Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF STUDENTS AS A PERSONALLY SIGNIFICANT ACTIVITY

Vorobeva S.A. 1 Veremchuk A.S. 2 Volgusheva A.O. 1 Zavershinskaya N.A. 1
1 Saint-Petersburg State Chemical Pharmaceutical University
2 St. Petersburg State Institute of Film and Television
The article conceptualizes the motivation for teaching and learning in higher education, reveals the content of internal and external motives of students in the educational process, discusses the features of the formation of educational motivation of students based on the results of an empirical research. Particular attention is paid to the socio-psychological and age characteristics of students studying at SPCPU, to the dynamics of the value motivations of students of different courses, to their pragmatism as a reflection of the realities of a market economy, as well as their social attitudes. The article focuses on the socio-psychological and age characteristics of students studying at SPCPU, the dynamics of value motivations of students of different courses, their pragmatism as a reflection of the realities of the market economy, as well as their social attitudes. Along with this, a number of factors that reduce students motivation to study are identified. The article also touches on the issue of psychological and pedagogical methods that can change the attitude of students to educational activities. Some recommendations are formulated for teachers to increase educational motivation and, consequently, increase the effectiveness of the learning process.
motivation
student age
professional activity
professional motivation
study at a university

Система российского образования в настоящее время заметно меняется: происходит ее интеграция в мировое образовательное пространство, перемены наблюдаются в структуре и содержании образования, в развитии новой методологии, в пролонгированном обучении и т.д.

Смена образовательной парадигмы в высшей школе предполагает выдвижение новых требований к уровню образованности и развитию личности студентов, к профессиональным и человеческим качествам будущих специалистов, перед которыми стоит задача умножения интеллектуального и социально-экономического потенциала российского общества. Речь идет не просто о передаче постоянно растущего объема знаний, навыков и умений, а об способности их творческого применения при решении нестандартных проблем. Для этого необходимо сделать студента активным участником педагогического процесса, стремящимся к овладению знаниями, умеющим самостоятельно учиться и непрерывно самообразовываться, успешно осваивать профессиональные компетенции, достигать жизненного успеха и соответствующего социального положения.

Однако педагогический процесс в высшей школе на фоне возрастающих требований к уровню подготовки выпускников сталкивается с серьезными проблемами, касающимися снижения у студентов интереса к учебе, недостаточно развитых умений работать самостоятельно, ориентироваться в учебном материале, проявлять инициативу в освоении необходимых универсальных и профессиональных компетенций и т.д. Все перечисленные проблемы можно квалифицировать как проявление несформированной учебной мотивации студентов. В этой связи особую актуальность приобретает создание условий в высшей школе для оптимизации процесса мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности, для превращения учебной деятельности в личностно значимый вид деятельности студента. «Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленность на достижение соответствующих результатов. Мотивационная сфера личности студента включает целый спектр его личностных качеств, определяющих не только успешность обучения, но и общей социализации молодых людей, формирования у них мировоззренческих позиций, нравственно-ценностных ориентиров, реализующихся как в профессии, так и в саморазвитии» [1].

Цель исследования – определить уровень сформированности учебно-профессиональной мотивации студентов СПХФУ и психолого-педагогические факторы ее оптимизации.

Для достижения цели исследования сформулированы следующие задачи:

- изучить учебно-профессиональную мотивационную сферу личности студента на базе СПХФУ,

- проанализировать динамику изменения мотиваций студентов в процессе их взросления и профессионального обучения,

- определить психолого-педагогические факторы активизации мотивационных установок студентов к познавательной и учебно-профессиональной деятельности.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования основываются на проведенном социологическом опросе студентов Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета. Объектом исследования стали студенты в возрасте от 17 лет и старше бакалавриата, специалитета и магистратуры СПХФУ. В исследовании приняли участие 195 студентов двух факультетов: фармацевтического факультета (ФФ) и факультета промышленной технологии лекарств (ФПТЛ).

Методологическую основу исследования составляют принципы педагогического исследования: системности, целостности, объективности, историзма, комплексного применения методов педагогического исследования.

При изучении учебной деятельности студентов СПХФУ в качестве методологических подходов использовались теоретические положения философии образования, теории развития личности и готовности к учебной деятельности, личностно ориентированного обучения, развития профессионального образования.

