Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR ADAPTATION OF CADETS TO STUDY AT A MILITARY UNIVERSITY

Elagina V.S. 1 Rogozhin V.M. 1
1 Branch of Military academic center of military air forces «Air Force Academy»
The urgency of the problem of adaptation of students of younger courses due to the need to overcome the difficulties they faced in the initial stages of University education, acceptance of demands of domestic life, characterized by strict regimentation educational environment of the University. The purpose of the article is to identify the pedagogical conditions for adaptation of cadets to training in a military University, and to provide a theoretical justification for their necessity. The methodological basis is activity-based and axiological approaches that help optimize the adaptation process. In activity, the development of consciousness and the formation of personal qualities of a person takes place, and creative and transforming forces of a person are manifested in it. We consider the axiological approach as the basis for organizing activities aimed at developing socially and personally significant values. The methods used in this work are analysis of psychological and pedagogical literature, observation, survey, systematization and generalization of pedagogical experience. We consider the adaptation of cadets as a process of assigning them social, professional and cultural values, patterns of behavior, and ideals that were formed in a military University. In our opinion, it is possible to solve the problem of adaptation of Junior cadets to study at a military University by creating interrelated and complementary pedagogical conditions, including: creating a creative educational environment at the University; introducing cadets to the traditions of a military University, and fostering a value attitude to them.
conditions
traditions
values
activities
adaptation

Процесс адаптации является особенно важным на этапе вхождения курсантов в новую для них образовательную среду военного вуза. Офицерам и преподавателям военного вуза проблеме адаптации курсантов следует уделять пристальное внимание. Это вызвано необходимостью учёта в образовательно-воспитательном процессе вуза целого ряда факторов, среди которых одним из важнейших является учёт психологических особенностей курсантов. Следует отметить, что абсолютное большинство поступивших в вуз курсантов являются выпускниками средней общеобразовательной школы. Это юноши, жизнь которых протекала в домашней обстановке, среди близких им людей, заботящихся о них. Попадая в обстановку воинской службы, жизни в совершенно особой социальной группе ‒ воинском коллективе, многие первокурсники сталкиваются с очень серьезными проблемами адаптации.

В психологии возраст от семнадцати до девятнадцати лет принято считать переходным от юности к возмужалости. Как любой переходный возраст, он отличается сложностью, противоречивостью, нестабильностью.

Несмотря на то что большинство курсантов имеют представление о военной службе, рассматривают свою будущую военную профессию как высший долг перед Отечеством, их взгляды и понятия могут быть недостаточно систематизированными, полностью осознанными. В силу возрастных особенностей психологического развития курсантам младших курсов свойственна острая восприимчивость, повышенная эмоциональность, впечатлительность, любознательность. Безусловно, эти качества следует учитывать при организации учебной, воспитательной и служебной деятельности. Интересные, яркие, информативные учебные занятия, внеаудиторные занятия в научных обществах и кружках способствуют развитию интереса курсантов к новым учебным знаниям, активизации их познавательной деятельности, побуждают глубже изучать военную специальность.

Период адаптации связан еще с одним очень важным для первокурсников явлением ‒ формированием воинского коллектива, необходимостью устанавливать межличностные и служебные отношения. В новых условиях от них требуется изменить прежнюю форму поведения, отказаться от многих привычек, выполнять новые обязанности, подчиняться требованиям и указаниям командиров.

Не следует забывать о том, что многие курсанты в первые месяцы обучения в вузе сильно утомляются, испытывают эмоциональное напряжение. У них происходит перестройка сложившихся ранее стереотипов, которые сопровождаются сложными переживаниями, требующими постоянного внимания со стороны офицеров.

Принимая во внимание важность и актуальность данного периода для курсантов младших курсов, адаптацию мы будем рассматривать как процесс присвоения курсантами социально-профессиональных и культурных ценностей, образцов поведения, идеалов, которые сформировались в военном вузе. С первых дней обучения в вузе у курсантов проявляется стремление усвоить уставные нормы поведения и взаимоотношений, ответственно относиться к учебе и исполнению служебной деятельности, принять уклад и традиции военного вуза, а также выработать собственные ценностные ориентации, связанные с будущей военно-профессиональной деятельностью. В процессе адаптации они достигают определенного статуса в воинском коллективе, принимают ролевые действия, проявляют чувства товарищества и коллективизма.

