Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE HISTORY OF COMMERCIAL EDUCATION IN PERM

Bayandina N.P. 1, 2
1 Perm State Archive of Social and Political History
2 State National Research Polytechnic University of Perm
Russia's entry onto the path of modernisationand capitalist development at the turn of the 19th–20th centuries led to qualitative changes not only in the economy, but also in public and social life. The economic importance and social role of the merchant class had been growing, entrepreneurs had contributed to the economic progress and development of productive forces. Businesses were interested in competent staff but there was asevere shortage of technical and commercial specialists. Hence their interest in the development of commercial education and charitable contributions to professional schools, colleges and courses. Many commercial educational institutions, generously financed from private funds, but under state care, were established. Such institutions functionedunder the authority of the Ministry of Industry and Trade. They enjoyed the right to autonomy and self-governance within the scope of their charter and were leaded by boards of trustees, usually respected business people. Commercial schools had excellent facilities and formed their curriculum in accordance with the local industry and trade demand.
commercial education
trade school
education history
capitalist development
charity
perm (province)

В настоящее время в России продолжается модернизация системы высшего и среднего образования. Для понимания закономерностей развития современного образования важно изучить накопленный исторический опыт, проанализировать его результаты. Так, например, в сфере коммерческого образования на рубеже XIX−XX веков наряду с фундаментальностью, широким набором общеобразовательных предметов главным достижением стала ориентированность на практику, на предпринимательскую сферу.

Развитие капитализма на Урале характеризовалось созданием крупных промышленных и торговых предприятий, ростом городов, развитием путей сообщения, особенно железнодорожного транспорта, средств связи, формированием миллионных состояний, ростом торгового оборота на ярмарках Пермской губернии. На крупнейшей региональной Ирбитской ярмарке торговый оборот в 1896 году составлял около 50 млн (49.187.058) руб. Второй по значению была Крестово-Ивановская ярмарка в Шадринском уезде, торговый оборот которой к концу века достигал почти 5 млн (4.870.059) руб. [1, с. 98]. О росте товарного производства свидетельствует и увеличение числа торжков, сельских ярмарок, численности купцов и лиц, занимающихся торговлей по патентам и свидетельствам.

Еще одним наглядным показателем интенсивности развития капитализма являлся рост городского населения. С 1860 по 1890 год население Пермской губернии в целом увеличилось на 33%; при этом сельское – на 31%, а городское – на 85%. Строительство железных дорог, пристаней, мастерских, торговых и товарных складов, магазинов, лавок и купеческих особняков, а также театра и учебных заведений вызвали бурный рост городского населения. В Перми развитие широкой сети торговых заведений, открытие банков, товарной биржи обусловили рост купеческого сословия. Как правило, во главе торгового дома или фирмы стояли сами хозяева – купцы и члены их семей, о чем свидетельствуют многочисленные названия, например: «Грибушин и наследники», «Гаврилов с сыновьями» и т.д. Но работники среднего звена − конторщики, бухгалтеры и счетоводы, приказчики и курьеры − требовались во все возрастающем количестве как в семейных фирмах, так и в торговых и банковских учреждениях.

Цель исследования − выявление аспектов развития коммерческого образования, особенностей построения образовательного процесса с учетом условий и нужд торгово-промышленных кругов и функционирования заведений на частной основе.

Проблемно-хронологический метод исследования послужил подробному анализу деятельности коммерческих заведений Перми, позволил проследить логику развития этого вопроса, найти особенности применения практических аспектов в современном образовании.

для исследования явились архивные документы и опубликованные источники: отчеты, газеты, рекламные издания.

Коммерческое образование как система стало формироваться в России к началу XX века. Потребность в специальных учебных заведениях была настолько острой, что государство вынуждено было пойти навстречу гражданской инициативе. «По общим подсчетам при наличии к концу XIX века порядка 25–28 тысяч предприятий, не считая заведения с оборотом менее 2 тысяч рублей, требовалось подготовить не менее 60 тысяч техников, то есть в течение 25 лет надо было ежегодно выпускать около 2,4 тысяч специалистов» [2, с. 9].

Традиционной формой обучения торговому делу была «практическая школа»: купцы привлекали к участию в своих делах сыновей, родственников. Предприниматели, передавая свой опыт другим, помогали выявлять конъюнктуру рынка и условия торговли, выстраивать логистику и нанимать транспорт для перевозок, отбирать товар при оптовых закупках и определять выгодную цену товара, рассчитывать издержки и прибыль. К концу XIX века в Пермской губернии открытие специализированного коммерческого заведения для подготовки кадров в торговых и промышленных заведениях стало острой необходимостью.

