Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF EXPRESSIVE EXPRESSIVENESS IN PICTURES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Reshetnikova E.N. 1
1 Omsk State Pedagogical University
This article discusses the possibilities of using the means of art pedagogy for the development of the visual activities of older preschool children (art classes, works of art, children's artwork, the use of new techniques and techniques) in the framework of the program of additional education in a preschool educational institution. The program is based on the principles of art pedagogy: the integration of pedagogy and art, the art-shaped presentation of material, the spontaneity of self-expression of thoughts and feelings of a preschooler by means of art. The stages and conditions of the development of the pictorial activity of senior preschoolers are described. A prerequisite for conducting art classes was the introduction of art-developing games and game techniques into the program and the design of art and teaching activities for success. The perception of children's artwork was used as a means of developing the pictorial activity of preschool children. For the preliminary formation of the plan, the use of sketch by children in the process of visual activity of children aged 5-7 years was introduced. The priority tasks of creating figurative expressiveness in children's drawings are highlighted. In the process of art-pedagogical activity, tasks aimed at: - the development of the artistic perception of works of art and the development of its language; - the use of a variety of techniques and techniques of drawing; - The use of expressive means of art in the visual activities of children; - development of the ability to self-expression and self-knowledge; - acquisition of communication skills.
art pedagogy
art
perception
preschoolers
visual activity
program
additional education

В проблемном поле современного гуманистического образования возрастает интерес к внедрению в педагогический процесс инновационных подходов на этапе дошкольного образования. Дефицит полноценного чувственного опыта, неумение дошкольника оформлять мысли и чувства в образ, частое использование образцов негативно отражаются на его желании и способности к творческим проявлениям. Искусство способствует формированию общечеловеческих ценностей, преобразованию внутренних ресурсов человека и творческому осмыслению окружающего мира.

Первостепенными задачами развития творческой индивидуальности ребёнка-дошкольника становятся задачи, направленные на поиск наиболее эффективных механизмов и условий для развития детского изобразительного творчества, внедрение новых образовательных методов, технологий, программ. «Универсальность языка искусства позволяет использовать его как средство коммуникации между людьми. Искусство позволяет прикоснуться к самым разнообразным оттенкам чувств, давая возможность получить богатый опыт сопереживания» [1, с. 48].

Арт-педагогическая деятельность – это совместная (педагог и ребёнок) продуктивная деятельность, целью которой является решение педагогических задач средствами искусства. Она направлена на гармоничное сосуществование участников деятельности, облегчение процесса обучения и помогает развивать у детей восприятие, внимание, творческое мышление. Использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства при изучении самых разнообразных тем, доминирование диалога педагога с воспитанниками в арт-педагогическом процессе позволяет ребёнку принимать участие в совместных решениях, быть активным и самостоятельным. У педагога появляется возможность лучше понять дошкольника, учитывая детскую активность и индивидуальность. Но в то же время появляется и ответственность за успех конечного результата детской деятельности в процессе спонтанности самовыражения и импровизации ребёнком средствами искусства.

Актуальность проблемы развития детского изобразительного творчества заключена в его многоаспектности и значимости для всестороннего развития личности дошкольника (А.В. Бакушинский, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Волков, Р. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Р.М. Чумичёва и др.). Проблема образной выразительности в детском творчестве вызывает особый интерес у педагогов, психологов и учёных (В.С. Кузин, В.С. Мухина, В.А. Езикеева, Т.Г. Казакова, В.А. Инжестойкова, Т.А. Буянова и др.). В дошкольной педагогике «художественный образ» (Н.А. Ветлугина) или «художественно-выразительный образ» (Н.П. Сакулина) рассматривается как средство проявления дошкольником своего отношения к нарисованному, как качественный показатель изобразительной деятельности.

Цель исследования: теоретическое обоснование, практическая разработка и экспериментальная проверка эффективности введения арт-педагогических средств в изобразительную деятельность старших дошкольников.

Методической и теоретической основой исследования явились педагогические концепции художественного развития, опирающиеся на понимание языка искусства как языка выразительного (В.А. Левин, Г.В. Лабунская, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов).

Материалы и методы исследования

Объект исследования: процесс изобразительной деятельности детей.

Предмет исследования: развитие изобразительной деятельности детей 5-7 лет средствами арт-педагогики.

Исследование проходило в ДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 341» г. Омска в рамках реализации программы дополнительного образования «Образ. Творчество. Дошкольник».

В критериальный аппарат исследования вошли: оценка процесса изобразительной деятельности, продукта и его творческой составляющей.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволил определить теоретические предпосылки развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Введение в процесс развития изобразительной деятельности арт-занятий; видеопрезентаций, связанных с искусством; новых техник и технических приёмов с опорой на произведения живописи; художественно-развивающих игр и др. средств позволило решить ряд педагогических задач:

- создание условий для проявления познавательного интереса к искусству, мотивации к образной выразительности на занятиях изобразительно-творческой деятельностью;

- развитие художественного вкуса, чувство цвета, ритма, композиции;

- совершенствование речи детей как средства общения (умение рассказать о сюжете изображения).