Методами исследования являются эмпирические (анкетирование, анализ результатов деятельности), теоретические (систематизация, обобщение полученных материалов), методы математико-статистического анализа данных.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило выявить факторы учебной мотивации студентов, раскрыть условия и возможности изменения отношения студентов к учебной деятельности, обозначить рекомендации для преподавателей, нацеленные на повышение мотивации студентов к познавательной и учебной деятельности.

Сегодня происходит существенный пересмотр тех групп ценностей, которые были характерны для студенческой молодежи предшествующих десятилетий. Формируются новые аксиологические приоритеты, меняется динамика ценностных позиций в ходе обучения в вузе, намечается зависимость структуры ценностей от выбора будущей профессии студента [2]. Сложность задач, которые стоят сегодня перед высшей школой, требует понимания и раскрытия ценностного потенциала современной молодежи. Адекватность педагогического мышления преподавателей обусловлена не только знанием преподаваемого предмета, но и владением психолого-педагогических и дидактических методов и приемов обучения. Среди множества основных компетенций, которые должен сформировать преподаватель у выпускников химико-фармацевтического вуза, можно выделить такие:

- определение и реализация приоритетов собственной деятельности, способность ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни;

- осуществление критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода, выработка стратегии действий;

- способность организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели;

- способность применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранных языках, для академического и профессионального взаимодействия [3] и др.

Преподавание и учение – две взаимосвязанные стороны образовательного процесса, они обе должны быть активны в процессе обучения и воспитания студентов, формируя у студентов универсальные и профессиональные компетенции. В этой связи вопрос мотивации учебной деятельности студента высшего учебного заведения приобретает первостепенную практическую значимость, а концептуализация феномена мотивации становится важнейшей теоретической и дидактической проблемой.

Понятие «мотивация» берет свое происхождение от латинского слова «movere» – двигать. А. Шопенгауэр в начале XIX столетия написал статью «Четыре принципа достаточной причины», где ввел данное понятие в научный оборот [4].

Проблему мотивации рассматривали многие ученые: З. Фрейд, Д. Уотсон, Э. Толмен, И.П. Павлов, К. Голдштейн, А. Маслоу, К.Р. Роджерс, А. Адлер, М. Босс, А.Н. Леонтьев, Ж. Нюттен, Д.Н. Узнадзе (ситуационно-динамическая мотивация), Х. Хекхаузен, Ю. Куль, Ю. Бекман, Э. Деси и Р. Райан. Также, на наш взгляд, интересны работы по мотивации В.Г. Асеева, Л.И. Божович, Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Д.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.К. Маркова и др.

Сегодня по-прежнему не существует единого подхода к сущности, природе и структуре мотивации в современных психолого-педагогических науках. В исследованиях по этой проблеме отмечается ее сложность, противоречия в динамике и механизмах, недостаточная степень изученности соотношения мотивации к учебе и выбранной специальности [5].

Совершенно очевидным является то, что в основе мотивации лежат мотивы, которые представляют собой стремления, интересы, потребности, цели, желания, идеалы, побуждающие человека к продуктивной познавательной деятельности. Мотивация включает как мотивацию обучения, которая стимулирует преподавателя к добросовестному выполнению своих профессиональных обязанностей, так и мотивацию учения, которая связана с потребностями и смыслом учения для обучающихся. «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, – писал С.Л. Рубинштейн, – нужно, чтобы задачи, которые перед ним ставятся в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживаниях» [6].

Следует различать связанные с мотивацией разные зоны ответственности:

– зону ответственности преподавателя и учебного заведения;

– зону ответственности студента.

В зоне ответственности студента можно выделить как внутренние, так и внешние мотивы. К внутренним можно отнести его саморазвитие в процессе учебной деятельности, к внешним – воздействие на его личность со стороны родителей, преподавателей, студенческой группы, требование, принуждение, что очень часто встречает внутреннее сопротивление личности. Справедливости ради стоит заметить, что если уровень преподавания в вузе низкий, то мотивация может исчезнуть даже у тех студентов, которые были замотивированы внутренне.

Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность, которая в свою очередь систематизирована и является устойчивой, динамичной и направленной. На учебную мотивацию напрямую влияют формы организации образовательного процесса, специфика учебного предмета, стиль педагогической деятельности преподавателя и другие факторы психологического и педагогического характера.

Среди тех факторов, которые нельзя не учитывать – это социально-психологические и возрастные категории студенчества как целостной личности, проблемой которых занималась психологическая школа Б.Г. Ананьева, опираясь на антропологический принцип и синтетическое человекознание [7]. Студенческий возраст – это период ранней юности, в котором завершается созревание личности, складывается мировоззрение, складываются ценностные ориентации и установки. Однако формирование личностной зрелости у студентов младших курсов, т.е. в период ранней взрослости, по замечанию ряда исследователей, запаздывает и характеризуется инфантилизацией, т.е. низким уровнем саморегуляции, самостоятельной организованности своей жизни. Все это, без сомнения, затрудняет становление у студентов младших курсов мотивации к учению.

В работах современных исследователей, посвященных динамике мотивации в ходе обучения, подчеркивается значимость мотивов как материального благополучия, так и профессионализма, а также показателей внутренней и внешней мотивации, различающихся у обучающихся на разных курсах обучения [8; 9].

Целью высших учебных заведений является формирование учебной мотивации у студентов, создание условий, в которых студент сможет получать удовлетворение от процесса обучения. Это имеет своим следствием утверждение ценности личности студента и повышает эффективность самого учебного процесса.

Существует целый набор мотивов, позволяющий изменить отношение студентов к учебной деятельности, среди них:

- социальные, т.е. ответственность за свое будущее, ответственность перед своими близкими;

- познавательные, побуждающие обучающегося получать новые знания;

- прагматичные, связанные с прагматичным желанием иметь высокую зарплату, работать в престижной компании;

- коммуникативные – расширение нового круга знакомств;

- профессиональные – стремление овладеть специальностью, стать профессионалом в своем деле.

В исследовании, проведенном авторами, была предпринята попытка выявить особенности мотивации учебной деятельности студентов СПХФУ, уровень их вовлеченности в учебный процесс, степень эффективности усвоения учебного материала, показатели успешности учебной деятельности и др. Для авторов важно было проанализировать динамику изменения мотиваций студентов в процессе их взросления и профессионального обучения, а также психолого-педагогические факторы активизации мотивационных установок студентов к познавательной и учебной деятельности.

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, учебная деятельность для большинства студентов СПХФУ выступает значимой и важной. Абсолютное большинство студентов полагают, что образование, полученное в СПХФУ, откроет широкие возможности на пути к жизненному успеху, даст возможность самореализации, будет востребовано в условиях рыночной экономики. Многие из них выразили некоторую уверенность в перспективах, связанных с избранной профессией. При этом профессиональная самореализация для большинства респондентов не являлась все-таки основным мотивом при поступлении в СПХФУ (рис. 1).

В анкете вопросы ранжировались по месту получения студентами школьного образования: крупный или малый город / населенный пункт, Санкт-Петербург. При обработке полученных результатов выяснилось, что мотивы, связанные с возможностью профессиональной реализации, в большей степени присутствуют у респондентов из Санкт-Петербурга, в меньшей степени – у респондентов из малых городов / населенных пунктов (рис. 1).

Рис. 1. Мотивы поступления студентов в СПХФУ (ранжирование по месту получения школьного образования)

Поскольку для большинства респондентов возможность получения избранной профессии при поступлении не являлась определяющей, постольку принятое ими решение о поступлении в СПХФУ было истолковано авторами статьи как средство реализации эгоистического мотива. Однако в вузе отношение к профессиональной карьере у студентов меняется, ее значимость повышается (рис. 2). Важность профессиональной карьеры отметили для себя 23-24% студентов первого, второго, четвертого курсов и магистратуры, 38,1% - студенты-третьекурсники.