Цель исследования заключается в выявлении педагогических условий адаптации курсантов к обучению в военном вузе и теоретическом обосновании их необходимости.

Материал и методы исследования. Успешность адаптационного периода, на наш взгляд, определяется качеством образовательно-воспитательной среды вуза, ориентированного на создание комфортного морально-психологического климата и продуктивную учебную, научную, воспитательную и служебную деятельность курсантов. Методологической основой создания такой среды являются деятельностный и аксиологический подходы.

Выбор этих методологических подходов не случайный. Анализ трудов отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. убеждает нас в том, что в деятельности происходит развитие сознания и формирование личностных качеств человека, в ней проявляются созидательные и преобразующие силы человека. Деятельность курсанта-первокурсника мотивируется потребностью в качественной профессиональной подготовке к военной специальности, общением с сокурсниками, воспитанием в себе качеств долга и офицерской чести, стремлением к самосовершенствованию.

Выбор аксиологического подхода к военно-профессиональной подготовке обусловлен необходимостью формирования у курсантов системы ценностных ориентаций к военной профессии, осознания ими высокой миссии защитника Отечества.

В работах отечественных психологов и педагогов А.А. Бодалева, В.Н. Мясищева, Н.А. Журавлева, В.П. Тугаринова аксиологический подход рассматривается как основание к организации деятельности, направленной на развитие социально и личностно значимых ценностей. Ценностные ориентации, являясь одним из компонентов личности, раскрывают субъектный опыт курсантов, их отношение к действительности, направленность личности, способы достижения жизненных и профессиональных целей, детерминируют социальную активность курсантов. По мнению И.Н. Лычагиной, аксиологический подход способствует ценностному освоению студентами в процессе адаптации социальных норм и образцов профессионального поведения, свидетельствующих о глубине индивидуального врастания в социально-профессиональную среду через традиции и культуру её представителей [1];

В качестве теоретических методов исследования проблемы адаптации курсантов к образовательной среде военного вуза мы использовали анализ философской и психолого-педагогической литературы. В исследовании использовались метод наблюдения, анкетирование, систематизация и обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение                                                          

В педагогике встречаются различные подходы к определению сущности и содержания понятия «педагогические условия», их влияния на эффективность образовательно-воспитательного процесса в образовательных организациях разного вида [2-4].

Так, рассматривая педагогические условия в качестве компонента педагогической системы, Н.В. Ипполитова считает, что педагогические условия отражают совокупность внутренних (обеспечивающих развитие личностного аспекта субъектов образовательного процесса) и внешних (содействующих реализации процессуального аспекта системы) элементов, обеспечивающих ее эффективное функционирование и дальнейшее развитие [2].

По мнению П.П. Ефимова и И.О. Ефимовой, под педагогическими условиями следует «понимать совокупность обстоятельств и предпосылок, позволяющих обеспечить успешность инновационного процесса за счет эффективного использования возможностей образовательной среды высшего учебного заведения» [3, c. 17].

Педагогические условия в своем исследовании мы рассматриваем как совокупность внешних и внутренних факторов, способствующих созданию в вузе определенной образовательной среды. К внутренним факторам создания образовательной среды мы относим потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла, изучаемых курсантами в первые два года обучения в вузе, технологии обучения, характер межличностного взаимодействия участников образовательного процесса, активное вовлечение курсантов в различные виды познавательной, служебной, исследовательской, спортивной и другие виды деятельности. К внешним факторам относятся технические средства, цифровые образовательные ресурсы, материальные ресурсы образовательной среды, которые способны обеспечить её эффективность и развитие [5].

В данной статье мы остановимся только на двух педагогических условиях, направленных на обеспечение комфортных условий образовательной среды вуза, которые способствуют становлению и развитию воинских коллективов, формированию в них благоприятного морально-психологического климата, а также решению воспитательных и образовательных задач подготовки высококвалифицированных, отвечающих современным требованиям к компетентности военных специалистов. К ним относятся: 1) создание творческой образовательной среды в вузе; 2) приобщение курсантов к традициям военного вуза, воспитание ценностного отношения к ним. Выявленные нами педагогические условия взаимосвязаны, дополняют друг друга и, на наш взгляд, будут способствовать успешной адаптации курсантов младших курсов.