На каждом занятии ставились задачи, направленные на развитие личностных, нравственно-волевых качеств дошкольника: воспитание самостоятельности, желания трудиться и доводить работу над рисунком до определённого завершения, преодолевать всевозможные трудности (развитие внимание, упорства, выдержки, аккуратности).

Нами не ставилась задача научить рисовать дошкольника, т.к. приоритетными задачами арт-педагогики являются задачи привлечения средств искусства для:

- активизации потенциальных возможностей ребёнка;

- развития эмоционально-эстетических, нравственных, коммуникативно-рефлексивных основ личности дошкольника;

- обеспечения познавательно-информационных потребностей детей.

Процесс создания выразительного образа в рисунке дошкольника складывается из представления об изображаемом и его воспроизведении. Поэтому для нас приоритетными в арт-педагогической деятельности стали:

- организация предварительного замысливания (Г.Г. Григорьева) образа детьми, его проработка (использование эскиза);

- подбор художественно-выразительных средств.

Для организации создания образа важен накопленный опыт ребёнка через восприятие произведений искусства (художественно-эстетическое переживание). Формирование опыта происходит средствами овладения художественными материалами в изобразительной деятельности, умением их использовать, в т.ч. комбинировать.

Мы рассматриваем проблему образной выразительности в рисунках старших дошкольников как единство восприятия и практической художественной деятельности. При этом процесс изображения состоит из нескольких этапов: восприятие; анализ и обобщение; представление об изображении (размеры, пропорциональные отношения, цветовое и композиционное решение); выбор материалов и инструментов.

На этапе восприятия дошкольником произведений искусства формируются эстетические чувства в единстве переживания и познания. Происходит обогащение опыта насмотренности (восприятие, сопереживание, вчувствование) через воспитание интереса к произведениям искусства (музыкального, словесного, изобразительного), понимание его «языка» и желания использовать художественно-выразительные средства (доступные возрасту) в изобразительной деятельности. Дети понимают, что произведение имеет автора, год(ы) создания, размеры, место хранения (экспозиции) и материал (технику) выполнения.

На этапе ознакомления с основной идеей автора и «языком» искусства (средствами образной выразительности, техниками и техническими приёмами) происходит беседа с вопросами. Ребёнок должен осознать связь между художественно-выразительными средствами и образным содержанием произведения, понять зависимость.

Задачей следующего этапа становится содействие желанию детей использовать средства выразительности в собственной изобразительной деятельности.

Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, мы считаем введение в программу арт-занятий условием развития изобразительной деятельности, в котором «обучение изобразительному языку должно осуществляться одновременно с усвоением способов решения изобразительных задач, составляющих процесс изображения» [2, с. 64]. Запланированный успех дошкольника в изобразительной деятельности – важная задача арт-педагогики, поскольку её решение позволяет ребёнку приобщиться к искусству, почувствовать успех и поверить в свои силы. Арт-педагогика не ставит задачи научить человека рисовать, её функция «очеловечивания» [3, с. 3] обращена к внутреннему миру ребёнка, его желанию выразить эмоции и чувства, в том числе средствами искусства.

«Арт-педагогическое занятие – форма организации образовательной деятельности, в основе которой лежит система педагогического взаимодействия, построенная на интеграции художественного и учебно-воспитательного содержания. При этом весь ход занятия подчиняется принципам арт-педагогической деятельности» [3, с. 7]. Основными принципами нашей арт-педагогической деятельности стали: интеграция педагогики и искусства, художественно-образное предъявление материала, спонтанность самовыражения мыслей и чувств дошкольника средствами искусства.

Особый интерес представляет введение в программу изобразительных техник (средства арт-педагогики), в том числе новых, нетрадиционных для данного учреждения. Для ребёнка это всегда событие, открытие и экспериментирование. Освоение новой техники сопровождается пояснениями с целью её использования детьми в самостоятельной деятельности. Мы используем репродукции картин художников, чтобы показать варианты использования рассматриваемой техники у мастеров («Монотипия пейзажная», «Потрескавшийся воск», рисование «по-сырому»). Некоторые техники рисования (использование трафарета, шаблона, «рисование печатями») дети применяют в изобразительной деятельности фрагментарно, в сочетании с другими техниками. Практикуется адаптация технических приёмов под определённый возраст. Детям-дошкольникам не нравится однообразная длительная деятельность, например длительное натирание бумаги воском, поэтому вместо техники «Воскография» мы используем «Граттаж», заменив воск на желток (тема «Салют над городом»). К подготовке бумаги для данной техники в рамках проектной деятельности привлекаются родители, а дети на подготовительном этапе творческой деятельности выполняют роль консультантов.

