пределы нормы, а показатели первых 2 групп – как результаты со снижением психомоторной активности. Таким образом, количество испытуемых 1-й группы составило 22 пациента, 2-й – 25, 3-й – 18, пациентов 4-й группы представлено не было (рис.)

Группы испытуемых с различными показателями психомоторной активности

Обозначения: столбики с градиентным цветом – количество больных шизофренией в абсолютных величинах, соответствующее градациям нормативных групп выраженности психомоторной активности (столбики с горизонтальной штриховкой). Выраженное повышение (значения психомоторной активности >30), повышение (значения психомоторной активности >20 и ≤30), нерезкое снижение (значения психомоторной активности >10 и ≤ 20), выраженное снижение (значения психомоторной активности ≤10).

В таблице 4 приведены профили психомоторной активности для каждой из выделенных групп больных.

У 22 пациентов – представителей 1-й группы (33,8% испытуемых), имеющих выраженное снижение психомоторной активности (значения ≤10), при переходе к максимальному темпу в исследовании произошло разделение группы на два полюса. Так, 13 пациентов (27% испытуемых) улучшили свои результаты, их показатели повысились с 8,6 (средние показатели в этой группе) до 16,5 точек (на 32%). Пациенты 2-й группы с выраженным снижением психомоторной активности – 9 человек (19% испытуемых) – не только не улучшили, но даже ухудшили свои результаты: с 6,8 до 6,1 точек.

Во 2-й группе 25 пациентов (38,4% испытуемых), имеющих нерезкое снижение психомоторной активности (значения >10 и ≤20), при переходе на максимальный темп прохождения исследования улучшили свои результаты – с 10,05 до 13,15 точек (на 30,8%) (средние данные по группе). Наконец, в группе с наиболее высоким уровнем психомоторной активности степень активизации достигла наибольшего значения – 35%.

Таблица 4

Значения показателей психомоторной активности в группе больных шизофренией

 

Показатели

Характеристика группы

Значения ≤10,

n=22

Значения >10 и ≤20,

n=25

Значения >20 и ≤30,

n=18

Теппинг-тест

t.t.макс (сред. число ударов при макс .темпе)

11,325 (±0,9)

13,15 (±2,7)

18,1 (±3,6)

t.t.макс (станд. откл.)

6,2 (±2,13)

5,1 (±6,24)

7,4 (±0,28)

t.t.макс (общее число ударов)

453

526

724

t.t.опт (среднее знач.)

8,575 (±1,9)

10,05 (±2,7)

13,4 (±3,5)

t.t.опт (станд. откл.)

5,8 (±2,01)

4,9 (±0,78)

11,2 (±3,1)

t.t.опт (сум)

343

402

536

t.t.oпт/макс %

75,71

76,42

74,03

Динамический тремор

о.в.в.

29,2 (±1,17)

22,7 (±1,03)

14,3 (±1,86)

о.в.к.

7,1 (±0,89)

4,3 (±0,74)

1,7 (±0,4)

к.к.

17,3 (±2,12)

11,3 (±1,98)

8,9 (±2,16)

о.в.к.* к.к.

122,83

48,59

15,13

Исследование максимальной и оптимальной силы

сила макс

95,5

101,9

133,6

сила опт

76,7

93,1

124,6

опт/макс %

80,3

91,36

93,26

 

Что касается остальных компонентов профиля психомоторной активности, то показатели и динамического тремора, и мышечной силы были тем выше, чем выше общий уровень психомоторной активности в группах больных.

Особый интерес представляет анализ у больных соотношений структуры когнитивного дефицита и профиля (стиля) психомоторной активности. В таблице 6 представлены статистически значимые сопоставления шкал BACS и показателей психомоторной активности. Как видно из таблицы 5, установлена статистически достоверная связь показателей шкалы Моторные навыки и показателей Общее время выполнения и Количество касаний при исследовании динамического тремора и максимальной мышечной силы, а также шкал Речевая беглость и «Башня Лондона» и количества касаний.