В своих мемуарах С.Ю. Витте, занимавший в то время пост министра финансов, отмечал: «Русское купечество... сознало с полной ясностью важность и необходимость специального образования... Правильная постановка коммерческого образования в России должна быть признана одной из главнейших мер для успешного развития нашей внутренней и внешней торговли» [3, с. 255]. Правовой документ «Положение о коммерческих учебных заведениях» был принят по инициативе С.Ю. Витте, который полагал, что «разумно поставленная и преследующая практические задачи коммерческая школа» поможет устранить существенные недостатки русской торговли, к числу которых относились «малое развитие предприимчивости, отсутствие точных знаний о местах производства, сбыта товаров, слабое развитие счетоводства, плохая сортировка и браковка товаров, юридическая необеспеченность торговых сделок, малое знакомство торгового класса с банковым, кредитным и вексельным делом». Документ был принят в 1896 году и сразу открыл широкий простор общественной и индивидуальной инициативе. Это стало одним из самых успешных образовательных начинаний в Российской империи [4].

Впервые инициативу открытия коммерческого учебного заведения в губернском центре обсудили на заседании Общества приказчиков. Идея создания школы, «которая, давая необходимые знания, служила бы интересам торговли и промышленности» была поддержана правлением общества, а позднее представители купеческого сословия Перми активно поддержали ее своими практическими делами – благотворительными взносами и отчислениями [5, с. 3−4].

Первым и весьма крупным взносом в фонд будущей школы было пожертвование 25 тысяч рублей Е.И. Любимовой, вдовой коммерции советника И.И. Любимова, известной своей благотворительной деятельностью. Для постройки нового здания городская дума уступала безвозмездно участок земли. Представители купечества обещали бесплатные строительные материалы. Тем не менее проблема помещения отодвигала срок открытия школы на несколько лет. Но случай помог ускорить дело. В это время наследник И.И. Любимова, его брат Михаил Иванович, продавал двухэтажный дом в центре города; во дворе дома к тому же имелись каменные конюшни. Здания оценивались в немалую сумму – 40 тысяч рублей. Однако в духе того времени, характерной чертой которого была широкая благотворительная деятельность имущих, М.И. Любимов уступил эти постройки под школу всего за 15 тысяч рублей, а вырученные деньги передал в пользу Алексеевского реального училища, которое подарил городу Перми его старший брат Иван Любимов.

Финансирование и содержание торговой школы планировалось осуществлять за счет первоначальных взносов Общества приказчиков (5 тысяч рублей), городской думы (1 тысяча рублей), уездных земств (по 300 рублей), 6%-ного налога с промысловых свидетельств в пользу школы. Крупные московские торговые фирмы, банки и предприятия оказали денежную поддержку, предоставили для изучения свои товары и прейскуранты товаров.

24 августа 1900 года был утвержден устав торговой школы и избран попечительский совет. Председателем его стал почетный гражданин города В.Д. Кувшинский, на должность инспектора пригласили А.З. Зотова, окончившего физико-математический курс Киевского университета. В обязанности попечительского совета входили забота о средствах и благосостоянии заведения, расходование сумм по его содержанию, содействие получению служебных мест выпускниками, избрание директора и инспектора [6, с. 12].

Жилое здание, доставшееся школе, необходимо было прежде всего приспособить к нуждам образования. Для этого попечительским советом был приглашен архитектор А.И. Ожегов. К 1903 году работы по переустройству закончились. Новая школа получила пять учебных классов, рекреационный зал, библиотеку, физический и химический кабинеты, имелась квартира для инспектора и др. Позднее были перестроены и конюшни, и с 1914 года в них разместилось коммерческое училище (в настоящее время здания, принадлежавшие школе и училищу, занимает школа-гимназия № 17 города Перми).

В торговую школу принимались лица от 11 до 21 года, имеющие начальное образование. Основную массу учащихся составляли 13–16-летние. Здесь обучались представители разных сословий: дворян, купцов, мещан и крестьян. Плата за обучение была высокой – до 80 руб. в год, так что не каждый крестьянин или мещанин мог отдать своего ребенка в эту школу. Однако часть денег за обучение вносили уездные земства, отбиравшие наиболее способных детей. Кроме того, купцом А.П. Гавриловым было организовано общество вспомоществования нуждающимся учащимся, благодаря чему большинство в школе составляли дети из мещанских и крестьянских семей. Первоначально планировалась четырехклассная школа, однако через год был дополнительно открыт подготовительный класс, что давало учащимся возможность лучше усвоить общеобразовательный курс.

