Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING IN FORMATION OF TERMINOLOGICAL LITERACY AND PERSONAL-PROFESSIONAL BECOMING OF MEDICAL STUDENT

Khabarova T.S. 1 Korovina I.A. 1 Zabolotnaya S.G. 1
1 Orenburg State Medical University, Ministry of Healthcare of the Russian Federation
The tendency to the provision of worthy medical education, qualitative improvement of health and increase of life expectancy, to integration of educational, scientific and therapeutic processes actualizes the problem of workforce capacity in health care. Imperative of time consists in the fact that future doctor must possess subjective activity, flexibility of thinking, high level of mental and intellectual-personal development, capabilities for terminologically competent communication with colleagues and patients for realization and improvement of professional and research activities. We mean the capabilities for effective communication and cooperation in a group, and critical thinking skills necessary for mastering the methodology of innovation, generating new ideas, identification of personal and professional life priorities. The use of critical thinking technology in the process of education in practical classes of Latin and foreign languages allows to actualize learning motives of students, develop cognitive skills, master the most productive means and methods of work with information. The achievement of good command of Latin and English and essential elements of terminology ensures meaningful acquisition of medical knowledge and formation of terminological literacy by future specialist in medicine, capable for intercultural professional communication.
critical thinking
terminological literacy
professional becoming
personal development

Эпоха цифровых ресурсов и технологий стремительно меняет мир, влияет на все сферы современного общества, сопровождает научно-исследовательские процессы, расширяет информационное поле всех областей знаний и воздействует на природу человека в целом. Изменение восприятия окружающего мира и психологии поведения будущих специалистов различных направлений увеличивает ответственность образовательных структур и организаций, призванных решать вопросы формирования личности в условиях неопределенности, и обусловливает необходимость обновления системы высшего образования [1]. В реальной профессиональной деятельности специалиста области медицины необходимы не абстрактные знания, а умения и навыки эффективного решения возникающих профессиональных задач [2]. Медицинское образование, стремясь к интеграции учебно-воспитательной, ценностно-познавательной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов, ориентируется на освоение современных информационных и личностно-развивающих методик и технологий; на максимальное приближение медицинского образования к реальным условиям и практике профессии врача; на создание и внедрение мощной материально-технической и научно-исследовательской базы для вовлечения студентов в научно-исследовательскую работу; на возрождение высокоморального облика врача, поддержание духовно-нравственного воспитания и расширение профессиональных ценностей специалиста. Врач XXI века должен быть приверженцем высших идеалов, учитывать в своей профессии не только феномен жизни и смерти, но и права каждого человека. Высокая образованность, самостоятельность и творческий подход к делу характеризуют профессионально грамотного специалиста, способного опережать события и нести ответственность за свою деятельность [3].

Цель исследования: раскрытие потенциала технологии развития критического мышления в личностно-профессиональном становлении терминологически грамотного специалиста сферы здравоохранения при изучении профессионально ориентированной лексики.

Материал и методы исследования. Данное исследование было проведено при помощи теоретических методов (изучение образовательных программных документов медицинского вуза, анализ отечественной и зарубежной методической, психолого-педагогической литературы) и эмпирических методов (изучение опыта высших школ внедрения современных личностно-развивающих технологий в образовательный процесс с применением стратегий и методов критического мышления). Материалом для исследования послужили проблемно-образовательные ситуации, информационно-коммуникационные и поисковые задачи, направленные на эффективное освоение профессионально ориентированной лексики и личностно-профессиональное становление будущего специалиста, реализованные при помощи внедрения в процесс обучения приемов технологии развития критического мышления.

Результаты исследования и их обсуждение. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения ставит главными целями повышение качества медицинского образования, развитие высококомпетентной и творческой личности будущих специалистов, самостоятельно мыслящих, готовых решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, медико-биологической базы и информационно-коммуникационных технологий [4]. Речь идет о подготовке критически мыслящих специалистов медицинской сферы. Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подтверждает важность задач по модернизации профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ. Постановления данного Указа ориентированы на ряд важных целей в осуществлении прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны [5].