Анализ соотношения между показателями силы мышечного усилия кисти доминирующей руки испытуемых и каждой шкалой BACS в отдельности показал статистически значимые различия между показателями максимальной силы и шкалой Моторные навыки (U=99,5 при p≤0,001) методики краткой оценки когнитивных функций при шизофрении.

Таблица 5

Сопоставление шкал когнитивного дефицита и показателей психомоторной активности

п/п

Шкала BACS

Показатель психомоторной активности

Достоверность связи

1

Моторные навыки

Динамический тремор

Общее время выполнения

U=67,5 при p≤0,01

Количество касаний

U=51 при p≤0,001

2

Речевая беглость

Количество касаний

U=22,5 при p≤0,05

3

«Башня Лондона»

Количество касаний

U=107 при p≤0,01

4

Моторные навыки

Динамометрия

Максимальная сила

U=99,5 при p≤0,001

 

Нами выполнено комплексное исследование больных шизофренией, результаты которого показали, что после купирования клинической симптоматики у всех больных выявляется когнитивный дефицит, структура которого включает снижение слухоречевой и рабочей памяти, внимания и скорости обработки информации, нарушение моторных навыков, а также страдали исполнительная функция и проблемно-решающее поведение.

Оценка психомоторной активности пациентов с нейрокогнитивными нарушениями выявила не только количественное преобладание снижения психомоторной активности, но и ее качественные изменения. Полученные данные указывают на инертность нервно-психических процессов, для которых характерны снижение характеристик восприятия и мышления, а также невысокие показатели концентрации и переключаемости внимания, способности оперировать пространственными предметами [13]. Кроме этого, особого внимания заслуживают результаты выполнения теппинг-теста в группе со сниженными показателями психомоторной активности (72,3% испытуемых), наблюдались неоднородные результаты активизации на максимальный темп – 27% испытуемых показали ожидаемую реакцию повышения показателей, в то время как 19% испытуемых значительно ухудшили ее показатели. Данный феномен можно объяснить с позиций представлений о психомоторном стиле.

Психомоторный стиль – это устойчивая структура, представляющая проекцию нейро-психодинамического комплекса саморегуляции и самоконтроля, которая имеет неизменную структуру по своим интегративным параметрам в течение всей жизни испытуемого [14]. В процессе психомоторного самоуправления внутренние психические процессы, возникающие в сознании намерения, реализуются во внешних двигательных актах и нередко регулируются сознанием, однако наше исследование было выполнено на группе больных шизофренией, к базисным проявлениям которой относится интрапсихическая атаксия (схизис). Впервые описанный Эйгеном Блейлером схизис представляет собой не симптом, а определенное свойство, которым наделены все проявления шизофрении. По своей сути схизис – это дезинтеграция, разлаженность психики, неритмичность, мозаичность расстройств психических функций. При шизофрении психические функции могут быть резко поврежденными, а другие, родственные – сохраненными. Поэтому полученные нами неоднородные результаты выполнения теппинг-теста можно рассматривать как проявление расщепления психомоторного стиля больных шизофренией.

Характеристики динамического тремора, отражающие эмоциональную возбудимость и координацию движений субъекта, показали статистически значимую связь с исполнительскими функциями и звеном семантической сети когнитивной сферы. В осуществлении данных психических функций принимают участие те же нейрофизиологические механизмы, которые обеспечивают функциональную подвижность психических процессов. Данные о характере и уровне функциональной подвижности психических процессов важны прежде всего с позиций формирования траектории психофармакотерапии, а также для успешного прогнозирования изменения состояния пациентов психиатрического профиля.

Заключение

Полученные в нашей работе результаты показали наличие у больных шизофренией когнитивного дефицита характерной структуры. У большинства больных он сочетается со снижением психомоторной активности, но при низком ее уровне возможно «расщепление» в изменении показателей.

Установлено, что определенный характер психомоторных проявлений связан со структурой когнитивного дефицита. Эти данные позволяют расширить границы использования концепции нейрокогнитивного дефицита при шизофрении в современной клинической практике, в научно-исследовательской деятельности, в вопросах реабилитации и социальной интеграции больных психическими заболеваниями.