Рассмотрим перечисленные педагогические условия более подробно.

Первое условие создание творческой образовательной среды в вузе. Под образовательной средой военного вуза мы понимаем сложившуюся многоструктурную систему подготовки военных специалистов, включающую совокупность информационных ресурсов, взаимодействие преподавателей и курсантов, методы, формы и средства обучения, реализующиеся в рамках дидактических принципов построения образовательного процесса. В данном контексте роль преподавателя заключается в организации образовательной среды, способствующей раскрытию личностного и познавательного потенциала курсанта, которые помогут ему быстро и успешно адаптироваться к новым условиям обучения и жизни в условиях военного вуза [6].

Творческая образовательная среда позволяет включить курсантов в разнообразные виды деятельности (познавательную, исследовательскую и др.), вызывая желание активно участвовать в процессе их подготовки, организации и осуществления. Каждый вид деятельности имеет свои особенности и требует от курсантов разных способностей. Так, познавательная деятельность, в которой проявляются интеллектуальные способности, требует от курсантов внимательности, гибкости мышления, умений критически относиться к информации, проявлять креативность. Исследовательская познавательная деятельность связана с переживанием интеллектуальных чувств, таких как удивление, сомнение, уверенность, удовлетворенность результатами. Она направлена на изучение проблем, связанных с военно-профессиональной деятельностью, а, следовательно, требует от курсантов глубоких теоретических предметных знаний, сформированных исследовательских умений и специальных навыков, самостоятельности и ответственности за полученные результаты. Служебная деятельность связана с решением военно-профессиональных задач как в мирное, так и военное время. Она требует неукоснительного исполнения служебных, трудовых ролей, знания норм поведения, соблюдения принципа субординации и единоначалия. Задача преподавателя заключается в такой организации деятельности курсантов, которая бы обеспечила её успешность, способствовала бы проявлению творческих способностей курсантов, развитию умений нестандартного принятия решений в ситуациях новизны и неопределенности.

Следует отметить, что организация образовательного процесса в военном вузе существенно от­личается от школьной системы обучения. Строгая временная регламентированность, смена аудиторных и внеаудиторных занятий, отводимых на самоподготовку, постоянное участие в общественно-служебных делах вызывают у первокурсников напряжение, усталость, неуверенность, подавленность, требуют от них значительных усилий для достижения высоких результатов в обучении. Эти факторы, безусловно, осложняют процесс адаптации.

           В связи с этим актуальным становится развитие общеучебных познавательных умений, которые позволили бы им са­мостоятельно организовывать свой учебный труд в новых для них условиях вузовского обучения. Целесообразно познакомить курсантов с научными основами организации умственного труда, обеспечить методическими указаниями и рекомендациями, которые бы помогли не только разобраться со сложным предметным материалом, но показали бы способы рационального выполнения заданий и упражнений, решения задач, подготовки сообщений, написания рефератов и курсовых работ. В процессе спортивной, художественной, исследовательской, проектной деятельности у курсантов появляется возможность максимально проявить свои способности, удовлетворить свои интересы. Особенно благоприятные условия для адаптации создает совместная творческая деятельность курсантов над проектами профессиональной направленности. Работа в команде, поиск нестандартного решения практико-ориентированной проблемы, разработка проекта и его последующая защита формируют товарищеские отношения между курсантами, взаимопонимание и чувство коллективной ответственности, взаимопомощи и поддержки.

Второе условие ‒ приобщение курсантов к традициям военного вуза, воспитание ценностного отношения к ним.

Воинские традиции, обычаи, обряды ‒ это непременные атрибуты воинской службы, которые передаются из поколения в поколение и свято чтутся всеми военнослужащими. Воинские традиции имеют большое воспитательное значение, так как являются основой поддержания воинской дисциплины, боевого духа, развития духовных нравственных качеств курсантов. Традиции являются важным элементом структуры воинского коллектива, неотъемлемой частью его социально-психологического климата.