Новые тенденции развития высшего образования и информационно-образовательные технологии, примером которых является технология развития критического мышления, ориентированы на актуализацию учебно-познавательной сознательности студентов, самостоятельности, рефлексии, мыслительной активности и гибкости мышления, что способствует более качественному усвоению иноязычной речи и непрерывному профессионально-личностному развитию. Технология развития критического мышления, авторами которой являются Чарльз Темпл, Курт Мередит и Дж. Стил, представляет собой систему методических приемов и стратегий, предназначенных для оптимизации работы с увеличивающимся информационным потоком, с целью достижения высоких образовательных, личностно значимых и профессиональных результатов. Понятие «критическое мышление» берет начало в работах американского педагога и философа Дж. Дьюи, который употреблял его как термин «рефлективное мышление» – мышление последовательное, активное и аргументированное. Дж. Дьюи выступал за совершенствование мышления каждого человека [6]. Ричард Пол, исследуя вопросы мышления, говорил о слабом, имеющем эгоистическую мотивацию, и сильном смысле критического мышления, проникающем в логику проблем с целью их объективного и всестороннего изучения без учета личностных интересов. Дайана Халперн, рассматривая критическое мышление с позиции психолога, подчеркивает высокую степень контролируемости, целенаправленности и аргументированности данного вида мышления, которое с большой вероятностью гарантирует получение конечного желаемого результата. В России данным вопросом в психолого-педагогическом и философском плане занимались С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, А.В. Коржуев, В.А. Попков и другие. Педагоги и ученые говорили о возможности и необходимости формирования критического стиля мышления при подготовке студентов высших учебных заведений. На наш взгляд, критическое мышление – мышление логическое, управляемое и контролируемое, гибкое к альтернативным решениям, которое демонстрирует совершенное владение знаниями, умение и способность обрабатывать и систематизировать информацию, необходимую для достижения конкретных целей.

Технология развития критического мышления включает три стадии – вызов, осмысление, рефлексия, а также набор когнитивных приемов и стратегий для развивающего обучения. На стадии вызова актуализируется уже имеющаяся информация, определяются дальнейшие цели и направления работы. Главной идеей стадии осмысления является понимание того, что приобретенные ранее знания не являются конечным результатом, а служат лишь отправной точкой для совершенствования и развития аргументированного мышления. На стадии рефлексии происходят осознание своего опыта, оценка собственных действий и действий всех участников, выявление положительных моментов, а также причин неудач.

Врач – это сложная, многогранная и личностно ориентированная профессия, в которой равнозначно ценными являются как наличие профессиональных умений и навыков, так и способность грамотно и тактично общаться. Коммуникабельность для врача любой специальности является настоящим инструментом, который обеспечивает четкое изложение мыслей, умение выслушать людей и расположить их к себе (устная коммуникабельность); грамотное составление деловых писем, заполнение официальных документов по ведению диагностики и лечения пациента (письменная коммуникабельность).

Терминологическая грамотность является важным условием достижения высоких профессиональных результатов личности. Глубокие знания медицинской терминологии не только позволяют студентам вуза эффективно усваивать специальные дисциплины, но и обеспечивают личностно-профессиональное становление специалиста, развивают его общекультурный уровень, способность грамотно формулировать в устной и письменной форме профессиональную информацию, усваивать новые методики и технологии проведения диагностики и лечения. Терминологическая компетентность закладывается на занятиях по латинскому и иностранному языкам и снимает психологические трудности общения в будущей профессиональной деятельности [7].

Дисциплины «Латинский язык» и «Иностранный язык», входящие в цикл гуманитарных дисциплин, направлены на развитие личностных и профессиональных качеств будущего специалиста медицинской сферы. Конечной целью изучения латинского и иностранного языков в медицинском вузе становится формирование коммуникативной грамотности, необходимой для профессионального общения с коллегами и пациентами, а также для эффективного поиска и анализа информации в условиях усиливающейся тенденции внедрения наукоемких технологий в медицинскую практику и увеличения объема знаний для научно-исследовательской деятельности. По мнению В.А. Орловой, мышление неразрывно связано с речью, так как представляет собой целенаправленный процесс познавательной деятельности личности, ориентированный на поиск новых знаний [8]. Наличие критического взгляда и логического мышления позволяет будущему специалисту сферы здравоохранения уверенно чувствовать себя в стремительно меняющихся условиях профессиональной деятельности, выстраивать продуктивную работу, отвечая общественным требованиям и не противореча собственным целям. Латинский язык включает в себя комплекс терминологий различных дисциплин. Уже на первом курсе студенты погружаются на занятиях в среду профессионального общения и знакомятся с терминологией морфологических дисциплин – анатомии и гистологии, клинических дисциплин, фармацевтической терминологией и основами общей рецептуры. Дисциплина «Иностранный язык» в медицинском вузе ориентирована на развитие личности студента-медика, его мотивы, интересы, цели, перспективы, жизненные планы и проекты [2].