Рис. 2. Динамика мотивационных факторов студентов СПХФУ в ходе обучения

(1-4 курсы и старше)

Внутренне ориентированные ценности самореализации в жизни и в профессии сочетаются у студентов с внешне ориентированными социальными ценностями. Так, работа в фармацевтической отрасли ассоциируется у преобладающего большинства студентов с пользой людям: у 59.5% первокурсников, у 43,9% и 42,9% студентов второго и третьего курсов, у 44,8% старшекурсников (рис. 2). Для студентов медико-фармацевтического профиля подготовки такая установка имеет немаловажное значение, так как речь идет о серьезных последствиях, связанных с развитием новых медицинских и фармацевтических технологий. Неслучайно около трети студентов ценность будущей работы связывает с техникой. Однако озабоченность вызывает снижение этой мотивации у студентов старших курсов до 13,8% в сравнении с 27% у первокурсников и второкурсников (рис. 2). Возможно, это свидетельствует о снижении мотивации у студентов-старшекурсников к творческой работе в профессии.

В ходе обучения изменяется содержание учебной деятельности студентов, меняется также мотивация обучения и учения. Поэтому при проведении исследования ставилась задача проследить динамику внешних и внутренних мотивационных факторов у студентов всех курсов, проходящих обучение в СПХФУ. Так, если первокурсники в большей степени социально ориентированы, то ценности прагматизма, связанные с реалиями рыночной экономики, с ориентациями на получение высокого дохода, весьма выражены у студентов второго курса (53,3%) и старше (55,2%) (рис. 2). Озабоченность вызывает то, что интерес к профессиональной карьере, особенно у студентов-старшекурсников, вторичен по сравнению с доминирующим мотивом к материальному достатку.

Происходящая в ходе обучения переоценка отношения студентов к профессии – важный шаг к формированию стремления к профессиональному самоопределению, к осознанию необходимости трансформации внутреннего мира, к поиску новых возможностей самоосуществления себя в учебной деятельности. Примечательно, что подавляющая часть студентов связывает свое будущее именно с работой по специальности. Опрос показал, что это намерение превалирует у студентов 1-3 курсов (соответственно 67,6%, 62,6%, 61,9%) и несколько снижается к 4 курсу (58,6%) (рис. 3).

Рис. 3. Намерения студентов (1-4 курсы и старше) работать после окончания СПХФУ

Таблица 1 дает представление о мотивациях студентов в процессе профессиональной подготовки. Треть опрошенных студентов считает важной для себя интересную работу, связанную с получением удовольствия от нее.

Таблица 1

Внешние и внутренние мотивы будущей профессиональной деятельности студентов СПХФУ

Что больше всего мотивирует Вас работать?

Возможность наслаждаться процессом работы

34%

Стабильность, деньги и возможность особо не напрягаться

29,4%

Возможность почувствовать свою важность, нужность

22,2%

Возможность неожиданных перемен, смена мест

5,7%

Острая конкуренция и борьба в профессиональной сфере

5,7%

 

Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, у студентов СПХФУ сформированы мотивации к учебной деятельности и овладению профессией. Однако в ходе исследования был выявлен ряд факторов, снижающих мотивацию студентов к учебе (таблица 2).

Таблица 2

Факторы и механизмы снижения мотивации студентов СПХФУ

Факторы, снижающие мотивацию к учебному процессу студентов СПХФУ

Скучные лекции / семинары

22,2%

Авторитарность, агрессивность преподавателей

20,6%

Отсутствие логики при изложении материала

17,5%

Разрыв между образованием и потребностями современных компаний

14,4%

Недостаточная техническая оснащенность аудиторий/лабораторий

13,4%

Недостаток коммуникативных навыков у преподавателей

10,3%

Недостаточная эрудированность преподавателей

1,5%

 

Заключение

Таким образом, мотивация обучения и мотивация учения – важные компоненты образовательного процесса. Изучение мотиваций студентов СПХФУ свидетельствует о сформированности у них стремления к учению и получению профессии. Мотив к профессиональной самореализации сочетается у студентов СПХФУ с прагматическими ценностями. Повышение мотивации студентов к учению находится в непосредственной связи с повышением мотивации преподавательского состава к обучению. В новых реалиях преподавателям необходимо преодолеть консерватизм и сформировать новое педагогическое мышление. Демократический стиль педагогического общения преподавателей со студентами, инновационные технологии чтения лекций и проведения семинаров, наряду с высоким уровнем проведения занятий в классической форме в сочетании с глубоким знанием преподаваемого предмета, могут существенно усилить мотивацию студентов к познавательной и учебной деятельности.