Коллективное воспитание, по мнению А.С. Макаренко, немыслимо без накопления традиций, то есть положений и привычек, принимаемых сознатель­ным уважением к опыту старших поколений, к великому авторитету целого коллектива [7]. Внутриколлективные традиции А.С. Макаренко называл социальным «клеем», который скрепляет коллективные отношения, придает коллективу неповторимость и уникальность.

Традиции военного вуза определяют жизнедеятельность курсантов, способствуют созданию в воинских коллективах морально-психологического климата, формированию духовного единства и сплоченности личного состава, осознанию долга перед Отечеством. Благодаря традициям сохраняется преемственность поколений, передача воинских и духовных ценностей, которые складывались в истории становления и развития Вооруженных сил, а также в истории развития военного вуза. Многие воинские традиции находят свое отражение в Военной присяге, уставах, наставлениях, но есть и такие, которых нет в Уставе, но они прочно вошли в жизнь воинских коллективов, например чествование ветеранов и сослуживцев, отличившихся при выполнении своего долга.

Важнейшими традициями, знаменательными событиями военного вуза являются почитание Боевого знамени и торжественная присяга курсантов. Принимая присягу, курсанты подтверждают верность воинскому долгу  и по-настоящему становятся защитниками Родины, берут на себя ответственность охранять и защищать покой российского народа. Клятва на верность Родине, которую дают курсанты на присяге, является священным долгом каждого, символом его чести и достоинства. Ежегодным традиционным мероприятием в вузе является день открытых дверей. В этот день родители, друзья, знакомые могут познакомиться с условиями учебы и жизни курсантов, посетить учебные аудитории, общежития, места спортивных тренировок и др.

Многие традиции находят свое выражение в ритуалах, которые закреплены в Уставе образовательной организации: участие курсантов в торжественном параде и почётном карауле, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне; вынос боевого знамени на торжественное построение; чествование ветеранов и героев ВОВ, участников боевых действий в Афганистане, Сирии и др.

К традициям обучения и воспитания военнослужащих относятся такие традиции, как: обучать тому, что необходимо на войне; войсковое товарищество, взаимопомощь в учёбе; воспитание сознательной дисциплины; жертвенное служение Родине и др.

К числу традиций военного вуза мы отно­сим традиции следования нормам и устойчивым образцам, исторически сложившимся видам военно-профес­сионального поведения и деятельности, которые передавались из поколения в поколение.

Усвоение форм общественного поведения, следование нормам и правилам уважительного отношения военнослужащих друг к другу и своим командирам, воспитание духовных ценностей, выполнение учебных и боевых задач, организация военной службы и повседневной деятельности военнослужащих ‒ вот далеко не полный перечень задач, стоящих перед воспитанием курсантов в вузе [8].

Наряду с военными традициями есть негласные традиции, которые дополняют и отражают специфику военной службы. Например, негласной традицией военно-воздушных сил является употребление термина «крайний», используемый для определения места в строю.

 Следует отметить, что следование воинским традициям способствует формированию у курсантов убежденности в их необходимости, ценностного отношения к сложившимся в вузе нормам и правилам поведения. Традиции и ритуалы военного вуза создают определенный морально-психологический климат, способствуют формированию коллективного единства, сплоченности, созданию эмоционального настроя, который помогает курсантам, особенно первого года обучения, быстро влиться в коллектив, почувствовать свою принадлежность к нему, определить свою позицию и свой статус в нём.

Заключение. Адаптация курсантов младших курсов к обуче­нию в военном вузе является целенаправленным, специально организованным процессом. Курсанты в период адаптации не только усваивает социальные нормы и роли, правила взаимоотношений в воинском коллективе, но и формируют систему своих духовно-нравственных и воинских ценностей, осваивают специфику познавательной и служебной деятельности в вузе, осознают себя и свое место в воинском коллективе, в результате чего происходит развитие и саморазвитие личности курсанта.

Педагогические условия, позволяющие создать в вузе образовательную среду, способствующую активному включению курсантов в значимые для них виды деятельности, формированию у них воинских и общечеловеческих ценностей, воспитанию личностных качеств и ценностного отношения к традициям военного вуза, являются, на наш взгляд, наиболее важными для преодоления курсантами трудностей адаптационного периода, принятия новых для них норм и правил поведения.