Показателями творчества являются выразительность и изобразительная грамотность (Е.А. Флёрина, Б.П. Юсов, Г.В. Лабунская). В детском творчестве выразительность может существовать отдельно от изобразительной грамотности и быть выделена как самостоятельное качество (В.С. Щербаков).

Средством развития выразительности являются художественно развивающие игры и игровые приёмы. Так, использование «Волшебных рамок» позволяет педагогу сосредоточить внимание детей на конкретном фрагменте картины, рассмотреть важную деталь, цвет. Приём «Вхождения» в картину, «Видеопутешествие» - почувствовать себя участником событий. Методы: музыкального сопровождения, экспериментирования, наблюдения, анализа, обследования, сравнения, классификации («На что похоже», «Найди общее», «Составь цвет» и др.) способствуют механизму привлечения искусства для решения педагогических задач. Были задействованы такие формы организации образовательной деятельности детей, как проект (тема «Салют над городом»), беседа, экскурсия.

Средством развития выразительности рисунков можно считать их участие в выставках разного уровня, т.к. критерием отбора для участия, кроме выразительности и изобразительной грамотности, является самостоятельность выполнения задания.

У дошкольника, как и у художника, в создании образа существует три этапа: замысел, вынашивание и воплощение замысла. Но период «вынашивания», в силу возрастных особенностей, у дошкольников очень короткий или совмещён с этапом воплощения замысла. Введение эскиза на этапе создания образа или композиционного решения позволяет увеличить этот этап. Работая над эскизом, дошкольник учится мыслить композиционно. Педагог при этом может в беседе корректировать деятельность ребёнка, в том числе с опорой на произведения художников.

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-экспериментальная работа была направлена на развитие образной выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности. «Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребёнка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей» (В.Б. Косминская) [4, с. 38]. Реализация программы дополнительного образования позволила включить творческие задания с привлечением средств арт-педагогики. Выполнение творческих заданий было направлено на развитие у детей:

- интереса к изобразительной деятельности;

- чувства цвета, ритма, композиции;

- умения передавать форму, несложные движения и пропорциональные отношения;

- оригинальности и образной выразительности.

Уровень развития этих составляющих был обследован на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Восприятие произведений искусства и детских художественных работ рассматривалось нами как обязательное условие развития образной выразительности детского рисунка. «В процессе обучения дети целенаправленно учатся «умению» воспринимать – слушать, смотреть, выделять главное, существенное, учатся связывать предметы, явления по смыслу» [5, с. 133]. Деятельность педагога была направлена на обогащение процесса восприятия искусства, понимание использования средств выразительности, обогащение познавательного и эстетического опыта детей, художественное экспериментирование, освоение новых техник и технических приёмов для развития изобразительной деятельности. Развитие личностных качеств позволило дошкольнику поверить в свои силы («Я как художник») и ощутить радость от результата собственного творчества. «Процесс понимания художественного образа представляет собой накладывание имеющихся знаний, впечатлений на воспринимаемое. Чем больше опыт наблюдения, тем глубже восприятие произведений искусства» [6, с. 3].

Отношение к эскизу как начальному этапу создания образа в изобразительной деятельности позволило нам эффективнее подойти к проблеме образной выразительности, особенно на этапе «вынашивания» замысла. Использование произведений, в том числе эскизов художников, дало возможность обогатить впечатления ребёнка и положительно повлиять на процесс создания образа в изобразительной деятельности детей. Проработка образа с применением эскизов, приобретение навыков работы с художественными материалами положительно отразилось на образной выразительности детских рисунков.

Заключение

В ходе проведённого исследования по развитию образной выразительности в рисунках детей старшего дошкольного возраста было выявлено, что использование средств арт-педагогики в изобразительной деятельности детей в рамках программы дополнительного образования позволило:

- обогатить процесс восприятия произведений искусства с целью понимания взаимосвязи средств выразительности и художественного образа;

- освоить новые техники рисования и технические приёмы, варианты их комбинирования в процессе изобразительной деятельности;

- использовать эскиз как средство создания образа в изобразительной деятельности детей;

- использовать детские художественные работы для обогащения художественного опыта.

В результате восприятия произведений искусства и осмысления взаимосвязи средств выразительности и художественного образа дошкольники смогли не только найти изобразительно-выразительные средства, но и воплотить некоторые из них в собственной изобразительной деятельности.

Таким образом, разработанные занятия с привлечением средств искусства (словесного, изобразительного, музыкального), применение новых техник рисования и разнообразных технических приёмов, эскизной проработки творческого задания имеют положительную тенденцию в плане развития выразительности в процессе изобразительной деятельности старших дошкольников, а также нуждаются в дальнейшем апробировании с целью закрепления полученных навыков и выявления более перспективных технологий.