Научно-методическое сопровождение развития критического мышления на занятиях по латинскому и иностранному языкам осуществлялось путем внедрения логико-дидактических схем, информационно-поисковых, творческих, когнитивных и проблемно-ситуационных задач, практических занятий, разработанных на основе приемов технологии развития критического мышления (табл.).

Технология развития критического мышления (ТРКМ) в формировании терминологической грамотности

Цели

Признаки терминологической грамотности

Приемы ТРКМ

Изучение теоретического материала и элементов латинской грамматики:

– грамматические категории и способы образования различных частей речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное, причастие);

– способы, средства и типологические особенности образования клинических терминов;

– грамматический строй рецепта, официальные требования к оформлению рецепта

1.                  Умение планировать, определять цели и выстраивать четкий алгоритм действий, отслеживать ход рассуждений.

2.                  Умение осуществлять выбор наиболее эффективного способа работы с новым материалом, поиск вариантов решения проблем.

3.                  Умение слушать и понимать смысл материала

 

Идеал; Инсерт; Мозаика проблем; «Толстые» и «тонкие» вопросы; Верные и неверные утверждения; Чтение с остановками;

Дерево предсказаний; Эффективная лекция

 

Изучение лексического материала:

– лексические единицы латинского происхождения, необходимые для построения и перевода анатомо-гистологических терминов;

– терминоэлементы греко-латинского происхождения, необходимые для перевода и конструирования клинических терминов;

– лексические единицы фармацевтической терминологии, включая частотные отрезки в номенклатуре лекарственных средств и стандартные рецептурные формулировки с глаголами и предлогами

1.         Понимание закономерностей и принципов эффективного заучивания отдельных лексических элементов и управление информационным потоком.

2. Структурирование и систематизация полученных знаний, видение материала с различных точек зрения.

3. Активность, познавательная направленность, самостоятельность суждений и творческий подход.

4. Эмоционально-положительная направленность на успех

 

Фишбон; 6 шляп мышления; Инсерт; Дневники и бортовые журналы; Перекрестная дискуссия; Знаю – хочу узнать – узнал

Овладение практическими навыками:

– навыки чтения и письма на латинском и иностранном языках;

– навыки построения и анализа многословных анатомо-гистологических терминов различной сложности;

– навыки перевода и конструирования сложных и производных клинических терминов с заданным значением;

– навыки перевода стандартных рецептурных формулировок, грамотного оформления латинской части рецепта

1.                  Способность к анализу грамматических форм слов, усвоение строгой последовательности согласования и порядка слов.

2.                  Способность к ассоциативной связи с русским языком.

3.                  Способность к различному виду сотрудничества и взаимному обучению в целях эффективной работы и достижения планируемых результатов.

4.                  Рефлексия собственной деятельности, анализ ошибок и успехов, осуществление оценочных выводов

Идеал; Зигзаг; Дневники и бортовые журналы; Кластеры; ТАСК-анализ; Знаю – хочу узнать – узнал

 

Использование приемов данной технологии позволяет:

– успешно формировать и развивать навыки самостоятельного, аргументированного мышления;

– планировать и выстраивать четкую, уверенную, продуктивную деятельность;

– формировать грамотного, критически мыслящего, способного к самообразованию и саморазвитию профессионала;

– усвоить методологию исследовательского подхода к решению различных ситуаций;

– развивать научный потенциал личности.

Технология развития критического мышления направлена на активизацию познавательной самостоятельности, актуализацию мотивационной сферы, развитие креативности и творческой активности, интеграцию обучения. Данная технология подразумевает личностное включение каждого студента, позволяет более эффективно применять навыки, полученные при изучении латинского и иностранного языков, на профильных предметах и в будущей самостоятельной профессиональной деятельности [9].

Заключение. Таким образом, латинский и иностранный языки с точки зрения медицинской терминологии являются средством межкультурного профессионально ориентированного общения. Можно утверждать о доказанной эффективности представленных нами способов изучения латинского и иностранного языков посредством применения технологии развития критического мышления. Она помогает реализовать в образовательном процессе высшей школы интеграцию дисциплин, коммуникативное взаимодействие, информационную направленность, развитие профессионального мышления, способствуя при этом личностно-профессиональному становлению терминологически грамотного специалиста медицинской сферы.