Система подготовки предпринимательских кадров основывалась прежде всего на твердых гуманитарных, технических и естественно-научных знаниях. Наряду с обязательными Законом Божиим, арифметикой, каллиграфией в подготовительном, первом, втором классах изучались общеобразовательные предметы: русский язык, сведения из алгебры, геометрия, история, география, естествознание и физика. Иностранный язык на первом году был необязательным предметом, но вскоре стала ясна необходимость серьезного изучения иностранных языков. Тогда попечительский совет решил, что на них необходимо выделить в программе обучения столько же часов, сколько на русский язык. Учащиеся вели торговые книги параллельно на иностранном языке. На третий год в программу обучения включалась химия. Далее особое внимание преподавательский состав торговой школы уделял профильной подготовке учащихся. Начинались специальные курсы: товароведение, коммерция, бухгалтерия, коммерческая корреспонденция. Такие предметы, как арифметика и география, преподавались исключительно с акцентом на коммерческую сферу, много времени отводилось на специальные курсы, практическую работу по товароведению, работу в лабораториях. Учащимся старших классов была предоставлена возможность проходить практику в местных торговых и промышленных заведениях, куда их с удовольствием брали, используя их знания и старание быть замеченными.

Преподаватели и попечительский совет торговой школы стремились придать системе коммерческого образования гибкий характер и приспособить обучение к постоянно меняющимся требованиям торговой и промышленной жизни города. Попечительский совет школы обратился к фабрикам и заводам с просьбой присылать образцы продукции и товаров для музея. Благодаря энергичным действиям нового председателя попечительского совета А.П. Гаврилова товарный музей вскоре был создан. Здесь имелись богатые коллекции камней и руд, волокнистых материалов и тканей, продуктов канатного, брезентового, кожевенного, стеаринового, мыловаренного, хлебопекарного, нефтяного, химического производств, гончарных и фаянсовых изделий. Библиотека школы, начало которой было положено Е.И. Любимовой, подарившей 517 томов, к 1911 году насчитывала 3,5 тысячи единиц художественной и специальной литературы. В школе были прекрасно оборудованы, в основном на деньги купцов, физический и химический кабинеты. А.П. Гаврилов оплатил из своих средств микроскопы, витрины, вытяжной шкаф; он же купил для школы две немало стоившие пишущие машинки. Эти примеры помощи школе отнюдь не единичны.

Популярность и рейтинг торговой школы с каждым годом росли. Во-первых, для мещан, а особенно крестьянских детей, это была единственная возможность «выйти в люди», ведь наряду с получением «модного» образования они практически сразу получали рабочее место и обеспеченную жизнь. Дальнейшая судьба зависела от их инициативы. Чаще всего небогатые семьи не могли платить за образование своих детей, поэтому попечительский совет, отбирая способных учеников, сразу помогал таким учащимся с помощью благотворительных взносов на обучение. Бедным, но одаренным детям не только оплачивали обучение, но и выдавали ссуды на одежду, покупали учебники, давали возможность бесплатно обедать при Богородицком попечительстве.

Во-вторых, выпускников торговой школы сразу принимали на ответственные должности в торговые дома, коммерческие банки, промышленные заведения, поскольку уровень доверия к полученным знаниям был высок. Зарплата составляла от 300 до 1300 руб. в год (цены на некоторые товары в 1907 г.: каравай хлеба – 5 коп., десяток яиц – 35 коп., фунт масла – 40 коп., овчинный тулуп – 5 руб., беличья шуба – 30 руб.). Как писал в мемуарах известный предприниматель, московский купец П.А. Бурышкин, «можно отметить, что до самого последнего времени даже в таких крупных центрах, как Москва или Харьков, легче себе находили работу в торговых предприятиях молодые люди, окончившие низшие коммерческие школы» [7, с. 173]. В-третьих, имея хорошие знания и навыки по ведению торговли, некоторые выпускники заводили собственное дело. Многие молодые люди продолжали свое образование в средних и высших учебных заведениях.

За десять лет работы школы ее окончил 171 человек. Половина из них работала на коммерческих предприятиях, часть – в правительственных и общественных учреждениях, более 20 человек завели собственное дело. И все же ситуация с недостаточностью грамотного, квалифицированного персонала ощущалась постоянно, что на купеческих собраниях являлось поводом горячих дискуссий и обсуждений. С открытием железнодорожных путей сообщения и тарифообразованием на перевозки грузов, развитием новых форм торговли и средств связи требовались работники с более глубокими знаниями и навыками. В результате пермское биржевое и купеческое общества выступили инициаторами открытия первого в Пермской губернии коммерческого училища.

В 1914 году в перестроенных конюшнях любимовского дома открыто 8-классное мужское училище. Событие для города было значительное, в адрес Андрея Гаврилова шли телеграммы. Особенно горячо поздравил его известный пермский предприниматель, купец Н.В. Мешков: «Дай бог добиться при нашей еще жизни осуществления в Перми высшего коммерческого института. Наш край, полный самых разнообразных богатств, требует высшего, именно коммерческого образования» [8].

В коммерческое училище принимались дети 10–12 лет, поэтому обучение в торговой школе явилось для них первой ступенью. В училище преподавали немецкий, французский языки, политэкономию, законоведение в сфере торговли и промышленности, товароведение и технологии. Преподавание коммерческой корреспонденции велось на русском и иностранном языках. За дополнительную плату учащиеся могли овладеть также латинским и английским языками, стенографией и другими предметами. В специальной лаборатории ученики вели исследование товаров лабораторным путем, проводили химические опыты.

Русское коммерческое образование было нацелено на воспитание разносторонне развитой личности. Полученное учащимися в коммерческом училище образование было престижным, а знания и навыки уважались и признавались в предпринимательской среде. Выпускники, окончившие курс училища, получали звание личного почетного гражданина города Перми. Звание кандидата коммерции присваивалось учащимся, окончившим училище с отличием, что сразу придавало весомость и статус в деловом обществе.

Важнейшей отличительной чертой коммерческого образования была его практическая направленность. Очевидно, что торговая школа и коммерческое училище − те учебные заведения, в которых купцы были кровно заинтересованы. Этим объясняется их столь активная деятельность и мощная финансовая поддержка. Финансовая самостоятельность и организаторская работа попечительских советов позволяла привлекать лучшие преподавательские кадры, совершенствовать материально-техническую базу.

К началу 1914 года в России в сфере коммерческого образования действовали 204 училища, 130 торговых школ, 25 торговых классов и 98 курсов коммерческих знаний. В коммерческих институтах училось 866 человек, в училищах проходили курс 54791 человек, в торговых школах – 20086, в торговых классах – 6085, на курсах – 8809. Всего насчитывалось 90637 человек, из которых 18344 женщины [2, с. 9]. Новым явлением общественной жизни в России стала возможность получения женщинами коммерческого образования. Развитие промышленности и торговли обусловило вовлечение женщин в хозяйственную деятельность, для них создавались специальные курсы. К сожалению, эта возможность была предоставлена женщинам крупных центральных городов, в Перми она не была реализована.

Первое коммерческое учебное заведение в соседнем Екатеринбурге открылось в 1902 году, где городская торговая школа также содержалась на общественные взносы и благотворительные пожертвования, а не государственные средства [9, с. 123].

Представители купеческого сословия, поддерживая профильное коммерческое образование, не обходили вниманием и другие учебные заведения города. В конце XIX – начале XX века благотворители из среды купечества финансировали различные образовательные учреждения. Реальное училище в Перми было основано в собственном здании и на средства купца И.И. Любимова. По завещанию купца И.И. Базанова на его средства построено здание лучшего начального училища в Перми – Екатерино-Петровского. Крупнейшее пожертвование на Урале сделал чаеторговец А.Г. Кузнецов, который внес 1,5 миллиона рублей на сооружение и обеспечение технического училища и женской рукодельной школы в Кунгуре. На нужды образования пермским купцом П.П. Калининым, владевшим гвоздарной фабрикой, было завещано 100 тыс. рублей, которые позднее были использованы для создания Пермского университета. Крупнейший предприниматель Перми Н.В. Мешков, энергично поддерживая идею открытия на Урале высшего учебного заведения, передал университету собственный комплекс зданий [10, с. 42].

В результате исследования были выявлены мотивы, определены основные направления деятельности представителей делового мира Перми по обеспечению кадрами торгово-промышленных предприятий. Проведенный анализ деятельности торговой школы и коммерческого училища показал, что эти заведения находились в центре внимания купечества и соответствовали запросам времени, обеспечивая потребность в грамотных специалистах.

Выводы

Благодаря огромной организационной работе местных деловых кругов, ключевой роли купечества в приобретении опыта создания учебных заведений в Перми сложились институциональные условия для открытия высшего учебного заведения. Первый на Урале университет открылся в Перми в 1916 году. «Капитаны экономики» сознавали, что средства, вложенные в образовательные заведения, вернутся в виде грамотных специалистов, в виде новых идей и технологий. Наконец, глобально, в виде нового уровня благосостояния общества, а, значит, нового уровня потребностей и потребления. Лишь богатое общество могло обогатить производителей и торговцев, поэтому в главном интересы предпринимателей и общества совпадали.